Тема 10
2. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы дыхательной системы, обозначенные цифрами.
3. Рассмотрите рисунок. Подпишите части гортани, обозначенные цифрами.
4. На рисунке изображена структурно-функциональная единица легких. Рассмотрите и напишите, из каких частей она состоит.
5. Изучив материал § 34 учебного пособия, заполните таблицу.
Строение и функции органов дыхания
Название отдела | Особенности строения | Функции |
Полость | покрыты эпителием с волосками, от носовой полости разделена нёбом | очищение, согревание, увлажнение воздуха |
Гортань | образована несколькими хрящами, соединены между собой связками и мышцами | образование звуков |
Трахея и бронхи | образованы хрящевыми полукольцами (трахеей) или кольцами | выводят пылевые частицы в глотку |
Лёгкие | плотная оболочка, плевральная полость, альвеолы | газообмен |
Плевра | — | поддержание давления внутри плевральной полости |
По вертикали: 2. Парный орган, в котором происходит обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью ( лёгкие ).
По горизонтали: 1. Легочные пузырьки ( альвеолы ). 3. Микроскопические выросты клеток, которыми покрыта поверхность дыхательных путей ( реснички ). 4. Куполообразная мышца, участвующая вдыхании ( диафрагма ). 5. Микроскопические организмы, содержащиеся в пыли ( микробы ). 6. Наружные отверстия, ведущие в носовую полость ( ноздри ). 7. Процесс поддержания оптимального состава воздушной среды в помещении ( вентиляция ).
1. Рассмотрите рисунок. Какой цифрой обозначен вдох, а какой — выдох?
2. Заполните схему.
Жизненная ёмкость лёгких | ||
дыхательный объём | резервный объём вдоха | резервный объём выдоха |
3. Рассмотрите рисунок. Опишите механизмы газообмена в лёгких. Какие процессы обозначены стрелками? Почему стрелки разного цвета?
В альвеолах кислорода больше, чем крови капилляров, он перемещается в зону пониженного давления, а углекислый газ наоборот. Стрелками показан процесс смены венозной крови на артериальную. |
1. Повторите тему о строении и функционировании дыхательной системы и заполните правую графу таблицы.
Основные правила гигиены дыхания | Анатомо-физиологическое обоснование |
Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом | сжатие грудной клетки не повреждает лёгкие |
Полезно бывать на свежем воздухе | организм лучше насыщается кислородом |
Полезно заниматься физическими упражнениями (зарядка, гребля, плавание и др.) | это увеличивает жизненную ёмкость лёгких |
Дышать надо всегда через нос | воздух очищается, согревается, увлажняется |
При кашле и чиханье надо всегда закрывать нос и рот платком | чтобы бактерии не попадали с капель в воздух |
Важно бороться с пылью на улицах и в помещениях | чтобы не вызывать раздражение слизистых дыхательных путей |
Для нормального дыхания важна правильная осанка | грудная клетка находится в расправленном состоянии |
При общении с людьми, страдающими простудными заболеваниями, следует соблюдать осторожность: носить марлевые повязки и т.д. | при кашле и чиханье возможно заражение воздушно-капельным путём |
Курение вредно для дыхания и всего организма | вызывает кислородное голодание, смолы вредны для организма, ядовитый никотин |
2. Выпишите в тетрадь определения понятий.
Воздушно-капельная инфекция — инфекция, передающаяся при чиханье, кашле через воздух.
Флюорография — метод диагностики заболеваний лёгких.
3. Изучив материал § 37 учебного пособия, составьте план ответа на тему «первая помощь при остановке дыхания».
- выяснение причины
- перенос в безопасное место
- подготовка к искусственной вентиляции лёгких
- искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца
По вертикали: 2. Совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа ( дыхание ).
