Оборудование компьютерного класса

Учебно-исследовательская работа «Определение соответствия кабинета информатики санитарно-гигиеническим нормам»

Современное школьное образование невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Без знаний информационных технологий невозможно стать высококлассным специалистом, быть востребованным на рынке труда и иметь хороший заработок.

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы нередко имеют неплохие пользовательские навыки. Интернет вошел во многие квартиры и постепенно становится одним из самых привлекательных занятий, как для поиска нужной информации, так и интересный досуг. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования не только общего, но и профессионального.

Но как сохранить здоровье при работе с персональным компьютером? Вопрос этот далеко не праздный. Ведь только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой физической и умственной работоспособностью в состоянии активно жить, преодолевать трудности. Влияние компьютера на здоровье человека изучает специальная наука – эргономика. Эргономисты признают, что если с компьютером обращаться бездумно, то здоровью можно навредить.

Искривление позвоночника, сколиоз, зажим позвоночных мышц, ухудшение зрения, близорукость, компьютерный зрительный синдром – это далеко не полный список тех неприятностей, которые ожидают школьников при неправильной организации своей работы с ПК. А навыки правильной работы с ПК формируются уже в школьные годы, и от учителя информатики, от организации работы в компьютерном кабинете зависит воспитание здоровых привычек и образа жизни будущего гражданина нашей страны.

Целью данной работы является изучение соответствия состояния кабинета информатики гимназии санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Материал и методика исследования

Нами исследовано соблюдение гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы на них в кабинете информатики гимназии № 48 согласно СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”

3. Результаты исследования

3.1. Требования к помещению для работы с ПЭВМ

Кабинет информатики гимназии № 48 находится на 1 этаже двухэтажного здания. Он имеет естественное и искусственное освещение. Окна кабинета ориентированы на север. На окнах имеются жалюзи, защищающие от прямых солнечных лучей.

Санитарно- гигиеническая норма

Общая площадь кабинета 49.0м 2 , в нем размещено 10 компьютеров. Площадь на одно рабочее место составляет 4,9м 2 , что соответствует правилам (не менее 4,5 м 2 ) для компьютеров на базе плоских дискретных экранов) а объем – не менее 24 м 3 (соответственно нормам). Гимназия получила сертификат от губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева на приобретение компьютерного класса по программе информатизации образовательных учреждений и имеет 10 современных компьютеров

Стены окрашены водоэмульсионной краской светло-салатового цвета, потолок белого цвета, краска имеет санитарно-эпидемиологическое заключение. Полы изготовлены из древесно-волокнистых плит, покрыты масляной краской желто-коричневого цвета. Столы изготовлены из древесно-стружечных плит светло-коричневого цвета. Цвет мебели, стен пола и потолка способствуют нормальному ведению учебного процесса, успокаивают ученика Ежегодно в классе проводится косметический ремонт, стены чистые.

Кабинет оборудован защитным заземлением в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

Вблизи отсутствуют силовые кабели, высоковольтные трансформаторы, которые могли бы создавать помехи в работе ПЭВМ.

3.2. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

В кабинете поддерживается оптимальная температура 19- 21 0 С, имеется приточно-вытяжная вентиляция (два кондиционера).

Проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого урока.

3.3. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

Уровень шума не превышает допустимых значений. Из печатающих устройств установлено многофункциональное устройство Canon LaserBase MF3110.

3.4. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Рабочие столы размещены вдоль стен, естественный свет падает на видеодисплейный терминал слева и спереди. Планировка кабинета не позволяет установить компьютеры так, чтобы свет падал только слева.

Освещенность на поверхности стола, в зоне размещения рабочего документа 380 лк (по правилам 300-500 лк). Освещение не создает бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не более 300 лк, что соответствует правилам.

Светильники местного освещения имеют непросвечивающий отражатель с защитным углом 90 градусов (по нормам не менее 40 градусов). Лампы используются люминесцентные типа ЛБ, в количестве 12 штук. Они расположены в виде прерывистых линий светильников, параллельно линии зрения пользователя, локализованы как над компьютерными столами, ближе к переднему краю, обращенному к пользователю, так и над партами в центре класса. В центре кабинета располагаются 8 парт в 2 ряда, которые позволяют проводить теоретические занятия по информатике.

Отраженная блесткость на рабочих поверхностях (стол, клавиатура, экран) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения ограничена.

Для обеспечения нормируемых значений освещенности в кабинете проводится чистка стекол оконных рам не реже 2-3 раза в год, проводится своевременная замена перегоревших ламп.

3.5. Требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Уровни электромагнитных излучений, создаваемые ВДТ ПЭВМ, установленных в компьютерном классе МОУ “Гимназия № 48” измерены лабораторией электромагнитных полей и других физических факторов “Центра Госсанэпиднадзора в городе Новокузнецке Кемеровской области”, соответствуют требованиям

Базовое оборудование кабинета информатики

Начнём с самого минимального набора. Вообще, главной отличительной особенностью компьютерного класса от простого класса, это наличие в нём компьютеров и локальной сети. Поэтому можно начать именно с них.

Компьютеры (автоматизированное рабочее место)

Компьютеры это самое необходимое, что должно быть в кабинете информатики. Причём все они должны отвечать минимальным системным требованиям, а их количество, должно соответствовать количеству обучающихся.

Характеристики, на которые стоит обратить внимание:

  • Оперативная память не менее 4Gb
  • Процессор не менее чем на 2 ядра и частотой не менее 1,6 Ghz
  • Объём памяти видеокарты не менее 512 Mb
  • Жёсткий диск любого объема (интерфейс Sata)
  • Наличие Usb – разъема на лицевой стороне системного блока (в верхней части)
  • Мышь и клавиатура должна быть Usb
  • Диагональ монитора не менее 17 дюймов, жидкокристаллическая.

Дорогие и высокопроизводительные компоненты брать совсем необязательно, в большинстве случаев будет достаточно и самых бюджетных комплектующих, отвечающих перечисленным требованиям. Таким образом, можно хорошо сэкономить, что приветствуется во всех образовательных учреждениях.

Не стоит экономить только на мышках, чаще всего они быстрее выходят из строя.

Следуя этому совету, Вы перестанете издеваться над нервами детей и ускорите работу на занятии!

Сервер (учительский компьютер)

В базовой комплектации компьютерного класса роль сервера будет выполнять преподавательский компьютер, который должен быть более производительным. Компьютер преподавателя будет и хранилищем общих файлов, и сервером тестирования, и сервером печати и еще много обязанностей на него можно возложить.

На учительском компьютере экономить не стоит, качество комплектующих и высокая производительность будет оправдан.

Локальная сеть

С компьютерами разобрались теперь о локальной сети. А именно провода, розетки, разъёмы. Ни для кого не секрет что, для соединения компьютеров в локальную сеть практически всегда используется кабель – витая пара. При покупке кабеля следует сначала подсчитать метраж.

Используйте розетки для сетевых проводов. Не допускайте, чтобы из стены торчали провода. Коннекторы используются RJ-45. Они нужны для обжима кабеля на концах проводов витой пары. Также купите обжимник (Кремпер). У любой серьёзной организации должен быть такой инструмент.

Используйте розетки для сетевых проводов. Причём обратите внимание на то, что розетки бывают внутренними и наружными.

Коммутатор

Без этого устройства соединить компьютеры не получится. Берите коммутатор с 24 и более розетками. Это позволит в будущем увеличить общее число компьютеров в классе или подключить дополнительное сетевое оборудование (например, модем или сетевой принтер)

24-портовый коммутатор будет оптимальным вариантом для компьютерного класса.

Принтер или МФУ

Принтер нужен не только в компьютерном классе, он незаменим везде. Поэтому о его необходимости говорить не приходится. Будет лучше, если это будет МФУ (многофункциональное устройство). И обязательно с сетевым интерфейсом. Это позволит подключить МФУ к локальной сети и обеспечить сканирование и печать с любого компьютера в классе.

Выбирайте принтеры и МФУ только популярных производителей (Canon, HP, Samsung, Xerox), и обязательно с лазерной печатью, хорошей скоростью печати и высокой производительностью.

Проектор

Проектор должен быть обязательно, в любом компьютерном классе. Желательно его сразу установить на потолок, чтобы его никто не двигал и не брал попользоваться. Дополнительно к проектору прикупите проекционный экран (белое полотно). Ну, беспроводной презентатор для компьютера.

При покупке проектора обязательно проверьте его работу при дневном свете, так как в бюджетных моделях очень тусклая лампа.

Надёжное электропитание

Очень важно обеспечить надёжное электропитание всего того что мы перечислили выше. Тут нам помогут сетевые фильтры и источники бесперебойного питания (ИБП), которые спасут вашу технику от резких скачков напряжения, а в некоторых случая и от молнии. Кроме того, не лишним будет, чтобы в электросети класса было встроено УЗО (защитное устройство).

В целях экономии ИБП можно установить для компьютера преподавателя или отдельного сервера, а на рабочих местах использовать сетевые фильтры

Требования к размещению персональных компьютеров

К нам часто обращаются с вопросом: «Какие требования предъявляются к размещению персональных компьютеров (ПК) в кабинете информатики, компьютерном классе, офисном помещении? Как размещать рабочие столы оборудованные персональным компьютером?». Какова должна быть правильная расстановка и расположение компьютеров в кабинете информатики по Санпин и какое расстояние между компьютерами в компьютерном классе допускается?

Требования к размещению персональных компьютеров изложены в «Гигиенических требованиях к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Размещение персональных компьютеров в любом помещении, кабинете информатики или в компьютерном классе должно соответствовать этим Требованиям.

Помещения (кабинеты, компьютерные классы, кабинеты информатики в школе), где размещаются рабочие места с персональными компьютерами, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

Не следует размещать рабочие столы, оборудованные персональными компьютерами, вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования.
Рабочие столы с персональными компьютерами размещаются таким образом, чтобы компьютеры были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева ПК.

При размещении рабочих мест с персональными компьютерами расстояние между столами с ПК (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого монитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями – не менее 1,2 м.

Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 — 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.

Рабочее место пользователя персонального компьютера следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100 — 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

Для размещения персональных компьютеров (ПК) для обучающихся в школах необходимо использовать одноместные столы, предназначенные для работы с персональными компьютерами. Рабочее место (стол, стул) должно соответствовать росту обучающегося.

Какие требования предъявляются к размещению компьютерных столов в компьютерном классе?

6.1. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

6.12. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращённому к оператору.

Требования к кабинету информатики

Кабинет информатики должен иметь естественное и искусственное освещение.

Расположение кабинета выбирается таким образом, чтобы окна были ориентированы на север или северо-восток. Светильники, а также оконные светопроемы не должны отражаться на экранах мониторов. Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300 – 500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру. Площадь кабинета информатики рассчитывается из расчета не менее 6 кв. м на одно рабочее место, высота помещения не менее 4 м. При наличии в кабинете более 10 ПЭВМ при кабинете должна быть оборудована лаборантская площадью не менее 18 кв. м.

В лаборантской должны быть:

· радиомонтажный стол с местным нижним или боковым отсосом воздуха;

· шкаф и стеллажи для хранения инструментов, оборудования и комплектующих изделий;

К столам с ПЭВМ подводится электропитание и кабель локальной сети с обеспечением электробезопасности. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой. Расположение электрощита и устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения электроснабжения. Рекомендуемое размещение – слева или справа от классной доски в рабочей зоне учителя.

Для обеспечения пожарной безопасности кабинет информатики должен быть укомплектован углекислотными огнетушителями.

Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок. Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.

Стол преподавателя с ПЭВМ и подставка для принтера устанавливаются на подиуме.

Длина одноместного рабочего стола для учащегося должна быть не менее 70 см, ширина должна обеспечивать место перед клавиатурой 30 см для расположения тетради и опоры предплечий рук для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной, а поверхность, на которой находится клавиатура, — наклонной (угол наклона 12-15°).

Высота края стола, обращенного к работающему за видеомонитором и стула над полом должна приниматься в соответствии с ростом учащегося. Ширина пространства для ног под столом должна быть не менее 500 мм. Глубина — не менее 450 мм.

При наличии высокого стола, не соответствующего росту учащегося, необходимо пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног. Поверхность подставки должна быть рифленой, по переднему краю — бортик высотой 10 мм.

Допускается оборудовать кабинет информатики двухместными столами.

Кабинет информатики должен быть оснащен стульями с меняющимся по высоте полумягким сиденьем и профилированной спинкой, а также позволяющими осуществлять поворот сиденья и спинки стула в пределах ±180°.

Расстановка рабочих мест с ПЭВМ и ВДТ может быть трех вариантов:

Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с ПЭВМ является периметральная. При такой расстановке рабочих мест устанавливаются следующие расстояния:

а)по ширине кабинета:

· расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м;

· расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ — не менее 0,1 м;

· в ряде случаев в зависимости от используемых видеотерминалов столы могут быть установлены непосредственно у стены;

б) по длине кабинета:

· столы двухместные с ПЭВМ должны быть расставлены без разрыва;

· одноместные столы должны быть расставлены с разрывом, при этом расстояние между столами определяется площадью кабинета и количеством рабочих мест учащихся.

При небольшом количестве рабочих мест с ПЭВМ предпочтение следует отдавать расстановке их у стены, противоположной оконным проемам.

При периметральной расстановке столов с ПЭВМ кабинет должен быть дополнительно оборудован ученическими столами со стульями для работы без ЭВМ из расчета количества занимающихся. В зависимости от количества рабочих мест с ПЭВМ ученические столы могут расставляться в один или два ряда. Соединять двухместные ученические столы не разрешается (расстояние между рядами должно быть не менее 0,5 м).

При расположении столов с ПЭВМ рядами каждый стол должен иметь защитный экран со стороны, к которой обращена тыльная часть видеомонитора. При одно-, двух- и трехрядной расстановке одноместных столов с ПЭВМ необходимо соблюдать следующие расстояния:

а) по длине кабинета:

· расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть не менее 1 м;

· расстояние между последними рабочими столами и стеной — не менее 0,8 м;

· при расположении двери у последних столов расстояние между ними и торцевой стеной должно быть не менее 1,2м;

б) по ширине кабинета:

· расстояние между стеной с оконными проемами и первым рядом столов с ПЭВМ должно быть от 0,8 до 1,1 м;

· расстояние между третьим (от оконных проемов) рядом столов и стеной — 0.8-0.9 м.

При центральной расстановке столы с ПЭВМ два ряда столов ставятся без разрыва в центре кабинета. Экраны видеомониторов обращены в противоположные стороны. ПЭВМ могут располагаться в шахматном порядке или напротив друг друга тыльными сторонами мониторов. Расстояние от рабочей поверхности одного видеомонитора до экрана другого должно быть не менее 2 м, а расстояние между бо-ковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2 м.

При входе в кабинет информатики необходимо предусмотреть шкафы для портфелей и сумок учащихся.

1. Стол двухместный с ПЭВМ.

2. Стол преподавателя с ПЭВМ.

3. Стол-подставка под принтер.

5. Шкаф пристенный.

6. Доска для фломастеров.

9. Электрический щит.

10. Шторы или жалюзи.

Пособия необходимые для изучения отдельных тем, разделов курса, должны быть экспонированы на стене кабинета, противоположной классной доске. Для экспозиции книг и материалов кабинет должен оснащаться съемными стендами.

На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями.

В оформлении стендов могут использоваться любые шрифты. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.

Кроме того, кабинет должен быть оснащен:

• набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов учебных предметов;

• заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за компьютером;

• комплектом учебно-методической, научно-популярной, справочной литературы;

• журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;

• журналом отказа машин и их ремонта;

• аптечкой первой помощи;

• инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, планами дооборудования кабинета информатики, утвержденными директором школы.

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА К КАБИНЕТУ ИНФОРМАТИКИ

Компьютер, его лучевая трубка работают под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой может привести к тяже­лым поражениям электрическим током, вызвать пожар.

1. Трогать разъемы кабелей.

2. Прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора.

3. Включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя.

4. Переписывать программы с дискет, дисков на компьютер, предварительно не проверив их антивирусом.

4. Дотрагиваться одновременно до корпусов двух компьютеров или до компьютера и батареи центрального отопления.

5. Класть любые предметы на монитор или клавиатуру.

6. Работать во влажной одежде или влажными руками. Внимание! При появлении запаха гари немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.

Перед началом работы:

1. Входите в кабинет спокойно, не толкаясь, ничего не трогая на столах.

2. Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места.

3. Сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию.

4. Разместите на столе тетрадь, учебное пособие, пенал так, чтобы они не мешали работе на компьютере.

5. Внимательно слушайте объяснение преподавателя и старайтесь понять цель и последовательность действий, в случае необходимости обращайтесь к преподавателю.

6. Начинайте работу на аппаратуре только по указанию преподавателя.

Во время работы:

1. Строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания преподавателя

2. Работать надо сидя на расстоянии 60-70 см (желательно 1 м)

3. от экрана компьютера.

4. Не сутультесь, не наклоняйтесь к экрану. Если Вы носите очки, — работайте в очках.

5. Нельзя работать при недостаточном освещении.

6. Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

7. При возникновении неисправности аппаратуры надо немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся преподавателю. Никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры!

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector