Урок 1Как устроена компьютерная сеть

Процесс коммуникации: понятие, виды и этапы

Во время процесса коммуникации происходит обмен информацией между двумя собеседниками или группой людей. Разумеется, его основными целями являются своевременная передача и получение этой информации всеми доступными способами. Финальной точкой процесса можно назвать понимание переданного сообщения. Если понимание взаимно, то и отправитель, и получатель играют активную роль. Возникает обратная связь, которая является важной составляющей процесса коммуникации.

К сожалению, во время передачи сообщения могут возникать разнообразные помехи. К примеру, языковые различия или технические проблемы, если общение осуществляется при помощи специальных средств. Это осложняет процесс коммуникации, поскольку не достигается его главная цель – понимание. О том, как этого избежать, расскажем далее.

Локальные сети

Небольшие компьютерные сети, работающие в пределах одного помещения, одного предприятия, называются локальными сетями (ЛС). Обычно компьютеры одной локальной сети удалены друг от друга на расстояние не более одного километра.

image

Локальная сеть дает возможность пользователям не только быстро обмениваться данными друг с другом, но и эффективно использовать ресурсы объединенных в сеть компьютеров — узлов сети. Такими ресурсами могут быть дисковая память, устройство печати, факс-модем и другие технические средства, а также программное обеспечение (ПО) и прочая информация в файлах.

С точки зрения организации взаимодействия отдельных элементов ЛС выделяют два типа таких систем:

— 1) одноранговую сеть; в ней все объединенные компьютеры равноправны;
— 2) сеть с выделенным узлом.

Пользователю одноранговой сети могут быть доступны ресурсы всех подключенных к ней компьютеров (в том случае, если эти ресурсы не защищены от постороннего доступа).

В школьных компьютерных классах чаще всего используется ЛC с выделенным узлом, организованная по следующему принципу: имеется одна машина (узел), выполняющая дополнительные обслуживающие функции. Такой узел называют сервером локальной сети. Прочие узлы сети называются рабочими станциями. Операционная система, управляющая работой сервера и рабочих станций, поддерживает режим сетевого взаимодействия.

Выделенный компьютер имеет большую дисковую память, к нему подключены устройства, которых нет на рабочих станциях. На сетевом сервере хранится программное обеспечение и другая информация, к которой могут обращаться пользователи сети.

На многих предприятиях на базе локальных сетей работают информационные системы. Например, в крупном торговом центре на сервере хранится база данных, содержащая сведения о товарах, имеющихся на складе.

Рабочие станции установлены в торговых отделах. На них по запросам продавцов с сервера поступает информация о наличии нужного товара. С рабочей станции на сервер передаются сведения о проданном товаре.

После этого сервер вносит соответствующие изменения в базу данных.

Обработка информации

После получения необходимых сведений возникает необходимость их хранения и передачи. Способы передачи и обработки информации наглядно представляют этапы развития человечества.

  • В начале своего развития обработка данных представляла собой перенесение их на бумагу при помощи чернил, пера, ручки т. д. Однако недостаток такого способа обработки заключался в ненадежности хранения. Если упоминать способы хранения и передачи информации, хранение на бумаге имеет определенный срок, который определяется сроком службы бумаги, а также условиями ее эксплуатации.
  • Следующим этапом является механическая информационная технология, при которой используется печатная машинка, телефон, диктофон.
  • Далее на смену механической системе обработки сведений пришла электрическая, ведь способы передачи информации постоянно совершенствуются. К таким средствам относят электрические пишущие машинки, портативные диктофоны, копировальные машинки.

способы представления и передачи информации

Вопрос 20

Данный способов подключения к сети «Интернет» обеспечивает наибольшие возможности для доступа к информационным ресурсам:

Какой уровень иерархической модели сети, как правило, содержит сетевой трафик между компьютером и принтером, находящимися в одной сети?

Роль ИКТ в образовательном процессе

Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.

Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.

Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Модернизация (это как?) образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.

Класс

Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:

  1. ПК + ПО + интернет. Такая комбинация средств ИКТ позволяет научить пользователей применять различные прикладные программы для создания текстовых, графических, аудио и видеофайлов. Это основа для дальнейшего использования всех возможностей, предоставляемых ИКТ.
  2. Работа в сети интернета позволяет практически мгновенно получить доступ к любым информационным базам и к любому контенту (методическому, научному, развлекательному);
  3. Электронные средства коммуникации (электронная почта, мессенджеры (это что?), чаты и т.д.). Это возможность для общения, для проведения конференций в режиме реального времени, для удаленного (дистанционного) обучения;
  4. Электронные издания. Такой формат учебных пособий позволяет использовать самые различные методики обучения, индивидуализировать подход к ученикам в зависимости от их интеллектуального уровня.

Ноутбук

Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:

  1. увеличивается время, проводимое детьми и молодыми людьми за компьютерами, что ведет к ухудшению их физического и психологического здоровья;
  2. негативная информация в свободном доступе в интернете травмирует неокрепшую психику детей и подростков;
  3. уменьшается речевая активность (за ненадобностью устного диалога). Пропадает умение устно выражать свои мысли, а это ведет к ухудшению мыслительных процессов;
  4. снижается качество получаемых знаний. Не секрет, что в основном все рефераты (что это?), доклады и пр.самостоятельные работы просто скачиваются из интернета. Зачастую ученик (студент) даже не может пересказать скачанную информацию.

Виды и примеры коммуникации

Классифицировать различные формы коммуникации можно разными способами. Наиболее очевидными являются такие критерии как участники, их количество и особенности взаимодействия между ними. Рассмотрим основные виды коммуникации, которые можно выделить с учётом данных критериев.

1. Индивидуальная коммуникация

В такой форме взаимодействия есть только два участника, обменивающихся информацией между собой без каких-либо посредников и свидетелей. Как правило, речь идёт о непосредственном общении, обеспечивающем очень эффективный, точный и достаточно быстрый обмен информацией.

  • личное общение двух людей;
  • переписка в мессенджере или по электронной почте;
  • телефонный разговор.

2. Коллективная коммуникация

Данная форма подразумевает наличие нескольких получателей передаваемой информации. И любой из участников коллективной коммуникации, создавая сообщение, должен учитывать, что адресатом является группа людей. При этом получатели сообщения могут быть как его непосредственными собеседниками, так и зрителями, вообще не имеющими возможности ответить или ограниченными в такой возможности.

  • разговор в кругу приятелей;
  • выступление на конференции;
  • стрим на YouTube;
  • прямая трансляция на телевидении.

3. Внутриличностная коммуникация

Если говорить простыми словами, это диалог с самим собой. Внутриличностная коммуникация осуществляется постоянно и оказывает существенное влияние на наши действия и решения.

    и утверждения, произносимые вслух;
  • мысленный диалог с собой или воображаемым собеседником;
  • ведение дневника;
  • выписывание мыслей на бумагу для лучшего осмысления.

Некоторые исследователи считают, что общение с самим собой нельзя считать коммуникацией, поскольку обмена данными не происходит. Но с точки зрения психологии, разговор психически здорового человека с самим собой – это перенос информации из одного контекста в другой. В таком случае можно считать, что определённый обмен данными всё же присутствует.

4. Межличностная коммуникация

Это взаимодействие между несколькими индивидами. Очевидно, что данная форма противоположна внутриличностной коммуникации.

  • общение преподавателя с группой студентов;
  • разговор двух людей;
  • выступление перед аудиторией.

5. Внутригрупповая коммуникация

Здесь речь идёт об общении, происходящем внутри группы, состоящей из двух или более человек, на уровне отдельных индивидов. Специфика такого общения состоит в том, что собеседники изначально входят в одну группу, а значит, взаимопонимание между ними уже налажено.

  • разговоры в рабочем коллективе;
  • выступление одного из участников в клубе анонимных алкоголиков;
  • общение друзей во время праздничного застолья.

6. Межгрупповая коммуникация

Данная форма подразумевает обмен информацией между разными группами или между представителями разных групп (то есть, взаимодействие может происходить как на индивидуальном уровне, так и на групповом).

  • дебаты между представителями разных партий;
  • переговоры между двумя делегациями.

Динамику и результаты межгрупповой коммуникации прогнозировать сложнее всего, поскольку она сильно зависит от участвующих сторон, темы общения и прочих факторов. Кроме того, как правило, данный формат взаимодействия подразумевает, что интересы сторон противоположны.

7. Массовая коммуникация

Данный формат подразумевает, что у информационного сообщения один отправитель и большое количество получателей. Как правило, это не адресная коммуникация, то есть, получатели остаются анонимными. Специфика заключается в том, что отправитель не рассчитывает на ответную реакцию. Впрочем, современные технологии позволяют получать обратную связь (к примеру, видеоблогер во время стрима может читать комментарии пользователей).

  • стрим на YouTube или в другой социальной сети;
  • выступление в прямом эфире на телевидении;
  • публикация статьи в газете;
  • выступление со сцены перед большой аудиторией.

Появление идеи

Конструирование идеи

Понятие коммуникационного процесса, основным элементом которого является именно идея, очень важно для успешного общения между людьми. В первую очередь от адресанта требуется формулировка злободневной для него и собеседника темы. Роль самого отправителя на этом этапе коммуникационного процесса важна, так как именно он кодирует информацию, анализирует ее и передает. Важно то, что необходимо сделать сообщение не только содержательным по смыслу, но и понятным для окружающих. Если тема будет неактуальной, то коммуникация оборвется, так и не начавшись.

Прежде чем подавать готовую, казалось бы, информацию, необходимо проверить ее, учитывая многие факторы. В первую очередь, конечно, это взгляды собеседника. Если адресант плохо знаком с человеком, то лучше начать с лояльной, нейтральной темы о погоде и прочем. Лишь после того как адресат уже известен отправителю, можно приступать к более глубокой беседе, смысл которой зависит от общих интересов.

Компьютер как коммуникационное устройство

Через несколько лет люди эффективнее будут общаться через машину, чем лицом к лицу. Это поразительно, но к такому выводу мы пришли. Как подтверждение этому, наше участие в проектном совещании, состоявшемся через компьютер несколько недель назад. В течение двух дней группа общалась с помощью компьютера, обычно на этот процесс ушла бы неделя.

Мы расскажем больше о механике встречи позже; стоит отметить, что все мы были в одной комнате. Но все наши взаимодействия в этой комнате мы могли бы повторить, находясь за тысячи миль друг от друга без потери эффективности.

Мы делаем акцент на людях преднамеренно. Инженер связи считает общением передачу информации из одной точки в другую в виде кода и сигналов.

Но общаться значит больше, чем просто отправлять и получать сообщения. Две ленты магнитофона общаются, когда они совместно воспроизводятся и на каждую записывается содержание другого носителя? На самом деле нет. Мы считаем, что коммуникаторы должны сделать что-то нетривиальное с информацией, которую они посылают и получают. Мы верим, что мы входим в технологический век, в котором мы сможем взаимодействовать с богатством живой информации не только пассивным образом, к которому мы привыкли, используя книги в библиотеках, но и активным. Мы будем участниками непрерывного процесса взаимодействия с информацией, а не просто её получателями.

Людям, которые звонят в информационную службу авиакомпаний с целью узнать о рейсах, запись автоответчика кажется не просто пассивным депозитарием. Это часто обновляемая модель, изменяющаяся в зависимости от ситуации, синтезирующая собранную, проанализированную, оцененную информацию для описания ситуации или процесса в организованном виде.

Тем не менее, непосредственного взаимодействия с информационной службой авиакомпании в этом случае нет. Запись на магнитную ленту не изменяется во время вызова клиента. Мы хотим подчеркнуть нечто, выходящее за рамки односторонней передачи данных, поговорить о возрастающем значении совместного, конструктивного, взаимоподкрепляющего аспекта коммуникации. Поговорить о части общения, выходящей за рамки парадигмы «теперь мы оба знаем факт, который только один из нас знал раньше». Взаимодействие умов рождает новые идеи. Мы хотим обсудить творческий аспект общения.

Для творческого интерактивного общения требуется пластичная среда, которая может быть смоделирована, требуется динамическая среда, в которой предпосылки будут вытекать в следствия. И, прежде всего, такая среда должна быть общей и использоваться всеми людьми.

Такая среда под рукой — запрограммированный цифровой компьютер. Его существование может изменить природу и ценность коммуникации глубже, чем печатный станок и кинескоп, поскольку, как мы видим, хорошо запрограммированный компьютер может обеспечить прямой доступ как к информационным ресурсам, так и к процессам использования ресурсов.

Виды коммуникационного процесса

Существует два основных вида процесса коммуникации:

  1. Иерархический – приоритет примой связи.
  2. Демократический – приоритет обратной связи.

В первом случае в содержании коммуникационного процесса преобладает приказ, а во втором – убеждение.

Для иерархического процесса коммуникации важна чистота канала связи, а сообщение обязательно должно быть доставлено до получателя, который всегда должен поступить так, как требуется.

При демократическом процессе получатель информации имеет выбор поступать так, как требуется, или не поступать таким образом.

Наиболее яркий пример:

  • Иерархический процесс коммуникации – приказ от вышестоящего офицера в армии.
  • Демократический процесс коммуникации – совет тещи/свекра покрасить стены спальни желтым/бурым/малиновым.

В первом случае иного выбора, кроме исполнения приказа нет, во втором – есть.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector