Обзор HTC Vive

Обзор шлема HTC Vive Pro: стоит ли покупать в 2021 году

В 2018 году многие издания единогласно выбрали HTC Vive Pro лучшим шлемом виртуальной реальности. Прошло три года, и мы готовы посмотреть на него еще раз, чтобы проверить, выдержал ли Vive Pro испытание временем.

Vive Pro продается в нескольких комплектациях.

Vive Pro Full Kit (полный комплект) стоит примерно 104 тыс. руб. Все компоненты помещены в отдельные пронумерованные коробки.

В комплект входят:

  • шлем;
  • коммуникационный модуль (Link box);
  • две базовые станции второго поколения;
  • монтажные пластины для базовых станций;
  • накладка для наушника;
  • кабель DisplayPort;
  • кабель гарнитуры;
  • адаптер питания;
  • USB-кабель 3.0;
  • лицевые подкладки;
  • два контроллера;
  • салфетки для линз.

Стартовый комплект HTC Vive Pro Starter Kit обойдется в 96,5 тыс. рублей, но включает базовые станции первого поколения.

Можно приобрести шлем Vive Pro отдельно за 55 тыс. рублей.

Базовые станции Lighthouse 2.0 и контроллеры продаются отдельно. Также можно приобрести базовые станции HTC Steam VR 2.0.

Обзор HTC Vive

Obzor HTC VIVE

HTC Vive является прямым конкурентом широко известного шлема виртуальной реальности для персональных компьютеров и очень мощных игровых ноутбуков — Oculus Rift. Данные устройства очень похожи как по внешнему виду, так и по своей конструкции. Оба шлема имеют собственный экран и подключаются к компьютеру с помощью нескольких проводов.

Дизайн шлема виртуальной реальности

HTC Vive выполнен в полностью чёрном цвете, что сильно отличает его от большинства других VR-шлемов. Все углы и грани устройства закруглены, что несколько уменьшает кажущийся размер шлема. Благодаря чёрной расцветки и закруглённым граням устройство выглядит несколько компактней своего прямого конкурента, хотя на самом деле это не так.

Беспроводные контроллеры повторяют общий дизайн устройства, они также выполнены в тёмных тонах и имеют круглые формы.

В целом устройство сидит на голове очень хорошо, ничего не болтается и не норовит упасть на пол. Общая форма шлема позволяет использовать его вместе с обычными очками, никаких проблем пользователь испытывать не будет.

Различия HTC Vive и Oculus Rift

oculus rift cv1 vs htc vive

Не смотря на свою похожесть, оба устройства имеют свои особенности, достоинства и недостатки. Первое различия между данными системами заключается в цене. HTC Vive стоит немного дороже, но он поставляется в более широкой комплектации.

В коробке с Oculus Rift вы найдёте лишь само устройство, ПДУ, датчик движения, гарнитуру и контроллер от Xbox One. В комплектации HTC Vive вы найдёте для контроллера движения, два сканирующих устройства, наушники, набор крепежей, дополнительные адаптеры питание и большой набор проводов.

Также вместе с HTC Vive поставляется небольшой комплект бесплатных игр, что позволит неплохо провести время, не покупая дополнительные игры.

Настройка шлема.

htc nastroika

Сразу следует сказать, что HTC Vive требует тщательно настройки и наличия внушительного свободного пространства в комнате. Сама гарнитура не будет корректно работать, пока вы не расположите по комнате все имеющиеся датчики и не подключите шлем к компьютеру огромной кучей проводов. С чем могут возникнуть некоторые проблемы у людей, далёких от компьютерных технологий.

Подключив все провода и датчики, потребуется установить на компьютер программное обеспечение, после чего выполнить калибровку устройства, без которой оно будет работать некорректно. Во время калибровки HTC Vive просканирует всю комнату на наличие препятствий, а пользователю потребуется следовать инструкциям, выводимым в виртуальном пространстве.

В целом первоначальная настройка HTC Vive не должна вызвать каких-либо особых проблем, всё интуитивно понятно, ведь шлем сам подсказывает, что нужно делать.

