Продолжая работать с этим сайтом, вы соглашаетесь со сбором и обработкой обезличенных персональных данных в автоматическом режиме и Пользовательским соглашением.
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение Google.
Опель Корса. Система бортовой самодиагностики OBD — общая информация
Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра). Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долях, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 миллионов Ом). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший паразитный ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, лямбда-зонд, где речь идет об измерении долей вольта.
Наиболее удобными приборами для диагностики систем управления двигателем современных моделей автомобилей являются ручные считыватели сканерного типа. Сканеры первого поколения служат для считывания кодов неисправностей систем OBD-I. Перед применением считыватель следует проверить на соответствие модели и году выпуска проверяемого автомобиля. Некоторые сканеры являются многофункциональными за счет возможности смены картриджа в зависимости от модели диагностируемого автомобиля (Ford, GM, Chrysler и т.п.), другие привязаны к требованиям региональных властей и предназначены для использования в определенных районах мира (Европа, Азия, США и т.д.).
В последнее время, абсолютно незаменимыми при диагностике систем управления двигателем современных автомобилей стали такие считывающие приборы, как ручные сканеры типа Actron Scantool или AutoXray XP240
Диагностический сканер New Generation Star (NGS) (широкое применение получили также сканеры FDS 2000, Bosch FSA 560 [www.bosch.de] и KTS 500 [0 684 400 500])
С введением в производство отвечающей требованиям последних законодательств по охране окружающей среды системы бортовой диагностики второго поколения (OBD-II) начали выпускаться считыватели специальной конструкции. Некоторые производители наладили выпуск сканеров, предназначенных для использования механиками-любителями в домашних условиях, — спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров. Еще одним очень удобным диагностическим прибором является дорогостоящий специализированный диагностический компьютер типа ADC2000 фирмы Launch HiTech), либо обычный персональный компьютер в комплекте со специальным кабелем и адаптером (комплект 1 687 001 439). Некоторые сканеры помимо обычных диагностических операций позволяют при подсоединении к персональному компьютеру распечатывать хранящуюся в памяти модуля управления принципиальные схемы электрооборудования (если таковые заложены), программировать противоугонную систему, наблюдать сигналы в цепях предохранителя в реальном масштабе времени.
Адаптер для согласования диагностических линий К и L с СОМ-портом компьютера
В принципе, считывание записанных в память системы самодиагностики кодов неисправностей может быть произведено при помощи контрольной лампы отказов MIL и провода-перемычки, устанавливаемого между конкретными клеммами 16-контактного диагностического разъема.
Общее описание системы OBD
В состав системы OBD входят несколько диагностических устройств, производящих мониторинг отдельных параметров систем снижения токсичности и фиксирующих выявленные отказы в памяти бортового процессора в виде индивидуальных кодов неисправностей. Система производит также проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует эксплуатационные циклы транспортного средства, обеспечивает возможность замораживания параметров и очистки блока памяти.
Все описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики второго поколения (OBD-II). Основным элементом системы является бортовой процессор, чаще называемый электронным модулем управления (ECM). ECM является мозгом системы управления двигателем. Исходные данные поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных компонентов (выключателей, реле и т.д.). На основании анализа поступающих от информационных датчиков данных и в соответствии с заложенными в память процессора базовыми параметрами, ECM вырабатывает команды на срабатывание различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива. Считывание данных памяти процессора OBD-II производится при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему считывания базы данных (DLC), расположенному под декоративной крышкой на центральной консоли впереди рычага привода стояночного тормоза.
Диагностический разъем системы OBD II, — при подключении используйте стандартный кабель OBD-II J1962
Назначение некоторых выводов стандартного 16-контактного разъема DLC системы OBD II: 1 — 2 — Шина обмена данными «+» 3 — Линия обмена данными АТ, электронно-управляемого люка крыши, единого замка 4 — Соединение с корпусом 5 — Корпус — сигнальный вывод 6 — Мигающий код 7 — Линия К обмена данными ECM, памяти положения сидений и зеркал (ISO 9141) 8 — Линия обмена данными темпостата, многофункционального информационного дисплея, противоугонной сигнализации 9 — 11 — 10 — Шина обмена данными «-» 12 — Линия обмена данными ABS, антипробуксовочной системы, систем безопасности, гидроусилителя руля 13 — 14 — 15 — Линия L 16 — Защищенный предохранителем «+» батареи (постоянно под напряжением)
На обслуживание компонентов систем управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов распространяются особые гарантийные обязательства с продленным сроком действия. Не следует предпринимать попыток самостоятельного выполнения диагностики отказов ECM или замены компонентов системы, до выхода сроков данных обязательств, — обращайтесь к специалистам фирменных станций техобслуживания компании Opel.
