Подключение усилителя бриг 001 к компьютеру

Усилитель Барк У-001. Как выставить ток покоя?

Уважаемые мастера, подскажите пожалуйста как выставить ток покоя? В интернете много инфы, но каждый городит свой забор и я уже сломал голову. В усилителе на правом канале кт818/819ГМ заменены на импорт 2SC5200/2SA1943. В левом канале пока стоят родные 818/819. Замерял напряжения выходов, прибор показал правый канал 10 мВ левый 27 мВ, это нормально?

Не путайте кислое с слёным.
Ток покоя выходного каскада — ток протекающий через приоткрытые транзисторы при отсутствии сигнала.
Вы же измеряете дисбаланс выходного каскада.

Опубликованы материалы вебинара, посвященного решениям задач освещения с LED-драйверами MEAN WELL. LED-драйверы MEAN WELL насчитывают несколько десятков семейств, которые широко используются, и легко интегрируются в различные светодиодные светильники. На вебинаре были представлены новинки 2022 года. Рассказали о драйверах MEAN WELL, существующих режимах стабилизации, способах повышения устойчивости светильника к имеющимся помехам, а также предложили оптимальные семейства для различных отраслей применения.

Резистор регулировки тока покоя R16.перед началом регулировки надо накрутить в положение минимального сопротивления.Проверь на номинал резисторы в обоих плечах,R22-R25; R27-R28.Желательно подобрать одинаковые значения сопротивлений.Схема:
http://forum.radiospec.ru/index.php. pe=post&id=191

Компания КОМПЭЛ приглашает всех желающих на вебинар, посвященный продукции Mornsun. Будут представлены линейка компонентов для электропитания и интерфейсные модули. Мы рассмотрим популярные группы изолированных и неизолированных (PoL) DC/DC-преобразователей последних поколений, новые компактные модульные источники питания, устанавливаемые на печатную плату (открытые и корпусированные), источники питания, монтируемые как на шасси (в кожухе и открытые), так и на DIN-рейку.

Спасибо что откликнулись. Схема по ссылке не моего усилителя, мой усилитель собран на КТ818/819ГМ. Ток покоя выставил таким образом- Параллельно резистору R77(0.15 Ом) подключил мультик включенный на измерения мВ. Включил усилитель дал прогреться, после чего выставил напругу 9 мВ в холостом режиме. Ручка громкости выкручена на минимум. Если не правильно, прошу меня поправить.

Если по науке действовать, нужно совершить все вышеперечисленные телодвижения, затем сделать поправку на расброс параметров и повторить всё заново под нагрузкой.
Если на выходе нет разбаланса в сотни миливольт( что является признаком скорой смерти), то при помощи осциллографа и генератора, на 1000Гц добиваешься симметрии ограничения, а на 10кГц устранения ступеньки, если после этого ток на заявленный не похож, то или схему или детали менять

Для выставления тока х.х. на Барк у 001 КТ818, 819 необходимо снять предохранитель F1 на «ВМ» и подключить вместо него амперметр на 1-3 ампера и переменным резистором R40 в «УС» выставить примерно 40 мА, аналогично второй канал снимаем F2, регулируем R44.

Здравствуйте, уважаемые участники форума! После восстановления мной Барк 001 1990 года выпуска (кт818-819 + ОУ) ток покоя выставил порядка 60 мА, усилитель работает, звук мне нравится, вроде все не плохо. Но на выходе, если мерять относительно общего провода, присутствует постоянное напряжение: лев. канал 38 мВ, прав. канал 25 мВ. Между каналами порядка 60 мВ. Подскажите пожалуйста, нормально ли это, как я понимаю, абсолютного ноля на выходе достичь нельзя? Что может быть причиной такого разбаланса в 10-12 мВ? На плате УМ имеются только подстроечники для регулировки тока покоя, больше никаких. И последнее, при отсутствии сигнала, если установить громкость в максимум в колонках слышен низкочастотный фон (очень похож на сетевой). При снижении громкости фон стихает. При закорачивании входа усиливается. Все электролиты поменял, кроме как больших в БП и на плате выпрямителя стабилизированного. Поделитесь мыслями, заранее благодарен.

После регулировки тока покоя полезно его проверить на нагретом УНЧ. В идеале он не должен изменяться но можно считать нормальным, если он увеличится в 1,5 — 2 раза.

Подключение усилителя бриг 001 к компьютеру

Подкючение к бриг 001 эквалайзера. помогите

IkaR_RUS: пытаюсь внедрить эквалайзер в цепочку: источник звука-усилок-акустика. эквалайзер Прибой-Э014С, не могу найти инструкцию на него. делаю следующим образом: источник звука-эквалайзер-усилок-акустика. источник втыкаю в спец разъем на эквалайзере (под соответствующим названием), а эквалайзера выход УМ (насколько я понял это выход, или нет?) соединяю со специальным разъемом на усилке для эквалайзера, в котором первоначально находилась заглушка. результат: если подключаю в разъем «тюнер» на эквалайзере то звук идет тихий и на усилке никак не регулируется (только на источнике звука, если же втыкаю в разъем «магнитофон» на эквалайзере то орет в полную меру, даже если звук на усилке вырублен и у источника звука тоже на минимуме. может разъемы не те соединяю или в чем проблема?

radiomonter: экалайзер лучше включать в разрыв между УП и УМ Брига, т.е через отверстие от заглушки. только шнур должен быть с одной стороны с одной пятерней (к бригу) и с двумя с другой (к эквалайзеру)

IkaR_RUS: radiomonter специальный шнурок чтоль спаять? и получается на одном конце этого шнурка два разъема: один из которых втыкается в УМ на эквалайзере, другой в УП на эквалайзере? я правильно понял

КрайневЪ: IkaR_RUS пишет: в спец разъем на Бриге (под соответствующим названием), К этому гнезду подключается эквалайзер. Получается Пред-Экв-УМ. Все источники звука включаются,как обычно ко входам Брига.

IkaR_RUS: КрайневЪ пишет: К этому гнезду подключается эквалайзер к гнезду что под эквалайзер на усилке предусмотрен. это я понял КрайневЪ пишет: Все источники звука включаются,как обычно ко входам. как обычно? обычно до этого у меня источники подключались ко входам на усилке, теперь то нужно ко входам на эквалайзере, на эквалайзере есть тоже селектор входов. если я раньше переключал селектор входов на бриге, то теперь на прибое. я так понимаю. поправьте если ошибаюсь

radiomonter: IkaR_RUS пишет: специальный шнурок чтоль спаять? угу, вилка подключаемая к бригу, должна иметь распайку 1,4 -сигнал «а», 3,5-сигнал «б», 2-общая земля. вилки к эквалайзеру распаиваем стандартно, т.е, на одну-сигнал»а», на другую-сигнал»б». затем все включаем. если не работает-меняем местами вилки «а»и «б» на эквалайзере.

IkaR_RUS: radiomonter жестоко. а где это всё написано то? вот где простому смертному это знать если бы не было форума? в инструкции по бригу написано: выткни заглушку вставь шнурок эквалайзера. и только сейчас я понял почему там написано «шнурок входа выхода эквалайзера». а зачем тогда УП вынесен у эквалайзера на панель, на переключатель входов?

radiomonter: короче посмотрел схему: на бриге выход преда-контакты 1,4, вход УМ-3,5. 2-общий.(земля)

radiomonter: IkaR_RUS пишет: а зачем тогда УП вынесен у эквалайзера на панель, на переключатель входов? сам то понял, что сказал?))))))))))

IkaR_RUS: radiomonter на эквалайзере как и на бриге есть селектор входов: можно переключаться между источниками сигнала: тюнер, магнитофон, электрофон, и вот на эквалайзере помимо этого есть УП, зачем? если я подаю с вертушки на «электрофон» то ставлю селектор входов на «электрофон», если звук с компа то на «тюнер», а зачем мне УП ставить?

Raimis: IkaR_RUS, УП наверное дополнительный вход с предусилителя, имеющего свой селектор входов. IkaR_RUS пишет: а зачем мне УП ставить? НЕ-зачем!

IkaR_RUS: Raimis пишет: НЕ-зачем! идиотский вопрос, но не могу сдержаться, а зачем тогда было выводить его на переключатель и иметь возможность выбирать? ну и пусть было только: «электрофон», «тюнер», магнитофон «1» и «2».

para bellum: IkaR_RUS пишет: идиотский вопрос, но не могу сдержаться, а зачем тогда было выводить его на переключатель и иметь возможность выбирать? ну и пусть было только: «электрофон», «тюнер», магнитофон «1» и «2». Потому что. источником сигнала явлется не «внешний» объект,а УП интегрального усилка (или отдельный УП,который сам имеет селектор входов). ну и еще пару источников на эквалайзер можно завести,если штатных входов «Брига» не хватает.Мне вот для всех моих источников не хватает набора входов одного УП,пиходится два предварительных усилка комбинировать

Raimis: Разработчики имели в виду возможность подключения в варианте с У.М., который неимеет пред. Во вторых, у некоторого юзера могут быть больше чем 2. 3 источника, подключеных к отдельному У.П.

IkaR_RUS: para bellum Raimis млин. осенило! благодарю! это я просто выставляю на эквалайзере положение УП, а источники подключены к бригу и переключаю я их тоже на бриге. ну всё. всё встало на свои места. завтра буду паять шнурок. сейчас уже пол двенадцотого. всем спасибо и всего доброго.

para bellum: IkaR_RUS пишет: осенило! благодарю! Эх,а у меня половина аппаратов (тюнер,вертушка,катушечник и CD) заведена на Радиотехнику УП-001,половина (VHS-DVD-телевизор,второй тюнер,кассетник) висит на Эстонии УП-010,а потом вся эта ботва питает Прибой-014 )))

Mickey: В частности, УП понадобится при работе с вертушкой без корректора, поскольку в эквалайзере его нету.

radiomonter: схема шнура:

Raimis: IkaR_RUS, если разберьётесь, то всё станет ясно!

IkaR_RUS: radiomonter Raimis за рисунки отдельная благодарность!

IkaR_RUS: мда. чет не клеитцо. при втыкании источника звука в эквалайзер, то ему все равно что стоит на селекторе входов, а звук на усилке не регулируется. при в тыкании источника в усилок то звук тихий. тока у меня юмор: что если выткнуть заглушку, а в заглушку воткнуть провод, но этот провод не подсоединять к эквалайзеру то звук идет, так разве должно быть? насколько я понял то нет. значит где то провод коротит?

Raimis: IkaR_RUS, расскажите, какой именно источник и ко какому входу Вы подключаете. А то — непонятно, чего творится в Вашей квартире. ) Лучше, нарисуйте!

Raimis: IkaR_RUS пишет: и чего за кнопка «контр магн». когда она додна работать? Наверно, контроль того, что происходит на маге, когда на нем производится запись от другово источника, используя селектор эквалайзера.

IkaR_RUS: Raimis всё. вроде! ))) всё отпаял, перепаял и вроде нормаль )). сейчас потестим в ходу.

IkaR_RUS: получилось сделать так: все источники (вертушка, комп, бобинник. ) подключены к усилку. усилок с эквалайзером соединен вышеуказанным проводом. в результате все работает. но вот не понял юмора если подключить источники к эквалайзеру. тогда ниче не работает ))) всё опять орет, а громкость на усилке на нуле

Raimis: IkaR_RUS пишет: всё опять орет, а громкость на усилке на нуле Дело в том, что регулятор громкости у Брига находится в предусилителе того же Брига. А после входа к УМ от эквалайзера — открытый вход на оконечник УМ Брига без рег.громкости.

IkaR_RUS: получается моня юзать тока входы усилка? (это так. для общего развития, ибо мне и их хватит) всё правильно я сделал? нигде ниче не коротит? зы: ну хоть акустику протестил. Недавно купленная, была опаска что динамики полетят, ну раз выдержали мои испытания, то гуд ) будут служить верой и правдой.

grp1: Предварительный усилитель любого аппарата, будь то БРИГ, КОРВЕТ, АМФИТОН или РАДИОТЕХНИКА, представляет собой селектор входов, иногда есть также корректор для магнитного ЗС (3..3мв), повторитель для пьезоэлектрического ЗС (0.5в 0.5мом), микрофонный пред. (1. 3мв), и пред. ля приемника/муз.инструмента (25мв). Затем идет регулятор громкости (с тонкомпенсацией или без), и темброблок (n-полосный). Стоять они могут в любом порядке (в УКУ-020 сначала громкость, в Мелодии-101, 103, 104 сначала тембр) При наличии эквалайзера тембробок не нужен, при наличии селектора в эквалайзере селектор усилка тоже не нужен. С предварительными усилителями/повторителями/корректорами вопрос индивидуальный. Остается лиш регулятор громкости. Если нужны какие-то функции предварительного усилка брига, то эквалайзер между ним и УМ брига (в заглушке контакты 1 и 4 на вход экв., а с его выхода на конт. 3 и 5.). Если нужно максимально короткий тракт без дополнительных устройств, и устраивает обычный регулятор, без тонкомпенсации, то достаточно выход эквалайзера через переменный резистор соединить с УМ брига, тогда внутрь брига лезть не придется. Источники в этом случае к эквалайзеру. Можно использовать регулятор Брига, у него он (R5 вроде) находится сразу перед УМ. Поэтому отрезаем входные провода регулятора и подключаем к нему выход эквалайзера.

Raimis: IkaR_RUS пишет: получается моня юзать тока входы усилка? С Бригом так будет, если эквал. подключен к заглушке. Ко входам Брига нетрудно приспособить дополн. коммутатор.

Серёга: Никакой особенной инфы в инструкции на Прибой нет. Кн Контр Маг — это мониторинг сигнала при записи на маг со сквозным каналом. Т.е нажал — записываемый сигнал — отжал — записанный. Превое что я сделал с Прибоем установил нормальные RCA гнезда Вкл экв в разрыв тракта Брига а ПУ брига используйте по назначению. При этом экв — выберете неравномерность тракта (установив регуляторы полос раз и навсегда) . Потому что экв. — дома — это извините просто понт. Это изделие реализуется при резких изменениях акуст свойств помещения причем тогда когда «закручивание » фазы сигнала слушателя — не волнует(танцы — шманцы, банкет- пьянка). Или при обработке в тракте записи. в давние времена моды на полупрофи закидоны в бытовой апапаратуре и родилось это слово эквализация.

para bellum: Насчет бытовых эквалайзеров-я где-то слышал сравнение,что они подобны освежителям воздуха в баллончиках-маскируют запах д@рьма в комнате,добавляя новый аромат,вместо того,чтобы очищать воздух от примесей))))

Raimis: Тогда уместно было бы создать новую тему: — нужен ли вообше эквалайзер. Я лично пользуюсь им, и не только для того, чобь компенсировать звучание из за своиства помещения. Просто, вкус у каждого свой, и двухканальной регулировкой тембра мне мало. Возможно даже, что каждый из нас звук воспринемает по своему. Один убавляет средние, другому нравится всё, что за 6.300Hz, третьему нужно бубуение ниже 63Hz. Правда, немного неодобряю то, что на простом 2х-полосном тембре пишут «эквалайзер», особенно друзья китайцы. ИМХО, эквалайзер начинается с пяти полос. Но, признаюсь, даже незнаю произхождение этого слова.

Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого

Этот пост является пилотным в цикле публикаций о культовой аппаратуре в советской аудиотехнике. Мы сравнительно давно обещали этот цикл, но как-то «не доходили руки». В серию статей войдут несколько УМЗЧ, виниловых проигрывателей, акустических систем высокой верности воспроизведения. Иными словами, писать буду про устройства, которые оставили след в истории СССР, а для многих стали символами эпохи. Я постараюсь не обойти стороной историю создания этих девайсов, а также некоторые значимые моменты в биографии их создателей.

Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам серийного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.

Свобода творчества инженера, как осознанная необходимость в HI-FI усилителе

Перед тем как рассказать о создании «Брига», имеет смысл поведать о том времени, когда он создавался, и описать некоторые особенности советского рынка аудиотехники. Многим, особенно тем, кто не помнит «совка» может показаться, что я сгущаю краски, однако, смею заверить — это совсем не так.

В 70-х, так называемый период «Брежневского застоя», СССР был страной с потрясающей научной и технологической базой, в стране постоянно велись перспективные передовые разработки в самых разных областях… Но, к сожалению, практически все эти области объединяло их отношение либо к аэрокосмической отрасли, либо к военно-промышленному комплексу. При этом практически всё, что касалось аппаратуры для быта, в частности аудио, считалось глубоко второстепенным и делалось из рук вон плохо, ну или в крайнем случае сносно.

Наиболее распространенными аргументами тех, кто в то время считал невозможным производство в СССР качественной звуковоспроизводящей аппаратуры, были следующие:

  • Качественные элементы, существующие в СССР, используются только для оборонки, всё, что идёт на товары широкого потребления уступает в качестве;
  • Советскому человеку достаточно того, что есть, а эстетствующие меломаны с радиолюбительским опытом и так себе спаяют, и вообще, это всё от лукавого роскошь для проклятых капиталистов на загнивающем западе;
  • В СССР ничего не умеют делать, а все ценные кадры, которые были бы на это способны трудятся на оборонку, либо эмигрировали в Израиль за границу;
  • Для преодоления отставания СССР по части схемотехники, конструкторской мысли и дизайна качественной аппаратуры от запада требуются десятилетия.

Электрон-20: типичный советский усилитель
В итоге бытующих тогда заблуждений и отсутствия мотивации у соответствующих ветвей советской власти, дело создания аппаратуры высокой верности воспроизведения стало уделом энтузиастов. Одним из таких людей стал Анатолий Лихницкий, которого в 1970-м году посетила мысль о создании идеального усилителя. Фактически, Лихницкий замахнулся даже не на HI-FI, а на Hiend концепцию.

Сам он написал об этом так:

«Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов, захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве.»

Дело пошло, и инженер медицинской техники Анатолий Лихницкий с механиком Страховым создали систему с характеристиками, недосягаемыми для советских серийных образцов. Усилитель этой системы позже превратят в серийный «Бриг».

«Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими по тем временам параметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно – этот усилитель совсем неплохо звучал.» Из воспоминаний Лихницкого

Именно схемотехника этого усилителя, созданная с использованием симметричного квазикомплементарного выходного каскада и стала основой будущего «Брига». По мнению Лихницкого, его детище «переиграло» и его собственные ламповые разработки на 6С4С и один из легендарных ламповых усилителей «Dynaco».

Партия сказала надо, комсомол ответил есть

В начале 70-х годов все доступные советским гражданам усилители, такие как „Электроника Б1-01”, (а также их собратья, встроенные в корпуса проигрывателей грампластинок и катушечных магнитофонов), не просто уступали западным аналогам, но были хуже буквально по всем объективным и субъективным параметрам. Не удивительно, что идея появления качественной аудиоаппаратуры к 1975-му была осознана и правящим меньшинством.

Электроника Б1-01 — усилитель подвергавшийся особой критике со стороны Лихницкого

Руководители отраслевых ведомств СССР понимали, что низкий уровень качества товаров народного потребления чреват получением чувствительного пинка от политбюро за отставание от запада — это в полной мере касалось и аудиотехники. Помимо объективной необходимости присутствовала провоцирующая инициатива снизу. В основном за советский HI-FI ратовали инженеры-энтузиасты, более других понимавшие, что возможности технологической и производственной базы позволяют его выпускать.
Ключевое решение о создании «Брига» принимал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно этот человек, бывший сотрудник ленинградского радио, известный тем, что во время блокады Ленинграда вел репортажи из горящего танка, курировал объединение „Океанприбор”. Помимо прочего Свиридов был страстным аудиофилом меломаном и посещал тусовки, на которых имел возможность оценить качество крутой западной аппаратуры. Осознав необходимость аналогов буржуйских диковин в стране советов, чиновник создал направление по разработке и производству высококачественной аппаратуры.

Дело осложнялось тем, что в 1971-м Ленинградский обком партии решил: «инженерный приборостроительный комплекс „Океанприбор”, в свободное от оборонки время, будет создавать посуду для советских домохозяек». К счастью, позже в 1973-м, под давлением Свиридова, обком изменил решение на: «догнать и перегнать запад, пустив серию крутой советский УМЗЧ».

Партия сказала, что усилитель нужно сделать к 1975-му году. Разработку поручили отделу товаров народного потребления (читаем между буквами «HI-FI аппаратуры»), структурно входившему в подразделение „Океанприбора” с не мене морским названием НИИ „Морфизприбор”. Руководителем отдела была кандидат наук Алла Каляева. По слухах, именно эта влиятельная женщина, известная в кругу питерских филофонистов, «пробила» у начальника (Свиридова) создание HI-FI направления.
Свиридов и Каляева, знавшие Лихницкого по меломанским пьянкам закрытым встречам для узкого круга с прослушиванием аппаратуры, пригласили талантливого инженера поучаствовать в проекте.

«Прослушивание авангардного джаза и „Страстей” Баха, а так¬же интересные встречи и большое количество алкоголя составляли основное содержание наших тусовок тех времен. Алла была душой и организатором таких тусовок.» Лихницкий

Лихницкий же, работавший в сфере неинтересной для него медтехники, с радостью согласился. Как только разгорелась дискуссия о том, что можно быстро спроектировать и пустить в серию, Анатолий Лихницкий сказал, что лучшим вариантом является его усилитель обр. 1970-го. Предложение было принято, через 3 месяца увидел свет первый прототип, а через 2 года мучений появился «Бриг».

Сквозь тернии к звуку

В процессе разработки группа инженеров, и в первую очередь Лихницкий и Каляева, столкнулись с рядом серьёзных технических, производственных и, как часто бывало в советском союзе, организационных проблем.
На этапе разработки основной проблемой были транзисторы. У усилителя Лихницкого они были германиевые, применение которых не предполагалось в новом продукте. Переход на кремний предполагал изменение схемы выходного каскада. Проблема была решена путём переработки первоначального квазикомплементарного варианта.

Он послужил основой для создания усилителя напряжения, который был включен в схему серийную «Брига». Переработка дала возможность применить в оконечнике низковольтные кремниевые транзисторы КТ 808А. Как позже отмечал Лихницкий, решение выходного каскада было близко к схеме Питера Волкера, использованной в „Quad 303”.

Одним из интересных инженерных решений, которое было заимствовано для других советских HI-FI усилителей, стали дискретные переключатели тембра на 24 положения. Конструкция была попросту скопирована с немецких образцов, которые автор «Брига» обнаружил у себя дома. К слову, Анатолий Лихницкий был большим знатоком немецкого аудио 30-х – 40-х годов.

На начальном этапе разработки не удалось избежать и организационных сложностей. По утверждениям Лихницкого, именно он был неформальным лидером группы, разрабатывавшей «Бриг». Однако, его положение в структуре отдела казалось ему шатким.

Отдел состоял из 3-х секторов:

• Сектор разработок; • Конструкторский сектор; • Группа дизайнеров.

Каляева – руководитель темы, Лихницкий – руководитель основных направлений исследований.
Анатолий Лихницкий
Позже, волей случая, Анатолий займет место начальника сектора разработок (что для беспартийного Лихницкого – внушительный карьерный рост), обязанности которого он частично выполнял до этого. Получив легитимную власть в секторе, инженер структурирует вверенное ему подразделение и создаёт несколько групп. Особое место занимала «группа ресурсов». Лучше всего об этом в своих воспоминаниях написал сам Лихницкий:

«Эта вывеска всегда привлекала внимание инспектировавших нас чиновников, и мне приходилось откровенно объяснять, что руководитель этой группы, вооруженный коньяком и шоколадными конфетами, может достать любые комплектующие и остродефицитные ма­териалы, … в течение недели, а не через год, как это делается официальным путем…»

На этапе производства первых серийных «Бригов» также не обошлось без проблем. Массовый выпуск усилителя должен был происходить на заводе „Водтрансприбор”. Сборщики, настройщики и прочий квалифицированный пролетариат завода не слишком хотели менять хлебную престижную спецтехнику на бесперспективный в плане зарплаты «Бриг». Первые серийно выпущенные усилители начали гореть при настройке. Лихницкого и Каляеву попытались обвинить в создании «образца не пригодного для серийного выпуска», а над головами разработчиков, по выражению Лихницкого, «Сгустились тучи». Позже хитро спланированный саботаж был раскрыт и усилители гореть перестали.

Триумф «Брига»

Презентация первых бригов состоялась ещё до официального релиза и даже до появления серийных усилителей. В 1974-м были готовы опытные образцы. После надлежащего тестирования Свиридов, Каляева и Лихницкий решились продемонстрировать надежду советских меломанов, министру судостроительной промышленности Бутоме.

Бутома Борис Евстахиевич — министр давший добро на «Бриг»
Впечатлённый новорожденным советским хайфаем, Министр пригласил на презентацию главного партийного аудиофила, заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС Леонида Горшкова.
герой соц. труда и аудиофил — Горшков Леонид Иванович
Реакция Горшкова была восторженной. Единственный вопрос, который задал чиновник был о том, какие транзисторы используются в усилителе. Результатом презентации стала возможность использования для серийных образцов «Брига» танталовых конденсаторов и других дефицитных элементов, которые до этого применялись только в оборонпроме, а также внушительная денежная премия для разработчиков. Известно также, что после «шоу» в кабинете Ботумы, Горшков устроил разнос подконтрольному ВНИИРПА (руководителей которого безуспешно стремился заставить заняться хайфаем), где в результате последовавших за разносом разборок умер от инфаркта начальник лаборатории усилителей.

«Бриг 001» — ранний вариант

После того, как многострадальный серийный «Бриг» поступил в продажу, начался невиданный ажиотаж. Достать усилитель можно было только благодаря удивительно хорошему блату и с доплатой в размере не менее 25 советских рублей (четверть месячной зарплаты инженера).

На Лейпцигской ярмарке усилитель получил золотую медаль. К 1977-му году «Бриг» активно экспортировался в Великобританию, Францию и Австралию. Специалисты британской , экспортировавшей «Бриг», признали, что усилитель полностью соответствовал стандарту HI-FI и всем требованиям западного рыка.

Серийный «Бриг» обладал характеристиками, которые во многом превосходили более дорогостоящие и, что главное, «не доставаемые» в СССР западные компоненты:

• выходная номинальная мощность: 2 × 50 Вт (при нагрузке 4 Ом); • номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20…25 000 Гц; • коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16 000 Гц: 0,1 %; • коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15 %; • переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ; • отношение сигнал/взвешенный шум относительно номинальной выходной мощности для линейного входа: 86 дБ; • потребляемая мощность: 150 Вт; • габаритные размеры: 452 × 372 × 118 мм; • масса: 15 кг; • цена в розницу в СССР: 625 рублей; • цена в розницу в Великобритании: £ 300 фунтов в 1976 году (сейчас £1500).

«Бриг» стал, если не первым, то одним из первых HI-FI устройств в СССР, во многом задав высокую планку и предопределив разработку других усилителей высокой верности воспроизведения. Опыт его разработчиков пригодился многим, кто создавал HI-FI технику в последующие годы. Схемотехнические и конструкторские решения, созданные для «Бриг», предопределили развитие таких усилителей как: «Амфитон 002», «Одиссей 010» и «Пульсар».

Анатолий Лихницкий
Несмотря на мое ироничное отношение к некоторым взглядам Лихницкого и его откровенной псевдонаучной бредогенерации в сети (хотя бытует также мнение, что это был тонкий стёб), я полагаю, что именно он был одним из тех, кто сформировал идеологию высокой верности воспроизведения в Стране Советов и сделал не малый вклад в создание аппаратуры в рамках этой идеологии. Более того, именно он, Каляева и все, кто сними работал над «Бригом», доказали возможность создания массовой высококачественной аудиотехники в СССР. «Бриг» стал одним из лучших устройств своего времени по соотношению цена/качество (характеристики), его возможности до сих пор превосходят многие современные образцы. Выпуск усилителя продолжался до 1989-го года. Анатолий Маркович Лихницкий умер в 2013-м году.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector