Бортовой компьютер автомобиля: что это такое и как работает,устройство,виды

Сканеры для диагностики автомобилей

Самый первый этап ремонта любого современного автомобиля – проведение диагностических работ. Для выполнения этой операции применяют диагностические сканеры – микропроцессорные устройства, позволяющие сканировать коды ошибок автомобилей. Кроме того, некоторые модели профессиональных сканеров позволяют адаптировать электронные компоненты и блоки, производить перепрошивку процессоров блоков управления автомобиля, выполнять иные операции.

С момента начала массового производства автомобилей они стали оснащаться электрическими узлами. Поначалу электрика стояла в системах запуска, зарядки, освещения и звуковых сигналов. Ремонт электрической части требовал от автослесаря минимальных знаний в области электрики. Поэтому такой специальности, как автоэлектрик в то время не существовало. И сейчас многие средние учебные заведения готовят специалистов-автослесарей, в программе обучения которых также есть курс автомобильной электрики, хотя их знаний явно недостаточно для проведения даже простого электроремонта современного автомобиля.

В начале 60-х VolksWagen начал производство автомобилей с электронной системой подачи топлива. Она имела довольно оригинальное имя «Elefant». Именно эта система и считается началом эры электроники автотранспортных средств. В 70-х годах уже все продвинутые автомобили оснащались электронными устройствами. Тогда же разработчики не без просьбы станций обслуживания автомобилей стали разрабатывать электронные системы диагностики.
Поначалу это была самодиагностика. Я уже в этом блоге рассказывал про нее.

Надо отметить, что и в настоящее время многие автомобили имеют возможность проведения самодиагностики. Производители официально не афишируют эти возможности, но в интернете можно найти сведения, каким образом произвести самодиагностику конкретного автомобиля. Например, для того, чтобы прочитать ошибки автомобилей Crysler, необходимо три раза выключить-включить зажигание в течение 7 секунд. После этого на панели одометра будут поочередно высвечиваться коды ошибок. Для чего предоставляется такая возможность? Вероятно, в процессе эксплуатации автомобиль сломается в малонаселенной местности, где нет специализированных СТО. Предоставляется возможность хоть как-то узнать о характере неисправности.

В 1980 году General Motors ввела протокол обмена данными автомобиль-компьютер по интерфейсу Assembly Line Diagnostic Link. Это был первый шаг на пути унификации диагностических устройств. Однако, в то время практически каждый производитель стремился разработать собственный протокол обмена данными. Американцы пошли другим путем. Они усовершенствовали протокол ALDL и сначала в 1991 году в штате Калифорния сделали обязательным протокол OBD-I, On Board Diagnostic, для всех авто, продаваемых на территории штата. С 1996 года уже обновленный протокол OBD-II стал обязателен для всех автомобилей, продаваемых на всей территории США. В Европу протокол перешел в качестве обязательного с 2000 года для дизельных, с 2004 года – для бензиновых автомобилей. Одновременно с этим разработаны стандарты для шин обмена данных CAN (Control Area Network).
Стандарт OBD-II помимо общего протокола регламентирует установку разъема диагностики в пределах досягаемости водителя (не далее одного метра от руля) и вид этого разъема.

Виды бортовых компьютеров

Есть два типа бортовиков:

  • для автомобилей карбюраторного типа;
  • для машин дизельного типа;
  • для авто инжекторного типа.

Первая категория не отличается широким модельным рядом. Кроме этого, БК такого типа обладают минимальным функционалом, что делает такую покупку необоснованной. Если же речь идет об инжекторном типе, то для таких автомобилей существует самый большой выбор БК.

Кроме этого, бортовики можно условно разделить еще на несколько категорий:

  • Универсальные мультисистемы. Такие бортовики подходят для любых машин. Например, бортовой компьютер на ВАЗ 2110 относится именно к таким «универсалам». В этом случае прибор устанавливается на переднее стекло или на кронштейн на заднее.
  • Типовые (модельные). Электронно-бортовые устройства (ЭБУ), произведенные для конкретного вида авто.

В случае если вы решите продать автомобиль с модельным БК, переустановить полезный гаджет на новую машину вы не сможете, а вот универсал можно смело «переселять», для этого понадобится только обновить программное обеспечение.


Лучшие любительские автосканеры

Решая, какой автосканер приобрести, в первую очередь стоит обратить внимание на следующие популярные модели:

Autel MaxiDas DS708

Профессиональный диагностический инструмент подходит для «европейцев», «американцев» и «азиатов». В комплекте с устройством, которое подключается непосредственно к ЭБУ, также идет 7 дюймовый ударопрочный монитор, на котором отображается вся информация.

При установке на машину европейского производства, сканер демонстрирует расширенный функционал:

  • программирует иммобилайзер;
  • задает параметры конфигурации блока управления.

Работа прибора осуществляется как через беспроводную сеть Wi-Fi, так и через стандартный LAN-порт. Благодаря этому вы можете взять устройство в любой сервис, где также не возникнет проблем с тем, как считать информацию.

Стоит агрегат порядка 58 000 рублей, однако заказывать придется из Китая. Первый год обновлений бесплатный, но потом придется покупать ПО за 19 900 рублей.

Autocom CDP Pro Car

Сканеры от шведского производителя делятся на две категории: Pro Cars и Pro Trucks. Соответственно, для грузового автомобиля и «легковушки» нужно покупать отдельное устройство.

Автосканер Autocom CDP Pro Car

Найти оригинальный сканер Autocom на отечественном рынке очень сложно, зато китайские аналоги 2 в 1 с двумя переходниками, которые называются Autocom CDP Pro Car+Trucks, довольно просто приобрести по стоимости от 6 000 рублей (если порыться в интернете, то можно найти неплохие скидки на агрегат).

Однако, стоит отметить, что даже нелицензированные устройства обладают широким функционалом и возможностью получать «взломанное» ПО, которое будет работать не хуже дилерского обеспечения.

Из минусов стоит отметить вполне ожидаемые проблемы с обновлением драйверов.

Launch Creader V+

Для автономного прибора, стоимостью порядка 4 200 рублей не требуется компьютерного интерфейса. Данные обрабатываются и сразу выводятся на небольшой дисплей, подключенный к блоку управления. Устройство поддерживает только основной протокол OBD-2 и обладает минимальным набором базовых функций:

  • считывает и сохраняет ошибки;
  • выводит данные, проведенной диагностики, в виде текста или графика;
  • управляет механизмом впрыска топлива.

Автосканер Launch Creader V+

Большинство автовладельцев, которые выбирали эту модель сочли цену за такой сканер несколько завышенной, учитывая довольно скудный набор функций. Во всем остальном гаджет работает хорошо и не вызывает нареканий.

ELM327

Сканер ELM327 – это универсальный недорогой прибор, который выпускается самыми разными китайскими производителями. Условно говоря, «ЭЛМ» – это не марка, а общее название для большинства современных нелицензированных моделей средней ценовой категории.

Автосканер ELM327

В зависимости от производителя, интерфейс ELM327 может отличаться. Прибор ELM327 подключается к телефону или компьютеру через Bluetooth и передает на них все диагностические данные. Благодаря разнообразному ПО, возможна полноценная работа на Windows, iOS или Android.

Если говорить о возможностях прибора, то ELM327 выполняет больше задач, чем автономный Launch Creader V+, а именно:

  • показывает расход топлива, напряжение в бортовой системе, температуру охлаждающей жидкости, обороты двигателя и многое другое;
  • составляет график работы двигателя;
  • расшифровывает и переводит на русский язык основные ошибки АБС, Двигателя и АКПП.

Подходит для всех марок автомобилей.

Если учесть, что в данном магазине ELM 327 стоит порядка 1 990 рублей, то можно приобрести такую универсальную модель в качестве пробного варианта. Вполне возможно, что вам будет достаточно функционала ELM327, а может быть, вы перейдете на более дорогостоящее оборудование.

Если говорить о том, какие сканеры выбрать для самостоятельной диагностики автомобилей, то все зависит от ваших потребностей и финансовых возможностей.

Диагностика неисправностей электронным тестированием

Сканер подключается к внутренней автомобильной БСА через особый разъём. Прибор или оборудование имеет сложную прошивку, в обязательном порядке обновленную до последней версии. Диагностика имеет ряд автономных операций.

Подвеска

Проверка ходовой части проводится после обнаружения владельцем машины явных признаков неисправности — заносах передней или задней оси, а также неравномерного износа покрышек или стука при обычном движении и маневрах. Ещё одним характерным симптомом неполадки с подвеской становится ложное срабатывание АБС и увеличение люфта руля. Также КД осуществляется после обнаружения на панели приборов пиктограмм, диагностирующих о неполадках.

Компьютерная диагностика подвески

Компьютерная диагностика подвески

Подробнее о признаках, когда нужно тестировать подвеску:

  • на поворотах слышен стук;
  • протектор шин изнашивается неравномерно;
  • шум усиливается на бездорожье;
  • на скорости автомобиль заносит влево или вправо;
  • при движении ощущается тряска;
  • не в своё время срабатывает антиблокировочная система.

Перед компьютерной диагностикой ходовую автомобиля проверяют руками. Если имеются большие зазоры между деталями, процедуру КД нужно проводить в обязательном порядке.

Силовой агрегат

Компьютерная диагностика ДВС обязательна в случаях, когда автолюбитель замечает длительное разогревание агрегата, увеличение расхода горючего, потерю мощности.

Срочно исследовать мотор нужно, если он плохо заводится или из выхлопной системы валит дым неестественного цвета.

В ходе электронной проверки измеряется также компрессия.

Появление на приборной панели значка «Чек» всегда беспокоит заботливого владельца машины. Без специального оборудования крайне сложно узнать причину нестабильного поведения двигателя современного автомобиля. Самые распространённые ситуации, когда требуется срочное проведение КД силового агрегата:

  • предупреждающие значки на панели — индикатор загорается, когда обнаруживается один из 200 кодов ошибки, связанный с работой двигателя;
  • увеличение расхода горючего — при повреждениях воздушного фильтра, датчика расхода воздуха, лямбда‐зонда и различных элементов топливной системы, бензин или солярка сгорают с высокой скоростью.

Принцип КД бензиновых и дизельных моторов сводится к расшифровке специальных кодов, показывающих состояние электронных систем. Они выводятся на дисплей устройства в виде определённых символов.

Диагностика двигателя

Диагностика двигателя специальным устройством

Специалист должен уметь расшифровывать данные, формировать отчёт с описанием конкретных неисправностей, находить эффективные решения для кардинального исправления работоспособности ДВС.

Коробка автомат

Поводом для тестирования АКПП становятся такие характерные симптомы — коробка включается с рывками, шумит, пробуксовывает и не в состоянии нормально работать. Увеличивается также расход топлива и масла. КД считывает ошибки блока управления автоматом, а также выводит показания датчиков и регуляторов.

Проверка коробки автомат нужна ещё в следующих случаях:

  • после загорания на панели приборов индикатора неисправностей;
  • перед покупкой машины с вторички;
  • раз в год для профилактики.

АКПП надо подвергать электронному осмотру регулярно, чтобы выявлять неполадки вовремя. Это позволит избежать серьёзных поломок и дорогого ремонта.

Если автомобиль с большим пробегом, то диагностировать автомат нужно в обязательном порядке. Также это относится к условиям эксплуатации. Например, если машина оборудована фаркопом и подвержена дополнительным нагрузкам, срок службы автоматической коробки заметно сокращается.

Компьютерное тестирование позволит избежать не нужной замены масла, промывки гидроблока или чистки соленоида. Обычно эти услуги предлагают недобросовестные работники левых сервисов, пытаясь заработать. Всё начинается с жалоб клиента на толчки при торможении, когда переключаешься с третьей скорости на первую. Если провести грамотную диагностику, то сканер мгновенно покажет, что прошивка электронного блока устарела, и автомат нуждается в перенастройке. После установки свежего обеспечения толчки исчезают.

Диагностика АКПП

Диагностика АКПП специальным тестером

Расшифровка результатов

Как мы уже писали выше, сегодня все коды для упрощения расшифровки подведены под единый стандарт. Чаще всего они состоят из букв и цифр. Уникальные же комбинации, свойственные конкретному автомобилю, должны присутствовать в документации. Каждый символ отвечает за свой тип неисправности. Полный перечень кодов можно посмотреть в специальных таблицах в интернете.

Первая буква кода может быть:

  • P – неполадка с мотором или АКПП;
  • С – проблемы с шасси;
  • В – ошибки в работе кондиционера, подушек безопасности, люков;
  • U – неполадки со связью между блоками управления.

Второй символ – это, обычно, цифра, позволяющая определить, универсальный данный код или индивидуальный. Соответственно, вы увидите цифру 0 или 1.

Третий символ позволяет определить узел, в котором случился сбой:

  1. Система подачи горючего;
  2. Система подачи горючего;
  3. Зажигание;
  4. Доп. контроль;
  5. Холостой ход;
  6. ЭБУ;
  7. Трансмиссия;
  8. Трансмиссия.

Четвертый и пятый знаки – порядковый номер выпавшей ошибки в текущей диагностике. Имейте ввиду, некоторые сбои могут быть не текущими, но сохраненными после предыдущих диагностик. Для сброса таких ошибок используйте меню программы диагностики. Однако, особо серьезные лаги, даже после устранения, лучше фиксировать для информирования и статистики.

Ну что же, как вы понимаете, весь процесс использования программ для диагностики авто сводится к правильному подключению ПК и сканера к машине и друг к другу, запуску программы и расшифровке сформировавшихся кодов неполадок. Подберите правильный сканер, скачайте хорошую утилиту и подготовьте ноутбук с Блютузом. Один раз хорошенько разберитесь в теории, и в дальнейшем, сможете делать диагностику, хоть каждый месяц. К слову, получится солидная экономия, ведь в среднем, стоимость данной процедуры на СТО колеблется в рамках 2-10 тыс. рублей.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector