Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Компьютеры в школах — какими должны быть для лучших результатов обучения?

Ключ к качественному обучению — это наличие компьютеров в классах начиная с начальной школы. Читайте, что должно быть в классе для лучших результатов и как выбирать правильно.

Компьютеры в современной школе это:

  • демонстрация презентаций и учебных фильмов
  • быстрая разработка уроков и проверка знаний учеников
  • лучшие коммуникации для педагогического коллектива
  • закладывания основ централизованной отчётности
  • яркие медиа технологии на уроках

Долго длились споры, даже допускали, что компьютер заменит учителя — а он только делает его работу проще и легче : использование готовых материалов, быстрая подготовка к уроку, удобное проведение тестирований и создание демонстрационных материалов.

Отошли в прошлое остатки советского образования — технофобия в школе. Сейчас даже при поставке оборудования в школу проводится обучение как его использовать. Соответственно как нет и «ЗА и ПРОТИВ» — в современной школе компьютеры должны быть!

Школьник и компьютер: новый подход к обучению

Учебные будни современных детей и подростков отличаются от жизни их ровесников, закончивших школу несколько лет назад, примерно так же, как сверхзвуковой самолет от старенького «кукурузника».

В наши дни компьютеры, планшеты и другие умные гаджеты пришли в каждый дом, и многие дети научились управляться с ними не хуже взрослых.

Важную роль в этом сыграли учебные заведения: сегодня компьютеризация учебного процесса вышла далеко за пределы кабинетов информатики – умная техника используется практически на всех уроках, причем не только в старшей и средней школе, но уже и в младшей.

По мнению специалистов, такая ранняя привязанность детей к различным гаджетам имеет как свои плюсы, так и минусы.

«Среди положительных сторон я бы назвал умение пользоваться базовыми приложениями для создания текстовых файлов, презентаций, умений фиксировать свои действия при помощи фотокамеры, – рассказывает российский преподаватель информатики, победитель конкурса «Учитель года России–2013», вошедший в список самых влиятельных учителей мира Андрей Сиденко. – С другой стороны, такой подход ведет к тому, что вместо устного счета, учащиеся могут использовать калькулятор или может появиться соблазн использовать гаджет не в образовательных целях (игры, социальные сети и т.п.)».

Сиденко подчеркивает также, что грамотное распределение времени для работы с компьютерами и планшетами будет носить положительный характер, а контролировать этот процесс и вводить необходимые ограничения по времени должны, конечно, родители.

«Современный мир диктует свои требования, и школьникам для обучения компьютер действительно нужен, – считает психолог Наталья Расческова. – Многие навыки дети получают еще в раннем возрасте: они учатся делать презентации, искать в Интернете нужную информацию и т.д. Только надо помнить о разумном подходе к его использованию: следить, чтобы виртуальная реальность не замещала настоящую жизнь, чтобы ребенок не «уходил» в компьютер. Лучше всего делать акцент на развивающих и учебных программах – благо, таких сейчас очень много».

Интересно, что мнения родителей о всеобщей компьютеризации школьников разделились. Одни считают, что занятия на ПК существенно облегчают жизнь ученикам – особенно при написании рефератов, докладов, презентаций и т.д., другие же призывают не злоупотреблять популярными опциями «Сtrl C – Сtrl V» и подходить к использованию всемирной паутины разумно и творчески.

Так, например, практически все опрошенные нами родители и дети рассказали о пользе «виртуальных тренажеров» по разным предметам – по их мнению, занятия на компьютере удачно дополнили тему, объясненную на уроках и в учебниках.

Большинство педагогов – особенно в начальной школе – с удовольствием использует интерактивные занятия, дают домашние задания по русскому языку, математике, окружающему миру, иностранным языкам. По их мнению, игровая составляющая способствует лучшему усвоению пройденного.

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1251 г. Москвы Александра Ахмедова считает компьютер своим «союзником и помощником»: «Для детей младшего школьного возраста фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме, а новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения, – рассказывает она. – Во-вторых, учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии. В-третьих, сегодня даже в среде младших школьников заметен повышенный статус ученика, просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера».

Александра Ахмедова отмечает также, что компьютер может организовать обучение детей с учетом их индивидуальных особенностей, развивая при этом их знания, умения и навыки. К тому же некоторые школьники боятся дать неверный ответ учителю на уроке, а у компьютера они чувствуют себя свободнее, не испытывают неловкости или замешательства и легче отвечают на вопросы даже если не уверены в своей правоте.

Учителя же получают возможность быстро и эффективно оценить успехи учеников. «Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка», – подчеркивает педагог.

Необходимо только соблюдать правила работы школьников за компьютером:
— правильная организации рабочего места;
— периодические перерывы в работе с монитором и заполнение этих перерывов активным физическим отдыхом;
— строгая регламентация времени работы за компьютером:
— в первом классе – не более 10 минут непрерывной работы за компьютером;
— во втором-четвертом классах – 15 минут непрерывной работы.

В средней и старшей школе компьютер становится настоящим помощником для учеников: так, например, Microsoft пополнил арсенал полезных программ образовательными приложениями для изучения иностранных языков, в том числе коллекции карточек CardLearner, интеллектуальными тренажерами, приложениями, открывающими доступ к различным учебным курсам и т.д.

Вопреки ожиданиям скептиков, у современных старшеклассников особой популярностью пользуются не сайты с готовыми рефератами и домашними заданиями, а различные программы дистанционного обучения. Это еще раз свидетельствует о том, что компьютер перестал восприниматься детьми и подростками как игровой девайс, а перешел в разряд неотъемлемых атрибутов обучения.

О том, как обеспечивается безопасность детей и подростков в Интернете, мы расскажем в следующих публикациях на портале «Российское образование».

Продвинутое оборудование компьютерного класса

А теперь рассмотрим, какое дополнительное оборудование для класса можно докупить к базовому набору, если позволяет бюджет образовательного учреждения.

Гарнитура

Будет хорошо, если каждый компьютер будет оснащён наушниками с встроенным микрофоном, адаптерами для различных типов памяти, веб-камерами. Это позволит разнообразить учебный процесс дополнительными заданиями. Тут можно обойтись и самыми бюджетными вариантами.

Студийный микрофон

Наличие студийного микрофона, обеспечит качественную озвучку видеоуроков, фильмов, скринкастов и вебинаров. Также рекомендую прикупить к нему специализированную стойку, для комфортного расположения микрофона и уменьшения излишних стуков и вибраций.

Петличный микрофон

Если вы записываете живые обучающие тренинги или просто хотите записать лекцию урока в аудио или видеоформате, то вам точно не обойтись без этого устройства. Смысл такого устройства в том что, микрофон будет расположен в области рта, что значительно повысит качество записи. Лучше всего выбирать беспроводные микрофоны, чтобы не возиться с проводами.

Web – камера или Ip-камера

С помощью веб-камеры можно проводить онлайн вебинары или записывать обучающие видеоролики. А вот Ip-камера позволит наладить видеонаблюдение в компьютерном классе и отбросит желание у злоумышленников что-нибудь с собой прихватить. Конечно, можно организовать наблюдение и простой веб-камерой, но это уже совсем другая история.

Интерактивная доска

С помощью интерактивной доски можно управлять элементами с помощью руки или указки. Это самое дорогое удовольствие для любого класса. На мой взгляд, покупка интерактивной доски финансово не оправдано.

Электронные книги

Дополнительно каждое рабочее место обучающегося можно обеспечить портативной электронной книгой. Это позволит использовать электронные пособия на уроке. Электронные книги не напрягают зрение и очень удобны в плане чтения.

Лучше всего купить черно-белую электронную книгу. Это обеспечит меньший расход батареи, небольшую стоимость гаджета.

Похожие статьи

Комментарии (2)

Халима Нургалеева 13.03.2019 г. в 09:58

Еще бы выделяли на это всё деньги. А так я бы дополнила вашу статью лазерной указкой и акустической системой.

Урок окружающего мира в 1 классе. Что умеет компьютер? Школа России

Цели: познакомить с компьютером, его назначением и ролью в современной жизни, с составными частями компьютера и их функциями; учить правилам безопасного обращения с компьютером.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; характеризовать назначение частей компьютера; моделировать устройство компьютера; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.
Оборудование: различные предметы для дидактической игры, компьютер; у учащихся — цветные карандаши.

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний

— Кто нарисовал свою комнату и хочет назвать группы предметов? (Ответы детей.)
(Дидактическая игра. Учитель демонстрирует предмет (например, ложку, стул, шарф, телевизор и т. д.) и просит назвать как можно больше других предметов этой группы. Предметы называют разные учащиеся. В случае ошибки дети хлопают в ладоши. Можно провести также логическое упражнение «Четвертый лишний». На доске вывешиваются ряды рисунков, изображающих предметы домашнего обихода (мебель, бытовая техника, одежда, посуда). Учащиеся находят в каждом ряду «лишний» предмет и снимают рисунок. Можно использовать КИМы (тест 13, с. 25).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку Муравьишки.
Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И с квадратной головой. (Компьютер.)
— Что вы знаете о компьютере? (Ответы детей.)
— Где вы видели компьютер? (Ответы детей.)
— А у кого дома есть компьютер?
— Что может ваш компьютер?
— А что вы сами умеете делать на компьютере?
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О компьютере.)
— Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Что умеет компьютер?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Рассмотрите рисунок на с. 44. Назовите части компьютера. (Монитор, системный блок, звуковая колонка, клавиатура, мышь.)
— Покажите эти части на компьютере в нашем классе. (Задание выполняется, если в классе есть компьютер.)
— К компьютеру можно подключать принтер и сканер. Кто знает, для чего они служат? (Принтер — это устройство для вывода данных из компьютера, печатающее их на бумаге. Сканер — это устройство для ввода информации с бумажного носителя в компьютер.)
— Что нарисовано рядом с компьютером? (Ноутбук.)

— У кого есть дома ноутбук?
— Чем он отличается от компьютера? (Он меньше компьютера, все части находятся внутри. Его можно переносить.)
V. Физкультминутка
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам шлеп! Шлеп!
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай.
Можешь хлопнуть за спиной.
Хлопаем перед собой,
Вправо — можем,
Влево — можем
И крест-накрест руки сложим.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику

— Подумайте, что умеет компьютер? Рассказать о возможностях компьютера вам помогут рисунки-схемы на с. 45.
(Учащиеся несколько минут работают в парах, затем рассказывают, что можно делать с помощью компьютера. Учитель демонстрирует возможности компьютера. Компьютер хранит информацию, проигрывает музыку и показывает видеофрагменты, играет в игры, помогает учиться, может посылать письма.)
— Кто слышал о компьютерной сети Интернет? Расскажите об этом. (Ответы детей.)
Сейчас, наверное, ответ на этот вопрос знают все. Интернет — это самое революционное средство связи, появившееся в последние десятилетия. Интернет — это глобальная сеть, с помощью которой человек, сидящий за своим персональным компьютером, может в мгновение ока получить доступ к миллионам других компьютеров в самых разных уголках земного шара.
Как видите, компьютер умеет многое, но другом и помощником он станет только для тех детей, которые хорошо знают правила работы на нем. Но вы должны запомнить, что непрерывно работать или играть на компьютере можно только 15 мин.
— Мудрая Сова приглашает нас прочитать вывод на с. 45 учебника.
(Вывод читает учитель или хорошо читающие ученики.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 31).
— Рассмотрите рисунки. Что вы можете рассказать об устройстве компьютера?
— Выполните задание.
(Проверка в парах.)
№2 (с. 31).
— Нарисуйте свой компьютер.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 45, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) 1
VIII. Подведение итогов урока
— Какова роль компьютера в нашей жизни? Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 31).
2. Назвать части своего компьютера.
3. Обсудить со взрослыми правила работы на компьютере.

Когда был создан первый компьютер?
Что такое компьютер? Компьютер может работать без остановки и без помощи человека целыми часами и даже днями, выполняя миллионы сложнейших операций, требующихся для решения той или иной задачи. Компьютеры успешно находят ответы на вопросы, которые так бы и остались открытыми, не будь в их распоряжении столь разнообразной информации: о числах и о дробях, о словах и составляющих их буквах и так далее, а также цифровых и буквенных клавиш, знаков — символов. Такие данные называются языком машины.
С помощью языка машины компьютер складывает, умножает, сортирует, сравнивает и выполняет сотни других операций и логических действий. И все это он может делать, только выполняя длинный перечень команд, или, иначе говоря, строго следуя заданной программе.
Программирует компьютер человек, но машина не слепо подчиняется командам, а анализирует каждое свое действие. И затем, получив ответ на интересующий человека вопрос, выдает необходимую информацию на специальных распечатках. Обычно в компьютерах нет никаких подвижных деталей, а вся работа осуществляется благодаря потокам заряженных частиц.
Первый компьютер был собран в 1944 г. в Гарвардском университете. Его создатели — выдающийся ученый Хауэрд Айкен и группа инженеров из IBM. Это была первая электронно-вычислительная машина (ЭВМ), способная справиться с целым рядом вычислительных операций, причем в правильной последовательности.
Первые компьютеры (compute — в переводе с латинского «считаю») считали в тысячу раз быстрее механических счетных машин. Но какими же огромными они были! Комнаты, в которых размещались счетные машины, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Причем сначала информация в эти «шкафы» вводилась с помощью магнитных лент. Но это не влияло на габариты «шкафов» — ведь в каждой ЭВМ ее «думающая часть» состояла из нескольких десятков тысяч электронных ламп. Именно лампы в конечном итоге обрабатывали массивы цифр.
На смену лампам, наконец, пришли транзисторы — полупродниковые усилители электрических сигналов, следовательно, и компьютеры стали размером с комнату. Но настоящий переворот в электронике произвели микросхемы. Сегодня на маленьком кристаллике кремния научились размещать тысячу, даже миллионы транзисторов. И, следовательно, компьютеры теперь легко расположить на письменном столе. Поколение нынешних ЭВМ научилось проводить до одного миллиона операций в секунду. И, как считают ученые, это еще не предел! А магнитные ленты с информацией заменили сегодня более современные устройства. На одной такой дискете можно разместить материалы нескольких десятков книг.
Продолжая перерабатывать огромные массивы цифр, компьютеры научились играть в шахматы, сочинять музыку и стихи. Придумывать новые формы автомобилей, переводить с иностранного языка сказки.
В 1846 г. французский астроном Урбен Леверье открыл еще неизвестную землянам планету Солнечной системы — Нептун. Ученый определил ее местоположение не с помощью телескопа, а с помощью. сложных математических расчетов. На эти «поиски» Леверье потратил несколько лет. На вычисления параметров орбиты Нептуна — всю жизнь. Сегодня на решение подобной задачи с помощью компьютера требуется несколько часов.

Компьютер и здоровье
Компьютеры прочно заняли свое место и в доме, и в офисе. Они сделались настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности. Как и любое достижение прогресса, будь то автомобиль, самолет, телевизор, компьютер является источником негативных воздействий на человека, приносит вред его здоровью при неправильном применении, может вызвать профессиональные заболевания. Однако компьютер становится добрым, умным, неутомимым помощником, если человек продумывает все моменты общения с ним, соблюдает правила техники безопасности, размышляет над научной организацией труда, не нарушает санитарные нормы, составленные специалистами.

Интернет
Самое важно и интересное, что есть в Интернете, — это, конечно, World Wide Web — Всемирная паутина. Уже с трудом поддающееся учету число веб-сайтов и веб-страниц содержит огромное количество самой разной информации. На веб-страницах мы можем не только прочитать текст, но и посмотреть рисунки, фотографии и видео, послушать радио, пообщаться на форумах и даже поиграть в игры.
Как и многие полезные технические новшества, Интернет родом из военных лабораторий. Его прямым предшественником считается военная научно-исследовательская сеть ARPAnet, введенная в строй в декабре 1969 г. и соединившая между собой компьютеры.

Научная электронная библиотека

Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения — давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого человеку необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями.

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения:

1. Учебный — использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.

2. Орудийный — компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

3. Профессиональный и профориентационный — применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.

4. Дефектологический — компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения.

5. Досуговый — все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.

6. Учительский — применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т.д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

7. Организационный — использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.

8. Педвузовский — все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

К перечисленным видам применения информационных технологий можно добавить и использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.

В процессе внедрения современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:

— современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения;

— системного и прикладного программного обеспечения;

— методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения.

1. Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся использовать его в творческой деятельности — рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажа, электронной почтой и т. д.

2. Учет индивидуального фактора. Разработка программ с учетом не только степени обученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования.

3. Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов.

4. Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Здоровье», «Семья», «Трудные подростки» и пр. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты..

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три «и»»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Под инициативой предполагается предоставление обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов и т.д.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector