Влияние компьютера и компьютерной игры на язык общения школьников

Современные дети и гаджеты

Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Даже дети начинают пользоваться ими с самого раннего возраста. Ответственные родители обеспокоены тем, что экраны притягивают малышей все больше и окружающий мир становится им менее интересным. Однако и совсем без гаджетов сегодня не обойтись. В этом материале мы разберем, в чем их вред и польза, что можно и что нежелательно смотреть детям и как избежать зависимости.

По данным Института современных медиа, к 10 годам у каждого ребенка есть личный гаджет, у 25 % он появляется уже в 3-4 года; наиболее популярен у детей планшет. Медицинская школа Вашингтонского университета провела опрос 52000 человек, в число которых входили дети, подростки и взрослые. Оказалось, что 65 % взрослых, 59 % подростков и 62 % детей проводят с гаджетами в руках более 2 часов в день. А по данным Национальной медицинской библиотеки США дети проводят за экраном 7-8 часов в день.

Особенности общения школьников различных возрастных групп

Начиная с 16 века, человеческое общение находилось на достаточно высоком уровне. Культура общения постепенно развивалась, но увы, в наше время мы видим ее упадок.

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования.

Без этого невозможна деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их реализации. Коммуникация многогранна в первую очередь потому, что она осуществляется на разных уровнях: страны и народы, партии, коллективы и отдельные лица могут общаться, и, соответственно, взаимодействие сторон в этом процессе будет различным по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть прямым или косвенным, различаться по типу и, наконец, в процессе этого люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, рабочими навыками и т. д.

Коммуникация — это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из которых необходим для того, чтобы наши мысли были понятны другому человеку. Каждый шаг — это точка, в которой, если мы небрежны и не думаем о том, что делаем, смысл может быть утерян.

Слово «общение» имеет латинское происхождение от слова «communis — general». Отправитель пытается установить связь с кем-то. Он стремится вникать в информацию, отношения или идеи.

Существует определение коммуникации в общих чертах как процесс передачи информации от одного человека (передатчик) другому (получатель) для передачи определенного значения.

Более точное определение для коммуникации — термин «Коммуникация», а для общительности — «Коммуникация». Рассмотрим толкование этих определений в разных словарях:

Коммуникация — это «передача информации» от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например, производственной, так и с помощью специализированной формы — речевой деятельности или другой деятельности с использованием знаков. У животных есть более простые — не символические, а сигнальные методы коммуникации иногда неправильно называемые «животным языком».

Общительность (от лат. Communicatio — контакт, общение) — способность людей устанавливать деловые контакты, общение, отношения.

В психологии общения общительность — это способность устанавливать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Это один из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, влияющих как на профессиональные, так и на личные отношения. Общительность — это общение ради достижения цели.

Коммуникационный процесс состоит из самого акта общения, общения, в котором участвуют сами коммуниканты (общение). Во-вторых, коммуникаторы должны выполнять само действие, которое мы называем коммуникацией, то есть говорить, жестикулировать, позволять «читать» с наших лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, испытываемых в связи с тем, что передается. В-третьих, сообщение характеризуется некоторым содержанием, некоторой формой и некоторым значением. Это не одно и то же. Многое зависит от выражения лица собеседника, от его действий и действий, совершаемых в процессе общения. Одна и та же информация может передаваться с различной интонацией и артикуляцией.

Также необходимо определить канал связи в каждом конкретном коммуникативном акте. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в этом случае речь идет об аудиовербальном (слуховом) канале, проще — об слуховом канале.

Форма и содержание письма воспринимаются через визуальный (визуально-словесный) канал. Рукопожатие — это способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (моторно-тактильному) каналу.

Важной составляющей коммуникативного акта являются мотивы участников общения, то есть их цели и намерения. Например, учитель хочет дать студентам некоторую информацию, чтобы они ее выучили. Бывает, что некоторые из них не хотят впитывать его одновременно. Затем они говорят о «ножницах в намерениях» (намерениях). Общение в таких случаях либо затруднено, либо приводит к нулевому результату.

Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта общения может говорить одно, а думать другое, то есть лгать или просто молчать о чем-то по каким-то (не обязательно плохим) мотивам. В целом ряде случаев (и всегда с использованием научных методов) можно обнаружить диссоциацию (то есть несоответствие) формы и содержания сообщения. Мы сами часто используем выражения — «я вижу в своих глазах, что это неправда», «спрашиваю» — «все в порядке», но на практике»

Поэтому, если мы хотим, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы и форма, и содержание гармонично слились друг с другом, не вводя элементов диссоциации. И каналы связи должны быть свободны от другой информации.

Независимо от средств и каналов связи, мы передаем сообщения, чтобы предупредить других людей — дорожные знаки или крики, сообщить другим людям — телетекст или пресс-релиз, объяснить что-то — учебник или план эксперимента, развлечь — анекдот или художественный фильм, описать что-то — документальный фильм или устная история, чтобы кого-то убедить.

Это цели общения. Чаще всего их несколько (фильм может развлекать, информировать, описывать, предупреждать и объяснять). Первоначальной причиной, по которой людям необходимо общение, являются потребности человека или группы людей. Цели общения служат определенным человеческим потребностям: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать любым образом, осуществление власти над другими людьми, объединение обществ и организаций в одно, получение и передача информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что мы думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истиной), проявление творческой натуры и воображения. Наши потребности делятся на четыре группы: личные, социальные, экономические и творческие. Нас интересуют личные и социальные потребности человека.

В чем преимущества использования ИКТ?

Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.

Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.

Какие требования есть при использовании ИКТ

Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:

  • Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.
  • Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
  • Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.

Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Статья

В данной работе представлена система работы по использованию ИКТ на занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.

Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования (Ефима Израилевича Машбица, Андрея Ивановича Яковлева, Сергея Владимировича Гурьева, и др.) к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

— предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
— ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
— привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
— поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
— развивать у дошкольников исследовательское поведение;
— расширять творческие возможности самого педагога.

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

1. исследовательский характер,
2. легкость для самостоятельных занятий ребенка,
3. развитие широкого спектра навыков и представлений,
4. высокий технический уровень,
5. соответствие возрасту,
6. занимательность.

Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки 1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.

Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет — 15 мин.

На своих занятиях я применяю технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих программ. В своей статье мне хочется представить систему работы с использованием ИКТ, её применение на занятиях по развитию речи.

ИКТ на занятиях по развитию речи.

1.Компьютерные программы
2.Интерактивный DVD
3.Система презентаций по развитию речи.
4.Компьютерные игры.

1.Использование развивающих компьютерных программ.

В настоящее время на рынке мультимедийных программных продуктов ассортимент развивающих программ для дошкольников достаточно широк. Но не все из них способствуют развитию и формированию психических процессов ребенка, его умственных способностей, раскрытию творческого потенциала, а главное, не все отвечают требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. Мозаика-Синтез, 2007г)

ПМК по «Развитию речи» А.Ю.Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;
2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

Программа включает следующие разделы:

1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.
2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.
3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.
4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)
5. специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др.), так и по развитию познавательно — исследовательской и практической деятельности.

Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне

2.Интерактивный DVD.

Это замечательный продукт из серии «Чудо-малыш — Учись как в сказке», состоит из 5-ти интерактивных DVD — дисков.

Интерактивные диски DVD комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждого мультфильма-сказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту ребенка.

«Чудо — малыш» не только раскрывает перед ребенком удивительный мир сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Заячья избушка» и др.), но и предоставляет широкие возможности для запоминания её содержания.

Благодаря предложенным заданиям, воспитатель может провести большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи в рамках данного текста с использованием фрагментов иллюстраций к произведению.

Согласно перспективному планированию я использую материал «Чудо — малыш» на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе, а на занятиях по развитию речи в старшей группе мы с детьми пересказываем сказки, опираясь на ту схему, которую предлагают авторы этого учебного материала. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране, и они с большим желанием отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.

3.Система мультимедийных презентаций — одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.

Я составила интересные презентации «Моя Родина — Россия», « Лесные жители», «Русские промыслы», «Профессии и их атрибуты», «Домашние любимцы» и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

Также составлены презентации с использованием элементов игры. Например: «Чей ребенок?», «Полезная и вредная еда».

Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

4. Компьютерные игры.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики:

1. Подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;
2. Делать «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
3. Посмотреть на работу педагога с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями;

В процессе использования дидактических игр я решаю следующие задачи:

— Развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков;
— Развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания;
— Развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах;
— Развитие эмоциональной сферы;
— Формирование учебной деятельности в целом;

Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Широкие возможности раскрываются благодаря использованию – Интернет- ресурсов: это виртуальные экскурсии, электронные учебники.

Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни. Самой распространенной формой использования деятельности в воспитательно- образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.

«Виртуальная экскурсия»- еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить информационное содержание экскурсии (сопроводительный текст).

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

В своей практике по работе с детьми я также использую электронный учебник, который можно найти в системе Интернет на сайтах для дошкольных учреждений или составить самим.

Детский электронный учебник или детская электронная книга (ДЭК) имеет ряд принципиальных отличий от книги, изготовленной типографским способом:

1. Возможность мультимедиа
2. Обеспечение виртуальной реальности
3. Высокая степень интерактивности
4. Возможность индивидуального подхода к ребенку.

Создание электронного учебника представляет собою свободный творческий процесс преподавателя, но необходимо придерживаться определенных методических требований (возрастные особенности, требования программы, индивидуальные особенности).

Электронный учебник состоит из основного материала с текстом или словесным сопровождением.

Я придерживаюсь следующих рекомендаций в процессе создания электронной книги:

1. Раздел (художественная литература)
2. Выбор источников (книги, раскраски, фотоматериалы, рисунки)
3. Работа над текстом.
4. Составление презентаций, включение текста.
5. Анимация
6. Вопросы по тексту.

Интерактивные технологии прочно входят в жизнь нашего дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Богатырева Ю.И., Косарев Информационные технологии в научной деятельности.-
2.Баловсяк Н. Компьютер и здоровье.- Санкт- Петербург, 2008 г.
3.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации
4.Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
5.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. — М., Школа-Пресс, 1994.
6.Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., Владос, 1999г.
7.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

Adblock
detector