10 правил для шрифтов в веб-дизайне
Использование шрифтов в веб-дизайне имеет много нюансов, которые необходимо знать для того чтобы профессионально оформить контент и донести информацию до пользователей. Предлагаем 10 правил идеальной типографики, которые помогут создать контраст и задать настроение при взаимодействии пользователей с веб-сайтом.
Типографикой называется художественное оформление текста на сайте. Веб-типографика —мощный инструмент для передачи основного посыла в маркетинге. С ее помощью объединяется в единый смысл текстовая и графическая информация.
Потому, что на веб-сайте принципиальным является необходимость задержать пользователя как можно дольше – в идеале, чтобы он дочитал статью до конца. Такой результат может быть достигнут созданием текста простым и удобным для чтения. Другими словами, текст должен читаться с комфортом.
Эта статья посвящена правилам оформления текстов при создании сайтов, и другим принципиальным моментам компьютерной верстки. Разработка сайта — это большой комплекс работ, в который входит и создание текстов. Очень важно правильно использовать визуальный контент, чтобы направлять внимание пользователей к нужному действию.
Каноны типографики в web дизайне, созданы как раз для того, чтобы дизайнеры делали текст удобным для восприятия и чтения, таким чтобы он направлял пользователей к целевым действиям: заказать услугу, подписаться на новости, оформить покупку, прочесть материал до конца.
Удобочитаемость шрифта
Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.
Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от различных соотношений материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), от цвета бумаги, цвета и способа печати издания и т.п.
Различают следующие основные признаки шрифта, влияющие на его удобочитаемость:
Характер контура буквы. Контур буквенных знаков, в зависимости от графических особенностей данной гарнитуры, может быть округлым или прямолинейным (при этом не исключается, что прямоугольные буквы иногда могут строиться с округлением контура, в то время как построение круглых элементов букв не всегда подчиняется кругу). Установлено, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Это объясняется тем, что округленные буквы лучше выделяются из фона.
Другой признак контура букв — место соединения засечек со штрихами, которые могут быть как с закруглениями, так и без них. Незакругленные углы воспринимаются лучше, чем закругленные. Объясняется это тем, что такие углы являются различительными признаками, которые придают буквам наибольшую индивидуальную выраженность.
Соотношение между основным и соединительным штрихами (контраст штрихов). Гарнитуры шрифтов с выраженным контрастом штрихов наиболее удобочитаемы (например, банниковская гарнитура). Исключением являются случаи, когда контраст выражен слишком ярко и соединительный штрих становится чересчур тонким (например, в елизаветинской гарнитуре). Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) лучше воспринимается только при чтении отдельных слов и выделений.
Особенности засечек. Засечки в шрифте заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо видимы. Слишком заметные засечки ухудшают восприятие буквы и буквенных сочетаний.
Пропорция сторон и плотность шрифта. Пропорция сторон (отношение ширины буквы к ее высоте) является одним из важных признаков гарнитуры, влияющих на удобочитаемость шрифта. Отношение сторон близкое к единице, с некоторым преобладанием вертикали является наиболее легким для зрительного восприятия (например, школьная гарнитура). Однако и плотный шрифт при определенном графическом решении букв и их сочетаний может быть удобочитаемым.
Внутрибуквенный просвет. Внутрибуквенный просвет — это фон буквы, заключенный в контур буквенного знака. Ширина внутрибуквенного просвета связана с толщиной штрихов. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.
Общая простота или сложность рисунка буквы. Простые рисунки букв читаются лучше сложных. Однако в этом случае также играет роль привычка к восприятию знака родного алфавита. Кроме того, при чтении имеет значение взаимная графическая обусловленность букв.
Удобочитаемость кеглей. Удобочитаемость различных кеглей шрифта определенной гарнитуры зависит от квалификации читателя, от его зрения, а также от длины строки и характера чтения (например, беглое — при чтении художественной литературы, медленное — при чтении научной книги). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.
Вопрос об удобочитаемости кеглей в связном тексте достаточно хорошо изучен и подтвержден практикой. Наиболее удобочитаемым размером шрифта при связном тексте для взрослых квалифицированных читателей является размер в 10 пунктов. Однако, в зависимости от рисунка шрифта, для взрослых может быть вполне удобочитаемым текст в 9 или 8 пунктов.
Удобочитаемость шрифта для детей и учащихся начальной и средней школы определяется следующими возрастными группами:
- 1) дети дошкольного возраста — до 7 лет;
- 2) дети младшего возраста (7-9 лет) 1-го и 2-го классов, у которых только вырабатываются навыки чтения;
- 3) дети младшего возраста (10-11 лет) 3-го и 4-го классов, у которых навыки чтения в основном уже выработались;
- 4) дети среднего и старшего возраста (12-17 лет) 5-11-ых классов, у которых навыки чтения выработаны полностью.
Дети дошкольного возраста только начинают читать или еще вообще не читают. Поэтому вопрос о выборе шрифта (например, для книги-картинки) связан главным образом с форматом издания и форматом иллюстраций. Для дошкольников, уже начинающих читать, рекомендуется шрифт размером в 20 или 16 пунктов. Лучшей из существующих гарнитур для детей младшего возраста (1-го и 2-го классов) является школьная гарнитура размером 16 и 14 пунктов для 1-го класса (кроме букваря), 14 и 12 — для 2-го класса, 12 и 11 — для 3-го класса, 11 и 10 — для 4-го класса.
В младших классах лучше читается гарнитура, которая в достаточной степени насыщена цветом. А в старших классах признак цветности только мешает удобочитаемости и более критичным и становятся признаки, выявляющие форму самих знаков (например, литературная гарнитура).
В средних классах (с 5-го по 7-й) литературная и школьная гарнитуры читаются приблизительно одинаково [2].
Выбор гарнитуры шрифта — это не только эстетическое решение. Конкретный вид шрифта может украсить текст, который он представляет, но помимо этого шрифт также может нести и полезную информацию, например, выделять что-либо. Верный выбор шрифта и правильное его использование влияют на легкость чтения текста, начиная с его элементарной разборчивости. Шрифт существует только тогда, когда воспринимается визуально, визуализация может выполняться разнообразными средствами: от экрана монитора до печати и проекции на плоскость.
Кроме того, исследования выявили, что если исключить плохой дизайн и плохую верстку, то несомненно, что наиболее удобочитаемыми шрифтами являются те, которые привычнее для данного читателя [1].
Основные требования к шрифту
Важнейшие требования к шрифту как элементу оформления книги — удобочитаемость, художественные достоинства, технологичность и экономичность.
Критерии удобочитаемости (readability) текста формировались веками. Печатный знак, слово, предложение, абзац, страница имеют сложившийся образ, стереотип восприятия, который читатель хочет распознавать легко, без ненужных дополнительных усилий. Набор и верстка должны создавать такой образ, а не разрушать его разными отклонениями от стандарта: они только отвлекают и мешают сосредоточиться на содержании. Удобочитаемость текста выражается легким переходом глаза со строки на строку, быстрым отыскиванием нужного абзаца или главы, хорошей различимостью знаков шрифта. При этом глаз не утомляется, скорость чтения становится выше, восприятие содержания приближается к оптимуму.
Текстовые шрифты проектируются для набора длинных полос текста в книгах и журналах. Главное внимание в дизайне таких шрифтов уделяется удобочитаемости. В этом случае требования гораздо шире, чем простая разборчивость, т. е. требуется обеспечить не только легкость, с которой глаз различает отдельные буквы, но и легкость, с которой воспринимаются целые слова и группы слов. Хороший текстовый шрифт способствует успешному чтению без усталости.
Таким образом, удобочитаемостьшрифта определяется скоростью и простотой чтения, как отдельных знаков, так и текста в целом.
Факт того, что одни шрифты воспринимаются легче, чем другие, всегда интересовал ученых, которые пытались выяснить, какие гарнитуры шрифта легче воспринимать.
Исследования удобочитаемости приводили порой исследователей к противоречивым выводам. Например, длительное время считалось истинным, что шрифты с засечками взрослым читателем воспринимаются легче, чем без засечек. Точно так же прямые шрифты долго считались более удобочитаемыми, чем курсивные.
Но последующее изучение разрушило эти стереотипы. В частности, сравнивались скорости чтения текстов, набранных прямыми шрифтами и фрактурой, или готическим шрифтом*, популярным в Германии вплоть до второй мировой войны. Все считают, что причина более медленного чтения фрактуры состоит в том, что штрихи во фрактурных шрифтах очень похожи и так близко расположены друг к другу, что читателю требуется довольно много времени для распознавания буквы. Заблуждение. Исследования выявили, что скорость чтения людей, привыкших к чтению фрактур, не отличалась от скорости чтения у тех, кому более привычно читать текст, набранный прямой антиквой.
* К готическим шрифтам относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII–XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура, ротунда, бастарда, швабахер, фрактура, канцлей.
Таким образом, если исключить плохой дизайн и плохую верстку, то наиболее удобочитаемыми шрифтами являются те, которые привычнее.
По всей вероятности, это заключение касается только наборных, а не акцидентных или декоративных шрифтов, так как преувеличенные элементы и искаженные пропорции двух последних классов шрифтов затрудняют чтение, независимо от того, насколько мы к ним привыкли.
Несмотря на противоречивые исследования, установлено, что удобочитаемостьшрифта зависит от ряда условий. На нее влияют и особенности набора и отпечатка (длина строки, ширина междустрочных пробелов, четкость отпечатка, цвет краски и бумаги), и условия чтения (например, степень освещенности), и квалификация читателя. Но при одинаковых условиях чтения и одинаковом характере набора и качестве отпечатков удобочитаемость шрифта зависит от его размера и рисунка.
Что касается кегля шрифта, то, как показали многочисленные наблюдения и эксперименты, для взрослого читателя, обладающего навыками быстрого чтения, при длине строки до 5 1 /2—6 кв. и нормальных условиях чтения достаточно удобочитаем шрифт с высотой очка примерно 1,7—1,6 мм, то есть 10 пт.
Более сложный вопрос о том, как определяет удобочитаемость шрифта его рисунок. Простота и ясность рисунка, отсутствие сложных форм и деталей повышают удобочитаемость шрифта. Сложность, а тем более вычурность рисунка, наоборот, делают шрифт менее удобочитаемым, поэтому в основу построения букв положены простые геометрические формы —квадрат (или прямоугольник), круг (или овал), треугольник.
Большое значение для удобочитаемости шрифта имеет толщина основных штрихов и ширина очка. По данным некоторых исследователей, оптимальная толщина основных штрихов (для строчных букв 10 пт.) равна 0,30—0,35 мм, а оптимальная ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять примерно 4/5 его высоты. При значительном уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно понижается — внутрибуквенные просветы становятся слишком узкими, и контур букв теряет свою отчетливость.
Шрифты с умеренной контрастностью читаются лучше, чем шрифты с резкой контрастностью. Дело в том, что в резко контрастных шрифтах соединительные штрихи очень тонки (их называют «волосными») и с трудом различаются глазом; между тем многие буквы, например «и», «н», «п», отличаются одна от другой только расположением соединительных штрихов. При печатании на матовой или на слабо глазированной бумаге волосные штрихи почти совсем пропадают и удобочитаемость шрифтов с резкой контрастностью еще более снижается.
Полное отсутствие контрастности понижает удобочитаемость шрифта при беглом чтении, так как лишенный контрастности шрифт слишком монотонен, однообразен.
Наличие засечек, как считает большинство исследователей, повышает удобочитаемость шрифта, так как благодаря засечкам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги и кажутся более рельефными. Однако для начинающего читателя, например для ребенка, который еще не имеет навыков беглого чтения и только приучается распознавать буквы, отсутствие контрастности и засечек повышает удобочитаемость шрифта.
Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными. При коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче охватить этот контур.
Очень важное условие удобочитаемости шрифта — ясно выраженная индивидуальная форма букв, достаточное отличие в форме различных букв алфавита. Однако эта индивидуальность непременно должна сочетаться с общей простотой формы, что может быть достигнуто различными графическими средствами. К ним относятся и умелое использование форм, образованных от нескольких простых геометрических фигур (квадрата или прямоугольника, круга или овала, треугольника), и обоснованные различия букв по ширине, и разнообразие форм концевых элементов (например, наличие горизонтальных, вертикальных и косых засечек), и форма выносных элементов.
Придать каждой букве алфавита ясно выраженный индивидуальный характер и вместе с тем сохранить общую простоту форм шрифта и его стилевое единство — очень сложная задача, решение которой требует большого художественного такта и мастерства. Вот почему удобочитаемость шрифта неразрывно связана с его художественным строем, с его художественными достоинствами.
Художественные достоинства шрифта определяются соответствием его рисунка виду и характеру оформляемого издания.
Шрифт существует и используется не только для обработки текстовой информации, но служит для создания произведения полиграфического искусства, как и любого другого, которое не только удобно читать, но и приятно держать в руках, любоваться им; поэтому говорят о выборе шрифтового оформления, а не о выборе шрифта для набора. Многие гарнитуры шрифта были специально разработаны для набора отдельных произведений, таких как: «Новый завет», античных классиков (Горация и Теренция) — гарнитура Баскервилл; собрания сочинений Тассо, Вергилия, Гомера — шрифты Бодони; собрания сочинений А.С. Пушкина — гарнитура Елизаветинская и т. д.
Наиболее значительные в художественном отношении шрифты были созданы в эпоху расцвета графического искусства. Наиболее устойчивыми и вместе с тем способными развиваться оказались шрифтовые формы, созданные в эпоху Возрождения.
Конструктивная простота форм, которая присуща шрифтам, выдержавшим испытание временем,— это простота не чисто геометрическая, а художественная. Любой шрифт, который удовлетворяет эстетическим требованиям, построен не только с помощью циркуля и линейки, но и с глубоким пониманием и учетом особенностей зрительного восприятия, например оптических иллюзий.
Технологичностьшрифта, то есть его способность устойчиво давать возможно более точные отпечатки, тоже в известной мере зависит от его рисунка. Экспериментально установлено, что при печатании наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью (или вовсе лишенные контрастности), с короткими засечками, с достаточно широкими внутрибуквен-ными просветами. Шрифты с резкой контрастностью, длинными, почти сливающимися засечками и узкими внутрибуквенными просветами искажаются сильнее.
Дело в том, что очень тонкие штрихи часто вовсе пропадают, или дают неполный отпечаток, или, наоборот, огрубляются; при длинных, почти сливающихся засечках внутрибуквенные просветы, в особенности узкие, быстро забиваются краской и оттиски получаются неотчетливыми.
Экономичность,или убористость, типографского шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Применение экономичных шрифтов не только существенно уменьшает расход бумаги, но и приводит к уменьшению объема (а следовательно, и стоимости) многих типографских работ, необходимых для выпуска данного издания. И все же экономичность шрифта нужна и полезна только при условии, что она достигается не за счет удобочитаемости.
Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения либо его ширины, либо кегля. Но узкие (плотные) шрифты очень сильно уступают по удобочитаемости шрифтам нормальной ширины. Поэтому применение их в качестве текстовых не оправдано. Правильный путь достижения экономии — это создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже при уменьшении кегля имеют достаточно широкое и четкое очко и хорошо читаются.
2.5. Единицы измерения издательско-полиграфической продукции
Объем издания— величина, определяемая либо числом страниц в издании, либо числом учетно-издательских листов в нем, либо числом печатных листов.
Учетно-издательский лист— единица объема издания, равная, как и авторский лист, 40 000 печатных знаков прозаического текста (считая и знаки препинания, и пробелы между словами, и неполные строки за полные) или 700 строк стихотворного текста, или 3000 см 2 площади изображений в том масштабе, в котором они воспроизведены в издании.
Авторский лист — единица объема авторского оригинала — созданных автором текстов, таблиц, изобразительных материалов и т. д. Он равен 40 000 печатных знаков прозаического текста (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные), или 700 стихотворным строкам, или 3000 кв.см. площади изображений на странице издания.
Бумажный лист — единица расчета количества бумаги, потребной или израсходованной на издание.
Печатный лист — единица натурального объема изданий и печати, равная половине запечатанного стандартного бумажного листа.
Условный печатный лист — печатный лист формата 60´90 см, к которому приравниваются (при помощи коэффициентов перевода физические печатные листы в условные) печатные листы других форматов. Условный печатный лист необходим для подсчета общего печатного объема изданий разных форматов, общего количества бумаги для выпуска всех изданий за какой-то период.
Дата добавления: 2016-06-22 ; просмотров: 7272 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Как выбрать шрифт для детской книги?
Если вы пишите детскую книгу и не знаете, какой размер шрифта лучше подойдет, то прочтите рекомендации по выбору шрифта для каждой возрастной группы. Для детей дошкольного возраста (до 7 лет) подойдет шрифт в 16 или 20 пунктов, так как дети только начинают читать и знакомиться с буквами, их должно быть хорошо видно.
Для детей первой младшей группы (7-9 лет) 14 и 16 пунктов для первоклассников, 12 и 14 пунктов для второго класса.
Для детей второй младшей группы (10-11 лет) 11 и 12 пунктов для третьего класса, 10 и 11 пунктов для четвертого класса.
Дети среднего и старшего возраста (12-17 лет или 5-11 классы) могут читать шрифт любого размера.