По горизонтали: 1. Необходимый для дыхания компонент воздуха ( кислород ). 3. Самый крупный хрящ гортани, защищающий ее спереди ( щитовидный ). 4. Дыхательная трубка, состоящая из хрящевых полуколец ( трахея ). 5. Отдел воздухоносного пути, участвующий в формировании звука ( гортань ). 6. Участок воздухоносных путей, входящих в правое и левое легкое ( бронхи ). 7. Парный орган, в котором происходит газообмен ( лёгкие ). 8. Плотная оболочка, покрывающая легкие ( плевра ).
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!
Строительные блоки жизни
Структурными и функциональными единицами всех живых организмов являются клетки. Их еще называют строительными блоками жизни. Все живые организмы состоят из клеток. Эти структурные единицы были открыты Робертом Гуком еще в 1665 году. В организме человека насчитывается около ста триллионов клеток. Размер одной составляет около десяти микрометров. Ячейка содержит клеточные органеллы, которые контролируют ее активность.
Существуют одноклеточные и многоклеточные организмы. Первые состоят из одной клетки, например бактерии, а вторые включают растения и животных. Количество ячеек зависит от вида. Размер большинства клеток растений и животных клетках составляет от одного до ста микрометров, поэтому они видны под микроскопом.
Организм – единое целое. Многообразие видов организмов
Вопрос 1. Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия.
Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Для организма характерны все признаки живого: обмен веществ, превращения энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость.
Вопрос 2. Что такое одноклеточный организм? Приведите примеры.
Одноклеточный организм — это организм, тело которого состоит из одной клетки. В этом случае клеточный и организменный уровни, организации живой материи совпадают. Примеры одноклеточных организмов:
• все прокариоты — бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии);
• грибы — одноклеточные дрожжи;
• животные — простейшие (амебы, инфузории, споровики).
Вопрос 3. Какие особенности строения клетки могут обеспечить выполнение функций, свойственных целостному организму?
Кроме органоидов, характерных для всякой клетки, у одноклеточных организмов существуют также органоиды специального назначения, помогающие им осуществлять функции организменного уровня:
• движение и захват пищи — ложноножки (амеба), жгутики (эвглена), реснички (инфузория);
• выделение — сократительные вакуоли;
• раздражимость — светочувствительный глазок (эвглена, хламидомонада).
Вопрос 4. Подумайте, какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление многоклеточных.
Появление многоклеточности сделало возможным формирование специализированных клеток, развитие разнообразных, выполняющих определенные функции тканей и органов. Специализация, в свою очередь, повышает эффективность работы организма в целом, усложняет его структуру, обеспечивает более сложные и адаптивные формы поведения. Таким образом, появление многоклеточности стало важнейшим этапом в эволюции жизни на Земле.
Заполните таблицу системы органов млекопитающих : система внутренних органов млекопитающих органы функции?
Заполните таблицу системы органов млекопитающих : система внутренних органов млекопитающих органы функции.
. Используя рисунок 18 (см. с. 28), заполните в тетради таблицу 《Основные системы органов многоклеточных животных》по предложеному образцу. В таблицу вы булите заносить в сведенья о строении многоклеточных организмов, которые вам предстоит изучать в течение года. Эти записи вам готовится к контрольным работам и к экзаминам в старших классах.
дальше я не знаю как. если что внимательно посмотри на рисунок 18 стр 28 там всё показано.
тут есть алгоритм действий при венозном кровотечении
Изначально как у животных: «делай как я» потом появилась грамота, учителя, книги. так и учились. хотя со временем всвязи с катастрофами многое утрачено. так об электричестве знали еще 10 тыс лет назад ( по раскопкам) , и снова открыли в 18 веке. например, ковчег завета, который носили с собой 40 лет по пустыне иудеи представлял собой мощный конденсатор, поэтому он и убил какого то растяпу. и еще пример : в древности существовала мощная цивилизация по всему миру, которая строила пирамиды по всей земле. эта цивилизация умела обрабатывать гранит лазером, сверлить нмсквозь блоки весом по 600 тонн и пр. остатки можно увидеть в основании пирамид в гизе