Подростковый гейминг накрыл Россию
Число зависимых от компьютерных игр подростков выросло из-за пандемии коронавирусной инфекции. С началом учебного года к психологам и психиатрам стали обращаться встревоженные родители. Они заметили, что некоторые школьники с трудом входят в учебный процесс, они рассеяны, а их руки непроизвольно двигаются. Подросткам понадобится время, чтобы вернуться из жизни в виртуальных мирах в жизнь обычную.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России в мае 2020 года проводил масштабный опрос подростков. Почти 70 процентов из них сообщили, что не выходили из дома в период режима самоизоляции. У 46,7 процента школьников увеличилось время использования компьютера и гаджетов. Депрессивные состояния были замечены у 42,2 процента, головные боли – у 26 процентов, нарушение сна – у 55,8 процента опрошенных. Школьники жаловались на подавленное состояние и резкие перепады настроения в течение дня.
Согласно исследованию института образования РАНХиГС, треть учащихся испытывали перед началом учебного года страх или апатию.
С началом обучения проблема не ушла. Российские эксперты в области игровой зависимости у подростков утверждают, что за последние полгода заметно выросло число обращений от людей, чьи близкие – не только дети, но и мужья и жёны – стали жертвами увлечения компьютерными играми.
– На прошлой неделе на консультацию ко мне родители отправили 20-летнего студента. Весной он стал всё больше времени проводить за виртуальными играми и не посещал университет. В сентябре начался новый семестр, он пришёл в вуз и обнаружил, что давно уже отчислен. Но его это не беспокоит, он снова вернулся к игре, – рассказывает врач-психотерапевт Игорь Егоров. – По своему опыту скажу, что игровой зависимости подвержены и взрослые люди, но у подростков и молодёжи студенческого возраста проблема выражена наиболее ярко.
Пять лет назад в Петербурге старшеклассник зарезал мать за то, что она запретила ему играть в компьютерную игру. По словам Егорова, если сценарий игры предполагает жестокость, игрок всё это время проводит в агрессивной среде и испытывает ненависть и раздражение уже в реальной жизни.
По мнению врача-психотерапевта Игоря Егорова, если сценарий игры, в которой игрок проводит чрезмерно много времени, предполагает жестокость, он начинает испытывать агрессию уже в реальной жизни. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
– Когда кто-то его потревожит, он может взорваться в этом изменённом состоянии ярости. Подростки в принципе нестабильны, но если у него были невыявленные психозы, игровая зависимость может спровоцировать психоз, – поясняет врач.
Причины, почему подросток предпочитает живому общению компьютерные игры
Основные причины, почему подросток зависим от компьютерных игр:
1. Одна из наиболее распространенных причин – увлекающее и расслабляющее мозговую деятельность времяпрепровождение, что очень притягательно для подростков. Бонусом: здесь можно пообщаться с другими участниками, войти в клуб по интересам и получать интересующую информацию о современном онлайн-мире. По статистике, сейчас интернет занимает первое место по приоритетам у подростков.
2. Современным подросткам легко и просто дается освоение компьютера. В свою очередь, детская психика более восприимчива к увлекательной компьютерной графике, из-за этого подростки довольно быстро становятся зависимыми от компьютерных игр, получая, помимо всего, еще и визуальное наслаждение.
3. Неуверенность в себе также порождает зависимость от компьютерных игр. Закомплексованный подросток предпочитает живому общению виртуальное. Здесь можно быть кем угодно. Как минимум, на голову выше (ментально), чем в реальной жизни.
4. Плохие взаимоотношения с родителями и/или недостаток живого общения. Подросток не чувствует поддержки, не находит общих тем, ему не с кем поговорить или поделиться – в таком случае ему проще уйти в виртуальный мир.
Видео-тренинг из курса: Как правильно проходить Таблицы Шульте для развития внимания
Подпишитесь, и новые полезные упражнения всегда будут под рукой:ВконтактеИнстаграммДзенФейсбукОкТелеграммYoutube
Игра 3. Поиск цифр и букв
Попробуйте также потренироваться в поиске букв. Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел.
Игра 4. Пятнашки
Пятнашки – это отличный способ размять ваш мозг! Игра пятнашки представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 одинаковых квадратных секций. В вашем распоряжении 15 квадратных костяшек пронумерованных соответственно. Сами костяшки перемешаны внутри коробки случайным образом.
Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?
Clash of clans
Еще одна игра от финской компании-разработчика Supercell. Название игры переводится как «столкновение кланов», что, собственно, и отображает ее суть.
«Clash of clans» – стратегия. Игрок имеет в своем распоряжении небольшую деревушку, которую он должен укреплять, защищать, пополнять ресурсы и развивать. Чем надежней будет оборона деревни, тем легче будет отбить атаку гоблинов или кланов других геймеров. Основная задача игрока – развивать оборону деревни до тех пор, пока она не станет крепостью, которую не сможет разрушить ни один вражеский отряд.
Игра отлично развивает стратегическое мышление: постоянно необходимо продумывать варианты улучшения защиты своей деревни, искать способы, которые помогут добыть эликсир и монеты, и, конечно, увеличить количество кубков. Кроме того, тут можно вступить в клан и использовать функционал чата, чтобы общаться с тиммейтами и сообща планировать стратегию защиты и атаки, а также развития своей деревни.
«Clash of clans» имеет приятный интерфейс, в ней все продумано до мелочей, поэтому игровой процесс невероятно «затягивает». Многие (не только дети, но и взрослые) играют в нее годами! Как и в каждом чате, тиммейты не всегда попадаются воспитанные и интеллигентные. Часто ненормативная лексика тесно переплетается со скрытыми угрозами и мошенническими завуалированными предложениями «задонатить» или купить-продать аккаунт (для этого придется поделиться своей личной информацией, минимум почтовым ящиком).
Сколько времени в целом ребенок должен проводить за компьютером?
Психологи и педиатры едины во мнении: без вреда для здоровья ‒ в среднем не более одного, максимум двух часов в день. Причем в этот час входят и домашние задания, и игры. Портал zdravotvet.ru, ссылаясь на данные нескольких исследований, приводит норму времени, допустимую для игры за компьютером детей разного возраста:
подросткам 12-16 лет в день можно проводить за ПК не более 2 часов с перерывом на 10-15 минут;
детям 7-12 лет ‒ разрешается 1 час;
в 6 лет можно сидеть за компьютером не более получаса;
ребенку 5 лет допустимо начинать с 15-20 минут в день;
для малышей до 5 лет ПК должен находиться под запретом.
Правда, эти рекомендации касаются здоровых детей, а тем, кто страдает лудоманией (игровой зависимостью) или имеет плохое зрение, специалисты вообще не рекомендуют пользоваться компьютером. В этом случае родителям необходимо организовать ребенку интересный и полезный досуг, чтобы создать альтернативу электронному гаджету.
График «общения» школьника с компьютером может быть разным: ежедневная схема «сначала уроки – потом игра» или «в будни уроки – по выходным игра» – кому как удобнее. Важно лишь, чтобы соблюдалось разрешенное время ‒ для удобства используйте обобщенный термин «правило одного часа».
Как заработать на киберспорте
Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.
Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.
Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.
При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.
По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».
Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:
- Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
- 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
- Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge : чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям
Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.