Внедрение икт в процесс обучения на уроках физики

Основные области применения компьютеров

В наше время жизнь каждого отдельного человека и общества в целом тесно связана с таким явлением технического прогресса, как компьютер. Компьютерные технологии все чаще проникают во все сферы нашей жизни. Компьютер стал привычным не только для производственных целей и научных лабораторий, но и для ученических классов и школьных классов.

Количество специалистов, работающих с персональным компьютером, постоянно растет, что становится их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения в настоящее время невозможны без быстрой и четкой передачи информации и без специально подготовленного персонала.

Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства — объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, соединенные обширной сетью, выполняют функции как Всемирного банка информации, так и самых мобильных средств связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап представления нового информационного общества, новой информационной этики и культуры.

Информация вышла на первый план среди критериев прогресса, а также средств ее получения, обработки и использования — компьютера и компьютерных технологий, с помощью которых укрепляются интеллектуальные способности и способности человека.

В развитых странах более половины работников занято в информационном секторе (80% в США), а информация, оборудование и программное обеспечение для его обработки стали основным товарным продуктом.

В то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира в компьютер, то есть от формирования «виртуальной реальности» в ее глубинах, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя — микропроцессоров в автомобилях, телевизоров. кредитные карты, даже шариковые ручки и т. д. Эти технологические изменения существенно трансформируют не только среду обитания человека, но и влияют на самого человека, организацию всех видов его деятельности, взаимоотношения между сообществами людей на рынке сырья, товаров и услуг, систему образования и, наконец, систему образования. , нормы и законы, закрепленные и разработанные законодательной, судебной и исполнительной властью. Новый информационный век демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.

Во-первых, это высокий уровень взаимодействия компьютеров и людей. Компьютер выступает в роли личного помощника человека, что соответствует практически всем человеческим чувствам.

Еще одно преимущество определяется способностью компьютеров брать на себя функции всех существующих носителей. Образы и явления, такие как тексты, изображения, звуки и фильмы — почти недоступные в традиционных средствах массовой информации — легко контролируются самим человеком.

В-третьих, поскольку информация может быть представлена ​​во многих различных аспектах, человеку предоставляется возможность всесторонне рассмотреть идеи или проблемы и собрать информацию из различных источников.

В-четвертых, суть компьютерных вычислений заключается в построении динамической модели идеи путем моделирования условий. Используя компьютер, вы можете получать не только статистические вычисления, но и визуальные модели, которые описывают и проверяют противоречивые теории.

Пятое преимущество заключается в том, что компьютеры могут быть наделены мышлением. Способность компьютера создавать модели позволяет ему конкурировать с человеческим разумом.

Эти пять преимуществ представляют собой мощную информационную среду, центральным инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом действия является человек.

Жизнедеятельность современного человека сегодня реализуется на путях все более активного общения с техническими устройствами; если раньше они были как бы продолжением человеческих рук и способствовали повышению его физических возможностей, то появление компьютера кардинально изменило ситуацию: он играет роль сотрудника, который совместно выполняет сложную интеллектуальную работу. Это приводит к формированию качественно иного отношения к компьютеру.

Стремление постоянно использовать компьютер для решения все более широкого круга задач имеет серьезное значение, так как позволяет человеку успешно использовать огромные возможности машины. Компьютер позволяет резко увеличить эффективность и качество многих форм деятельности человека, облегчает его работу, вводит в круг новых, интересующих его событий и концептуальных представлений, что, конечно, способствует прогрессу личности, усиливает ее интеллектуальные возможности.

Применение компьютерных моделей на уроках физики при реализации разных методов обучения

Компьютерные модели (КМ) — один из новых видов учебных объектов, которыми обогатилась система средств обучения в современной школе. С момента своего появления КМ очень быстро вошли в состав практически всех цифровых образовательных ресурсов по физике. Базирующиеся, как правило, на качественных физических и математических моделях реальных объектов и процессов учебные компьютерные модели как новое средство наглядности несравнимы по эффективности ни с одним другим цифровым объектом.

Использование материальных или материализованных моделей реальных объектов всегда считалось весьма целесообразным приемом обучения, поскольку обеспечивает более глубокое усвоение главного (существенного) в явлении. КМ в этом смысле не являются исключением. Достоинства компьютерных моделей вполне очевидны. Компьютерные модели позволяют:

изучать физические явления и технические объекты на уровне, доступном пониманию, исключая обращение к нередко громоздкому описанию множества деталей и анализу сложных математических выкладок; акцентировать, благодаря упрощенной форме представления явления и эффектам мультимедиа, внимание на главном (существенном) в его содержании;

изучать явление в «чистом» виде, точно воспроизводя требуемые условия его протекания;

наблюдать явление в динамике (т.е. фиксировать его развитие в пространстве и времени);

сопровождать работу модели визуальной интерпретацией закономерных связей между параметрами исследуемой системы в форме динамичных графиков, диаграмм, схем и пр.;

осуществлять операции, невозможные в реальности, в частности: изменять пространственно-временные масштабы протекания явления; задавать и изменять параметры исследуемой системы объектов, не опасаясь за ее состояние, а также безопасность и сохранность среды окружения.

