Оперативный штаб

Функции деятельности оперативного штаба по коронавирусу, представительства и контакты

Пандемия коронавируса затронула весь мир, поэтому страны вынуждены были создавать специальные государственные учреждения, в обязанности которых входит предупреждение распространения инфекции.

На территории России организован оперативный штаб по коронавирусу, сотрудники которого пользуются разными мерами, направленными на предотвращение завоза инфекции, а также ее распространения по городам России. Основная задача данного учреждения в координации действий органов власти для противодействия распространению инфекции.

Оперативный штаб

Оперативный штаб – временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, который создается, если на тушение пожара привлекаются силы и средства по повышенному номеру (рангу) вызова, при организации на месте пожара трех и более боевых участков по тушению пожара, при необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара. Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является зам. РТП. В состав оперативного штаба могут входить зам. начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и др. лица по усмотрению РТП Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

Основные задачи оперативного штаба: сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру; определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП; обеспечение контроля за выполнением поставленных задач; организация подготовки и обеспечение ведения основных действий по тушению пожара; учёт сил и средств на пожаре, расстановка их по участкам тушения пожара (секторам), ведение соответствующей документации; создание на пожаре резерва сил и средств; обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре; обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре; реализация мер по поддержанию основной готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.

Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем – красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или др. световым указателем красного цвета.

Литература: Боевой устав пожарной охраны. М., 2001.;

Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984

img

История возникновения и развития пожарной охраны в регионе. Интересные факты, архивные фотографии и документы. Музеи и памятные места. Ветераны и династии пожарных. Виртуальные экскурсии и фотоальбомы.

Задачи и функции оперативных штабов органов внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях

Как было уже отмечено, одной из отличительных особенностей действий органов внутренних дел в особых условиях является создание новой системы управления силами и средствами. Система управления при действиях в особых условиях — это комплекс органов управления, предназначенных для эффективного управления в особых условиях, который составляют: оперативные штабы органов внутренних дел (оперативных зон); штатные штабы воинских частей; а также штабы других органов (подразделений), привлекаемых к действиям в особых условиях.

Объективная необходимость вышеназванной системы обусловлена сложностью выполнения задач при быстром и резком изменении оперативной обстановки, концентрацией сил и средств, принадлежащих различным отраслевым службам, особой группировкой данных сил и средств, что вызывает необходимость координации их действий, а также осуществлением в короткие сроки большого объема управленческих функций. В данной обстановке требуются максимальная централизация управления, быстрые подготовка, принятие и реализация решений.

Наиболее полно отвечают этим требованиям оперативные штабы, которые предназначены для организации и управления привлекаемыми в установленном порядке силами и средствами при выполнении задач в особых условиях. Работа оперативных штабов регламентирована нормативными правовыми актами, в которых определены: цели, задачи, функции, организационная структура, содержание деятельности в чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, а также при введении правового режима чрезвычайного положения, и в условиях военного времени.

Оперативный штаб — это орган межотраслевого управления силами и средствами органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования МВД России, соединений (воинских частей) внутренних войск МВД России при выполнении задач в особых условиях. В соответствии с нормативными актами МВД России оперативные штабы создаются в МВД, МУ ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, оперативных зонах, территориальных органах внутренних дел.

В необходимых случаях может быть создан объединенный оперативный штабмежведомственный орган управления, предназначенный для координации действий органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, соединений и воинских частей Министерства внутренних дел России, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны Российской Федерации.

В исключительных случаях может создаваться совместный оперативный штаб — орган оперативного управления силами и средствами МВД России и ФСБ России. Он создается, например, при угрозе жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов при попытке насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, межнациональных конфликтах, блокаде отдельных местностей.

Основные направления работы оперативного штаба зависят от возникновения или наступления особых условий. В связи с этим они решают следующие главные задачи: обеспечение непосредственной подготовки сил и средств к действиям в особых условиях; управление силами и средствами при наступлении данных условий; обеспечение ликвидации последствий особых условий и осуществление мер по стабилизации обстановки.

В развитие этих целей и задач оперативные штабы органов внутренних дел осуществляют анализ оперативной обстановки и прогнозирование возникновения возможных негативных явлений, которые могут вызвать особые условия. На основе данных специализированных прогнозов осуществляется разработка и постоянное совершенствование планов действий в особых условиях, организуется выполнение предупредительно-профилактических мероприятий по предотвращению негативных проявлений криминального характера, а также обучение, моральная и психологическая подготовки личного состава. Кроме этого, на штабы возлагаются функции организации всестороннего обеспечения личного состава оружием, специальными средствами, снаряжением, транспортом, средствами связи, бытовым и медицинским оборудованием. Они осуществляют постоянный контроль состояния готовности сил и средств к действиям в особых условиях, организуют проверку состояния готовности нижестоящих органов внутренних дел к действиям в особых условиях и оказание им необходимой помощи.

При возникновении же особых условий данные оперативные штабы осуществляют непосредственное управление задействованными силами и средствами. Они вводят в действие соответствующий план, приводят в готовность силы и средства, развертывают пункты управления и связи, осуществляют сбор и анализ информации об обстановке, вырабатывают решения на развертывание и порядок действий сил и средств и организуют их взаимодействие. Обо всех своих действиях оперативные штабы информируют вышестоящие органы управления, а также осуществляют контроль исполнения принятых решений.

В процессе ликвидации последствий особых условий и осуществления мер по стабилизации обстановки оперативные штабы разрабатывают мероприятия по недопущению повторных негативных проявлений, организуют и проводят изучение и расследование причин и условий, вызвавших происшествие, осуществляют анализ проведенных органами внутренних дел и привлеченными силами действий и мероприятий. Штабы готовят также отчеты и информации в инстанции и осуществляют информирование населения о происшедшем и действиях органов внутренних дел.

Центральное место в управлении оперативным штабом в особых условиях занимает его руководитель (начальник). Являясь одновременно руководителем органа внутренних дел и старшим оперативным начальником, он сосредоточивает управление в своих руках, направляя усилия всех соисполнителей на достижение общей цели.

Членами оперативного штаба, ответственными за деятельность его групп, назначаются, как правило, руководители отраслевых служб органов внутренних дел (сотрудниками уголовного розыска, патрульно-постовой службы полиции, ГИБДД и др.). Число членов оперативного штаба и специальных оперативных групп варьируется в зависимости от обстановки, вида и характера решаемых задач, уровня иерархии в системе оперативных штабов МВД России, имеющихся сил и средств (возможностей). Члены штаба, каждый по своей линии, выполняют обязанности, по подготовке решений руководителя штаба.

Основными обязанностями членов оперативного штаба являются: сбор, обработка и анализ информации об обстановке, разработка предупредительно-профилактических мероприятий и мер по пресечению криминальных проявлений, совершаемых в особых условиях. Рабочий аппарат оперативного штаба формируется на базе структурного штабного подразделения (штаба), которое усиливается за счет представителей всех самостоятельных подразделений и служб и может состоять из групп: организационно-аналитической, связи и автоматизации управления, обеспечения, защиты личного состава.

Большое значение для эффективности работы оперативного штаба имеет деятельностьорганизационно-аналитической группы.Она обобщает информацию всех служб (членов) штаба, разрабатывает схему информационного обеспечения его деятельности, готовит и докладывает руководителю оперативного штаба предложения и проекты решений по урегулированию обстановки; ведет рабочую карту, журнал действий и отданных руководителем распоряжений.

Группа связи и автоматизации управления осуществляет разработку схем связи, устанавливает и поддерживает устойчивую связь между оперативным штабом, группировкой МВД, ГУ МВД. УМВД, ОМВД и приданными силами с учетом тактико-технических данных средств связи и условий несения службы.

Группа обеспечения готовит предложения и организует работу по обеспечению личного состава табельными материально-техническими средствами, средствами защиты, обороны, дозиметрического контроля и приборами разведки, сменным обмундированием, специальным транспортом, горюче-смазочными материалами, продовольствием, жильем и необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.

Особенности содержания работы оперативных штабов в особых условиях обусловлены обстановкой (обстоятельствами), вызвавшими эти условия.

Имеющийся опыт деятельности органов внутренних дел в особых условиях убедительно свидетельствует о том, что решающими факторами, обеспечивающими эффективность данной деятельности, являются: степень готовности органов управления и служб к функционированию в чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях; отработанное взаимодействие между различными формированиями органов внутренних дел, а также между ними и иными органами государственной власти, приданными силами; органами местного самоуправления, психологическая готовность личного состава к работе в особых условиях. Эффективность управления во многом зависит также от профессиональной подготовки кадров и, прежде всего, руководителей.

Функции штаба в органах внутренних дел

Органами, реализующими функции общего руководства органами внутренних дел, являются штабные подразделения. Их функции в различные периоды развития Министерства внутренних дел России изменялись, однако основной целью их функционирования остается обеспечение эффективного управления.

Главным условием организации деятельности штабных подразделений является разграничение управленческого труда по функциям управления: сбор информации, учет, анализ и прогнозирование, комплексное планирование, организация и контроль.

Образование штабных подразделений, их основные задачи, штатная численность устанавливаются нормативными актами Министерства внутренних дел России. Штабное подразделение непосредственно подчиняется начальнику органа внутренних дел. Начальник штаба назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом начальника горрайлиноргана по согласованию с вышестоящим субъектом управления.

Штаб – это орган межотраслевого управления, который по поручению начальника готовит проекты управленческих решений, документы аналитического характера, осуществляет информационное обеспечение и т.д. К числу основных задач штаба относятся:

· организационное обеспечение управленческих решений начальника горрайлиноргана по комплексным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка;

· комплексный анализ информации в сфере правопорядка;

· координация деятельности подразделений горрайлиноргана по осуществлению комплексных правоохранительных задач;

· организация работы дежурной части;

· контроль и проверка состояния учетно-регистрационной дисциплины, оперативно-служебной и управленческой деятельности подразделений горрайлиноргана;

· проведение информационно-аналитической, учетно-регистрацион­ной и статистической работы;

· связь со средствами массовой информации;

· внедрение в деятельность подразделений горрайлиноргана новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и сетей ЭВМ;

· комплексное планирование организационных мероприятий горрайлиноргана внутренних дел, а также разработка специальных планов действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· организационно-штатная работа во взаимодействии с кадровой службой и некоторые другие направления.

Деятельность штабных подразделений непосредственно связана с реализацией функции общего руководства органом внутренних дел. Вместе с тем, штабные подразделения не являются теми субъектами управления, на которые возлагается собственно руководство, поскольку эта деятельность в полном объеме возлагается на начальников органов внутренних дел, руководителей территориальных и линейных управлений (отделов), начальников главных управлений в составе министерства, на министра внутренних дел. Руководство органом внутренних дел состоит в исполнении должностных обязанностей лицом, которое наделено необходимыми полномочиями и несет персональную ответственность за организацию работы органа внутренних дел и исполнение поставленных перед ним задач. Следовательно, штабное подразделение само не осуществляет руководство, а придано руководителю для осуществления управления. Основная задача штабного подразделения состоит в обеспечении процесса управления органом внутренних дел, включая разработку проектов управленческих решений начальника органа внутренних дел, организацию их исполнения и контроль.

Создание штабных подразделений в структуре органов внутренних дел предопределено многими обстоятельствами.

1. Перед органами внутренних дел поставлены важные социальные задачи, что объективно обусловливает сложный процесс управления по всем направлениям оперативно-служебной деятельности, а также необходимость координации, которая должна осуществляться централизованно.

2. Организация взаимодействия служб и подразделений органа внутренних дел с другими правоохранительными органами, а также с органами власти и управления, организациями и учреждениями, заинтересованными в решении задач охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

3. В процессе функционирования органа внутренних дел возникают сложные информационные потоки. Многоплановость служебной информации требует постоянной ее систематизации, анализа и обобщения применительно к текущей оперативной обстановке и задачам, стоящим перед органом внутренних дел.

4. Каждое из направлений оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел нуждается в органе, осуществляющем регулярный контроль с целью оценки эффективности функционирования и своевременного регулирования.

5. Организация правоохранительной деятельности объективно формирует необходимость централизованного межотраслевого планирования всей совокупности мероприятий.

6. Проблемные ситуации, возникающие в процессе деятельности органа внутренних дел, требуют оперативного и своевременного разрешения. В их основе находится, прежде всего, анализ, а также подготовка соответствующих управленческих решений, что является функциональной обязанностью штабных подразделений.

Существование штабных подразделений в структуре органа внутренних дел обусловлено также необходимостью централизованного решения комплексных вопросов:

· по организации обслуживания и внедрению технических средств управления;

· по изучению и распространению положительного опыта оперативно-служебной деятельности;

· по методическому обеспечению и кураторству над отдельными направлениями работы;

· по обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных обстоятельствах;

· по регулярному изучению общественного мнения о деятельности органа внутренних дел и другие.

Основные функции штабных подразделений по осуществлению информационного обеспечения, аналитической работе, слежения за оперативной обстановкой, организации управления и его планирования, обеспечению общих мероприятий и деятельности руководящего состава, поддержания мобилизационной готовности и некоторые другие функции по своему содержанию для разных уровней управления практически совпадают.

Нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России установлены однотипные требования по осуществлению функций штабов. Основными структурными звеньями штабов являются: отделение (группа) анализа, планирования и контроля, отделение (группа) информационного обеспечения, группы по связи со средствами массовой информации, а также дежурные части органа внутренних дел.

Отделение (группа) анализа, планирования и контроля обеспечивает выработку своевременных, обоснованных и рациональных проектов управленческих решений. Этот участок штабной работы имеет три взаимосвязанных направления.

1. Информационно-аналитическое, которое заключается:

· в накоплении, обобщении и анализе информации;

· в комплексном анализе информации;

· в организации социологических, криминологических и прогностических исследований;

· в непрерывном слежении за оперативной обстановкой;

· в подготовке информационно-аналитических и справочных материалов);

2. Планирование, обеспечивающее разработку:

· основных планов деятельности органов внутренних дел на ближайшую перспективу;

· планов на период возникновения чрезвычайных ситуаций;

· проектов управленческих решений начальника органа внутренних дел);

3. Контроль со стороны штаба горрайлиноргана предполагающий:

· изучение и проверку фактического исполнения решений начальника;

· своевременное принятие мер к устранению вскрытых недостатков;

· содействие правильному подбору и расстановке кадров;

· обеспечение исполнения нормативных актов вышестоящих субъектов управления;

· подготовку информационных документов по итогам контроля).

Отделение (группа) информационного обеспечения осуществляет процесс, связанный с учетно-регистрационной и статистической работой, а также информационным обеспечением управления.

К учетно-регистрационной и статистической работе относится:

· ведение единого журнала учета преступлений и лиц, их совершивших;

· организация работы с учетно-регистрационными карточками по зарегистрированным, раскрытым и расследованным преступлениям;

· составление статистических отчетов;

· проверка полноты учета преступлений в органе внутренних дел;

· подготовка статистических данных о состоянии преступности и результатах борьбы с ней;

· сверка статистических данных о преступности с информационным центром;

· методическое обеспечение учетно-регистрационной работы;

Информационное обеспечение управления включает:

· организацию автоматизированного учета статистических данных о состоянии преступности на территории обслуживания;

· организацию эффективной системы связи и обмена управленческой информацией;

· обеспечение скрытого управления силами и средствами органа внутренних дел;

· внедрение автоматизированных систем управления и информационного обеспечения;

· защиту информации в системах и средствах связи и автоматизации.

Группы по связи со средствами массовой информации организуют взаимодействие органа внутренних дел со средствами массовой информации. Эта деятельность заключается:

· в установлении деловых контактов со средствами массовой информации и информировании общественности о деятельности органа внутренних дел;

· в сборе и анализе публикуемых материалов о деятельности органа внутренних дел;

· в организации изучения общественного мнения о деятельности органа внутренних дел.

Дежурные части органа внутренних дел призваны решать задачи оперативного управления силами и средствами на территории обслуживания. В вопросах организации управления силами и средствами в системе единой дислокации на территории обслуживания руководит дежурной частью начальник милиции общественной безопасности. В свою очередь начальник штаба осуществляет методическое и информационное обеспечение работы дежурной части.

Дежурная часть органа внутренних дел является структурным элементом штаба. В процессе своей деятельности дежурные части горрайлиноргана осуществляют:

· постоянную связь со всеми структурными подразделениями, а также дежурными нарядами на территории обслуживания;

· прием и регистрацию заявлений, сообщений и информации о преступлениях, правонарушениях и чрезвычайных происшествиях, организацию реагирования на них;

· информирование руководящего состава органа внутренних дел и вышестоящих субъектов управления о преступлениях и происшествиях, а также принятых по ним мерах;

· организацию разбора с лицами, задержанными за правонарушения и преступления;

· обеспечение функционирования оружейной комнаты, контроль над сохранностью и учетом оружия, боеприпасов и спецтехники в оружейной комнате;

· организацию сбора личного состава органа внутренних дел по сигналу «тревога»;

· организацию неотложных действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Иерархия уровней управления предполагает более сложное, чем в горрайлинорганах, организационное строение штабов. Так, в структуру штабов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ входят: информационно-аналитический отдел (отделение), организационно-плановый отдел (отделение), отдел (отделение) боевой и мобилизационной готовности, управление (отдел) связи, спецтехники и автоматизации, инспекция, дежурная часть. Содержание деятельности этих штабов в целом совпадает с деятельностью штабных подразделений горрайорганов. Вместе с тем они структурированы в соответствии с задачами управленческого характера указанного уровня управления.

В результате обеспечения определенной совокупности профессиональных качеств, свойственных сотрудникам штабных подразделений, в практику вошло понятие «штабная культура». Штабная культура отражает, прежде всего, высокий профессионализм специалиста – организатора управления.

РАЗДЕЛ III
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Лекция 6. Документационное обеспечение управления
в органах внутренних дел

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector