Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы с использованием компьютерных технологий

Нод с использованием компьютера для детей старшего дошкольного возраста следует проводить не более

В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации явилась разработка метода введения информационных технологий в систему дидактики детского сада как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса.

Разработана оригинальная система использования компьютерных средств в дидактике детского сада [9]. Она обеспечивает новое содержание игровой деятельности детей и требует создания определенных условий. В ее основе лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса на базе НИТ — компьютерно-игровой комплекс (КИК). КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования. В состав КИК входят:

· компьютеры (5-7 для детей и 1 для педагога), снабженные оригинальной программно-методической системой развивающих, обучающих и диагностических игр «КИД/Малыш» и другими полезными программами; компьютеры размещаются на специально сконструированной эргономичной мебели и располагаются в компьютерном игровом зале;

· наборы твердых и мягких игровых предметных средообразующих модулей, обычные и нетрадиционные игры и игрушки, расположенные в игровом зале, который непосредственно примыкает к компьютерному;

· специальное оборудование для помещения, предназначенного для активных движений, занятий спортом и психологической разгрузки (спортивный зал).

Оборудование КИК соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим и психолого-педагогическим требованиям.

Компьютерно-игровой комплекс в детском саду успешно функционирует, если он органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка.

В КИКе должен работать специалист, знающий технические возможности компьютера, владеющий навыками управления им, четко выполняющий санитарные нормы и правила пользования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующийся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающий этические правила их применения и владеющий методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, специалист должен хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей и воспитательно-образовательную программу в ДОУ.

Работать в КИК должен педагог с высшим или средним специальным педагогическим образованием, прошедший дополнительное обучение по новым информационным технологиям, либо специалист с техническим образованием, но с условием обязательного дополнительного образования по проблемам дошкольного воспитания.

Работа педагога в КИК включает следующие три направления:

1. Работа с детьми. Учитывая особенности детей, разбить их на подгруппы и постепенно приобщать к новой для них деятельности — компьютерным играм. Совершенствовать методику организации компьютерных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также содержания развивающих компьютерных игр.

2. Работа с воспитателями. Организация постоянно действующего семинара-практикума для ознакомления воспитателей с условиями работы и программно-методическим обеспечением КИК, установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе с детьми.

3. Работа с родителями. Знакомство родителей с особенностями деятельности детей в КИК (выступления на родительских собраниях, организация открытых просмотров занятий, консультации, беседы).

Работа с детьми — ведущий раздел работы педагога КИК. Он требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей.

Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, игру, гимнастику для глаз и др., длится 25 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 15 минут. Учитывая, что одновременно занимаются 7 человек, для обслуживания одной возрастной группы требуется 2-2,5 час. Остальное рабочее время педагог КИК тратит на анализ результатов дня, подготовку следующего материала, работу с воспитателями и родителями. При таком расписании воспитатель КИК в течение недели может обслужить 4 группы, оставляя пятый день для методической работы, тем более что понедельник следует считать нежелательным днем для занятий детей на компьютерах. Возможны и другие варианты организации работы в КИК.

В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Педагог КИК — всегда исследователь. Он умело переключает внимание с поведения ребенка (его действий, эмоциональных проявлений, речи) на результаты, полученные в ходе игры, побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей.

Педагог КИК ведет организационно-методическую работу. К этой работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные игры. В ДОУ составлен четкий график занятий детей в КИК на неделю. Занятия с каждой возрастной группой проводятся 1 раз в неделю.

Особое место в организации работы КИК отводится санитарно-гигиеническим требованиям.

Основные гигиенические требования: к помещению; к рабочим местам в КИК и рабочей позе; к воздушной среде компьютерного зала; к освещению; к техническим параметрам ПК; к физическим и химическим факторам внутренней среды помещения, где размещаются компьютеры; к режиму развивающих занятий с использованием ПК; к программным педагогическим средствам.

КИК должен быть ориентирован на север, северо-восток, северо-запад. Поверхность пола ровная, обладающая антистатическими свойствами. Покрытие ковровыми изделиями не допускается. Площадь на одно рабочее место с ПК должна быть не менее 6 кв.м. Количество рабочих мест зависит от ее площади, но не должно превышать 12.

Не допускается вместо стульев использование кубов, табуреток, скамеек без опоры для спины. Стол и стул должны подбираться в соответствии с ростом детей. Ребенок должен сидеть за рабочим столом с ПК так, чтобы линия взора (от глаз до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась в центр или на 2/3 высота экрана. Оптимальное расстояние от глаза до экрана составляет 60-70 см, допустимое — не менее 50 см.

Для повышения влажности воздуха необходимо использовать увлажнители или устанавливать емкости с водой типа аквариумов. Для очистки от пыли ежедневно перед началом и после окончания занятий проводится влажная уборка, и протираются экраны выключенных дисплеев. КИК должны иметь естественное и искусственное освещение. Солнечные лучи и блики не должны попадать в поле зрения ребенка и на экраны дисплеев.

Не стоит принуждать детей «спокойно» сидеть за компьютером и спрашивать разрешения на любое перемещение. Ребенок должен быть совершенно свободен при выборе, с кем и когда ему работать, отвлечься или вообще уйти.

Уровень детского «шума» и дисциплинированность регулируются не прямыми «ценными» указаниями, а косвенными замечаниями, переключением внимания ребенка на другую задачу и проблемную ситуацию или другими демократичными методами (воспитатель КИКа, ЯщенкоА.Ф.).

Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы с использованием компьютерных технологий

Название «Необыкновенное путешествие»
Цель: формирование представлений у детей о составе числа
Задачи: ознакомить детей с полным составом числа из единиц на числах от 2 до 4; формировать умение у ребят составлять группы, содержание указанное число предметов одного вида, по отличающимся начальным…..

Автор: Подлесная Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Елочка»
Месторасположение: Россия, Республика Хакасия, город Абакан

Компьютер в детском саду

Автор: Вафина Гульшат Салаватовна, воспитатель 1 кв.категории, МДОУ № 37 «Родничок» г. Бугульма.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.
Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах.

Сегодня многие детские сады нашего города оснащаются компьютерными классами, во многих семьях есть компьютеры, где дети постепенно входят в мир современных инноваций.
Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.
Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Первоначально закладывалось использовать компьютер для ознакомления с его функциональным предназначением, далее появилась необходимость в применении ИКТ на занятиях и при работе с родителями.
Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны как педагогов и психологов, так и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.
Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка. Поэтому в детских садах необходим компьютер с современным жидкокристаллическим монитором с высоким разрешением и частотой обновления экрана и мощной видеокартой.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.). Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье.

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей четырех — шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране. В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. Вопрос о целесообразности их использования на занятиях связан, прежде всего, с целью этих занятий. Более эффективно будет использовано на занятии с малышами знакомство с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем сухой традиционный подход.

На своих занятиях использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети не только знакомятся с новыми знаниями, но и осваивают работу с компьютером. Например, когда даю новые знания, восприятие происходит быстрее, т.к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер. Владея мышкой, развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
В своей практике использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения — доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.
Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

• виды транспортных средств, их классификация
• группы дорожных знаков
• причины ДТП
• участники дорожного движения
• сведения о дороге и ее главных составных частях
• светофор, история его развития
• назначение дорожных знаков и указателей, их группы
• виды транспорта
• дидактические игры, ребусы

Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий, возможно в будущем появится возможность создания виртуального детского сада для родителей, чьи дети по каким–либо причинам не посещают дошкольные учреждения.
Значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в процессе преподавания. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что назначение ИКТ — быть подручным материалом, который можно изредка, нынешнее же понимание роли ИКТ, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека повысить его производительность. С чем я, безусловно, согласна.

Новый курс сайта Воспитатель для четырехлеток»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Нод с использованием компьютера для детей старшего дошкольного возраста следует проводить не более

У вас есть свои авторские Конспекты НОД или иные материалы, касающиеся педагогической деятельности? — Разместите их на нашем сайте и получите Свидетельство о публикации (подробнее).

Читайте также

  1. Алиева З.Ж.
  2. Журахонов О.О.
  1. Болтабоев А.Х.
  1. Мухаммадиева М.Э.
  1. Мухаммадиева М.Э.
  1. Хусаинов И.Г.
  1. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Национальный стандарт Российской Федерации». Дата введения 2011-01-01 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196. (Дата обращения: 23.04.2016).
  2. Играемся — детские развивающие онлайн-игры. URL: http://www.igraemsa.ru/. (Дата обращения: 26.04.2016).
  3. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. – 2016. — №1(18). — с.37-40.
  4. Логозаврия. Умные игры для умных детей, родителей, учителей. URL: http://www.logozavr.ru/. (Дата обращения: 26.04.2016).
  5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 2008.
  6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. – с.128.
  7. Осин А.В., Калина И.И. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: 2007.
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменения N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». URL: http://rg.ru/2011/07/07/sanpin-site-dok.html.
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384). URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf
  10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н). URL: http://base.garant.ru/70535556/#block_1. 000.
  11. Хапаева С.С., Бревнова Ю.А., Филатьева М.С. Методические рекомендации к электронному изданию «1С:Школа. Дошкольное образование, 6–7 лет». М.: 1С- Паблишинг, 2014.
  12. Хапаева С.С., Филатьева М.С. Использование ЭОР при организации развивающей деятельности дошкольников // Информатика и образование. – 2015 . – № 3 . – С. 39-43.

Понятие «непосредственно образовательная деятельность». НОД как ведущая форма обучения в ДОУ, структура и особенности организации в разных возрастных группах

Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости:

— уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования,

— решения конкретных образовательных задач.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть:

Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.

Структура классической непосредственно образовательной деятельности.

В любой непосредственно образовательной деятельности можно выделить три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончании (открытый конец или мотивация на дальнейшую деятельность).

Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (можно её называть традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.

4-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

7-го года жизни – 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры – занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия – 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10–12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях – фронтальная и подгрупповая.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector