О применении ноутбуков в школе

Нужен учитель по компьютеру

В 2020 году всем преподавателям — хочешь не хочешь — пришлось осваивать форматы онлайн-обучения. Не для всех этот опыт оказался удачным, как это часто бывает с любой вынужденной мерой. Но правда в том, что и после снятия ограничений онлайн-обучение остается частью образовательной практики. Причем частью, которая активно развивается и завоевывает новых сторонников. Вместе с Екатериной Никитиной, редактором блога EdMarket , преподавателем онлайн-курсов, разбираемся, какой смысл педагогу осваивать приемы онлайн-образования и какие возможности для профессионального развития здесь есть.

Преимущества удаленной работы. Скорее всего, вы о них уже слышали. Работая удаленно, вы:

Не тратите время на дорогу.

Работаете с учениками за пределами своего района или города, а значит расширяете клиентскую базу.

Работаете с учениками из разных городов и стран.

Можете сами организовать себе пространство для работы дома, а не ездить по домам к ученикам, как это часто бывает у репетиторов.

Из этих преимуществ вытекает два важных бонуса. Первый — вы экономите время, которое раньше тратили на дорогу. Второй — вы можете повысить ценник на свои услуги и работать, например, с учениками из столичного региона. Или из других стран.

Поле для эксперимента. Онлайн-образование развивается очень активно, и на рынке появляется много онлайн-инструментов для преподавания. Освоив их, во время дистанционного обучения вы можете:

Организовать работу на интерактивной доске, например, Miro.

Проводить квизы и викторины, например, с помощью Quizlet или Mentimeter.

Собрать полезные материалы для учеников в одной папке и дать к ней доступ по ссылке, например, с помощью сервисов Google.

Вести индивидуальные или групповые онлайн-занятия, например, с помощью Zoom или Skype. А для практических заданий распределять учеников в мини-группы: такая функция есть в Zoom.

Записывать небольшие видеоуроки для учеников, к которым они смогут возвращаться, чтобы повторить информацию.

Автоматизировать проверку тестов.

Вы можете экспериментировать с сервисами, пробовать новые методические решения, искать приемы, которые помогут сделать занятия эффективнее.

Развитие себя как профессионала. РБК опубликовал данные о том, что “за год с начала пандемии российский рынок EdTech вырос вдвое”. В 2021 году, согласно данным издания, рост сферы может составить 20-25%. Это означает, что на рынке растет спрос на онлайн-уроки. Игнорировать этот тренд и оставаться только и сугубо оффлайн-педагогом означает проигрывать в конкурентной борьбе специалистам, которые пробуют себя в онлайн-формате.

Все перечисленное не означает — и опыт пандемии это показал — что начать преподавать в онлайн легко и просто.

О применении ноутбуков в школе

В нашей стране, вслед за более “развитыми” странами, в последние несколько лет начали активно внедрять компьютеры в школьное образование. Это веяние вполне обоснованно, так как в современном мире человека со всех сторон окружают вычислительные машины, дополняют и помогают ему в работе, общении и отдыхе.

В современной школе компьютеры присутствуют не только в кабинетах информатики, но и во всех остальных, за исключением, разве что, физкультурного зала. Притом в кабинетах математики бывает, что компьютер есть на каждого ученика; это позволяет оживить учебный процесс и сделать связь ученик – учитель более прочной.

В последнее время всё чаще можно слышать новости о внедрении ноутбуков в школьное образование. “Мобильные технологии – школам”; “В 2010 году 12,5 тыс.учителей получат ноутбуки”; “Нигерийская школа получила 300 ноутбуков в помощь от развитых стран”; “Ноутбуки вместо прописей – урок первоклашек 21 века”…– это лишь малая часть подобных новостей, появлявшихся на лентах за последние 2–3 года. Но давайте подумаем, так ли нужны в школах именно ноутбуки?

Ноутбук (англ. notebook – блокнот, блокнотный ПК) – портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей, клавиатуру и устройство указания (обычно сенсорная панель, или тачпад), карманный компьютер, а также аккумуляторные батареи. Ноутбуки отличаются небольшими размерами и весом, время автономной работы ноутбуков изменяется в пределах от 1 до 15 часов – определение ноутбука, взятое из википедии.

Кстати, несмотря на все неточности и откровенные ошибки, википедия является самой современной энциклопедией.

Посмотрим на определение: “отличаются небольшими размерами и весом, время автономной работы”… а нужно ли это всё в школе?

Преимущество ноутбуков перед стационарными компьютерами одно – они переносные и могут работать автономно. Но зачем? Ноутбуки всё равно нельзя брать домой ни учителям, ни ученикам. Они всегда подключены к розетке. Так зачем им аккумуляторы, система зарядки и энергосберегающие технологии, стоимость которых составляет до половины от стоимости ноутбука?

Проведем сравнение ноутбука и стационарного компьютера (одинакового класса) по различным критериям. Цены берутся средние магазинные по состоянию на конец 2010 года.

Как видно из этой таблицы, притом, что ноутбук уступает по параметрам обычному компьютеру на треть, он ещё и почти треть дороже. Кроме того, здесь не указаны такие параметры, как скорость оперативной памяти, мостов, жесткого диска, которые так же сильно влияют на производительность.

Теперь рассмотрим внимательно монитор ноутбука и обычного компьютера. Матрицы обычных мониторов качественней, угол обзора у них больше, меньше устают глаза. При этом ноутбук, имеющий диагональ экрана 17 дюймов, имеет очень “широкоэкранные” пропорции, то есть площадь экрана у него, вообще-то, небольшая.

Так же каждый ноутбук в школе необходимо комплектовать мышкой, поскольку работа с тачпадом неудобна для детских рук и может негативно сказаться на развитии.

Я думаю, каждому понятно, что чем плотнее упакованы компоненты электроники, тем они более подвержены перегреву и старению. Ноутбук – не исключение, и, по сравнению с обычным компьютером, который при должном уходе может работать без поломок годами, ломается намного чаще. А отремонтировать ноутбук своими силами учитель информатики не сможет, для этого нужно вызывать специальные службы, и ремонт превращается в дорогостоящее и длительное предприятие.

Теперь об эргономике. Монитор у ноутбука расположен практически на столе, поэтому смотреть на него приходится сверху вниз. Кроме того, когда дети ищут нужную кнопку на клавиатуре ноутбука, они приближаются близко и потом смотрят на экран с очень близкого расстояния, что очень вредно для глаз. На стационарном компьютере монитор расположен на подставке, а клавиатуру можно двигать независимо, из- за этого расстояние от экрана до глаз фиксировано и не слишком маленькое, а ребенок смотрит на экран не ссутулившись и не опустив головы. Клавиатура у ноутбука не отличается удобством, кнопки на ней хоть и такого-же размера, но расположены ближе и нажимаются не так отчетливо, как на обычной клавиатуре. Отсутствует циферная клавиатура, умение пользоваться которой очень помогает во взрослой жизни.

Так почему же так пропагандируется использование ноутбуков в школах? Единственное, на мой взгляд, разумная причина применения таких компьютеров – экономия места. Ноутбук можно быстро убрать со стола, и кабинет превращается из, например, математики, в класс русского языка или другой. Но при нынешнем развитии техники существование отдельного компьютерного класса в школе обязательно, а там применять ноутбуки не нужно.

Нужен учитель по компьютеру

КАК НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ ЗА ДВА ЧАСА

Может ли обычный человек освоить компьютер за два часа? Наверняка на этот вопрос большинство ответит отрицательно. Я же придерживаюсь другого мнения. Если дети начинают забавляться с компьютером чуть научившись ходить, то почему же многим людям среднего и старшего возраста с трудом удается освоить этот сложный бытовой инструмент? Я считаю, что причиной этому является отсутствие профессионального подхода к системе обучения работе на компьютере.

Обычные люди из постсоветских держав, основа знаний которым закладывалась еще в советские времена, просто привыкла мыслить другими категориями. В их сознание заложена другая терминология, они привыкли мыслить другими критериями (точнее другими шаблонами). А что происходит, когда они берут в руки любую книгу по компьютерам? Первое, с чем они сталкиваются, так это непонятные термины, которые означают еще менее понятные категории. Интерфейс, модем, процессор, контроллер и т.д. – все это отпугивает и отбивает всякую охоту браться за освоение компьютера. А иногда эти термины носят даже многозначный смысл (например, слово «процессор» как таковое, и это же слово в словосочетании «текстовый процессор» уже имеют разный смысл). Неужели и дети осваивают компьютер с помощью этих нудных технических книг и заучивают эти непонятные термины? Да, конечно же, нет. Для них компьютер – это игрушка, с которой нужно играть по определенным правилам (слово алгоритм для многих из них пока непонятно).

Начну с того, что мне необходимо было научить своего отца, которому 87 лет, самостоятельно играть с компьютером в шахматы. Для этого я написал инструкцию, которая легла в основу этой статьи. Кроме того, у меня есть товарищ, который боится компьютера как огня, и на любое предложение воспользоваться компьютером у него срабатывает защитная реакция, и он сразу заявляет «А мне этого не надо». Поэтому я решил выложить на сайте инструкцию, которую я писал для 87-летнего отца, и по которой он без труда смог пользоваться моим компьютером.

Целью этой статьи является помочь людям среднего и старшего возраста, а возможно и детям освоить эту непонятную штуку – компьютер за несколько часов. Я еще раз говорю, если вы добрались до моего сайта, то вам эта статья не нужна. Но зато, она может понадобиться вашему младшему брату, отцу или товарищу, на обучение которых у вас, естественно, нет времени.

Чтобы научиться пользоваться компьютером (как сейчас говорят, освоить компьютер на уровне начинающего пользователя), необходимо научиться делать четыре вещи:

1. Включить компьютер.

2. Запустить необходимую вам программу (лучше всего начинать с какой-нибудь простой игры). В большинстве случаев прикладные программы, установленные на вашем компьютере, обозначаются маленьким изображением (пиктограммой или иконкой), которые отражаются (высвечиваются, можете назвать это как угодно), на рабочем столе компьютера (понятие этого термина вы найдете чуть ниже, а пока не зацикливайтесь).

3. Выключить запущенную вами программу. Эта операция называется – «закрыть программу».

4. Выключить компьютер.

Для начала рассмотрим несколько понятий. Видимо, без теории я тоже не могу обойтись, наверное, так уж устроены мы, люди старшего поколения. Но уверяю вас, теория не займет более пяти минут и, возможно, поможет некоторым быстрее освоить компьютер. Что такое компьютер? Это такая штуковина, которая обычно состоит из небольшой коробки (ее называют системным блоком) и экрана (его называют монитором). Бывает, что и системный блок, и монитор объединены между собой. Тогда такой компьютер, в зависимости от размера, может называться ноутбуком, нетбуком, планшетом, смартфоном, коммуникатором или как-нибудь еще. Изображение, которое появляется на экране монитора после включения компьютера и после завершения всех переходных процессов, называется рабочим столом (см. Рис.1). все, что изображено на Рис.1 и есть рабочий стол. Конечно, для каждого компьютера изображения на рабочем столе могут отличаться.

Элементы Рис.1, которые необходимы для первого занятия: 1 – пиктограммы (иконки) программ; 2 – иконка игры Солитер; 3 – кнопка Пуск.

Любой компьютер может работать только с программами. Грубо говоря, программы – это правила, по которым работает компьютер. Не будет правил – не будет работать компьютер. Программы, в общем-то, можно разделить на два вида. Первый вид, это операционная система – это главная программа, которую «вкладывают» в компьютер, что бы он мог работать. Задачей операционной системы есть управление всеми другими программами. Второй вид – это прикладные программы (грубо их можно назвать вспомогательными), с помощью этих программ выполняются конкретные задачи на компьютере (просмотр фильмов, фотографий, прослушивание музыки, игра в различные игры и т.д.). Ну вот, пожалуй и все, с теорией на сегодня покончено. Перейдем к практике.