Информационные датчики (в зависимости от комплектации автомобиля)
Кислородные датчики (лямбда-зонды) — Датчик вырабатывает сигнал, амплитуда которого зависит от разницы содержания кислорода (О2 ) в отработавших газах двигателя и наружном воздухе.
Датчик положения коленчатого вала (СКР) — Датчик информирует ECM о положении коленчатого вала и оборотах двигателя. Данная информация используется процессором при определении моментов впрыска топлива и установке угла опережения зажигания.
Датчик положения поршней (CYP) — На основании анализа поступающих от датчика сигналов ECM вычисляет положение поршня первого цилиндра и использует данную информацию при определении моментов и последовательности впрыска топлива в камеры сгорания двигателя.
Датчик ВМТ (TDC) — Вырабатываемые датчиком сигналы используются ECM при определении установок угла опережения зажигания в момент запуска двигателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ЕСТ) — На основании поступающей от датчика информации ЕСМ/ осуществляет необходимые корректировки состава воздушно-топливной смеси и угла опережения зажигания, а также контролирует работу системы EGR.
Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT) — ECM использует поступающую от датчика IAT информацию при корректировках потока топлива, установок угла опережения зажигания и управлении функционированием системы EGR.
Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) — Датчик расположен на корпусе дросселя и соединен с осью дроссельной заслонки. По амплитуде выдаваемого TPS сигнала ECM определяет угол открывания дроссельной заслонки (управляется водителем от педали газа) и соответствующим образом корректирует подачу топлива во впускные порты камер сгорания. Отказ датчика, либо ослабление его крепления приводит к перебоям впрыска и нарушениям стабильности оборотов холостого хода.
Датчик абсолютного давления в трубопроводе (МАР) — Датчик контролирует вариации глубины разрежения во впускном трубопроводе, связанные с изменениями оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель и преобразует получаемую информацию в амплитудный сигнал. ECM использует поставляемую датчиками МАР и IAT информацию при тонких корректировках подачи топлива.
Барометрический датчик давления (BARO) — Датчик вырабатывает амплитудный сигнал, пропорциональный изменениям атмосферного давления, который используется ECM при определении продолжительности моментов впрыска топлива. Датчик встроен в модуль ECM и обслуживанию в индивидуальном порядке не подлежит.
Датчик детонации (KS) — Датчик реагирует на изменение уровня вибраций, связанных с детонациями в двигателе. На основании поступающей от датчик информации ECM осуществляет соответствующую корректировку угла опережения зажигания.
Датчик скорости движения автомобиля (VSS) — Как следует из его названия, датчик информирует процессор о текущей скорости движения автомобиля.
Датчик величины открывания клапана EGR — Датчик оповещает ECM о величине смещения плунжера клапана EGR. Полученная информация используется затем процессором при управлении функционированием системы рециркуляции отработавших газов.
Датчик давления в топливном баке — Датчик является составным элементом системы улавливания топливных испарений (EVAP) и служит дляотслеживания давления паров бензина в баке. На основании поступающей от датчика информации ECM выдает команды на срабатывание электромагнитных клапанов продувки системы.
Датчик-выключатель давления системы гидроусиления руля (PSP) — На основании поступающей от датчика-выключателя PSP информации ECM обеспечивает повышение оборотов холостого хода за счет срабатывания датчика системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC) с целью компенсации возрастающих нагрузок на двигатель, связанных с функционированием рулевого гидроусилителя при совершении маневров.
Трансмиссионные датчики — В дополнение к данным, поступающим от VSS, ECM получает также информацию от датчиков помещенных внутрь коробки передач, либо подсоединенных к ней. К числу таких датчиков относятся: (а) датчик оборотов вторичного (коренного) вала и (b) датчик оборотов промежуточного вала.
Датчик-выключатель управления включением муфты сцепления кондиционера воздуха — При подаче питания от батареи к электромагнитному клапану компрессора К/В соответствующий информационный сигнал поступает на ECM, который расценивает его как свидетельство возрастания нагрузки на двигатель и соответствующим образом корректирует обороты его холостого хода.
Реле топливного насоса — ECM производит активацию реле топливного насоса при поворачивании ключа зажигания в положение II или III. При включении зажигания активация реле обеспечивает подъем давления в системе питания. Более подробная информация по главному реле приведена в Главе Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов.
Инжектор(ы) топлива — ECM обеспечивает индивидуальное включение каждого из инжекторов в соответствии с установленным порядком зажигания. Кроме того, модуль контролирует продолжительность открывания инжекторов, определяемую шириной управляющего импульса, измеряемой в миллисекундах и определяющей количество впрыскиваемого в цилиндр топлива. Более подробная информация по принципу функционирования системы впрыска, замене и обслуживанию инжекторов приведена в Главе Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов.
Модуль управления зажиганием (ICM) — Модуль управляет функционированием катушки зажигания, определяя требуемое базовое опережение на основании вырабатываемых ECM команд.
Клапан стабилизации оборотов холостого хода (IAC) — Клапан IAC осуществляет дозировку количества воздуха, перепускаемого в обход дроссельной заслонки, когда последняя закрыта, либо занимает положение холостого хода. Открыванием клапана и формированием результирующего воздушного потока управляет ECM.
Электромагнитный клапан продувки угольного адсорбера — Клапан является составным элементом системы улавливания топливных испарений (EVAP) и, срабатывая по команде ECM, осуществляет выпуск скопившихся в адсорбере паров топлива во впускной трубопровод с целью сжигания их в процессе нормального функционирования двигателя.
Электромагнит управления продувкой угольного адсорбера — Электромагнит используется ECM при проверке системой OBD-II исправности функционирования системы EVAP.
Считывание кодов неисправностей и очистка памяти процессора
При выявлении неисправности, повторяющейся подряд в дух поездках, ECM выдает команду на включение вмонтированной в приборный щиток контрольной лампы «Проверьте двигатель», называемой также индикатором отказов (MIL). Одновременно ECM переключается на аварийный режим. Лампа будет продолжать гореть до тех пор, пока память системы самодиагностики не будет очищена от занесенных в нее кодов выявленных неисправностей.
Считывание кодов с помощью сканера
Считывание кодов неисправностей производится путем подключения специального считывателя к 16-контактному диагностическому разъему DLC, — действуйте в соответствии с указаниями меню прибора.
Заглушите двигатель и выключите зажигание. Откройте декоративную крышку центральной консоли впереди рычага стояночного тормоза и замкните между собой клеммы A и B (модели выпуска по 1995 г.), либо замкните на массу клемму 6 разъема DLC (модели выпуска с 1995 г.), — действуйте крайне осторожно, постарайтесь не погнуть клеммы. Следует помнить, что плохие контакты в клеммных соединениях могут явиться причиной выхода из строя модуля управления, либо нарушению исправности функционирования памяти процессора.
Включите зажигание. Считывание записанных в память модуля управления диагностических кодов производится по проблескам, выдаваемым контрольной лампой отказов MIL/«Проверьте двигатель» на приборной доске автомобиля (см. Главу Органы управления и приемы эксплуатации в начале Руководства).
Код каждой неисправности состоит из двух или трех групп проблесков (разрядов). Количество вспышек в группе соответствует значению разряда кода. Короткая пауза отделяет разряды кода, длинная пауза служит для разделения кодов. Высвечивание каждого кода производится подряд три раза. Коды выдаются в последовательности возрастания номеров. Нулю соответствует 10 вспышек контрольной лампы.
Высвеченный код позволяет определить лишь цепь системы, отказ которой был зафиксирован системой самодиагностики. Так, если код указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ECT), не исключается также вероятность нарушения функционирования собственно модуля управления. Установить истину можно либо заменой датчика, либо путем проведения соответствующих контрольных измерений.
При проверке цепи, прежде всего, отсоедините соответствующую электропроводку и проверьте состояние ее контактных соединений соединения. В случае необходимости зачистите клеммы, полностью удалив с них следы окисления.
Проверьте надежность крепления кабеля у кабельного наконечника.
Проверьте сопротивление подозреваемого элемента, — если номинальное сопротивление элемента невелико, следует принять во внимание такие факторы, как точность и внутреннее сопротивление измерительного прибора.
Проверьте целостность проводов, идущих к модулю управления (в случае необходимости сверьтесь со схемами электрических соединений, приведенных в Главе Бортовое электрооборудование).
При считывании кодов, указывающих на чрезмерное занижение уровня сигнала, прежде всего, необходимо удостовериться в надежности заземления соответствующего компонента. Завышение уровня сигнала чаще всего оказывается связанным с обрывом электропроводки.
Информационное содержание разрядов 5-разрядного кода вида P0380
Разряды кода вида Р 0 3 8 0 имеют следующее значение (слева направо):
Опель Корса «Д» 2011 руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций
Видео замена свечей зажигания автомобиля Opel Corsa «D» 2011 года выпуска
Opel Corsa «D» 2011 общая информация (Опель Корса «Д» с 2006)
Система автоматической остановки и пуска двигателя. Система автоматической остановки и пуска двигателя помогает сократить расход топлива и выброс вредных веществ с отработавшими газами. При соблюдении определенных условий она отключает двигатель как только скорость автомобиля станет ниже определенного значения или автомобиль остановится, например на запрещающий сигнал светофора или в пробке. Система автоматически снова запустит двигатель, как только водитель выжмет педаль сцепления. Датчик заряда аккумулятора позволяет использовать функцию Autostop только в том случае, если уровень заряда аккумулятора является достаточным для пуска двигателя. Включение Систему автоматической остановки и пуска двигателя можно включить сразу после того, как двигатель будет запущен, автомобиль начнет движение и будут соблюдены перечисленные ниже условия. Отключение Чтобы принудительно отключить систему автоматической остановки и пуска двигателя, нажмите клавишу eco. Если система отключена, светодиод подсветки клавиши гаснет.
Autostop Если автомобиль движется с низкой скоростью или стоит на месте, для включения функции Autostop необходимо выполнить следующие действия: ■ выжмите педаль сцепления, ■ переведите рычаг переключения передач в положение N, ■ отпустите педаль сцепления.
Двигатель будет заглушен, при этом зажигание останется включенным. Если выбран режим Autostop стрелка тахометра должна указывать на AUTOSTOP. В режиме Autostop система отопления, усилитель рулевого управления и усилитель тормоза продолжают работать. Условия включения режима Autostop Система автоматической остановки и пуска двигателя проверяет выполнение всех перечисленных ниже условий. Если какое-то из условий не выполняется, режим Autostop не включится. ■ Система автоматической остановки и пуска двигателя не отключена принудительно. ■ Капот закрыт. ■ Дверь водителя закрыта или пристегнут ремень безопасности водителя. ■ Аккумулятор заряжен и находится в исправном состоянии. ■ Двигатель прогрет. ■ Температура охлаждающей жидкости двигателя не является слишком высокой. ■ Температура воздуха за бортом не является слишком низкой. ■ Не включена функция удаления инея. ■ Включение режима Autostop не запрещено системой климат-контроля. ■ В камере вакуумного усилителя тормоза имеется достаточное разрежение. ■ Не включен режим регенерации сажевого фильтра (на автомобилях с дизельным двигателем). ■ С момента последней остановки в режиме Autostop автомобиль возобновлял движение. При снижении температуры воздуха за бортом до уровня замерзания режим Autostop может оказаться недоступен. Некоторые параметры работы системы климат-контроля не предусматривают возможность включения режима Autostop. Более подробные сведения приведены в разделе, посвященном системе климат-контроля. Защита от разряда аккумуляторной батареи Для обеспечения надежного перезапуска двигателя в системе автоматической остановки и пуска двигателя реализовано несколько функций защиты от разряда аккумуляторной батареи.
Меры снижения энергопотребления В режиме Autostop ряд функций, таких как дополнительный электрический обогреватель и подогрев заднего стекла, отключаются или переводятся в режим энергосбережения. Скорость вращения вентилятора системы климат-контроля может быть снижена для экономии заряда.
Особенности графических дисплеев
Они позволяют управлять специальными функциями, настраивать оборудование. У таких устройств есть несколько режимов индикации, они зависят от комплектации. В стандартных настройках Опеля Вектра Б и других моделей доступны следующие типы:
аудиосистема;
телефон;
навигатор;
бортовой компьютер.
Режимы переключают кнопками (в других моделях — рычажками) на панели управления или руле. На дисплее демонстрируются данные текущего режима. С помощью кнопки Main можно выйти в основное меню и выбрать другой.
На некоторых моделях можно настраивать цветовое отображение — выбирать дневной или ночной режимы. Также есть вариант автоматического отображения, когда настройки меняются при новом уровне освещенности — текст отображается на белом или темном фоне.
Дополнительные функции бортового компьютера на «Опель»
На него поступают электрические сигналы со специализированных датчиков, которые контролируют параметры всевозможных систем двигателя.
Для входа в меню функций на Опеле Астра Н или других моделях автомобиля нужно выбрать на панели кнопку ВС. После нажатия отобразятся главная страница меню, информация о моментальном расходе топлива и запасе хода.
Можно настроить демонстрацию средних данных о расходе топлива и скорости, также предусмотрена функция секундомера.
На дисплей бортового компьютера выводятся все возможные ошибки в параметрах эксплуатации. В зависимости от комплектации электроники может проводиться проверка:
уровня всех технических жидкости;
исправности ламп наружного и внутреннего освещения;
текущего давления в шинах;
состояния всех элементов ДУ.
Предупреждающие сообщения выводятся на экран. При их появлении становится недоступен просмотр любой другой информации, пока водитель не подтвердит прием. Для этого необходимо нажать один из секторов переключателя или регулятора (в зависимости от комплектации). О наличии неисправности свидетельствует появление на значка «F». В этом случае необходимо при первой возможности обращаться в сервис. Расшифровку ошибок можно посмотреть в инструкции по эксплуатации — они могут различаться на разных моделях машин.