Компьютер для Hi-Fi, часть 1: какое «железо» нужно для комфортного воспроизведения звука

Как смастерить музыкальный центр своими руками

Музыкальный центр можно соорудить из старого кассетного медиацентра. При должном старании получится функциональное и вполне современное устройство. Процесс создания прибора своими руками потребует фантазии, набора инструментов и небольшого опыта работы с электротехникой.

Самодельный музыкальный центр можно создать из старой автомобильной магнитолы. Большинство таких устройств имеют мощный усилитель в электрической схеме, что позволяет:

  • Воспроизводить звук при помощи подходящей пассивной акустики, оставшейся от старого магнитофона или проигрывателя.
  • В зависимости от сложности устройства, проигрывать компакт-диски, в том числе, в цифровых форматах.
  • Установить радио, антенну для которого можно смонтировать внутри колонки.

На фото представлен пример музыкального центра, сделанного своими руками. Фактически, это основа, которую затем можно доводить до нужного уровня: создавать отделку, оформлять корпус, применять средства компьютерного моддинга.

Музцентр своими руками

Еще один способ – сделать музыкальный центр из старого проигрывателя или магнитофона, используя практически все узлы устройства-донора.

Второй вариант музцентра

Магнитолу можно разобрать и разместить ее электронные компоненты внутри корпуса старого медиацентра. Такая работа не представляет сложности: в конструкции уже присутствуют антенна и блок питания, часто стандартизированный и не требующий доработки.

Можно разместить старую магнитолу на месте кассетных дек, не используемых по причине устаревших носителей данных.

Старая магнитола

Для приведенных выше вариантов источник питания также может буквально «валяться под ногами». Изношенные, непригодные для использования по причине падения мощности или легкого отклонения параметров, компьютерные блоки питания – идеальный вариант.

Компьютерный блок питания

В гребенке, которая присоединяется к материнской плате, есть контакты для запуска системы и шины малой мощности с фиксированным напряжением. Для подключения к сети в 220V у компьютерного блока достаточно четырехконтактных разъемов.

Компьютер для Hi-Fi, часть 1: какое «железо» нужно для комфортного воспроизведения звука?

В данном цикле статей мы расскажем о том, каким требованиям должен удовлетворять компьютер для прослушивания музыки высокого качества. В первой части вы узнаете, каким должен быть сам компьютер, чтобы прослушивание музыки через него было максимально приятным и комфортным.

Сохранить и прочитать потом —

Обычно не пишут про минимальные системные требования для кодирования и воспроизведения «аудиофильского» формата FLAC (и родственных), поскольку им соответствует даже Windows-компьютер 15-летней давности: Windows XP, 512 МБ оперативной памяти, процессор Pentium 4/Celeron и т.д. Такие машины сегодня можно приобрести практически даром, но почти никто этого не делает. О причинах этого мы расскажем чуть позже.

…Говоря о компьютере в целом, прежде всего надо понять, что, собирая себе меломанский компьютер, нужно ставить во главу угла не только качественный звуковой тракт, но и минимизацию влияния помех.

Высокочастотные помехи способны быть не только такими, что вы можете их услышать «невооруженным ухом», но и такими, которые ухудшают звук в принципе. Именно поэтому большинство качественных устройств для ввода-вывода звука – внешние. Они не подвержены ВЧ-помехам, которые обычно прекрасно слышны в наушниках, подключённым к встроенной звуковой плате обычного компьютера. Например, негромкие свистящие и шуршащие звуки при движении мышки или при изменении изображения на экране – частые спутники недорогих звуковых плат.

Кроме того, генераторами шума, как в настольном ПК, так и ноутбуках, могут быть разнообразные вентиляторы. Поскольку в среднем по качеству корпусе вентиляторов обычно от 3 до 10, то понятно, какой звуковой фон это создает и насколько это «загрязняет» звук. Также сюда можно отнести и традиционные жесткие диски, и CD/DVD-приводы.

Поэтому первая задача при вдумчивой сборке меломанского ПК – минимизация влияния всех помех. Большие кулеры (от 120 мм в диаметре) на низких оборотах, внешние жесткие диски (чтобы вынести источник явных помех за пределы корпуса) и USB-приводы для хранения информации, качественная периферия уважаемых брендов – в общем, важно абсолютно всё.

Основная начинка: процессор, материнская плата, память.

Что касается сердца любого компьютера – процессора – то сегодня для воспроизведения медийного контента нет никакой разницы в том, брать решения на основе Intel или AMD. Разница здесь заключается только в цене как на сами процессоры, так и на материнские платы: AMD подешевле, Intel подороже. Как и было всегда.

То же касается и оперативной памяти: ее количество зависит только от аппетитов самой операционной системы, и, по-хорошему, воспроизведение FLAC, APE и прочих форматов с современной операционной системой будет проходить без вопросов к производительности, если таковые не возникают у самой ОС.

Видеокарта в идеале должна быть с пассивным охлаждением (потому что источников шумов и наводок внутри корпуса и без нее предостаточно – см. выше), или – как минимум – с кулером большого диаметра, который работает на низких оборотах. Конечно, современные видеокарты управляют скоростью вращения кулера самостоятельно, но скорость оборотов в «неигровом» режиме напрямую зависит в том числе и от размеров вентилятора: чем больше, тем тише.

Что же касается Apple Macintosh (как настольных, так и макбуков), то эти машины изначально сбалансированы наилучшим образом, и единственным советом здесь будет конфигурация не старше 10 лет: поскольку современный софт с его интересными новыми и улучшенными старыми возможностями не будет работать в ранних версиях OS X.

Корпус и блок питания

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество как корпусов, так и блоков питания. Мы дадим несколько общих рекомендаций по выбору наиболее подходящих элементов для хорошего ПК меломана, а более подробно об этом вы сможете прочитать в специализированных медиа, посвященных компьютерной технике.

Почему мы рассматриваем их отдельно? Потому что действительно качественные корпуса и блоки питания (БП) продаются отдельно друг от друга; в сборе можно найти либо самые дешевые и низкокачественные решения, либо самые дорогие геймерские (о которых сегодня речи и не идет).

Хороший блок питания должен быть произведен одним из уважаемых брендов, быть бесшумным (по крайней мере – малошумным), содержать высококачественные комплектующие, которые обеспечат стабильный ток по всем каналам, и обладать мощностью от 450 Ватт и выше. За киловаттными БП гнаться не стоит ни в коем случае (если вы не геймер, конечно), потому что использоваться всё это не будет, а стоимость блока увеличит на порядки – и при этом далеко не факт, что возрастет качество.

Что касается корпуса, то правил здесь несколько. Прежде всего, его стенки должны быть максимально толстыми: чем они толще, чем корпус весит больше – тем надежнее конструкция, и тем меньше посторонних шумов и дребезжаний (особенно в местах стыков, винтов и защелок). Металлические защелки обеспечат надежность креплений, но и старые добрые винты ничуть не хуже.

По возможности докупите специальные резиновые или силиконовые накладки на места крепления жестких дисков или привода CD/DVD-ROM – таким образом, вы снизите уровень вибраций, передающихся от этих устройств на корпус.

А вот что действительно необходимо любому «цифровому меломану» — это вместительный жесткий диск. Если один альбом в формате FLAC занимает минимум 200-500 МБ (в CD-качестве 16 бит/44.1 кГц, а числа побольше могут увеличить пространство одного альбома до 2-3 гигабайт) в зависимости от продолжительности и качества звучания, то даже 500-гигабайтного жесткого диска вам хватит очень ненадолго. Имеет смысл – для долговременного хранения – заглядываться на объемы от 2 терабайт и выше.

Если вы переживаете за сохранность данных, то лучшим выходом (в том числе и с финансовой точки зрения) будет покупка двух одинаковых по объему «хардов», но разных фирм. Жесткие диски, как традиционные «блинные», так и SSD (и последние – особенно) не являются чемпионами в надежности хранения данных, поэтому иметь два винчестера с полным зеркалированием данных – реальная необходимость. Ведь перспектива потерять всю свою музыкальную коллекцию, собиравшуюся долгие годы, не порадует никого.

А вот скорость вращения шпинделя тут не играет роли: даже самые дешевые винчестеры сегодня могут обеспечить достаточную скорость в 5400 оборотов в минуту, что для хранения и воспроизведения медиа-библиотеки хватит с лихвой на долгие годы.

Что же касается брендов, то наиболее отказоустойчивыми называют жесткие диски производства Hitachi, Samsung и Toshiba (именно в таком порядке).

Наконец, стоит сказать пару слов про твердотельные диски (SSD-драйвы). Они хороши в том, что касается быстродействия (которое может быть выше традиционных жестких дисков в 10 раз и более) и отсутствия шумов (так как нет движущихся частей), но по надежности, объемам записанных данных и стоимости за мегабайт данных они пока еще проигрывают традиционным винчестерам вчистую. При ежедневном использовании их время жизни варьируется от 3 до 8 лет на сегодняшний день, в отличие от обычных HDD, у которых это может быть и лет 20 при аккуратном и бережном использовании. С другой стороны, у отказавшего SSD-драйва еще есть шанс хотя бы считать все данные, тогда как в случае традиционного жесткого диска вы можете сразу с ними попрощаться (так как восстановление «посыпавшихся» данных HDD обычно стоит очень дорого).

Помимо собственно компьютера, для меломана имеют ценность и сетевые серверы NAS (Network Attached Storage или просто «сетевое хранилище»).

Они представляют собой отдельное устройство с несколькими жесткими дисками стандартного типоразмера 3.5”: таким образом, можно хранить музыкальную коллекцию без привязки к определенному компьютеру. Нужно всего лишь подключить NAS к роутеру по обычному сетевому кабелю, а управление осуществляется посредством веб-интерфейса.

Продвинутые NAS способны самостоятельно делать резервное копирование данных.

В начале статьи мы упомянули о том, что звуковые файлы даже очень высокого качества можно – теоретически! – воспроизводить даже на компьютере 15-летней давности.

Практически от такого «старичка» смысла не будет. Всё дело в том, что программы, которыми вы что-то воспроизводите, постоянно обновляются, и поддержка старых ОС тает, как весенний снег. Кодеки, которыми кодируются аудиофайлы, тоже модифицируются и улучшаются все время. Прочие современные приложения и сами операционные системы тоже потихоньку перестают обновлять компоненты, поэтому как бы вам, может быть, ни нравилась Windows XP, мир от нее постепенно отказывается, не говоря уже о самой Microsoft. То же постигнет и Vista, и Windows 7 – причем в весьма обозримом будущем.

Поэтому Windows-компьютер должен быть современным или не старше шести-восьми лет: именно такой отрезок на сегодня достаточен для поддержания программной «начинки» в актуальном состоянии (здесь имеется в виду как настольный ПК, так и ноутбук).

Что же касается цены решения, то разброс очень велик. Если вы хотите купить компьютер в сборе целиком (без учёта отдельных звуковых решений, о которых мы расскажем во второй части), то уже долгие годы действует универсальная цена нового ПК в 1200 долларов США (вне зависимости от колебания курса рубля и нефти). За эту сумму в любой момент времени вы сможете купить настольный компьютер или ноутбук целиком (с монитором, принтером, устройствами ввода и т.д.), который не устареет в ближайшие 6-8 лет. Если же такой задачи не стоит, то сумма может быть от «почти ничего» до «очень много».

В следующей части мы поговорим о выборе ЦАП и звуковой карты (аудиоинтерфейса) для компьютера меломана.

Собираем музыкальный компьютер

Собираем музыкальный компьютер

Для начала необходимо точно определить задачи «музыкального» компьютера. «Занятия музыкой» — понятие широкое. Мы будем исходить из восприятия подобного компьютера как цетра домашней или профессиональной студии. По железной части самого компьютера все достаточно понятно — мощности тут много не бывает. Основные направления использования этой «мощности»: ускорение работы во время «слива» и «перецифровки» треков, работа с большим количеством эффектов, работа с большим количеством включенных плагинов, и главное — работа в реальном времени — т.е. — мощная система позволяет не отвлекаться от творческого процесса из-за того, что компьютер «по полчаса» обсчитывает первод трека в другой темп или не позволяет разом «передвинуть» несколько дорожек в музыкальном редакторе.

Абсолютное большинство профессиональных музыкальных программ поддерживает многоядерность или даже многопроцессорность. В любом случае — «лишние» ядра будут загружены при работе плагинов, или одновременным запуском нескольких программ (например — сторонних «эффекторов»).

Минимальные конфигурации на базе Intel и AMD. «Младший» двухядерный процессор, 4 Ггб оперативной памяти, встроенное видео или дискретная видеокарта начального уровня.

НА базе AMD
Бюджет: 360$
Материнская плата:
TA780G M2+ ~ 90$
Процессор:
4200+ X2 BOX ~ 55$
Оперативная память:
Hynix Original PC6400 CL5 2048 DDR2 50×2$ (4GB)
Жесткий диск:
HD250HJ ~ 50$
Привод:
Asus 1814(2014) ~ 30$
Корпус и БП:
ASUS Ascot 6TR7/400W ATX ~ 85$

На базе Intel
Бюджет: 400$
Материнская плата:

ASUS P5E-VM 140$
Процессор:
Intel Pentium Dual-Core Desktop Processor E2220 85$
Оперативная память:
Hynix Original PC6400 CL5 2048 DDR2 50×2$ (4GB)
Жесткий диск:
HD250HJ ~ 50$
Привод:
Asus 1814(2014) ~ 30$
Корпус и БП:
ASUS Ascot 6TR7/400W ATX ~ 85$

В принципе, подобного компьютера хватит для работы со звуком дома или на любительской студии. Однако, возможны внезапные «тормоза» при включении нескольких плагинов, или при других ресурсоемких видах работы. Если звук для вас хобби — вполне можете остановиться на подобной конфигурации — и вложить сэкономленные деньги в другое музыкальное оборудование.
Конфигурации составлены на базе разработок уважаемого камрада Roil.

«Средний уровень»

Приличный четырехядерный процессор + 4 гигабайта оперативной памяти.

Бюджет: около 1000$
Материнская плата:
ASUS P5K-E 145$
Gigabyte GA-(E)P35-DS4 170$
Процессор:
Intel Core 2 Quad Q6600 215$
Оперативная память:
Patriot PDC24G6400LLK CL4 800MHz 115$ (4GB)
OCZ Platinum Edition OCZ2P8004GK 800MHz DDR2 100$ (4GB)
Видеокарта:
GeForce 8600 GT 80$
Жесткий диск:
500,0 Gb Seagate ST3500320AS SATA II 90$
Привод:
Asus 1814(2014) ~ 30$
Корпус и БП:
Ascot 6XR8-PE/600W 215$

Оптимальная на сегодняшний день конфигурация — обеспечивает комфортную работу в любых условиях. Отдельным плюсом такой системы является возможность превратить ее в «Хакинош». Т.е. — установить на компьютер программное обеспечение Applе (хотя установка сопряжена с определенными трудностями — сделать это вполне реально).
Не секрет, что «макинтоши» по всему миру используются для профессиональной записи и обработки звука. По личному опыту могу это подтвердить — качество звука после перехода на платформу Apple возросло, особенно это заметно при обработке звука аналоговых синтезаторов и при наложении эффектов. Музыкальный редактор Logic Pro. — очень удобен в обращении и обеспечивает высокий уровень качества.

«Топовая система»
Мощный четырехядерник + 4-8Ггб оперативной памяти, Два (или более) всместительных жестких диска, работающих в Raid массиве для ускорения загрузки и/или повышения надежности хранения музыкального материала.

Бюджет: по желанию
Материнская плата:
Asus P5E 190$
Gigabyte GA-PX38-DS5 220$
Процессор:
Intel Core 2 Quad Q9450 350$
Intel Core 2 Quad Q9550 650$
Оперативная память:
Patriot PDC24G6400LLK CL4 800MHz*2 230$ (8GB)
OCZ Platinum Edition OCZ2P8004GK 800MHz DDR2*2 200$ (8GB)
Видеокарта:
GeForce 8600 GT 80$
Жесткий диск:
500,0 Gb Seagate ST3500320AS SATA II*2 90*2$ — Raid
Привод:
Asus 1814(2014) ~ 30$
Корпус и БП:
COSMOS S (RC-1100) 300$
CM Stacker 832 (RC-832) 325$

Экстремально мощный по современным меркам компьютер. На самом деле — такая мощность для работы со звуком черезмерна. Однако, если компьютер — сердце дорогой профессиональной студии — глупо экономить на компонентах. Тем более, подобной системы хватит на несколько лет вперед (на 4-5 лет). Не забывайте, что 8Ггб оперативной памяти возможно использовать только в 64-битной среде. Предварительно необходимо уточнить, существуют ли драйверы и программное обеспечение для работы с вашим музыкальным обуродованием под 64-битными операционными системами.
Кстати, с подобным бюджетом можно купить и профессиональную рабочую станцию Apple. Например восьмиядерный Mac Pro. (стоимость от 60 до 180 тысяч рублей).

Студийное оборудование.

Ок, теперь немного о музыкальном оборудовании, с которыми приходилось иметь дело. Собственно, эти вещи и делают компьютер «музыкальным». Я описываю только оборудование, с которым работал лично.

M-audio Audiophille 2496 ~100$
Абсолютный минимум для работы со звуком и домашней звукозаписи. Умельцы выкручивают из этой карты практически студийное звучание. Для всех кто только пробует себя на музыкальном поприще — отличный выбор. Но чудес не ждите.
ECHO Gina 3G ~450$
Оптимальный выбор — карта обеспечивает хороший уровень «чистоты» снятия и воспроизведения звука. Позволяет хорошо «сводить» треки (при наличии серьезных мониторов). Для доргой профессиональной студии ее возможно и не хватит, но для домашнего комплекса — в самый раз, возможности этой карточки можно использовать не один год.
RME Fireface ~1000$
Великолепная карта, при работе с которой, практически нет ограничений по качеству. С подобным оборудованием работают ведущие звукорежиссеры всего мира. У меня, кпримеру, именно такая — хотя жаба долго душила — все-таки купил и не жалею. Великолепные характеристики — чистейший звук, практически полное отсутствие «мыла» при сведении и работе с аудио при самых высоких требованиях к качеству.

Звуковые мониторы:
KRK RP8 ~350$
Сводить на этих мониторах можно вполне прилично, немного «выставляются» верхние частоты, басы отыгрывают плотно, но не очень чисто. В целом — свою цену отрабатывают «на ура».
Tapco S8 ~700$
На мой взляд, оптимальные мониторы для работы на профессиональном уровне. Конечно, если средства позволяют, можно и лучше, но мне не удалось найти у этой системы ни одного слабого места в плане качества звука.
Mackie HR824mk2
Найти цену на сегодняшний день мне не удалось, и разыскать их в Москве не так просто — однако, я был просто поражен в свое время звуком этих мониторов. Все очень просто, но в то-же время очень точно и качественно играет. Можно «расслышать» мельчайшие детали звучания. Единственный недостаток, о котором слышал — некоторая «синтетика» в звуке — т.е. монитроы эти играют более жестко и четко, чем любые другие. При прослушивании на другой аппаратуре — звук обчно становится гораздо «мягче» и «мыльней». Однако — это очень относительный недостаток — следствие сверхвысокой точности воспроизведения.
Alesis M1 ~1000$
Еще одни мониторы высокого уровня, которые смело могу рекомендовать. Ремарка: в работе лично не наблюдал, но слышал треки, сведенные на них — никаких нареканий. Alesis — веников не вяжет.

Микрофоны.
Эта часть — вспомогательная, непосредственно к компьютеру подобное оборудование не относится, но многим хочется иметь возможность записи материала на дому. Плюс, я надеюсь, рекомендации пригодятся и тем, кто собирает студию высокого уровня.
Я категорически не приветствую попытки использовать для домашней звукозаписи концертные микрофоны, даже достаточно высокого качества (Sure SM-58 etc.) — почуствовать разницу между студийным и концертным микрофонами можно только «своим ухом», но, могу вас заверить — она существенна.

NADY 1050. ~450$
Микрофон поставляется с ламповым предусилителем и блоком питания высокого качества. Микрофон немного «расплющивает» звук, снимая достаточно широкую атмосферу вокруг, но в целом — отличный универсал, можно писать голос и инструменты с хорошим качеством.
Shure KSM44 ~1000$
Профессиональный микрофон, используется на лучших московских студиях, хорош для записи голоса, имеет отличную частотную характеристику.

Кроме перечисленного оборудования, для создания домашней студии необходимы: приличный микшерный пульт, хорошие наушники, качественная MIDI клавиатура. В дальнейшем — хорошие синтезаторы и сэмплеры (если вы конечно не занимаетесь исключительно живым звуком).

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector