Устройства ввода данных

Устройства ввода данных

Устройство ввода — это любое аппаратное устройство, которое отправляет данные на компьютер, позволяя вам взаимодействовать или управлять им. Примером устройства ввода можно назвать компьютерную мышь.

Основными устройствами ввода информации на компьютере являются клавиатура и мышь. Тем не менее, существуют десятки других устройств, которые также могут быть использованы для ввода данных в компьютер.

Клавиатура

Внимательно рассмотрите клавиатуру вашего компьютера.

Все клавиши можно условно разделить на несколько групп (рис. 5):

Группа функциональных клавиш F1 — F12 размещена в верхней части клавиатуры. Действия, выполняемые в результате нажатия этих клавиш, определяются работающей в конкретный момент программой. Есть клавиши, за которыми практически всегда закреплено одно и то же действие. Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки. Другим функциональным клавишам в разных программах могут соответствовать разные действия.

В центре клавиатуры расположены символьные клавиши. На них нанесены цифры, специальные символы (!, :, * и т. д.), буквы русского алфавита, латинские буквы. Способ переключения алфавитов зависит от настройки клавиатуры компьютера. Чаще всего применяется одна из следующих комбинаций клавиш:

Alt(слева) + Shift или Ctrl + Shift

Знак « + » между названиями клавиш означает, что требуемое действие выполняется только в том случае, если в нажатом состоянии будут находиться обе клавиши. Выполнять клавиатурные комбинации можно так: нажать первую из указанных клавиш и, удерживая её нажатой, нажать вторую клавишу; обе клавиши отпустить.

С помощью символьных клавиш набирают всевозможные тексты, арифметические выражения, записывают свои программы.

Буквы каждого алфавита могут быть прописными (большими) или строчными (маленькими). Переключают режим ввода букв нажатием клавиши Caps Lock

Если горит индикатор Caps Lock — будут вводиться прописные буквы, иначе — строчные.

Вводить одну или несколько прописных букв удобно с помощью комбинации клавиш Shift + .

В нижней части клавиатуры находится длинная клавиша — пробел. Пробел используется для отделения слов и выражений друг от друга.

Курсор ввода — мигающая чёрточка, отмечающая место ввода очередного символа на экране монитора. Для перемещения курсора по тексту служат курсорные стрелки:

Они перемещают курсор на одну позицию в заданном направлении.

Клавиши Page Down и Page Up позволяют листать текст вверх и вниз, а Home и End переводят курсор в начало и конец строки. Специальные клавиши не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Esc (иногда изображается с изогнутой стрелкой) завершает ввод команды и вызывает её выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Клавиша Esc расположена в левом верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.

Символ, расположенный справа от курсора, удаляется клавишей Delete, а слева — клавишей Backspase (иногда изображается со стрелкой).

Клавиши Shift, Ctrl, Alt изменяют действия других клавиш.

Дополнительная клавиатура может работать в двух режимах, переключаемых клавишей Num Lock:

  • при включённом индикаторе Num Lock это удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций, расположенными, как на калькуляторе;
  • если индикатор Num Lock выключен, то работает режим управления курсором.

Клавиатура — это электронное устройство. Поэтому обращаться с ней следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками и пр. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть лёгкими, короткими и отрывистыми.

Внутренние устройства компьютера

Материнская плата — основа любого компьютера. В народе её ещё называют материнкой, мамкой, мать. Материнка это как фундамент дома, на котором уже строится все остальное. Также и в системном блоке. Материнская плата представляет собой печатную плату, на которой содержатся слоты, разъемы. В эти разъемы устанавливаются различные компоненты компьютера (внутренние и периферийные).

Процессор — это сердце компьютера. Его еще называют ЦП (центральный процессор), CPU, проц. От его мощности зависит быстродействие компьютера. Чем мощнее проц, тем больше возможностей у компьютера. Процессор крепится в специальный разъем на материнской плате. Его еще называют socket. Есть несколько видов разъемов для ЦП. С каждым годом их становится все больше и они совершенствуются. Нельзя установить процессор в материнскую плату если их socket не подходит друг к другу. Например в материнскую плату с сокетом LGA 1150 можно установить только процессоры от Intel. Для AMD необходима материнка например с сокетом AM3+.

Видеокарта. Её также еще называют графический адаптер, видеоадаптер, графический процессор, GPU. Это одно из основных внутренних устройств ПК, которое определяет скорость обработки графической и видеоинформации. В некоторых материнках бывает свой встроенный видеоадаптер. Он маломощен и поэтому его хватает лишь на просмотр картинок, просмотр интернет страниц и для простых игр. Для того, чтобы играть в более мощные игры с тяжелой графикой лучше всего воспользоваться отдельной, мощной видеокартой.

Оперативная память (ОЗУ, оперативка). ОЗУ — оперативное запоминающее устройство. Из названия уже ясно, что данное устройство предназначено для временного хранения информации. Эта информация передается в ЦП для обработки. Информация в оперативной памяти хранится до тех пор, пока запущена программа. Если программа закрывается, то данные тоже удаляются. Скорость передачи информации из оперативной памяти процессору и обратно в разы быстрее, чем та же самая работа с жестким диском. Чем больше объем памяти ОЗУ тем лучше.

Блок питания. Он обеспечивает все узлы компьютера электро-питанием. Каждое устройство компьютера имеет свое потребление электроэнергии. Важно, чтобы блок питания обладал достаточной мощностью для обеспечения питания в необходимом количестве.

Жесткий диск (HDD, SSD). Основное устройство для хранения информации на компьютере. Его еще называют винчестер. Чем больше объем жесткого диска, тем больше данных можно на нем хранить. Жесткий диск через специальный разъем (SATA) подключается к материнке.

Оптический привод. Он предназначен для чтения и записи информации с CD/DVD дисков. Не любой оптический привод умеет записывать информацию на диск. Правда в настоящее время практически все поддерживают данную возможность. Привод устанавливается в системный блок, где его передняя часть выводится наружу, для того, чтобы была возможность загружать в привод диски.

Система охлаждения. Как правило у видеокарты охлаждение бывает отдельное, но в современных мощных компьютерах есть и общая система охлаждения. Она обычно состоит из кулеров (вентиляторы), но в мощных системах используются радиаторы с охлаждающей жидкостью.

Манипуляторы

Хотя клавиатура еще не утратила своей значимости для общения пользователя с компьютером, все большее значение приобретает еще одно устройство ручного ввода — мышь. Можно с уверенностью сказать, что работать на современном компьютере без мыши практически невозможно: Вы мгновенно привяжете себя к графическому интерфейсу Windows и многим приложениям, которые работают с окнами, меню, иконками и диалоговыми окнами (если только вы не являетесь тузом в клавиатурных сокращениях). Управление курсором или маркером на экране с помощью одной клавиатуры может быть чудовищно смешным, если для этого существуют специальные устройства: «мышь» или трекбол, называемые «умными» координатными манипуляторами — это наиболее часто используемые сегодня устройства для удаленного управления графическими изображениями на экране.

Мышь и трекбол в основном похожи на джойстик, который знает каждый, кто любит компьютерные игры. Нет необходимости вводить команды, при работе в программе достаточно указать желаемое меню работы мыши или иконку в окне на экране, а затем нажать на кнопку. Это все, что тебе нужно, а остального достаточно для программы. Мыши доступны с двумя и тремя кнопками. На самом деле, двух кнопок достаточно почти для всех случаев жизни на мышке. Вопрос вкуса — это также цвет и дизайн корпуса мыши. Выбор здесь огромен. Над этим усердно трудятся дизайнеры многих компаний, поэтому есть большой выбор. Трекбол не сильно отличается от мыши. На самом деле это та же самая мышь, за исключением того, что она стоит на голове, а точнее — переворачивает мяч вверх дном. Если вы носите мышь по столу и вам нужно контролировать движение маркера на экране по мере того, как шарик катится, трекбол позволяет вращать шарик в разных направлениях пальцами или ладонью.

На ноутбуках трекбол часто устанавливается рядом с клавиатурой или прикрепляется к боковой или передней части клавиатуры компьютера. Но и для настольных компьютеров выпускаются клавиатуры со «встроенным трекболом». А в большинстве портативных компьютеров вместо мыши и трекбола вы теперь используете маленькую указку — маленькую цветную ручку, которая торчит между клавишами на клавиатуре и которую можно нажимать в разных направлениях, как джойстик. А последний писк режима мыши в ноутбуках — вместо указателя используется кнопка с буквой J. Эта клавиша — «J-Пойнтер» — как раз такой джойстик, который принимает на себя давление в разных направлениях, а вокруг клавиши J другие буквенные клавиши функционируют как клавиши, которым не хватает мыши или трекбола.

Мыши обычно более удобны, чем трекболы, но трекболы занимают меньше места на рабочем столе. А когда на вашем столе полно документов, книг, чертежей, иногда трудно найти свободное место для мыши. Помимо традиционных мышей, которые подключаются к компьютеру тонким кабелем, существуют также беспроводные мыши, которые передают информацию через инфракрасные или радиоволны.

Устройство и принцип работы

Механические «мыши»

Они используют маленький шарик, который выступает через нижнюю поверхность устройства и поворачивается при движении по поверхности. Переключатели внутри мыши определяют движение и направление шарика. Хотя мяч может двигаться в любом направлении, определяются только четыре направления. Движение в каждом направлении измеряется в сотых долях дюйма. После прохождения этого дискретного расстояния для центрального блока генерируется специальный сигнал. Механическая мышь может работать практически на любой поверхности. Вы даже можете вращать мяч пальцем, но вам будет трудно нажимать на кнопки. С другой стороны, механической мыши нужно немного места. Механические детали имеют тенденцию выходить из строя. Мыши, как правило, собирают грязь, что снижает надежность их работы. Поэтому данное устройство необходимо регулярно чистить, хотя создается ощущение, что оно работает на чистой поверхности стола.

Оптическая мышь

Вместо вращающегося шарика используется световой луч для сканирования координатной сетки, нанесенной на специальную подложку. Этот механизм используется для определения движения. Отсутствие движущихся частей в таком устройстве повышает его надежность. В этих устройствах используются две пары светодиодов и фотоприемников, установленных на задней стенке. Одна пара ориентирована перпендикулярно другой. Подложка покрыта наложением желто-синих координатных сетей. Каждая пара светодиодов и фотодетекторов обнаруживает движение в обоих направлениях по мере прохождения через соответствующие риски сетки.

Специальное покрытие на нижней стенке мыши облегчает скольжение по пластиковой подложке. Основным недостатком оптических мышей является необходимость использования специальной подложки. С одной стороны, вы можете разместить его в любом месте, и устройство будет работать. С другой стороны, эта подложка легко загрязняется и устройство не будет работать. А сама пластиковая подложка легко повреждается. Основные особенности. Мышь» характеризуется в основном разрешением, которое измеряется в dpi, т.е. количеством сканированных точек на поверхности при перемещении на 1 дюйм. Недавно была добавлена пользовательская функция — количество дополнительных кнопок и возможность их программирования, т.е. присвоения им любой функциональности (запуск и закрытие программ, прокрутка текста и т.д.).

Другие устройства ввода информации на компьютер

Такие устройства созданы не для обычного использования. Например: джойстики, геймпады, компьютерные рули и др.

Устройства ввода информации — классификация, виды и характеристики

С их помощью проще играть в видеоигры, обучаться на симуляторе или выполнять другие процессы, для которых не подходят вышеперечисленные устройства, а некоторые из них даже имеют внутреннюю память.

Геймпады имеют триггеры, кнопки, аналоговый стик (микроджойстик) и, главное, удобную для игры форму. Компьютерный руль, к которому часто подключают педали, полностью имитирует настоящий, что хорошо передает управление настоящим автомобилем. Джойстик упрощает работу с манипулятором.

Координатные устройства ввода информации

Координатные (или указательные) девайсы позволяют перемещать курсор или какой-то объект в двумерном пространстве монитора. Все эти периферические приборы образуют группу, называемую манипуляторами.

Компьютерная мышь

Обеспечивает взаимодействие между пользователем и компьютером. Управление компьютерной мышью отображается на мониторе ПК как перемещение курсора.

Дополнительно обычно оснащается несколькими кнопками, колесом прокрутки и джойстиком. Их функции обычно настраиваемые, а действие зависит от того, в какой области приложения находится курсор.

Компьютерная мышь

Оптомеханические (шариковые) мышки

Их можно узнать по вращающемуся резиновому шарику в нижней части. Он вращается при передвижении девайса по твердой поверхности. Этот шарик задает вращение еще двум роликам, находящимся внутри корпуса. Они отображают движение курсора по вертикальной и горизонтальной оси. Безусловным недочетом оптомеханических мышей является загрязнение шариков, из-за чего рабочий механизм может заедать. Сегодня они практически вышли из обращения, на замену им пришел следующий вид.

Оптическая мышь

Первое поколение оптических мышей имеют встроенные светочувствительные диоды, излучающие и принимающие свет. Светодиодам для функционирования требуется специальная рабочая область. На ней должна присутствовать особая штриховка из параллельных или пересекающихся линий.

На многих ковриках для мышей эта штриховка наносилась краской, неразличимой человеческим глазом. Недостатками оптических мышей первого поколения является то, что без ковриков со штриховкой девайс работать не будет.

Загрязнение таких ковриков приводит к искажению принимающего сигнала светодиода при прохождении по загрязненному пятну. Курсор на экране монитора будет вести себя при этом неправильно.

Второе поколение оптических мышек устроено более интересно. Внизу имеется светодиод, который подсвечивает
рабочую область, по которой движется мышка. А микрокамера делает около тысячи снимков этой поверхности в секунду.

После изображения передаются процессору. А он обрабатывает данные об изменении положения мыши по осям координатам. Оптические мышки второго поколения менее капризны к грязи и характеру рабочей поверхности (исключение составляет лишь зеркальная).

Лазерные мышки

Вместо диода рабочая поверхность подсвечивается лазером. Он дает более узконаправленный пучок света, и точность определения положения курсора становится выше.

Гироскопические мышки

Работа этих девайсов основывается на применении гироскопического датчика. Он полностью следит за положением мышки в пространстве, не только в двухмерной системе координат. Гироскопическими мышками можно пользоваться, перемещая их в воздухе.

Беспроводная мышь

Новое поколение компьютерных мышек. Внешнее отличие от других видов компьютерных мышек заключается в отсутствии провода, идущего к компьютеру или ноутбуку.

Питание идёт от батареек внутри корпуса мыши, поэтому она весит больше обычной. Управление устройством осуществляется с помощью Блютуз и Вай Фай. Первый вариант встречается чаще.

У беспроводного устройства есть большой минус — передача данных осуществляется медленнее, чем через провод. Поэтому, если вы хотите купить беспроводную мышь, то выбирайте бренды, зарекомендовавшие себя на рынке.

В ценовой категории 300-500 рублей беспроводную мышь рассматривать не стоит. Начните свои поиски этого устройства ввода минимум от 1500 рублей.

Тачпад

тайчпад

Это указательное устройство ввода информации – аналог компьютерной мышки для ноутбуков. Он представляет собой панель с сенсорной рабочей областью и реагирует на соприкосновение с пальцем.

Перемещая свой палец по поверхности сенсора можно управлять курсором. Если же пользователю удобнее работать с обычной компьютерной мышью, то тачпад можно отключить и он перестанет реагировать на прикосновения.

Трекпоинт

трекпоинт

Это маленьких размеров джойстик, установленный на клавиатуре между клавишами G, H и B. Он может вполне заменить собой компьютерную мышку. Его удобство в том, что не нужно убирать руки с клавиатуры, если вдруг понадобиться переместить курсор. Он более оперативен, так как движения пальцев руки более быстры, чем движения кисти. Но нужно определенное время, чтобы привыкнуть к управлению трекпоинтом.

Игровые манипуляторы

Игровые устройства

Эти приборы призваны придать максимальную реалистичность во время компьютерной игры. Девайсы с обратной связью могут даже вибрировать в нужный момент времени.

  • джойстик – прибор, дающий возможность управлять виртуальным объектом в трехмерном пространстве. Джойстик выглядит как ручка с кнопками, закрепленная на основании посредством шарнира.
  • геймпад – гаджет, ассоциирующийся с игровыми приставками типа X-box. В компьютерных играх на ПК они тоже используются. Геймпады удерживаются двумя руками, а большинство движений совершаются большими и указательными пальцами. Помимо кнопок на геймпадах часто устанавливаются аналоговые джойстики.
  • руль – крайне полезный девайс для тех, кто увлекается автомобильными симуляторами. Он может идти в комплекте с педалями. Руль с обратной связью будет не просто реалистично управлять машиной, но и вести себя так, как это было бы в реальных условиях. Например, при заносе авто он может вывернуться так, что его можно будет и не удержать.

Устройства вывода

Начнем с устройства, которое было упомянуто выше – принтер.

Принтер – это устройство, которое переводит текст и графику с компьютера на лист бумаги. Это и есть вывод информации с электронного вида в физический.

принтер

Колонки и наушники — звуковые устройства вывода, они преобразовывают электрический сигнал, который выдает компьютер в звук. Думаю, все с ними знакомы, не буду сильно углубляться.

колонки и наушники

Проектор – устройство для вывода графической и текстовой информации с компьютера. Проецирует изображение на плоской поверхности, увеличивая его в разы.

проектор

Также к устройствам вывода относится и монитор (дисплей), по сути, без него не возможно работать за компьютером (вы могли видеть его в первом уроке).

Клавиатура

Внимательно рассмотрите клавиатуру вашего компьютера.

  1. функциональные клавиши;
  2. символьные (алфавитно-цифровые) клавиши;
  3. клавиши управления курсором;
  4. специальные клавиши;
  5. клавиши дополнительной клавиатуры.

Группа функциональных клавиш F1 — F12 размещена в верхней части клавиатуры. Действия, выполняемые в результате нажатия этих клавиш, определяются работающей в конкретный момент программой. Есть клавиши, за которыми практически всегда закреплено одно и то же действие. Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки. Другим функциональным клавишам в разных программах могут соответствовать разные действия.

В центре клавиатуры расположены символьные клавиши. На них нанесены цифры, специальные символы (!, :, * и т. д.), буквы русского алфавита, латинские буквы. Способ переключения алфавитов зависит от настройки клавиатуры компьютера. Чаще всего применяется одна из следующих комбинаций клавиш:

Alt(слева) + Shift или Ctrl + Shift

Знак « + » между названиями клавиш означает, что требуемое действие выполняется только в том случае, если в нажатом состоянии будут находиться обе клавиши. Выполнять клавиатурные комбинации можно так: нажать первую из указанных клавиш и, удерживая её нажатой, нажать вторую клавишу; обе клавиши отпустить.

С помощью символьных клавиш набирают всевозможные тексты, арифметические выражения, записывают свои программы.

Буквы каждого алфавита могут быть прописными (большими) или строчными (маленькими). Переключают режим ввода букв нажатием клавиши Caps Lock

Если горит индикатор Caps Lock — будут вводиться прописные буквы, иначе — строчные.

Вводить одну или несколько прописных букв удобно с помощью комбинации клавиш Shift + .

В нижней части клавиатуры находится длинная клавиша — пробел. Пробел используется для отделения слов и выражений друг от друга.

Курсор ввода — мигающая чёрточка, отмечающая место ввода очередного символа на экране монитора. Для перемещения курсора по тексту служат курсорные стрелки:

Они перемещают курсор на одну позицию в заданном направлении.

Клавиши Page Down и Page Up позволяют листать текст вверх и вниз, а Home и End переводят курсор в начало и конец строки. Специальные клавиши не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Esc (иногда изображается с изогнутой стрелкой) завершает ввод команды и вызывает её выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Клавиша Esc расположена в левом верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.

Символ, расположенный справа от курсора, удаляется клавишей Delete, а слева — клавишей Backspase (иногда изображается со стрелкой).

Клавиши Shift, Ctrl, Alt изменяют действия других клавиш.

  • при включённом индикаторе Num Lock это удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций, расположенными, как на калькуляторе;
  • если индикатор Num Lock выключен, то работает режим управления курсором.

Клавиатура — это электронное устройство. Поэтому обращаться с ней следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками и пр. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть лёгкими, короткими и отрывистыми.

Adblock
detector