Ориентация на обобщённые планы при организации работы учащихся с компьютерными учебными моделями является принципиально важной, т.к. позволяет обучаемым извлечь максимально полную учебную информацию, заложенную в них автором-разработчиком. Работа с такими инструкциями в достаточно скором времени приводит к формированию у учащихся общих подходов к изучению (исследованию) компьютерных моделей и становлению обобщенных умений. Не менее важно целенаправленное формирование у учащихся умения самостоятельно строить ответ по тексту, включающему компьютерные модели на основе соответствующих обобщенных планов, и воспроизводить по ходу ответа важнейшие этапы работы моделей в виде рисунков.

Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.

Достоинства

Недостатки, проблемы использования

Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов

Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами

Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках

Вариативность представления учебного материала

Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке

Интерактивность (в ряде случаев)

Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР

Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках)

Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности

Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории

Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности

Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс

Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием

Изучение объекта в движении, изменении, развитии

Объективность и быстрота оценивания

в компьютерном тестировании

Математическая обработка результатов

Организация самоконтроля в удобное время

Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете)

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности

Использование большой базы объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций

Возможность виртуальной экскурсии

Оперативное получение информации энциклопедического характера

Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника

Проектирование урока с использованием ИКТ требует от учителя больших временных затрат, терпения, усидчивости. Естественно, моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опираясь на собственный опыт работы, могу с уверенностью утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий при условии правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки оптимальности и целесообразности применения, вызывает у учащихся настоящий интерес, мотивирует школьников, включает в работу всех, позволяет эффективнее использовать время урока, быстро установить обратную связь с учениками, преодолеть субъективизм выставления оценок. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Итогом работы является более глубокое понимание учащимися сущности физических явлений, способность самостоятельно ставить перед собой проблему и находить пути её решения, выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально. Применение современных ИКТ на уроках физики раскрывает новые возможности в обучении, позволяет развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению и, таким образом, способствует формированию «Я-концепции» ребенка и определяет перспективы развития его личности, стратегии будущей взрослой жизни.

Прогнозируемые результаты.

Перспективы использования ИКТ на уроках физики, на мой взгляд, следующие:

формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;

повышение мотивации к обучению учащихся;

овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;

организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;

создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе;

развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;

эстетическая привлекательность уроков.

Библиографический список:

Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: методическое пособие/ Е.В. Оспенникова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с. ( http://www.lbz.ru/books/264/5107/ ).

Смирнов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении физике [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / А.В. Смирнов – М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240.

Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важевская [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. – М.: Академия, 2000. – 368 с.

Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии: Монография.ю – Волгоград: Перемена,2000.

Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока// Завуч. Управление современной школой. – 2006. — №2.

Педагогические технологии на уроках физики

Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов.

В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информационнокоммуникационные технологии, проблемное.

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Компьютерные технологии на уроках физики» по физике, включающую в себя 27 слайдов. Скачать файл презентации 2.66 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по физике

Презентация: Компьютерные технологии на уроках физики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА. pptcloud.ru

Слайд 2

Направления применения информационных технологий на уроках физики:

— создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков; — выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимента;

Слайд 3

Мультимедийные сценарии уроков

Выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point, входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Презентации используются для демонстрации учебного материала.

Слайд 4

Содержание презентаций

Слайды презентаций могут содержать фрагменты видеофильмов, анимации, красочные иллюстрации.

Слайд 5

Преимущества презентаций:

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Слайд 6

Это важно!

Компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Слайд 7

Назначение презентаций:

Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление.

Слайд 8

Источники иллюстративного материала для создания презентаций

CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон ») Материалы из различных Интернет-источников. Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики, фрагменты художественных фильмов, отсканированные рисунки с различных печатных изданий.

Слайд 9

Выполнение компьютерных лабораторных работ на уроках физики

В процессе преподавания физики следует широко использовать новые информационные технологии, при этом компьютер становится рабочим инструментом как для обучающихся, так и для преподавателя. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют учителю организовывать новые виды учебной деятельности, например: урок закрепления знаний – решение задач с последующей компьютерной проверкой ответов; урок обобщения и систематизации знаний – исследование; урок комплексного применения ЗУН – компьютерная лабораторная работа.

Слайд 10

Значение применения компьютерного эксперимента

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Компьютерные модели позволяют учащимся изменять начальные условия экспериментов и самостоятельно ставить различные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед ними огромные познавательные возможности, делая обучающихся не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов.

Слайд 11

Программное обеспечение урока:

«Виртуальная физическая лаборатория», выпущенная издательством «Дрофа», «Лабораторные работы по физике» предназначены для выполнения лабораторных работ 7-11 классов, предусмотренных школьной программой. «Практикум по физике 7-11 класс» — содержит интерактивные модели, которые могут использоваться для проведения лабораторных работ, для наглядной демонстрации того или иного физического явления.

Слайд 12

Виртуальная физическая лаборатория

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Практикум по физике 7-11 класс

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Вместо эпилога

Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Прикладное программное обеспечение

Прикладное программное обеспечение — это утилита, позволяющая работать с текстовыми и графическими документами, распечатывать документы, а также работать с аудио- и видеоинформацией сразу после установки операционной системы.

Текстовые редакторы предназначены для создания практически любых документов с возможностью многократной коррекции отдельных фрагментов, изменения шрифтов, оформления чертежей, печати на принтере большого количества копий. Такие программы обеспечивают автоматическое создание оглавления документов, проверку синтаксиса и т.п., что представляет собой новые возможности создания практически любых текстов и документов, ранее недоступных массовым пользователям.

Электронные таблицы предназначены для работы с большим количеством столов. Они позволяют рассчитать стоимость элементов таблицы по заданным формулам, определить зависимость содержания одних ячеек от содержания других, создать комплексные модели, отражающие особенности учета, хозяйственной деятельности предприятий, создать диаграммы и др.

Системы управления базами данных (СУБД) или СУБД позволяют хранить большие объемы структурированной информации — ввод, редактирование, сортировка и быстрый поиск. И различаются ли основные параметры (количество записей в БД, количество полей в записи, тип организации доступа для поиска искомой информации и т.д.). Эти системы используются в основном независимо друг от друга, а также в составе рабочих станций САПР, автоматизированных систем научных исследований (АСНИ) и т.д.).

Графические редакторы (системы поддержки деловой графики) получили широкое применение, благодаря хорошим возможностям работы персонального компьютера с графической информацией. Они используются совместно с системами электронных таблиц, текстовыми редакторами и другими системами обработки документов, для создания рекламы, ретуширования фотографий и т.д.

Презентационные инструменты помогают проводить обучение и обзорные лекции, доклады и презентации товаров и услуг.

Средства электронной связи предназначены для обеспечения доступа ко всем Интернет-ресурсам. Отправка и получение электронной почты, путешествия по Всемирной паутине, загрузка файлов из файловых архивов (FTP), интерактивные беседы и т.д.

Файловые менеджеры предназначены для управления файлами — копирования, переименования, удаления, просмотра, редактирования, запуска других программ. Они делают работу с файлами проще и быстрее, чем стандартные инструменты, доступные в операционных системах.

Пособия и энциклопедии, учебные программы.

Игры логичны, динамичны, стратегически важны. Существует целая индустрия по производству и продаже компьютерных игр.

программы специального назначения — проблемно-ориентированные пакеты и программы имеют узкое применение, используют специальные методы представления и обработки данных с учетом специфики решаемых пользователем задач

Издательские системы для полной подготовки книг или журналов к печати.

Переводчик с иностранного языка. Разрешить перевод одиночных слов или полнотекстовый перевод.

Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются для разработки и тиражирования конструкторско-технологических чертежей и проектов.

Бухгалтерский учет, финансовая отчетность и т.д. предназначены для ведения бухгалтерского учета, подготовки финансовой отчетности, анализа финансовых и материальных потоков, обработки статистики и т.д.

Оптические системы распознавания текста.

Интегрированные системы сочетают в себе несколько различных типов программного обеспечения.

Перед компиляторами и компиляторами языков программирования стоит задача преобразования текстов программ в исполняемые модули, т.е. создания полного разнообразия системного и прикладного программного обеспечения.

Сервисные или утилитные программы, также называемые утилитами, используются для выполнения различных функций по обслуживанию вашего ПК и его основных устройств, а также для обеспечения дополнительных функций или удобства для программ и компьютера.

Архивы — Упаковывайте файлы так, чтобы они занимали меньше места на запоминающих устройствах.

Антивирус — Поиск и удаление компьютерных вирусов

Обслуживание компьютерных аппаратных устройств — поиск и устранение неисправностей, ускорение работы и т.д.

Русификаторы были необходимы, потому что IBM — совместимые компьютеры и многие операционные системы не позволяли вводить в компьютер кириллицу (русский текст) и отображать его на экране.

Рассмотрим подробно компьютерные вирусы и антивирусное программное обеспечение.

Компьютерный вирус — это специально написанная небольшая программа, которая может «записать» себя в другие программы, т.е. заразить их, и выполнять различные нежелательные действия на вашем компьютере. Программа, содержащая вирус, называется «зараженной». Когда такая программа начинает работу на первой странице, администрация получает вирус, который находит и заражает другие программы, файлы, таблицу размещения файлов на диске, «засоряет оперативную память» и т.д. В таких случаях пользователи ПК говорят, что компьютер заражен вирусом.

Все действия вирусов выполняются достаточно быстро, без отправки каких-либо сообщений, поэтому без специальных программ очень сложно обнаружить заражение компьютера. Спустя некоторое время, например, на вашей машине происходит что-то странное:

Некоторые программы начинают работать некорректно или вообще перестают работать.

Компьютер становится значительно медленнее.

На экране начинают появляться чужеродные сообщения или символы.

Повреждены отдельные файлы и т.д.

Некоторые вирусы могут не только заразить программы, но и отформатировать весь жесткий диск.

Антивирусная программа — это компьютерная программа, которая обнаруживает и предотвращает вредоносные программы, такие как вирусы и черви, и выполняет определенные действия по их блокировке или удалению.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector