Игровой движок Source, разработанный компанией Valve, не так популярен, как, например, Unreal Engine или Unity, зато о созданных с его помощью играх слышал, наверное, абсолютно каждый геймер – это признанные шедевры, стоящие в одном ряду с Super Mario, Tetris и GTA.
Что представляет собой Source?
Разработка движка началась еще в 1998 году, когда Valve подходила к финальному этапу создания своей первой игры – Half-Life. Тогда игроделы захотели реализовать кое-какие свои идеи, но не хотели рисковать, внося изменения в почти уже готовый проект. В результате было решено разделить код на две, так сказать, ветки: GoldSource и Source. Соответственно, первая ветка осталась за Half-Life, а вторая начала вбирать в себя инновации, постепенно оформляясь в движок, на котором Valve позже выпустит свой шедевр – Half-Life 2.
Counter-Strike: Source
Дебютным проектом на Source стал многопользовательский шутер Counter-Strike: Source, вышедший в 2004 году. Подзаголовок в названии одновременно «отделял» игру от предыдущих частей и служил демонстрацией перехода на новый движок. А демонстрировать разработчикам было что: в середине двухтысячных Source считался передовым движком, поддерживая множество актуальных технологий: зеркальные отражения, четкие текстуры, качественный звук, реалистичную физическую модель.
Последняя, кстати, стала одной из «визитных карточек» Half-Life 2, где авторы, кроме захватывающего сюжета и шикарной лицевой анимации, реализовали множество головоломок, завязанных на физических свойствах различных объектов. Еще больше таких головоломок появилось в Portal и Portal 2. Впрочем, это уже тема другого разговора – о физическом движке Havok, который и работает в связке с Source.
Half-Life 2
В дальнейшем Valve постепенно развивала свой инструментарий, добавляла в него новые компоненты, оптимизировала и улучшала его, а также расширяла список поддерживаемых платформ. Среди особенностей Source отдельно стоит выделить гибкую масштабируемость под любые системы: для слабых ПК предусмотрено понижение качества графики вплоть до перехода на ранние версии DirectX, мощные же конфигурации смогут раскрыть свой потенциал благодаря многоядерному рендерингу, динамическому освещению, системе частиц и другим эффектам.
В 2015 году состоялся анонс движка Source 2. Поклонники ожидали новых игр от Valve, в частности, продолжения саги Half-Life, триквелов Portal и Left 4 Dead, но по состоянию на начало 2019 года в список игр на движке Source 2 входят лишь Dota 2, Artifact, а также сборник игр для устройств виртуальной реальности The Lab и инструментарий создания уровней для VR-шлемов Destinations. Движок разработан с учетом современных технологий, поддерживает API Vulkan, но его перспективы пока представляются туманными (как и игр от Valve, но это уже другая история).
Чем хорош Source?
В первую очередь своей доступностью. Инструментарий Source SDK доступен бесплатно всем пользователям Steam, и он включает в себя редактор карт, программы для импорта/экспорта и просмотра моделей и проработки лицевой анимации, а также утилиты для распаковки файлов и файлы исходного кода библиотек для некоторых игр Valve.
Уже этого должно быть достаточно для создания модификаций и отдельных игр, что и было доказано Гарри Ньюманом, создавшим популярную «песочницу» Garry’s Mod, а также многочисленными моддерами, создателями SFM-видео и прочего контента. Разработка на Source (если это не создание какой-нибудь модели) требует хорошего знания C++.
Garry’s Mod
Source тесно интегрирован с Мастерской Steam, благодаря чему пользователи могут с легкостью создавать и добавлять моды в игры на движке – буквально, скопировав модификацию в папку с игрой. То же относится и к достижениям, выделенным серверам и прочим функциям: благодаря поддержке Steamworks разработчики модов и отдельных игр могут интегрировать их в Steam и пользоваться всеми возможностями сервиса.
Чем плох Source?
Несмотря на всю гибкость и доступность Source, движок не может конкурировать с инструментами от других компаний в плане насыщенности технологиями. Даже самые новые игры от опытных студий (например, Titanfall 2) выглядят блекло по сравнению с проектами, выполненными на Unreal Engine 4 и CryEngine.
Компания Valve приветливо относится к мододелам и предоставляет свой инструментарий на бесплатной основе. Но если вы захотите продавать моды или игры на движке Source, то вам придется заплатить за использование движка и всех его компонентов, включая отчисления Havoc, Miles и/или Blink, и обязательно выпустить игру в Steam.
Кому стоит использовать Source (в первую очередь)?
Конечно же, моддерам, желающим освоить разработку игр, создать модификацию для любимого проекта или добавить новый скин оружия для CS: GO. Что касается более серьезных студий, то им, пожалуй, лучше обратить внимание на другие движки вроде Unreal Engine или Unity, где и больше возможностей, и более лояльные условия лицензирования.
10 лучших игр на Source
1. Half-Life 2 (а также Episode One/Two)
Пожалуй, лучшая игра Valve, бессмертный хит, столь разочаровывающе оборвавшийся на полуслове. Отличный сюжет, запоминающиеся герои, динамичный экшен, широкие возможности взаимодействия с предметами, захватывающий мультиплеер – в Half-Life 2 идеально все, кроме, разве что, финала, которого поклонники так и не дождались.
2. Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Недоделанная, неровная, пестрящая багами игра, которая обанкротила своих же разработчиков – все это о Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Атмосферная, глубокая, крайне увлекательная игра, которая подарила нам незабываемую историю о вампирах – все это тоже о Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Сейчас, после сотен фанатских патчей и дополнений положительные качества проекта перевешивают отрицательные, поэтому, если вы в свое время пропустили ее, стоит наверстать упущенное, чтобы подготовиться к приключениям сиквела.
3. Дилогия Portal
У Valve очень хороший нюх на талантливые студии и интересные концепты. Увидев студенческий проект Narbacular Drop, Гейб Ньюэлл (глава студии) сразу же предложил ее авторам работу, в результате чего и появилась серия Portal, обе части которой представляют собой головоломки с порталами и другими объектами, а сюжет дарит игрокам интереснейшую историю с одним из лучших антагонистов в индустрии видеоигр – речь идет, конечно же, о GLaDOS.
4. Дилогия Left 4 Dead
Линейка кооперативных зомби-шутеров, которую до сих пор так и не смог «убить» никто из конкурентов. Секрет Left 4 Dead – в хорошо проработанном геймплее, акценте на командном взаимодействии, наличии ИИ-режиссера, который делает каждый матч неповторимым, и идеальной реализации соревновательного мультиплеера, в котором противоборствующие команды заведомо поставлены в разные условия.
5. Серия Counter-Strike
Серия тактических шутеров, как и Portal, выросшая из любительской работы. В Counter-Strike геймплей строится на противостоянии сил спецназа и террористов, а игроков ждет множество режимов, большой выбор оружия и широкое разнообразие тактик. Благодаря чему франшиза жива и по сей день.
6. Dark Messiah of Might and Magic
Шикарный экшен от первого лица с элементами RPG от студии Arkane Studios, которая позже подарила нам Dishonored и Prey. В Dark Messiah of Might and Magic разработчики активно использовали возможности физического движка, поэтому игроки могут по-спартански сбрасывать монстров с обрывов, поджигать горючие поверхности и блокировать вражеские атаки.
7. Dota 2
Одна из двух флагманских игр в жанре MOBA (вторая, конечно же, League of Legends), полюбившаяся геймерам за большой выбор героев и огромное количество тактик, но также заслужившая не самую лучшую репутацию по вине токсичного комьюнити. Тем не менее Valve делает большую ставку на Dota 2, развивая игру в качестве киберспортивной дисциплины.
8. The Stanley Parable
Игра-притча, которая поразила сообщество благодаря уникальному повествованию, ведущему ко множеству концовок и даже ломающему «четвертую стену». Не меньше внимания заслуживает и юмор – ироничный, саркастичный, бьющий в самую точку. Более конкретно рассказать о The Stanley Parable сложно – стоит поиграть, чтобы понять, почему некоторые игры можно причислить к искусству.
9. Дилогия Titanfall / Apex Legends
Серия ураганных шутеров от студии Respawn Entertainment, основанной бывшими разработчиками Call of Duty. Среди неоспоримых достоинств линейки – наличие огромных роботов, крайне динамичные перестрелки и стабильная работа даже на слабых ПК. Также на базе Titanfall была создана «королевская битва» Apex Legends, завоевавшая огромную аудиторию благодаря детально инновационным для жанра игровым механикам.
10. Zeno Clash
Необычный файтинг от первого лица, который переносит игроков в фэнтезийный первобытный мир, где им предстоит разбираться с врагами с помощью собственных кулаков и диковинного оружия. В игре реализована интересная боевая система, построенная на ударах, уворотах и блоках, а любопытный визуальный дизайн и по-хорошему сумасбродный сюжет не раз повергнут вас в легкий шок.
Десять игр, появившихся благодаря Half-Life
В августе этого года произошло страшное — надежда всех поклонников серии Half-life получить номерное продолжение окончательно рухнула, ведь покинувший Valve сценарист выложил сюжет несделанной игры в свободный доступ. Тут игроки разделились на два лагеря: одни побежали портить Dota 2 (другой игре авторов) рейтинги в Steam, другие создали платформу, на которой различные энтузиасты будут собирать свои версии Half-Life 2: Episode Three и Half-Life 3 по утекшему сценарию и на основе слитых наработок по невышедшему дополнению.
Если же отбросить мысли о том, что у фанатов скорее всего вряд ли выйдет из этого что-то более-менее достойное оригинала, то поводов для грусти нет совсем. Valve жила и будет жить за счет поклонников, которые сделали для студии даже больше, чем она сама могла потянуть. Сегодня мы вспомним о десяти независимых проектах, появившихся благодаря Half-Life, одни делали сами авторы, пытаясь привнести что-то новое, другие были официально или не очень выпущены сторонними людьми. Аддоны и игры серии вроде Half-Life: Opposing Force и Half-Life: Episode One мы в расчет по понятным причинам не берем.
Однажды создав Half-Life, компания Valve ударилась в модифицирование игры и использование своего движка игры на максимум. Одной из достаточно слабых, но все же креативных попыток создать в игре уникальный мультиплеер стала модификация Ricochet. Со стороны Ricochet напоминает фильм «Трон»: игроки сражаются в киберпространстве с помощью дискового оружия и перемещаются с платформы на платформу, чтобы этим диском не получить по лицу. Задачей здесь было не просто выжить, а сбить противника максимально креативно — через рикошеты от стен. Как и многие другие известные модификации, со временем Ricochet обрела независимость и стала продаваться отдельно.
Авторы: Valve
Тип: Модификация, позднее как отдельная игра
На основе: Half-Life
Релиз: 1 ноября 2000
Геймплей Ricochet | ||||||||
Трейлер Counter-Strike: Global Offensive | |||||||
Геймплей Deathmatch Classic | ||||||
Трейлер Day of Defeat | |||||
Трейлер Garry’s Mod | ||||
Трейлер The Ship | |||
Трейлер Left 4 Dead | ||
Трейлер Zeno Clash | |
Трейлер Cry of Fear |
Трейлер Black Mesa |