Влияние гаджетов на детскую психику и здоровье: в чем вред?
Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.
Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.
детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”
Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.
Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.
Трудности диагностики
Конечно, это может показать не очень простым занятием, но тем не менее, отремонтировать компьютер в домашних условиях возможно. Случаем неисправностей бывает много, и они могут быть комбинированными. Поэтому универсальный мануал по ремонту сделать сложно.
В сервисных центрах используют специальные POST карты и донорские детали, чтобы точно и быстро диагностировать неисправность. Если вы не уверены в своих силах, лучше отдайте компьютер в мастерскую.
Не наказывайте ребенка за то, что он играет в компьютер
При наличии компьютерной зависимости, к ребенку нужно относиться деликатнее. И решать проблему тоньше.
Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка гулять силой. И полностью лишать его возможности играть в компьютер. Это вызовет у ребенка обратную реакцию. Он начнет негативно относиться к вам, и вы будете часто ссориться.
Вместо этого вам нужно ввести систему поощрений. Давайте ребенку играть в компьютер, к примеру, с 18:00 до 21:00. Но поставьте условие, что до этого времени он должен гулять на улице. И проводить время с друзьями.
На некоторых подростков это может положительно подействовать. Они начнут гулять хотя бы по той причине, что смогут заслужить этим время игры за компьютером.
Переподключаем разъёмы блока питания
Разъёмы блока питания
Пробуем запустить компьютер.
Если после данных шайтан манипуляций компьютер всё равно не включается, то в 95 процентах случаев – это неисправность блока питания. Его нужно заменить. Если есть у кого взять и подкинуть вместо старого, то замечательно, пробуем, если всё хорошо идём покупаем и меняем. Если подкинуть нечего для проверки, можно купить в магазине, но в таком где в случае чего можно его вернуть, так как может быть проблема не в нём. 5 процентов случаев я оставил на неисправность материнской платы, иногда такое бывает, но редко. Можно ещё поочерёдно отключать жёсткий диск, видеокарту (если внешняя у вас, например GeForce GTX 1060), модули памяти, возможно при отключении чего либо из этого списка компьютер запустится, бывает редко конечно это.
Крепление видеокарты
Переподключение жёсткого диска
Переподключение модуля памяти (ОЗУ)
Если ничего не помогло
В подавляющем большинстве случаев, после того, как вы попробовали все описанные выше способы, проблема будет решена. Но, что делать, если ничего не помогло, и после завершения работы компьютер сам включается?
Очень редко виновником этого может стать сама материнская плата компьютера, а точнее сбои в работе ее подсистемы питания. Конечно, специалисты смогут решить и эту проблему, но если вы читаете эту статью, вы к ним вряд ли относитесь. Поэтому здесь не обойтись без похода в сервисный центр, который точно идентифицирует поломку и при возможности избавится от нее.
Правда, есть еще один способ временного решения проблемы, который вам по силам. Ведь компьютер не сможет включиться, если на него не подается питание. А, значит, после выключения компьютера его можно отключить от розетки или нажать на кнопку отключения питания самого блока питания. Обычно она находится в задней части корпуса, рядом со входом для силового кабеля — просто переведите переключатель в положение «0».
Но дети не сидят, отвернувшись к стене или глядя в потолок, они чаще всего заняты гаджетами или телевидением. Как быть с таким «ничего не хочу»?
Мария: На фоне личностных изменений очень важно помнить, что есть довольно серьезные нейрофизиологические изменения. Биохимия мозга подростков очень сильно отличается от взрослых людей. Если грубо совсем говорить, то нейромедиатор, который влияет на все познавательные процессы, отвечает за систему вознаграждения и удовольствия и частично за стрессоустойчивость, у подростков вырабатывается в гораздо меньшем количестве, чем у взрослого. В том числе с этим связано ощущение постоянной скуки и недовольства у подростков.
Но в тот момент, когда происходит какое-то действие, связанное с наградой, этот нейромедиатор вырабатывается в гораздо большем количестве, чем у взрослых. Подросток находится как бы на качелях: большую часть времени он в подавленном состоянии, но как только он получает «награду», он погружается в мир огромного удовольствия.
Что именно может быть наградой — это отдельная тема. Как правило, это связано с одобрением сверстников или с какими-то достижениями внутри игры, а также с рискованным поведением (которое может проявляться в разных формах). У детей этого возраста в принципе энергии немного, но стремиться к награде готовность довольно высокая. И если мы говорим о гаджетах, это очень быстрое и простое удовольствие; то, что всегда в доступе.
И, конечно, ребенку очень сложно остановиться: чем больше ты погружаешься, тем больше тебе хочется. И еще: те структуры, которые отвечают за контроль и произвольность в мозге, у подростков еще не созрели. И они оказываются в клетке: с одной стороны, поток удовольствия, с другой стороны — скука, а с третьей — невозможность как-то себя регулировать и осознавать последствия.
6. Включаться
Ну если мы умеем выключаться, то и включаться тоже надо правильно. Многие из нас умеют искренне интересоваться любым собеседником — ну, такое светское умение. Чем хуже подросший ребенок?
Каждый день, при каждой встрече с подростком, настраиваем себя на доброжелательную болтовню, которая включает в себя и наши самостоятельные реплики, и выслушивание собеседника, и обратную связь. Мы выбираем интересную собеседнику тему (не про школу). Включаемся, улыбаемся, киваем, слушаем, мысленно ужасаемся, но не оцениваем и не жучим. Такой разговор эффективен всегда, даже в момент конфликтов! Отношения почти сразу переходят на другой качественный уровень, и о многих темах можно будет навсегда забыть — они будут упреждены и профилактированы на дальних подступах. А то некоторые с подростками пятью словами за день не перемолвятся, да и те «положи телефон, иди учи уроки»; о каких инструментах влияния в таких условиях можно говорить?
Клавиатура
На некоторых «продвинутых» клавиатурах присутствует кнопка выключения или перезагрузки системы. Нередко случается так, что она западает или в ней происходит замыкание. Это тоже приводит к выключению ПК без ведома пользователя или к его постоянной перезагрузке. В случае возникновения подобных симптомов нужно попробовать запустить компьютер, подключив к нему другую клавиатуру. Если это не помогло, значит, неисправность вызвали иные факторы.
При неисправности кнопки «Power» компьютер может выключиться
Лечение игровой зависимости
Лечение игровой зависимости как правило не включает в себя принятия лекарственных препаратов, за исключением некоторых сопутствующих заболеваний (тревожные расстройства, депрессия, страхи). Родителям, в первую очередь, необходимо обратиться к детскому или семейному психологу. Специалист поможет грамотно наладить взаимоотношения внутри семьи, чтобы общение между родителями и ребёнком протекало в спокойной обстановке. Когда в семье доверительные отношения, детям не нужно «убегать» в виртуальную реальность.
Если по каким-то причинам обратиться к психологу не получается, следует провести ревизию своих взаимоотношений с ребёнком. Часто родители неосознанно провоцируют ребёнка к «побегу». Например, чрезмерный контроль и повышенная критичность воспитывают неуверенного в себе человека, которому легче решать задачки в игре, где можно сохраниться и начать заново, чем в реальной жизни, где за любой неверный шаг будет ждать наказание. Семьи, где чувства и желания ребёнка уважают, где можно высказывать свое мнение и самовыражаться, реже встречаются с проблемой зависимости к чему-либо.
Узнайте больше о воспитании здоровых и счастливых детей по системе позитивного родительства!
Проведите сверку своих требований к ребёнку – все ли они обоснованы и понятны ребёнку, согласен ли он с ними? Как часто ваше слово «последнее» и всегда ли это обосновано? Дети, чья самостоятельность поощряется, а инициатива поддерживается, более активны и уверены в себе. Им не нужно уходить в мир фантазии, чтобы добиться успеха.
Параллельно с налаживанием взаимоотношений с ребёнком, надо постепенно возвращать его в режим дня. Не стоит резко сокращать время, проводимое им в игре. Тем не менее, необходимо постепенно его уменьшать и заменять игру на другие активные развлечения. Просто забрав гаджет у ребёнка, не предложив альтернативу, проблему не решить.
Чтобы ввести новые правила в жизнь:
- Поговорите с ребёнком, не обвиняйте и не оскорбляйте его, поделитесь с ним своим беспокойством, скажите, что расстроены его пристрастием к играм.
- Обязательно проговорите, почему так важно временно ограничить игры («чтобы сохранить здоровье», «чтобы подтянуть учёбу»).
- Составьте распорядок дня совместно с ребёнком и дайте ему возможность выбрать время для игры.
- За пять минут до окончания игрового времени напомните, что оно подходит к концу. Не ведитесь на уговоры и угрозы, не вступайте в переговоры и торги.
- Чтобы иметь возможность дистанционно отслеживать количество времени, проведённое в игре, можно воспользоваться специальными приложением. Но без согласия ребёнка, устанавливать его не стоит. Это может привести к потере доверия.
- Не кричите, будьте спокойны даже если начался конфликт. Будьте сдержаны и последовательны в своих действиях.
- Освободившееся от игр время заполните новыми увлечениями, не бойтесь спрашивать, чего хочет ваш ребёнок и помогать ему в начинаниях.
Онлайн-помощники для борьбы с зависимостью от игр
На рынке приложений для родительского контроля существует ряд программ, позволяющих отслеживать активность детей в гаджетах — время, проведённое в сети и играх, поисковые запросы и просмотренный контент.
Например, с согласия ребёнка можно установить приложение «Где мои дети» позволит, помимо просмотра статистики использования приложений, проверить реальное местоположение ребёнка.
Также советуем попробовать приложение Kids360, от создателей «Где мои дети». Сервис не только имеет функцию ограничения работы с гаджетом по времени (screen time), но и фильтрует нежелательный контент, который может прочитать ребёнок. Благодаря трекеру приложений, родители всегда будут в курсе сколько времени ребёнок проводит в смартфоне. Кроме того, вы сможете составлять расписание (в какое время и в какие приложения ребёнок может заходить или играть) и управлять доступом к приложениям.
Использование таких программ поможет не только отследить успешность реабилитации зависимого игрока, но и предотвратит возникновение игровой зависимости на ранних этапах у здоровых ребят.