Для того, чтобы воспользоваться компьютером, прежде всего его надо включить. Для этого на любом компьютере, как и на любом бытовом приборе или в любой электронной игрушке, есть специальная кнопка включения электропитания. Обычно эта кнопка находится на системном блоке. Для вашего конкретного компьютера место расположения этой кнопки вы найдете в его инструкции по эксплуатации (описании), или же спросите у более опытного товарища, но обязательно запомните, где она расположена, иначе вы не сможете снова включить ваш компьютер.

После того, как вы включили свой компьютер, на его экране появится курсор (обычно это небольшая наклонная стрелочка, но может быть и что-нибудь другое – крестик или вертикальная прямая риска). У владельцев планшетов или смартфонов курсора нет, его задачу выполняет ваш палец или стилус (специальная пластмассовая палочка). Управление курсором производится с помощью так называемой мышки, перемещение которой по плоской поверхности приводит к перемещению курсора на рабочем столе. Запуск необходимой вам программы производится наведением курсора на пиктограмму этой программы и двойным нажатием (щелчком ,или кликом) левой кнопки мыши (ЛКМ) при удержании курсора на пиктограмме выбранной вами программы. Изображение, появившееся на мониторе после завершения переходных процессов при запуске программы, называется окном программы. В нашем случае, я запустил игру «Солитер», воспользовавшись соответствующей ей иконкой (см.2 Рис.1), выбрав его из множества других иконок (см.1 Рис.1) и получил окно программы Солитер Рис.2. Как работать с конкретной программой, это уже другой вопрос, и, возможно, в своих других уроках для начинающих, я постараюсь описать этот процесс для наиболее популярных программ. Владельцам планшетов (смартфонов и пр.) для того чтобы запустить программу необходимо прикоснуться стилусом (или пальцем) к пиктограмме необходимой программы.

Итак, на снимке экрана Рис.2 (кстати, снимок экрана делается с помощью специальной программы, предназначенной именно для этой цели) представлена популярная игра «солитер», научиться играть в которую вы сможете, проконсультировавшись с пользователем компьютера любого уровня, хотя бы с соседским мальчишкой. Почему я рекомендую начинать изучение компьютера с какой-нибудь игры? Да потому, что это будет не так утомительно, вы быстро научитесь управляться с мышкой и сможете освоить первые азы процесса общения с компьютером.

Чтобы выключить компьютер, достаточно навести курсор на кнопку «Пуск» на рабочем столе и нажать один раз левую кнопку мыши, удерживая курсор на этой кнопке. Кнопка «Пуск», это небольшой рисунок в левом нижнем углу, (см.3 Рис.1), он может иметь форму круга, как у меня, или прямоугольника. Это зависит от операционной системы, которая стоит на вашем компьютере. После того, как вы нажмете кнопку пуск (щелкните левой кнопкой мыши при наведенном курсоре на кнопку «Пуск»), в зависимости от вашего компьютера, у вас появится небольшое окошко Рис.3, в котором вы должны выбрать пункт «Завершение работы» (или «Выключить компьютер») (см.1 Рис.3). Если вы наведете на него курсор (на эту надпись), и нажмете левую кнопку мыши, то компьютер через некоторое время выключится. Обращаю внимание на то, что на вашем компьютере изображение наРис.3 может отличаться от моего, но все равно необходимо искать надпись «Завершение работы» или «Выключить компьютер». Еще хочу обратить внимание на то, что кнопка «Пуск», это не та кнопка, с помощью которой вы включали компьютер, та кнопка реальная и называется кнопкой включения питания, а эта нарисованная и называется кнопкой «Пуск». Наверное, правильней было бы назвать эту кнопку Кнопкой выключения (хотя она имеет и другие предназначения).

Если вы это все проделали самостоятельно, поздравляю, вас уже можно причислить к разряду начинающих пользователей.

Я намеренно пропустил один пункт в данной инструкции. Это – выключение программы, которую вы запустили. Для большинства программ это не обязательно, но есть программы, в которых необходимо сохранять текущие параметры, чтобы не начинать работу (игру) сначала. Но порядок сохранения параметров индивидуален для каждой программы, и порядок выполнения этой операции должен рассматриваться при изучении конкретной программы. А чтобы выключить (завершить) программу, обычно достаточно (это касается большинства, но все-таки не всех программ) навести на белый крестик в красном прямоугольнике, который расположен в правом верхнем углу окна программы (см.1 Рис.2) и нажать левую кнопку мыши. И было бы неплохо, если бы пользователь взял за привычку закрывать все запущенные им программы, хотя, я повторюсь, это необязательно.

Иценко Александр Иванович

Эта статья относится к циклу статей «Обучение работы на компьютере» или «Освоить компьютер за два часа». Другие статьи из этого цикла:

Посмотрим видео на тему Как освоить компьютер новичку самостоятельно

Как освоить компьютер новичку самостоятельно бесплатно

Компьютер для начинающих. бесплатные уроки и курсы по работе на ПК

Компьютер для начинающих

1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Гимназия № 231»

1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Гимназия № 231»

Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБРАЛИ ЭТУ ТЕМУ, ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ.

На сегодняшний день компьютер стал доступен для многих людей для работы с различными программами и приложениями и как игровая площадка. А с появлением сети Интернет и доступа к нему компьютер стал звеном между человеком и различными источниками информации. В современном мире человек может изучать все благодаря Интернету и возможности получить любое знание о мире в любое время, в любой точке нашего мира. С одной стороны — доступность, скорость информации, с другой — живое общение людей, в частности учителя и учеников.

Актуальность работы:

С внедрением компьютеров и сети Интернет в нашу жизнь возникает вопрос пользы и вреда дистанционного обучения. Достаточно распространенным является мнение, что вскоре компьютеры упразднят учителей.

Кроме этого, в марте 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения объявила о пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, охватившей практически всю планету. В таких условиях дистанционное обучение стало одним из необходимых способов учебы, что непосредственно коснулось учеников нашей Гимназии.

Цель исследования:

Изучить роль учителя и дистанционного обучения (компьютер + Интернет) в учебном процессе и определить, что станет с профессией учителя в связи с внедрением компьютеров в школе. Для этого нами была изучена и использована следующая литература: Блоховцева Г.Г. «Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки. Международный научный журнал «Символ науки», №10-2/2016, Гринченко Н.А. «Показатели культуры здоровья обучающихся в образовательной школе, Международный научный журнал «Символ науки», №10-2/2016», публикации на Интернет ресурсах – «Влияние удаленного обучения на успеваемость школьников», «Как и почему изменилась успеваемость учащихся за период онлайн обучения?» и другие источники.

Объект исследования:

Образование в рамках новых современных технологий. Компьютерные технологии сделали мечту реальностью — дистанционное обучение. Образование уже не ограничивается классами. Оно достигло далекого и широкого распространения, благодаря компьютерам и Интернету.

Предмет исследования:

Проблемы взаимодействия учителя и ученика в ходе дистанционного обучения.

Гипотеза исследования :

Компьютер не может заменить учителя.

Методы исследования:

— c бор информации

— анализ полученных данных

Практическая значимость:

Материалы исследовательской работы помогут понять уровень применения дистанционного обучения в образовании.

2. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК.

Наступил сентябрь 2020 года, мы вернулись в наш класс в гимназию после дистанционного обучения и летних каникул. Наш перерыв в учебе составил 5,5 месяцев!

Все ребята стали наперебой рассказывать свои впечатления о дистанционном обучении. Про то, чем удаленное обучение было сложным, как изменилась успеваемость, какие минусы в таком обучении увидели ребята, а чем оно было легче традиционного.

Мы увидели, что большинство одноклассников говорили о недостатках и сложностях такого обучения. Тогда мы стали изучать литературу, интернет-источники, чтобы узнать, что же думают о дистанционной учебе другие ученики, учителя и специалисты.

В ходе изучения материала, мы увидели, что учитель и ученик — это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания.

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете.

В основеобучения и воспитания учеников в школе лежит именно общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, рассказывает о происходящих событиях, вызывает переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Ученики, благодаря общению с учителем, понимают, что без целеустремленности результаты их учебы будут слабыми. Хорошие результаты появляются только в совместной работе учителя и ученика, а это регулярное выполнение домашних работ, пересказ текстов, заучивание определений, воспитание у себя умения слушать, готовить диктанты, работать со словарями.

Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает.

3. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА.

Мы решили узнать, как влияет на учеников длительное нахождение за компьютером.

При изучении данного вопроса мы использовали такие понятия:

1. Компьютер — это электронно-вычислительная машина, выполняющая программу. Само слово «компьютер» произошло от английских to compute («вычислять») и computer («вычислитель»).

2. Интернет — это всемирная система («паутина») объединённых компьютерных сетей.

3. Пользователи сети Интернет — это люди, использующие Интернет в качестве инструмента для решения различных задач — деловых, учебных, развлекательных.

4. Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии.

И начнем мы с небольшого поучительного рассказа…

На заре развития компьютеров совет директоров одного научно-исследовательского института рассматривал проект новой электронно-вычислительной машины.

— Мой компьютер, — сказал главный конструктор, — обладает замечательными свойствами. Но чтобы он работал надежно, нужно создать еще десятка два дополнительных устройств. Одни будут страховать машину, если откажут какие-нибудь ее элементы. Другие помогут справиться с непредвиденной ситуацией. Эти устройства обойдутся дорого и займут много места. Однако главное даже не это. Я пока не знаю, как создать подобные устройства. Быть может, кто-то из присутствующих подскажет идею?

— Мне кажется, я могу предложить идею такой конструкции, — после некоторого молчания попросил слова молодой инженер.

— Ее вес? — нетерпеливо спросил конструктор.

— Килограммов семьдесят пять.

— Это то, что нужно. Сколько потребуется времени на введение в строй вашей конструкции?

— Потрясающе! Что же это за удивительное приспособление?

Современный учитель понимает, что компьютерные технологии обучения прочно вошли в нашу жизнь.

Изучение и использование компьютеров дает новые возможности для улучшения учебы:

— доступ к разнообразной информации;

— индивидуальный темп обучения;

— повышение интереса к получению знаний.

Казалось бы, что ещё надо? Ведь всё так хорошо складывается! Как в песне всем известного кинофильма «Приключения Электроника»:

«…До чего дошел прогресс!
Труд физический исчез,

Да и умственный заменит
Механический процесс…».

Давайте попробуем сравнить «человека с компьютером». Мы провели небольшой опрос учеников нашего класса… и вот какой результат получили.

3.1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА).

Приняли участие 29 учеников:

Знаете ли вы, что такое дистанционное обучение (ДО)? Да — 29 (100%)

Что использовали для выполнения задания и подготовки уроков:

4. Какие образовательные платформы вы использовали?

Дневник.ру

Были ли у вас технические проблемы во время прохождения дистанционного обучения?

«зависание» компьютера — 70%

плохой доступ в Интернет — 86%

Отметьте преимущества дистанционного обучения.

Отметьте недостатки дистанционного обучения.

Как вы считаете, ваши знания стали лучше или хуже на дистанционном обучении?

20% опрошенных ребят согласились с заменой учителя на дистанционное обучение. 57% отметили «возможность учиться в удобном режиме», как преимущество. 31% понравилась возможность учиться в домашних условиях. Практически все пожаловались на технические проблемы при изучении материалов. Но при этом же 38% не увидели особых преимуществ в дистанционном обучении, а 14% особых недостатков.

Далее 45% ребят в опросе к недостаткам дистанционного обучения отнесли «…отсутствие живого общения с учителем…», при этом 80% опрошенных заявили, что компьютер не может заменить учителя, и 80% то, что к недостаткам дистанционного обучения относится «…отрицательное влияние на здоровье: зрение, позвоночник, нервную систему…». И в заключении большинство (83%) пришло к выводу, что «…при обычном обучении знания лучше…».

Как мы видим, даже при всем желании облегчить себе ученическую жизнь, здравый смысл взял вверх, и большинство озаботилось проблемами своего здоровья.

Опрос родителей показал следующие результаты:

Может ли компьютер заменить учителя?

Знаете ли вы, что такое дистанционное обучение (ДО)?

Что использовали дети для выполнения задания и подготовки уроков?

Какие образовательные платформы вы использовали?

Были ли у вас технические проблемы во время прохождения дистанционного обучения?

Преимущества дистанционного обучения по мнению родителей.

Отметьте недостатки дистанционного обучения.

Как вы считаете, результаты обучения при использовании ДО лучше или хуже, чем при обычном способе обучения?

Чем же вреден компьютер?

Длительная работа за компьютером (что и происходит при дистанционном обучении), способна повысить риск появления ряда заболеваний.

Во-первых, при длительной работе за компьютером глазные мышцы перенапрягаются, человек гораздо реже моргает, роговица не увлажняется должным образом, появляются боль в глазах, ухудшается четкость зрения и двоится в глазах.

Во-вторых, сидя за компьютером, ученик (и учитель, тоже) должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре. Из-за стесненной позы возникают напряжение шеи, мышц головы, рук и плеч, проблемы с позвоночником. Люди, длительно работающие с компьютером, подвергаются заболеваниям суставов кистей рук (так называемый туннельный синдром). При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

В-третьих, это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Дистанционное обучение требует огромного напряжения, которого практически не бывает при очном обучении.

Психологическое здоровье ученика находится на стадии формирования, поэтому дистанционное обучение может стать причиной нарушений психического и умственного развития детей. В одной из работ Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России говорится, что «…современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения…».

4. УЧЕНИК-КОМПЬЮТЕР-УЧИТЕЛЬ.

Хотим мы того или нет, уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн, общения и учебы в сети.

При дистанционном обучении в связь «учитель – ученик» вводится новое звено – компьютер, а в сознание школьника – компьютерное обучение.

Может ли активно использоваться персональный компьютер с целью повышения эффективности обучения?

Существует много отрицательных моментов применения компьютеров в обучении.

Самостоятельное обучение. Ученики особенно младшего школьного звена не в состоянии проанализировать огромные объемы материала на учебных ресурсах. И усвоить его они не могут.

Рассеивание внимания. Часто запутанные и сложные способы изложения предмета могут стать причиной отвлечения ученика от материала. Большое количество ссылок на ресурсе способствует соблазну перейти по ним во время изучения материала. А вернуться потом к изучению ученикам уже очень непросто.

Отсутствие выборочной «обратной связи». «Обратная связь» учебного ресурса ограничивается контролем ответов на уровне «правильно-неправильно» и не предоставляет объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Не все дети понимают объяснения в школе, некоторым стоит повторять и разъяснять в другом ключе. При дистанционном обучении стало невозможно задать вопрос учителю после урока, или спрашивать удавалось в рамках беседы в мессенджерах, но это уже не то объяснение, которое возможно провести в школе.

Проблемы прочтения информации с экрана компьютера. Информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. Большие объемы текста, которые должны быть полностью прочтены, удобнее читать на бумаге.

Наличие техники в семье. Если в семье несколько детей технически не все члены семьи оснащены собственным компьютером, планшетом или телефоном для каждого ребенка. Детям приходилось заниматься по очереди. Если учитель объясняет новый материал и у учащегося нет возможности подключиться, ученик изучал данный материал самостоятельно.

Самоорганизация. По данным опроса образовательной компании Maximum Education 49% школьников посчитали онлайн-обучение дополнительными каникулами. В школу ходить не нужно, а значит можно не вставать к определенному часу и не выходить на онлайн урок. А можно сослаться на отсутствие возможности подключиться к уроку — не было интернета или света.

По словам многих российских педагогов, компьютерные или «цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве дополнительного инструмента в руках опытного учителя. Без учителя ни одна «технология» работать не будет.

«Компьютер не заменит живое общение учителя и ученика» — сказал председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин в июле 2020 года.

5. ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Казус дистанционного обучения: успеваемость повысилась, а качество понизилось.

Мы взяли у классного руководителя данные по успеваемости учеников нашего класса перед уходом на дистанционное обучение и данные за сентябрь 2020/2021 учебного года. Проанализировали их, и вот что у нас получилось.

Ученики через поиск в интернете повысили свои оценки к концу учебного года, ведь сейчас много ресурсов с готовыми домашними заданиями. Улучшили успеваемость на бумаге.

С приходом в школу детей в сентябре стало видно, что при общем улучшении успеваемости в конце прошлого учебного года уровеньзнаний,наоборот, упал. Повышение оценок не означало достаточное усвоение школьного материала.

Нам стало интересно, только в нашем классе такая ситуация? Вновь обратились к Интернету. В результате опроса, проведенного образовательным ресурсом «Учи.ру», в котором приняли участие 3500 учителей, лишь 9% педагогов думают, что ученики легко приспосабливаются к нововведениям, а большинство считает, что переход на дистанционный формат вызывает у детей затруднения, которые отражаются на успеваемости. Также считают и школьники. По данным «Известий», больше половины школьников (58%) уверены, что дистанционное обучение ослабило уровень их подготовки.

Эксперты Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования выяснили, как дистанционное обучение может сказаться на учебе, если оно продлится более 3 — 6 месяцев.

В большей степени переход на «дистанционку» окажет влияние на результаты детей, которые готовились пойти в первый класс, а также на учащихся 1 — 4-х классов начальной школы.

Как объяснили специалисты, это связано с тем, что в данный период в силу возрастных и психоэмоциональных особенностей для формирования грамотности детям нужен контакт с учителем, который возможен пока лишь в видеоформате. Дети, обладающие самоорганизацией и мотивацией, не потеряют уровень знаний и не снизят свою успеваемость независимо от формата обучения, а дети, которым сложно себя организовать, значительно потеряют в знаниях. Переход на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса негативно сказался на успеваемости российских школьников, уверены эксперты , учителя и ученики.

Дистанционные занятия не могут заменить уроки, проводимые в школах.

Сегодня сложно представить себе жизнь без наличия в ней компьютера, подключенного к сети Интернет. Компьютеры есть у нас и в офисах, и в домах, и в школах. Но не стоит забывать, что каким бы хорошим помощником не был компьютер, он может нанести непоправимый вред физическому и психическому здоровью ученика! При этом не стоит полностью отказываться от компьютера. Использование компьютера в школе и дистанционное обучение, должны быть лишь дополнительным способом обучения и использоваться в случае крайней необходимости. Ничего не заменит живое общение ученика и учителя.

Гипотеза подтвердилась: компьютер не может заменить учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная и научная литература:

1. Блоховцева Г.Г. Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки. Международный научный журнал «Символ науки», №10-2/2016.

2. Гринченко Н.А. Показатели культуры здоровья обучающихся в образовательной школе. Международный научный журнал «Символ науки», №10-2/2016.

3. Митрофанов К.Г., Зайцева О.В. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции. Вестник, 2009, Выпуск 10(88).

4. Скоркин О.А. Здоровье школы. Педагогика и просвещение, 2012.

5. «Молодой учёный». Международный научный журнал № 14 (148), 2017.

6. Формационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс / перевод с англ. Майкл Г. Мур, У. Макинтош, Л. Блэк и др. М.: Издат. дом «Обучение-Сервис», 2006.

7. Человек или машина. Журнал «Знак вопроса», № 2, 1989.

Интернет-источники:

1.Влияние удаленного обучения на успеваемость школьников https://iz.ru/995125/2020-04-03/eksperty-otcenili-vliianie-udalennogo-obucheniia-na-uspevaemost-shkolnikov

2.Как и почему изменилась успеваемость учащихся за период онлайн обучения?

3.Методы и приёмы организации взаимодействия в системе отношений «Учитель- ученик».

4.Опыт дистанционного проведения контроля успеваемости и аттестации учащихся в условиях пандемии

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector