Шахматы онлайн
Шахматы онлайн для детей: игры, тренировки, турниры
Шахматы онлайн — это бесплатный 100% безопасный интернет-сервис для детей, делающих первые шаги в шахматах.
В Шахматах онлайн можно играть через интернет с живыми соперниками, тренироваться на шахматных роботах и участвовать в турнирах.
✓ Регулярные турниры. Открытые и закрытые, тренировочные и квалификационные.
✓ Шахматные роботы: Колобок, Кащей Бессмертный, Иванушка Дурачок и другие. Каждый обладает уникальным стилем и силой игры.
✓ Режим тренировки: игра с форой, проведение пешки, постановка мата и др.
✓ Игра с компьютера, телефона или планшета. Можно даже начать партию на одном устройстве, а закончить на другом.
✓ Безопасный чат. Во время игры можно обмениваться смайликами и заготовленными фразами.
Шахматы онлайн в цифрах
1 625 971 партий сыграно
121 167 игроков в системе
Любите шахматы?
Обратите внимание и на другие наши шахматные проекты:
Панель режимов
5 мин/ход – переключение в режим классических шахмат (на каждый ход отводится 5 минут).
5 мин/ход – классические шахматы (на каждый ход отводится 1 минута).
Блиц: 5 мин – переключение в режим блиц (на всю партию отводится 5 минут).
Блиц: 5 мин – блиц (на всю партию отводится 3 минуты).
Фишер – переключение в режим шахмат Фишера (на каждый ход отведится 1 минута).
Особенности игры
- реалистичные 3D шахматы на весь экран, бесплатно и без регистрации;
- симулятор шахмат с выделение возможных ходов для каждой фигуры;
- постоянная практика в онлайн формате;
- выбор уровня оппонента — от ученика до гроссмейстера;
- возможность играть в шахматы на время или в удобном темпе.
Выберите уровень сложности, чтобы определить силу вашего компьютерного противника: одна звезда — лёгкий, две — средний, три — сложный. Чтобы переместить одну из фигур, щёлкните левой кнопкой мыши по ней, а затем по клетке, куда хотите её переместить.
Мы используем куки для улучшения работы сайта, показа актуальной рекламы и ведения статистики. Нажимая «Понятно!», вы соглашаетесь на их использование.
Privacy Overview
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie | Duration | Description |
---|---|---|
cookielawinfo-checkbox-analytics | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category «Analytics». |
cookielawinfo-checkbox-functional | 11 months | The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category «Functional». |
cookielawinfo-checkbox-necessary | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category «Necessary». |
cookielawinfo-checkbox-others | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category «Other. |
cookielawinfo-checkbox-performance | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category «Performance». |
viewed_cookie_policy | 11 months | The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data. |
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.
Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.
Рыбка
До сих пор компьютер «рыбка» является популярной шахматной программой, хоть и уже 5 лет она официально дисквалифицирована из рейтинга шахматных движков, сыграть.
Поиск
Минимакс
В основе большинства шахматных движков лежит алгоритм поиска минимакс или его модификация негамакс. Вкратце, мы спускаемся вниз по дереву, оцениваем листья, а потом поднимаемся вверх, каждый раз выбирая оптимальный для текущего игрока ход, минимизируя оценку для одного (чёрных) и максимизуруя для второго (белых). Отсюда и название. Оказавшись в корне, мы получаем последовательность ходов, оптимальную для обоих игроков. Разница между минимаксом и негамаксом в том, что в первом случае мы по очереди выбираем ходы с максимальной и минимальной оценкой, а во втором вместо этого меняем знак для всех оценок и всегда выбираем максимальную (название сами поняли откуда). Подробнее здесь и здесь.
Альфа-бета
Первая оптимизация — альфа-бета. Идея альфа-беты проста — если у меня уже есть хороший ход, то можно отсечь ходы, которые заведомо хуже. Рассмотрим пример на жуткой картинке слева. Допустим, у игрока А есть 2 возможных хода — a3 и b3. Проанализировав ход a3, программа получила оценку +1.75. Начав оценивать ход b3, программа увидела, что у игрока B есть два хода — a6 и a5. Оценка хода a6 +0.5. Так как игрок B выбирает ход с минимальной оценкой, то он никак не выберет ход с оценкой выше 0.5, а значит оценка хода b3 меньше 0.5, и рассматривать его смысла нет. Таким образом, все оставшееся поддерево хода b3 отсекается.
Для отсечений мы храним верхнюю и нижнюю границы — альфу и бету. Если при анализе ход получает оценку выше беты — то текущий узел отсекается. Если оценка выше альфы — то альфа обновляется.
- PV-Nodes — узлы, оценка которых попала в окно (между альфой и бетой). Корень и самый левый узел всегда являются узлами этого типа.
- Cut-Nodes (или fail-high nodes) — узлы в которых произошло отсечение по бете.
- All-Nodes (или fail-low nodes) — узлы, в которых ни один ход не превысил альфу по оценке.
Сортировка ходов
При использовании альфа-беты, важным становится порядок ходов. Если мы сможем поставить лучший ход первым, то оставшиеся ходы будут проанализированы гораздо быстрее за счёт отсечений по бете.
Кроме использования хеша и лучшего хода из предыдущей итерации, существуют несколько техник сортировки ходов.
Для взятий может использоваться, например, простая эвристика MVV-LVA (Most Valuable Victim — Least Valuable Aggressor). Мы сортируем все взятия по убыванию ценности «жертвы», а внутри соритруем еще раз по возрастанию ценности «агрессора». Очевидно, что обычно забрать пешкой ферзя выгоднее, чем наоборот.
Для «тихих» ходов используется метод «убийственных» (killer) ходов — ходов которые вызвали отсечение по бете. Это ходы обычно проверяются сразу после ходов из хеша и взятий.
Хеш таблицы или таблицы перестановок
Несмотря на огромные размеры дерева, многие узлы в нём идентичные. Чтобы не анализировать одну и ту же позицию дважды, компьютер хранит результаты анализа в таблице и каждый раз проверяет, нет ли уже готового анализа этой позиции. Обычно в такой таблице хранится собственно хеш позиции, оценка, лучший ход и возраст оценки. Возраст необходим для замены старых позиций при заполнении таблицы.
Итерационный поиск
Как известно, если мы не можем проанализировать все дерево полностью, минимаксу необходима оценочная функция. Тогда достигнув определенной глубины, мы останавливаем поиск, оцениваем позицию и начинаем подъем по дереву. Но такой метод требует заранее заданной глубины и не предоставляет качественные промежуточные результаты.
Эти проблемы решает итерационный поиск. Для начала мы проводим анализ на глубину 1, потом на глубину 2 и т.д. Таким образом, каждый раз мы спускаемся чуть глубже, чем в прошлый раз, пока анализ не будет остановлен. Чтобы уменьшить размеры дерева поиска, результаты прошлой итерации обычно используются, чтобы отсекать заведомо плохие ходы на текущей. Этот метод называется «окно стремлений» (aspiration window) и используется повсеместно.
Поиск спокойствия(Quiescence Search)
Этот метод предназначен для борьбы с «эффектом горизонта». Простая остановка поиска на нужной глубине может быть очень опасной. Представим, что мы остановились посреди размена ферзей — белый забрал чёрного ферзя, а следующим ходом чёрный должен забрать белого. Но в данный момент на доске — лишний ферзь у белых и статическая оценка будет в корне неверной.
Для этого, прежде чем заняться статической оценкой, мы проверяем все взятия (иногда еще и шахи) и спускаемся по дереву до позиции, в которой нет возможных взятий и шахов. Естественно, если все взятия ухудшают оценку, то мы возвращаем оценку текущей позиции.
Выборочный поиск
Идея выборочного поиска в том, чтобы дольше рассматривать «интересные» ходы и меньше — неинтересные. Для этого используются продления, которые увеличивают глубину поиска в определённых позициях, и сокращения, уменьшающие глубину поиска.
Глубину увеличивают в случае взятий, шахов, если ход единственный или гораздо лучше альтернатив или при наличии проходной пешки.
Отсечения и сокращения
С отсечениями и сокращениями всё гораздо интереснее. Именно они позволяют значительно сократить размер дерева.
- Дельта-отсечение — проверяем, может ли взятие улучшить текущую альфу. Для этого к оценке узла добавим ценность взятой фигуры и еще немного и посмотрим, больше ли получившееся значение, чем альфа. Например, если у белых не хватает ладьи, то взятие пешки вряд ли им поможет, с другой стороны, взятие слона может помочь.
- Отсечение бесполезности — то же самое, только для не-взятий. Если текущая оценка настолько меньше альфы, что никакое позиционное преимущество не сможет это скомпенсировать, то такие узлы отсекаются. Обычно применяется на низкой глубине (1-2).
- Историческое отсечение — для каждого хода мы храним, сколько раз данный ход спровоцировал отсечение, независимо от позиции. Ходы с высоким значением этой эвристики отсекаются. Обычно применяется начиная с определенной глубины и не применятся на PV узлы. Иногда объединяется с предыдущим методом.
- Multi-Cut — если из первых M(например, 6) узлов хотя бы C(например, 3) являются Cut-node, то отсекаем все узлы.
- Отсечение по null-ходу — если после null-хода (простая передача очереди хода сопернику) оценка все равно выше беты, то отсекаем узел. Проще говоря, если позиция настолько плоха, что даже сделав два хода подряд, игрок все равно не может ее улучшить, то нет смысла рассматривать эту позицию.
Сокращение используются, когда мы не настолько уверены, что ход плох, и поэтому не отсекаем его, а просто уменьшаем глубину. Например, razoring — это сокращение при условии, что статическая оценка текущей позиции меньше, чем альфа.
За счёт качественной сортировки ходов и отсечений, современные движки умудряются достигать коэффициента ветвления ниже 2. За счёт этого, к сожалению, они иногда не замечают нестандартные жертвы и комбинации.
NegaScout и PVS
Две очень похожие техники, которые используют тот факт, что после того как мы нашли PV-node (приусловии что наши ходы достаточно хорошо отсортированы), она скорее всего не изменится, то есть все оставшиеся узлы вернут оценку ниже, чем альфа. Поэтому вместо поиска с окном от альфа до бета, мы ищем с окном от альфа до альфа+1, что позволяет ускорить поиск. Конечно, если в каком-то узле мы получаем отсечение по бете, то его надо ценить заново, уже нормальным поиском.
Разница между двумя методами лишь в формулировке — они были разработаны примерно в одно время, но независимо, и поэтому известны под разными названиями.
Параллельный поиск
Распараллеливание альфа-беты — отдельная большая тема. Я вкратце пройдусь по ней, а кому интересно — почитайте Parallel Alpha-Beta Search on Shared Memory Multiprocessors. Сложность в том, что при параллельном поиске многие Cut-nodes анализируются до того, как другой поток найдет опровержение (установит бету), в то время как в последовательном поиске, при хорошей сортировке многие из этих узлов отсеклись бы.
Lazy SMP
Очень простой алгоритм. Мы просто запускаем все потоки одновременно с одним и тем же поиском. Коммуникация потоков происходит за счёт хеш-таблицы. Lazy SMP оказался неожиданно эффективным, настолько, что топовый Stockfish перешел на него с YBW. Правда, некоторые считают, что улучшение произошло из-за плохой реализации YBWC и слишком агрессивных отсечений, а не из-за преимущества Lazy SMP.
Young Brothers Wait Concept (YBWC)
Первый узел (старший брат) должен быть полностью проанализирован, после чего запускается параллельный анализ остальных узлов (младших братьев). Идея всё та же, первый ход либо заметно улучшит альфу, либо вообще позволит отсечь все остальные узлы.
Dynamic Tree Splitting (DTS)
Быстрый и сложный алгоритм. Немного о скорости: скорость поиска измеряется через ttd (time to depth), то есть время, за которое поиск достигает определенной глубины. Этот показатель обычно можно использовать для сравнения работы разных версий движка или движка, запущенного на разном количестве ядер (хотя Komodo, например, увеличивает ширину дерева при большем количестве доступных ядер). Кроме того, во время работы движок отображает скорость поиска в nps (nodes per second). Это метрика гораздо более популярная, но она не позволяет сравнивать даже движок сам с собой. Lazy SMP, в котором нет никакой синхронизации, практически линейно увеличивает nps, но из-за большого объема лишней работы, его ttd не так впечатляющ. В то время как для DTS nps и ttd изменяются практически одинаково.
Если честно, я так и не смог до конца разобраться в этом алгоритме, который, несмотря на высокую эффективность, используется буквально в паре движков. Кому очень интересно, проследуйте по ссылке выше.
Stockfish
Stockfish — это, наверное, самый мощный шахматный движок с открытым исходным кодом, который способен использовать до 512 ядер ЦП в многопроцессорных системах. При этом он распространяется бесплатно и доступен как для настольных (Windows, Linux), так и для мобильных платформ.
Среди его возможностей стоит отметить поддержку алгоритма альфа-бета-отсечения, битовые доски, большую глубину поиска из-за более агрессивной обрезки и сокращения ходов, а также поддержку Chess960 и многое другое.
Stockfish намного сильнее, чем лучшие гроссмейстеры. В отличие от большинства шахматных движков, он имеет открытый исходный код (лицензия GPL), поэтому вы можете читать код, изменять его и использовать в собственных проектах.
Скачиваем шахматы на любой вкус
Ниже вас ждут сразу 10 игр шахматной тематики на разный вкус. Нужно только почитать наш обзор и выбрать ту, которая подойдет и понравится больше всего. Так что приступаем.
Нагасаки
Это полностью бесплатная игрушка для компьютера, которую даже не нужно устанавливать. Противостоять вам будут 10 уровней искусственного интеллекта. Начните с малого и постарайтесь преодолеть их всех. Хотя простому любителю сделать это будет не так уж легко. Но тем интереснее!
Платформа: | PC |
Язык: | Английский |
Лицензия: | Бесплатно |
Гроссмейстер (Гранд шахматы)
Данная бесплатная игра подойдет многим. Пользователям, которые играют недостаточно хорошо, пригодятся имеющиеся тут подсказки. Более опытные игроки также оценят гроссмейстера. Алгоритм, играющий против вас можно тонко настроить. Также приятно радуют мелодии, звучащие во время игры. На уровне и графическая составляющая. Вы можете выбрать 2D или 3D-режим.
Платформа: | PC |
Язык: | Русский |
BoxChess
Еще одна игра для ПК типа мини. Тут нет ни красивой графики, ни суперумного компьютерного интеллекта. Зато есть какой-то шарм, который заставляет игроков, особенно новичков, проводит за игрой многие часы. Но не надейтесь, что победить будет прямо совсем просто, нет, за победу придется бороться.
Платформа: | PC |
Язык: | Английский |
Chessimo
Следующий наш номинант – это очередная бесплатная игра для людей с не слишком высоким уровнем игры (новичков). Она отлично подойдет для тренировки на компьютере или ноутбуке. Это, по сути, ваш новый тренер.
Кроме простого соперника вы получите учителя, который покажет, что нужно делать в тех или иных ситуациях. В результате уровень игры будет неуклонно расти. Программа отличается небольшим размером, что в очередной раз сэкономит место на вашем жестком диске.
Разработчик: | Chessimo |
Платформа: | PC |
Официальный сайт | http://www.chessimo.com |
Язык: | Английский |
Elite Chess
Elite Chess – программа для игры в шахматы, которая обладает несколькими языками интерфейса. Кроме этого тут есть довольно сообразительный электронный интеллект и небольшой размер игры.
Разработчик: | Rob McDonell |
Платформа: | PC |
Официальный сайт | http://www.arkangles.com/ |
Язык: | Английский |
Лицензия: | Платная |
Chess Titans
Это миниатюрный аналог знаменитой программы для компьютера, сражавшейся с чемпионами мира, Fritz. По сути, отсюда просто стерли все лишнее, но главное – умного соперника, оставили.
Устанавливать игру не нужно, просто распакуйте архив и запустите файл. Можно играть. Причем поддерживается программа на русском в любых версиях систем от Microsoft, включая Windows XP, Vista, 7, 8/8.1 и 10.
Платформа: | PC |
Язык: | Русский |
Лицензия: | Беплатно |
Queen
Судя по названию можно подумать что это королевская игра. Однако это будет легкое преувеличение. Теме не менее приличный по качеству искусственный интеллект и отсутствие необходимости установки являются достоинствами приложения. Точно так же, как и интерфейс на русском языке.
Платформа: | PC |
Язык: | Русский |
Лицензия: | Бесплатно |
Очередная программа в нашем шахматном рейтинге. Из достоинств тут можно отметить приятное графическое и звуковое сопровождение. Хотя для опытных игроков тут найдется мало чего интересного, игра создана скорее для новичков.
Очень хороший шахматный симулятор, выполненный на русском языке, который понравится каждому.
Шахматы для детей
Тут все понятно по названию. Если вы решили приучить ребенка к интеллектуальным играм на компьютере с самого детства – это как раз, то что нужно. Тут есть и шуточное оформление, и задатки мышления и т. д. Хорошая игра для самых маленьких жителей вашего дома.
Ввиду отсутствия альтернативных вариантов данное приложение является лучшим для обучения шахматам детей.
Shredder Classic
Еще одна игра, о которой наверняка слышали более-менее осведомленные пользователи. Сложность, которая тут есть, даст фору даже самым продвинутым из вас. Во всем прочем это просто шахматы, к слову, на русском языке.
Разработчик: | Shredder Chess |
Платформа: | PC |
Официальный сайт | http://www.shredderchess.com |
Язык: | Русский |
Забавные игры, разработанные на основе шахмат
Если вам нужно что-то другое, вот несколько чистых шахмат или игр с таким же принципом.
Placement – весьма умная игра-пазл, в которой нужно расположить фигуры на доске таким образом, чтобы каждая была защищена. Это не очень сложно, но начинающие игроки так могут попрактиковаться в умении мгновенно просчитывать доску.
Knights – ещё одна игра, разработанная по принципу шахмат. Ваша цель – передвигать рыцарей классическими L-ходами на квадрат их цвета на маленьких досках. Если это кажется вам лёгким, есть и другие варианты.
Оригинальная Battle Chess, возможно, стоит дороговато для игры, разработанной для DosBox. К тому же, она занимает кучу времени из-за глупой, медленной анимации ходов и сражения, но за чувство ностальгии можно и не такое простить.
Рекомендовать Chess 2: The Sequel теперь несколько проще. Цена упала до ничтожных 6$, да и разработчики добавили парочку приятных мелочей. Хотя возможности найти соперника онлайн практически нет, играть против искусственного интеллекта всё ещё очень круто. Вся соль в следующем: она похожа на шахматы, но здесь другие фигуры (которые, конечно, ведут себя несколько иначе) и условия выигрыша. Не считая объявления шаха и мата, можно победить при пересечении средней линии королём. Это не очень тяжёлый ход, но он потребует от вас необычного хода мыслей.