Виртуальное игровое пространство будет сильно ограничено, ведь препятствия, такие как стены, мебель и другие вещи в реальном мире, станут границами виртуального мира. Поэтому рекомендуется подготовить комнату и убрать лишние вещи ещё до начала калибровки системы.

Игровой процесс

landscape-1456479169-p1250118

Благодаря специальным контроллерам вы сможете гораздо лучше ощутить виртуальную реальность. В отличие от геймпада Xbox One, контроллеры для HTC Vive превращаются в различные вещи, идеально вписывающиеся в игру. Это могут быть перчатки, различное оружие, магия и многое другое, всё зависит от игры.

Для избежания различных травм во время игры, виртуальное пространство окружено специальной сеткой, границы которой сигнализируют о появлении различных преград (стены или мебель). В случае опасной близости к преграде в устройстве активируется наружная камера, которая покажет очертания возникшей преграды.

Разумеется без глюков не обошлось. Внешняя камера очень плохо улавливает мелкие предметы и домашних животных, из-за чего вы можете случайно запнуться об табурет или кота.

Изредка случаются глюки и в самой игре. Чаще всего происходят ошибки при слишком большом отдалении от датчиков. В таком случае изображение в игре может сильно исказиться, в таком случае потребуется полная перезагрузка HTC Vive.

Совместимость с играми

HTC Vive имеет идеальную совместимость со всеми играми, имеющими официальную поддержку данного шлема виртуальной реальности. В них играть будет очень удобно, никаких ошибок с позиционированием и работой контроллеров возникнуть не должно.

С играми для других систем (например Oculus Rift) всё несколько сложнее, их полная работоспособность не гарантируется. В таких приложениях могут попросту не работать фирменные контроллеры HTC Vive, причиной этому послужит требование геймпада от Xbox или клавиатуры с мышью.

Требования к компьютеру

В этом аспекте HTC Vive ничем не отличается от своего конкурента от Oculus. Шлем требует очень мощный компьютер или топовый игровой ноутбук. В качестве операционной системы категорически рекомендуется использовать Windows 10. Пользователи Windows 7, 8 и 8.1 тоже смогут использовать шлем виртуальной реальности, но в дальнейшем у них могут возникнуть проблемы с отсутствием DirectX 12 на старых операционных системах.

Также вы можете попробовать запустить шлем на Linux, но поддержка операционных систем данного семейства находится в стадии глубокой беты, поэтому корректная работоспособность не гарантируется. Да и VR-приложений, поддерживающих работу под Linux, ощутимо меньше, чем таковых на Windows. Также стоит учитывать, что в большинстве случаев Linux необходимо вручную «допиливать напильников», с чем справится далеко не каждый, тем более, что неграмотное вмешательство в операционную систему может привести к неработоспособности компьютера.

Компьютеры компании Apple ни одним шлемом виртуальной реальности официально не поддерживаются. Если и существует способ подружить эти устройства, то он потребует нешуточных компьютерных навыков от пользователя.

В качестве процессора потребуется i5 последних поколений или восьмиядерный FX. Требования к видеокарте также очень серьёзны, объём видеопамяти не должен быть ниже 4GB GDDR5 (даже не стоит смотреть на офисные затычки с памятью DDR3). Младшая видеокарта Nvidia, удовлетворяющая данным требованиям — GTX 970. Младшая видеокарта от AMD – R9 290. В видеокарте должен присутствовать HDMI-разъём (некоторые производители зачем-то их убирают (оставляя DVI и Display Port), в противном случае вам придётся приобретать дополнительные переходники.

Хоть требуемый размер оперативной памяти в официальных системных требованиях и равен 4GB, данного объёма будет катастрофически мало для HTC Vive. Ведь кроме работы шлема, на компьютере будет трудиться операционная система и фоновые программы, которые жрут немало. Поэтому стоит поставить 8 или 16 гигабайт ОЗУ, такого объёма хватит для полноценной работоспособности VR-шлема.

HTC Vive будет работать и с более слабыми компьютерами, но качество графики в играх придётся сильно занижать, что отрицательно скажется на общем игровом процессе. А некоторые игры будут тормозить даже при снижении графики или вовсе не запустятся.

Технические характеристики VR шлема

HTC Vive является очень сложным устройством, напичканным высокоточными компонентами и датчиками.

Для наиболее точного позиционирования в устройстве установлено 32 сенсора, расположенных на всей поверхности корпуса. Угол обзора встроенных линз составляет 110 градусов, что является очень неплохим результатом.

Особое внимание стоит установить встроенным экранам. В устройстве установлены 2 Amoled матрицы с разрешением 1200×1080 у каждой, что достаточно мало, хотелось бы побольше. Хотя для более высокого разрешения дисплеев потребуется ещё более мощный компьютер. Для многих людей это может оказаться важным при выборе шлема виртуальной реальности.

Технология Amoled обладает несколько специфичной передачей цветов. Чёрный цвет выглядит очень красочно и естественно, а вот с зелёным цветом у устройства небольшие проблемы — он слишком яркий. Также Amoled дисплеи имеют привычку «выгорать» через несколько лет работы, из-за чего сильно падает цветопередача. Но пока это произойдёт, данный шлем виртуальной реальности уже несколько раз успеет морально устареть.

Время непрерывной работы беспроводных контроллеров — приблизительно 4-5 часов. На полную их зарядку потребуется 2 часа. Вряд ли кто-то захочет продолжать игру через 5 часов нахождения в VR-шлеме. Сильно устают не только глаза, но и всё тело в целом.

Линейка игр и приложений

htc vive games

В настоящий момент стоит лишь зайти в Steam, как можно увидеть внушительный список приложений или игр, имеющих поддержку виртуальной реальности.

Особо радует наличие огромного количества бесплатных игр, хотя качество и увлекательность большинства из них оставляет желать лучшего. Тем не менее, выбор есть и даже среди бесплатный VR-игр можно найти что-нибудь, что в итоге западёт в душу.

Необходимо понимать, что не все игры будут поддерживать комплектный контроллеры HTC Vive. Ощутимая часть игр разрабатывалась под традиционное управление (клавиатура + мышь, геймпад), с беспроводными контроллерами они не заработают.

Игровой процесс большинства игр отображается не только в шлеме виртуальной реальности, но и на мониторе компьютера. Благодаря этому окружающие смогут увидеть, что происходит у вас в игре и подсказать в нужный момент.

Общая цена системы виртуальной реальности

Доступ в полноценную виртуальную реальность — удовольствие не дешёвое. Средняя цена HTC Vive составляет приблизительно 60000-70000 рублей, что уже не малая сумма. Ещё столько же денег потребуется потратить на мощный игровой компьютер (у большинства людей дома стоят офисные «печатные машинки» или вовсе бюджетные ноутбуки), который потянет современные VR-игры. Поэтому возможность поиграть в виртуальной реальности стоит очень дорого и не по карману большинству людей.

Советы новичкам:

  • Во время первоначальной настройки шлема не стоит определять зону для игры, выходящую за пределы видимости датчиков. Иначе вы рискуете получить множество разнообразных глюков во время игры;
  • Не стоит устанавливать датчики в местах, где их могут случайно сбить мимо проходящие люди или домашние животные. При падении на пол датчик может повредиться и прийти в полную негодность;
  • В игровой зоне не должно находиться преград, в противном случае позиционирование будет очень не точным;
  • Игровые контроллеры стоит плотно закрепить на руках с помощью шнуров. Во время активной игры присутствует шанс случайно кинуть контроллер в монитор, телевизор или другую дорогостоящую технику, тем самым повредив её или контроллер;
  • Не стоит играть слишком долго, это может привести к проблемам с координацией в реальном мире;
  • Перед покупкой VR-игры стоит ознакомиться с отзывами о ней. В них обычно пишут, как именно работает приложение с определённой моделью VR-шлема;
  • Играть рекомендуется исключительно с наушниками или гарнитурой, без этого не получится ощутить полное погружение в виртуальную реальности.

Вывод

HTC Vive является очень неплохим устройством, дающим доступ к виртуальной реальности. В нём присутствуют свои недостатки, различные ошибки и программные баги, но этим грешат абсолютно все VR-шлема, ведь технология ещё очень молода.

Покупать HTC Vive стоит в том случае, если вы будете играть в сложные VR-игры, с этой задачей шлем справляется на все 100 процентов. Если же вы не хотите проводить своё время в играх, а попросту желаете приобрести устройство для просмотра VR-фильмов, стоит присмотреться к более доступным шлемам виртуальной реальности, обладающим меньшей ценой и не требующим наличия мощного персонального компьютера.

HTC Vive будет слишком избыточным, если его использовать лишь для просмотра фильмов или видео. Нет смысла переплачивать, если с данной задачей с лихвой справятся более дешёвые устройства.

Заядлым геймерам не получится сэкономить, им придётся опустошить свой кошелёк, чтобы купить HTC Vive.

Впечатления от игр и демо-версий

Пока что с контентом для VR-шлемов и HTC Vive большие проблемы. Хотя HTC Vive формально уже доступен в продаже, нельзя сказать, что вместе со шлемом пользователь может сразу приобрести какие-либо полноценные серьезные игры на уровне тех, с которыми обычно запускают новые консоли. Однако всевозможных демо-сцен, небольших игр и прочих развлекушек для HTC Vive существует уже немало, то есть мы вполне можем оценить механику, возможности по части графики и прочие аспекты.

Доступ к контенту для HTC Vive можно получить с помощью популярного игрового сервиса Steam. Там доступен специальный раздел SteamVR, в котором можно открыть список проектов специально для HTC Vive. На момент написания статьи в этом списке было 189 наименований. Из них 161 — это игры, а остальное — демо-версии, бенчмарки и прочие программы. Из этой 161 игры 125 доступны для загрузки, остальное выйдет в будущем (у каких-то проектов дата релиза есть, у каких-то — только coming soon или месяц выхода).

Что касается цен, то в основном игры стоят 400-500 рублей, хотя есть и более дешевые (вплоть до 79 рублей) и даже совсем бесплатные.

Поскольку времени у нас было не так много, мы решили попробовать несколько совершенно разных проектов, чтобы понять, на что в принципе способен HTC Vive и как его аппаратные возможности можно использовать в разных жанрах.

Arizona Sunshine

Этот зомби-шутер в декорациях Дикого Запада должен выйти в 2016 году. Пока же нам доступно несколько небольших сцен, где мы с помощью пистолета отстреливаемся от ползущих на нас нежитей.

Скриншот игры Arizona Sunshine

С точки зрения механики — ничего особенного, но больше всего поражает графика, действительно достойная крупного проекта. Вряд ли это так впечатляло бы в традиционном варианте — с картинкой на мониторе, однако когда вы можете посмотреть вверх и увидеть голубое небо и пролетающих птиц, вниз — и скользнуть взглядом по выжженной аризонской земле, сделать шаг влево-вправо, то появляется совсем другое ощущение.

Короткое демо-видео поможет оценить эффект присутствия.

Говоря о механике, отметим, что перезарядка оружия здесь происходит именно с помощью круглой кнопки на контроллере. То есть после каждых шести выстрелов курком нам надо не забыть перезарядить обойму.

Space Pirate Training

Очень впечатляющая игра — Space Pirate Training. Мы находимся на палубе космического корабля, и нас атакуют вражеские дроны. Они стреляют в нас лазерными лучами, но и мы можем отстреливаться, причем двумя пистолетами сразу.

Скриншот игры Space Pirate Training

Кроме того, один из пистолетов мы можем заменить на щит, которым можно закрываться от выстрелов дронов. Но и это не все! Чтобы уворачиваться от лазерных лучей, игроку надо приседать, наклоняться и передвигаться по комнате. И здесь проявляется одна из ключевых особенностей HTC Vive: отслеживание положения игрока в пространстве.

Cloudlands

Еще один любопытный VR-проект — мини-игра в гольф Cloudlands. Правда, это не совсем классический гольф в плане локации (вместо большого поля здесь различные хитроумные строения), но суть игры та же: надо закатить шарик клюшкой в лунку.

Скриншот игры Cloudlands

Клюшкой мы управляем с помощью одного из контроллеров. Причем, поведение клюшки в пространстве в точности соответствует движениям контроллера. И это еще одно наглядное доказательство того, чем шлемы типа HTC Vive превосходят Samsung Gear VR и тому подобные решения — там в принципе была бы невозможна такая игра.

Скриншот игры Cloudlands

В качестве минуса отметим, что графика здесь попроще. Даже значительно проще, чем в Arizona Sunshine. И это напоминает нам о том, что сам факт того, что игра создается для HTC Vive, вовсе не означает высочайшего качества графики. Хотя производительность здесь требуется ничуть не меньшая (обе игры мы пробовали на одной и той же конфигурации).

Valve The Lab

Пожалуй, одна из самых интересных демо-сцен для HTC Vive — The Lab от Valve. Здесь мы находимся на неком заводе, где движется конвейер, стоят столы с какими-то бумагами и предметами, лежат горы ящиков. На одном из столов вы можете найти лук и стрелы. Взяв их, вы можете стрелять из лука, натягивая одним контроллером тетиву, а другим — направляя лук.

Скриншот демо-сцены Valve The Lab

Стрелять можно куда угодно, конкретной цели нет (на то она и демка, а не настоящая игра), но самое сложное — попасть по объектам на движущемся конвейере (надо стрелять с небольшим опережением), а самое веселое — разрушать горы ящиков. На этом, впрочем, развлечения не заканчиваются. Под ногами у вас бегает собачонка-робот, которую вы можете погладить или кинуть ей какой-то предмет — все невероятно реалистично!

Скриншот демо-сцены Valve The Lab

Кроме того, вы можете подходить к столам (или телепортироваться к ним), брать с них разные предметы, как-то взаимодействовать с ними (например, подбрасывать и ловить мячик или запускать квадрокоптер). Несмотря на отсутствие конкретной задачи, эта демка невероятно затягивает именно ощущением безграничной свободы и реалистичности по взаимодействию с предметами. Ну и стрельба из лука — это, конечно, интересный опыт, который, очевидно, в таком виде не может быть повторен на более простых шлемах.

Vive Cosmos — обзор нового VR сета от HTC

У HTC выходит новый флагшип в линейке VR сетов для потребительского сектора — HTC Vive Cosmos. Поэтому я перевел и переварил для Вас предварительные обзоры этого устройства от ребят, зарекомендовавших себя в поле виртуальной реальности, чтобы Вам было проще принять решение о том, стоит ли сейчас оформлять предзаказ этого гаджета.

В первую очередь надо понять, что это устройство призвано, чтобы заменить собой модель HTC Vive. Версии же Pro и Pro Eye останутся на рынке для бизнеса и профессионалов.

Итак, несколько важных деталей: поставки начнутся 3 октября по цене $700 (или €799 в Европе), и это устройство (на сегодняшний момент) предназначено для десктопов — то есть это не конкурент шлему Oculus Quest — здесь нет никакого встроенного компьютера или батареи.

Таким образом Vive Cosmos встает в одну линейку со старыми вайвами, Valve Index, WMR шлемами и Oculus Rift S. И теперь так же, как и в последних, нас ждет позиционирование с помощью встроенных в шлем камер. Таким образом, больше нет необходимости использовать внешние базовые станции, как это, например, работает в случае с Vive.

Камер для отслеживания на шлеме 6 штук: две спереди, одна сверху, одна снизу, и по одной на каждой боковой стороне. Эти камеры позволяют шлему ориентироваться в пространстве Вашей игровой зоны, а также отслеживать положение контроллеров. Пока неизвестно, как ведет себя трекинг в условиях низкой освещенности и прямых солнечных лучей, но скорее всего не очень.

Дисплеи в шлеме отличаются от того, что мы привыкли видеть в HTC. Теперь это 2880х1700 LCD панели (по сравнению с 2880х1600 в Valve Index, Vive Pro или Oculus Quest) с RGB субпикселями.

Поле зрения осталось на уровне со с остальными шлемами компании и составляет 110 градусов по заявлению разработчиков. Но таким образом мы получаем довольно высокую плотность пикселей на градус угла обзора. Да, отдельные пиксели или их вертикальные ряды всё еще возможно разглядеть, замерев на месте и вглядевшись в картинку, но в плане четкости картинки сделан большой шаг вперед по сравнению с предыдущими шлемами HTC. Дисплеи работают на частоте 90 Гц, а линзы «на 40% улучшены по сравнению с линзами на шлемах HTC предыдущего поколения» по словам самих разработчиков. Тестеры разницу почувствовали и сообщают, что область высокой четкости sweetspot расширилась, хотя «найти» ее — правильно посадить шлем — стало сложнее.

Очень важной отличительной особенностью конструкции шлема является флип-ап дизайн, позволяющий повернуть переднюю панель, чтобы увидеть реальный мир, не снимая шлем целиком. Внедрение такой фичи в конструкцию, однако, лишило нас возможности пододвинуть линзы ближе к глазам (или отодвинуть подальше от очков), как это можно сделать в прежних вайвах, индексе или рифте S.

В эргономическом плане крепление сменилось на Halo стиль, который мы можем наблюдать на шлемах PSVR, Rift S или WMR. Такой способ крепления снимает давление с лица и переносит его на лобную часть головы и немного упрощает процесс «экипировки».

В аудио плане нас ожидают встроенные наушники, которые мы могли видеть в Deluxe Audio Strap для шлемов HTC Vive. Они обеспечивают отличную громкость и изоляцию от внешних звуков.

Передние камеры кроме отслеживания предоставляют возможность при желании видеть картину реального мира в стерео и цвете. Это например очень удобно для новичков, которые при выходе из игровой зоны сразу увидят, куда они собираются врезаться. Разрешение при этом не особо выше, чем на Rift S или Valve Index. Выводить изображение с камер можно в любой момент при двойном нажатии системной кнопки на контроллере.

Интересная особенность сета Vive Cosmos — это модулярный дизайн и открытость для апгрейда в будущем. Под лицевой маской Вы сможете найти USB-C порт и аудио джек. Наушники при желании отсоединяются, давая возможность заменить их на свой вариант.

Передняя панель шлема также снимается вместе с двумя камерами. Это сделано для возможности использования в будущем сменной лицевой панели с датчиками для отслеживания в среде Valve Lighthouse трекинга, что позволит, например, использовать этот шлем вместе с контроллерами от Valve Index или Vive трекерами.

Еще один апгрейд, который можно провести на Vive Cosmos — это избавление от проводов с помощью Vive Wireless Adapter. Он уже доступен для Vive и Vive Pro, а для работы с Vive Cosmos будет необходимо докупить специальный адаптер.

Немного поговорим о контроллерах. Они очень напоминают Touch от Oculus для шлемов Quest и Rift S. Однако есть некоторые серьезные различия. Во-первых, это вес. Каждый контроллер работает от ДВУХ АА батареек, которые согласно репортам, дадут Вам всего около двух часов работы контроллера.

Отслеживание по отзывам довольно хорошее, но не работает за головой или слишком близко перед лицом.

Проблемы с трекингом очень сильно напоминают те, которые мы видели на старте продаж Rift S и Quest (например, потеря трекинга, когда один джойстик перегораживает другой). Однако для сетов Oculus эти косяки удалось устранить с помощью софта, поэтому возможно ситуация с отслеживанием контроллеров у HTC тоже будет решена в будущем.

Вместо одного триггера теперь на указательном пальце их два (добавлен «бампер»). Пока ни одна игра не поддерживает эти кнопки, но их можно будет переназначить на любые другие (что может пригодиться, например, для имитации геймпада). Боковая кнопка не аналоговая, как на Oculus Touch, а дискретная и «кликающая», как на Vive.

В итоге с момента обнародования спецификаций сет не представил ничего неожиданного, если не считать отсутствия Eye Relief (возможности двигать линзы ближе или дальше от лица) и фиаско с батарейками. Комплект стоит дороже, чем Oculus Rift S (своего наиболее похожего конкурента), но дает немного более качественную картинку, возможность физической настройки межзрачкового расстояния IPD и совместимость с экосистемой Valve Lighthouse. А для тех, кто сделает предзаказ, будет доступна годовая подписка на Viveport Infinity — библиотеку из ~700 игр для виртуальной реальности, что актуально для тех, кто не пользуется платформой Steam и платит от 10 до 30 долларов за игру. Мне же пока этот шлем кажется очень специфическим, но возможно он найдет свою нишу в России, где HTC имеет более-менее «официальное» представительство и шлемы от этой компании можно приобрести чуть ли не в любом магазине электроники.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector