Устают глаза при работе за компьютером — как настроить правильно монитор

Как настроить монитор, чтобы не уставали глаза

Всю жизнь ношу очки. Астигматизм как осложнение после болезни в детстве с +42°С. Выжил.
Но на компьютере работал без очков. Всегда интуитивно настраивал монитор и компьютер так чтобы не уставали глаза.
На днях обратил внимание, опять стали сильно уставать глаза. Особенно при длительной работе, а ведь раньше этого не было. Но мне подарили ЖК монитор и, учитывая, что много приходится работать с фото настроил его с помощью программы Adobe Gamma . Это потребовало поднять яркость для расширения динамического диапазона монитора (проработки плотных цветов). И только тогда я вспомнил, почему раньше все было нормально. А все нормально со зрением раньше было потому, что я настраивал монитор своего компьютера на минимальную (оптимальную) яркость.

Существует множество теорий, советов, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, защитных экранов и специальные программы, все они посвящены защите зрения людей работающих на ПК. Но еще когда я работал в DOS , а мониторы были зеленые и имели частоту обновления как обычные телевизоры, но эта проблема уже существовала. И уже тогда я нашел для себя выход. С тех пор я работаю на ПК без очков (хожу и езжу в очках). Не раз наблюдал, как на моих глазах люди, не выполнявшие моих советов в течение нескольких месяцев вынуждены были переходить на очки.

Так что же надо делать?

Общеизвестны правила организации рабочего места:

  • монитор стоит от пользователя на расстоянии вытянутой руки (допускается 50-70 см),
  • внешний свет не должен создавать на экране монитора блики,
  • монитор должен стоять на высоте когда верхняя кромка на уровне глаз или центр экрана на уровне глаз,
  • подберите для себя периодичность перерывов и их продолжительность (рекомендуется 1-2 раза в 2 часа по 10-15 минут),
  • при продолжительности работы более 5 часов, сделайте перерыв около 1 часа,
  • в перерыве выполняйте расслабляющие упражнения для глаз или пройдитесь по коридору или комнате,
  • не ставьте монитор напротив окна,
  • не ставьте монитор так чтобы на него падал свет из окна,
  • используйте для тренировки и расслабления глаз специальные программы.

Индивидуальность зрения

Наши глаза очень индивидуальны. Как сам человек они склонны к увиливанию от работы и поэтому как только появляется возможность они начинают требовать для себя более комфортных условий. А это в первую очередь относится к освещенности рабочего поля. Они хотят комфортной для себя освещенности, ну а мы, не задумываясь о последствиях, добавляем свет. Хотя излишне яркий свет даже вреднее для глаз, чем его недостаток.

Если Вы почувствовали быструю утомляемость глаз — это первый сигнал неправильной организации света на рабочего месте. И важнейшей стороной организации рабочего места является оптимальное освещение.

Но, как говорилось выше, наши организмы и глаза очень индивидуальны. Это значит, что каждому человеку нужны индивидуальные условия работы по освещенности рабочего места, а значит и экрана ПК. И не пугайтесь, если Вам кажется, что при изменении освещения в помещении Ваши глаза почувствовали потерю комфорта, они правы поскольку, как будет сказано ниже, комфортные освещенность или яркость всех объектов на рабочем месте связаны.

Яркость монитора

Главное требование — установите комфортную яркость экрана монитора (я по возможности снижаю ее). При такой яркости экран не должен быть слишком бледный и требовать напряжения зрения при чтении текста. Но и слишком ярким он тоже не должен быть. Как в первом, так и во втором случае глаза устают и даже быстрее. Причем, как я не устаю повторять, эта настройка строго индивидуальна и монитор с оптимальной настройкой для одного пользователя может быть не оптимальна для другого.

Частота обновления экрана

На мониторах с электронно-лучевых трубках (ЭЛТ) частота обновления экрана желательна максимальная.

Это связано с тем, что люминофор точек образующих изображение на экране светится ограниченное время, а изображение разворачивается полукадрами с частотой равной половине заданной вами частоты развертки. А эта частота на грани реакции глаза на изменения яркости, которая около 22 Гц.

(Критическая частота около 20 Гц, но и она тоже индивидуальна. Как слух одного человека различает звук с максимальной частотой 1 8 КГц, а другого только 13 КГц (иногда меньше), так и зрение разных людей имеет разную реакцию на изменение света (частоту обновления экрана). В телевидении России стандартная частота развертки 50 Гц, а полукадры следуют с частотой 25 Гц.)
При повышении частоты кадровой развертки (частоты обновления экрана в настройках монитора) мы уходим от этой критической точки и имеем частоту обновление экрана с частотой гарантирующей отсутствие мерцания. Главное чтобы эту максимальную частоту поддерживал монитор и видеокарта.

У мониторов с прогрессивной (покадровой) разверткой, частота обновления экрана должна быть не кратна 50 Гц (частоте мерцания осветительных приборов) и максимальна для динамичных (игры с быстрым движением) применений.

При прогрессивной развертке, весь кадр строится последовательным включением пикселов экрана (по строке и по кадру) с первого до последнего. И частота обхода экрана равна кадровой частоте. Она более чем в 2 раза выше частоты обновления экрана мониторов на ЭЛТ. Поэтому проблемы мерцания вроде бы не должно существовать. Высокая частота обновления нужна для повышения реакции монитора на быстрое движение в игра, быстрой графики (просмотр быстро меняющихся процессов). Если частота обновления ЖК монитора низкая такие сцены замазываются (теряют четкость). В офисных приложениях, графических редакторах вполне хватает частоты 60 Гц.

Современные ЖК мониторы имеют высокую скорость переключения, поэтому на них распространяются рекомендации аналогичные мониторам на электронно лучевых трубках.(максимальная частота обновления)

Поэкспериментируйте с частотой обновления экрана (посмотрите на экран при разных частотах обновления). Вы заметите, частоту при превышении которой текст на экране начнет искажаться (замазываться, появляется окантовка или расплывается). Снизьте частоту до наивысшей четкости изображения и работайте. Глаза будут уставать меньше.

Важные аспекты, влияющие на усталость глаз (по пунктам)

Многие люди при работе за компьютером допускают, на мой взгляд, одну самую серьезную ошибку — они не делают перерывов (совсем)! Пока не решат задачу — так и будут сидеть.

Вообще, через каждые 45÷60 мин. — КРАЙНЕ желательно сделать паузу на 5÷10 мин . и дать глазам отдохнуть (еще лучше делать короткие минутные паузы через каждые 15÷20 мин. работы, переводя взгляд куда-нибудь вдаль).

Тем более, нагрузка на глаза может быть разной: одно дело вы смотрите фильм, расслабившись в кресле; совсем другое: если ищите ошибку в расчетах, работаете в Excel и пр.

Чтобы не забыть про перерывы — рекомендую использовать какую-нибудь утилиту (дабы для таких задач их сотни!). Например, хватит и такой простой, как EYE Defender.

EYE Defender

eye-znachok-v-tree

Бесплатная программа, представляющая собой «умный» таймер (время задается вручную). Когда заданное время будет завершено — программа выведет на экран какую-нибудь заставку: значит пришло время отдыхать.

Единственный момент : через какое-то время, приходит привычка, что даже если заставка и появилась, можно ее закрыть и через 5 минут пойти отдыхать. В результате, отдых наступает не через 5 мин., а через 1-2 часа. Нужно выработать инстинкт, как появилась заставка — все, пора отрываться!

Пример заставки (Eye Defender)

Пример заставки (Eye Defender)

? В помощь!

Программы для контроля времени работы за компьютером (помогут сохранить зрение) — см. мою подборку

Купите хороший монитор

Не скупитесь на монитор с антибликовым покрытием, особенно если работаете напротив окна. Разрешение экрана должно быть высоким, ведь некачественная, неконтрастная картинка заставляет глаза напрягаться сильнее.

Уровни освещенности дисплея и рабочего места должны совпадать. Не работайте в темноте при выключенном свете. Если в комнате светло, повышайте и яркость монитора.

Разрешение 1920×1080

реклама

Большое расстояние до экрана диктует требование и к плотности пикселов — на 80-90 см от монитора с диагональю 27″ уже практически не чувствуется разница между 4K и Full HD разрешением и последнего становится вполне достаточно. Зато никто не мешает вам взять высокогерцовый игровой Full HD монитор, например, SAMSUNG C27RG50FQI с матрицей VA и частотой обновления в 240 Гц!

Оптимальная диагональ и разрешение монитора

Мониторы продаются с диагональю от 18,5” до 40”. Диагональ измеряется в дюймах, один дюйм равен 2,54 см. Раньше продавали мониторы от 14”, а 19” казались огромными, сегодня это минималочка ?. Стандартом де-факто на сегодня стала диагональ 24” (23.5”), считается что меньше это уже «моветон». В принципе, с этим можно согласиться с несколькими оговорками.

характеристики мониторов

Если вы сидели раньше за ноутбуком или монитором 15.6-17”, то 24” покажется огромным, большие расстояния между элементами, приходится вертеть головой, но потом привыкаешь. Другое дело, что не всем для работы нужно много рабочего пространства. Да, есть работы, когда удобно иметь перед глазами несколько окон программ одновременно, и даже не на одном, а на 2, 3 и даже 4-х мониторах. Например, трейдеры на биржах, дизайнеры и проектировщики прибегают к мульти-мониторам. Но когда открыта только одна, незагруженная информацией, программа, или вообще просто браузер, то половина места на экране оказывается пустым. Но зато удобно смотреть фильмы, видео и играть ?.

А вот 22” я не рекомендую выбирать, и пришло время рассказать о разрешении экрана. С эволюцией мониторов росло разрешение экрана, и для 24” сегодня стандарт 1920×1080 пикселей (FullHD). Есть такое понятие – плотность точек на дюйм (ppi). Для этого монитора ppi равен 92 и это нормально. Но 22” мониторы выпускают также с разрешением 1920×1080, и тогда плотность точек выходит 100. Это означает, что информации на экране поместится столько же, сколько на мониторе с диагональю 24”, а значит она будет более мелкая.

Раньше 22” мониторчики выпускали с разрешением 1600×900 и ppi был нормальный. Проще говоря, 22-дюймовый моник с FullHD не очень подходит для работы, т.к. шрифты будут мелковаты, придётся всматриваться, портить зрение. Но видео, игры и фотографии будут более чёткими, плотность пикселей всё-таки высокая.

Есть такое понятие как «родное разрешение матрицы», именно оно указывается в характеристиках монитора. Так вот, нельзя просто взять и поставить меньшее разрешение в параметрах экрана Windows, т.к. изображение станет несколько замыленным из-за невозможности совместить пиксель-в-пиксель.

Да, в Windows есть встроенное масштабирование, и можно просто поставить 120% и всё пропорционально увеличится в размерах. К тому же, в Windows 10 функция масштабирования была существенно улучшена и почти не осталось размытостей и нечётких границ. Но не везде, в некоторых приложениях остались размытые шрифты. Но как ни крути, а масштабирование делает шрифты тонкими! Да, буквы получаются большего размера, но линии шрифта остаются такими же, как и без масштабирования! Визуально шрифты становятся тонкими, и сразу непонятно в чём дело, просто как-будто что-то не так.

К сожалению, нельзя увеличить ширину линии шрифта на пол пикселя, поэтому эта проблема НИКАК не решается. Только подбор более-менее подходящего шрифта, величины масштабирования, чтобы не так «бросалось в глаза». Кардинальное решение только одно – монитор с двойным разрешением, т.е. 3840×2160 (4K). Тогда ставится масштабирование 240% и все счастливы .

В сухом остатке получаем:

  • При ограниченном бюджете выбирайте монитор с диагональю 18,5-19” для простой работы с текстом и нечастого просмотра видео;
  • Оптимальный вариант 24” FullHD или старый монитор 22” с разрешением 1600×900/1600×1050 ;
  • Не берите 22” с FullHD для работы, но для видео и игр он более чёткий, чем 24” собрат.

Про изогнутые экраны – они актуальны при диагонали от 27” и более, и тогда действительно немного улучшают пользовательский опыт.

Два слова про соотношение сторон: вам нужен монитор с соотношением 16:9 или 16:10. Экран 16:10 выглядит более квадратно, потому что у него больше строк по вертикали. Фильмы будут смотреться с пустыми черными полосками сверху и снизу картинки. Но для работы они лучше, потому что много рабочего пространства не только по горизонтали, но и по вертикали. Мониторы 21:9 и 32:9 нужны сугубо для игр.

Лучшие мониторы для зрения

Philips 245E1S – бюджетный монитор с диагональю 23,8» и IPS-матрицей станет отличным выбором для работы в офисе без утомления глаз.

LG 27GL850 – игровой монитор среднего ценового сегмента с диагональю 27″ и матрицей IPS, обладает положительными отзывами, и отмечен владельцами как комфортный в динамичных играх.

Acer Predator Z35P – флагманский монитор с изогнутым экраном диагональю 35″ на VA-матрице с разрешением UltraWide FHD, он гарантированно обеспечит комфорт в играх.

Короткое видео о том, как технология Acer VisionCare BlueLightShield Pro снижает нагрузку на глаза при чтении и просмотре контента, уменьшая количество вредного синего света, излучаемого экраном.


Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector