Ностальгия или новый мейнстрим? Почему компьютерные клубы в 2020 году по-прежнему востребованы
Полуподвальные помещения, сигаретный дым, вечно недовольный и грубый администратор и постоянные крики: «Го раш Б» — так выглядели компьютерные клубы нулевых в России. Как и многие атрибуты той эпохи, они просуществовали недолго и почти исчезли. Однако несколько лет назад эта индустрия воскресла. «Нож» решил разобраться, почему в 2020 году геймеры предпочитают играть вне дома.
В 2019 году количество компьютерных клубов в Москве увеличилось в два с половиной раза, и вообще в последние несколько лет этот сегмент индустрии видеоигр переживает новый расцвет. Только на смену школьным деревянным стульям и клавиатурам с западающими из-за разлитой газировки кнопками пришли заведения с современными девайсами и крутыми геймерскими креслами.
Теперь едва ли не в каждом компьютерном клубе можно провести время в действительно приятной обстановке с немыслимым по меркам нулевых уровнем сервиса. Нередко гостям предлагают отдельные комнаты, где никто не мешает стримить, или даже целые помещения для буткемпов (аналог спортивных баз, только для геймеров).
Администратор московского компьютерного клуба F5 Дарья Федотова объясняет, что заведения такого типа раз и навсегда выбрались из «подвалов» и стали важной частью индустрии развлечений:
«В наши дни сложно найти игровое помещение в состоянии „разрухи“ — уровень геймеров, да и гостевой аудитории в целом вырос. Всё, что происходит здесь, действительно больше похоже на киберспорт».
Но даже если это так, почему бы не создать подобные условия дома и спасать вымышленные миры от нечисти в пижаме и с чашкой чая? Одна из причин популярности компьютерных клубов — дороговизна игровых ПК: цены на мощные процессоры начинаются с 70 тыс. рублей и доходят до 200 тыс. Домашняя машина, купленная родителями семь лет назад, способна удовлетворить далеко не все запросы современного геймера. В соревновательных онлайн-играх, особенно в шутерах, хорошая видеокарта и большой объем оперативной памяти — обязательные требования. С высоким FPS (количество кадров в секунду) разваливать соперников значительно проще. Но дело не только в «железе» — у многих игроков, с которыми мы пообщались, есть отличные геймерские ПК дома, однако они всё равно предпочитают посещать компьютерные клубы. Дарья Федотова объясняет:
«Добротное железо — это еще не всё. Мир кибериндустрии по-прежнему остается живым, развивающимся комьюнити. В таких заведениях легко можно найти единомышленников, друзей, познакомиться с новинками и просто интересно провести время».
Поиск людей, близких по духу и увлечениям, — то, что объединяет подвальные предприятия из нулевых и современные клубы. Это отмечает и психолог Ольга Воловельская:
«Геймеры, так же как и все люди, живут в социуме, и им необходимо общение. Компьютерный клуб — это своеобразный кружок по интересам, где им проще адаптироваться и, возможно, найти собеседников».
Психолог Наталья Вячеславовна Моисеева полагает, что геймеры действительно более склонны к интроверсии, уточняя, однако, что неверно называть этим термином замкнутых людей, которые избегают общения. По ее словам, интроверты просто сильнее и быстрее утомляются в процессе коммуникации, потому что обладают повышенной чувствительностью к реакциям и раздражителям. Их мозг более восприимчив к смене выражений лица, тональности речи, эмоций. И на обработку этой невербальной информации тратится много энергии. Чтобы зарядить «внутренние батарейки», интроверты предпочитают одиночество или узкий круг знакомых. Игры помогают геймеру социализироваться, не расходуя на это такое огромное количество усилий.
«Компьютерные клубы становятся удобной площадкой, где можно получить всё в одном месте: человек выходит из дома, проводит досуг в компании других людей со схожими интересами, общается, обменивается с ними мнениями и эмоциями — а спустя минуту погружается в комфортную для него виртуальную реальность, переключаясь между ролями. Вероятно, это и есть главная причина популярности заведений такого формата».
Наталья Вячеславовна считает, что компьютерные клубы помогают игрокам снять с себя морально-этическую нагрузку из-за потраченного времени.
По ее словам, видеоигры в некотором смысле позволяют отделить физическую сущность от личности. Все жизненные сценарии, травмы, запреты, комплексы, бытовые заботы и обязательства остаются за пределами онлайн-роли. В игре люди выстраивают свою идентичность заново и каждого участника сообщества оценивают по его вкладу в командный результат, а не по фактам биографии.
«Когда геймеры встречаются в реальности, то могут сидеть в том же компьютерном клубе или баре и смеяться над неудачами, шутками и личностными причудами, как будто персонажи, которыми они управляют, — часть их самих».
К тому же сейчас игроки ищут единомышленников не только для того, чтобы обсудить «миссию с вертолетиком» из GTA или тактику за ночных эльфов в Warcraft III, но и чтобы собрать команду и поучаствовать в первом в своей геймерской карьере киберспортивном турнире.
Как умерли старые компьютерные клубы?
Причины максимально банальны. Компьютерные клубы и интернет-кафе были актуальны, пока у клиентуры не было возможности самостоятельно оказывать себе их услуги. У многих не было компьютера до середины нулевых, другие провели домашний интернет только к концу десятилетия, а вай-фай постепенно появился вообще везде.
Зачем покупать время перед уставшим пузатым монитором, если всё прекрасно работает и дома? Классические компьютерные клубы изжили себя и превратились в ностальгический мем. Здесь и здесь мы рассматривали их как артефакт из прошлого.
Ещё пять лет назад никто не ждал их возвращения. Но в последние годы этот рынок начал подниматься. Сложно представить, как косились на человека, который пушил эту бизнес-идею в конце десятых. Но стоит признать: он оказался прав.
Первые попытки обхода
Первым делом я пробовал закрывать лаунчер с помощью диспетчера задач, но после закрытия лаунчер постоянно перезапускался. Решил я поступить похожим образом и скачал диспетчер задач с большим функционалом, как Process Explorer и Process Hacker. С помощью них я не закрывал процессы связанные с лаунчером, а именно замораживал/останавливал их и по сути я добился того, что уведомления о том, что на счету осталось мало времени, попросту не было. Сам лаунчер был заморожен и обратного отсчета времени не было и эти факты меня сначала удивили и я даже начал радоваться, но рано. Когда времени на счету истекло, меня попросту выкинуло из системы, как и должно быть. Большинство процессов связанные с лаунчером и с самим этим контролем, мне остановить и закрыть не удалось, так как недостаточно было прав для этого.
В любом случае тут понятно, что время контролируется со стороны сервера, а не со стороны клиента. И по сути когда время заканчивается, сервер посылает определенную команду и компьютер со стороны клиента принимает эту команду и его выбрасывает из системы. То есть, сам компьютер рабочий, но его использование ограничивает сам лаунчер и процессы контроля. Если от них избавится, то можно спокойно пользоваться компьютером. После закрытия лаунчера, достаточно открыть проводник и на жестком диске найти нужные тебе программы и игры, так как в большинстве случаев они предустановлены, а лаунчер просто упрощает их запуск, чтобы не копаться в папках в проводнике.
Спасение от шопинга
Андрей Комогоров, экс-сотрудник «Евросети», в октябре 2015 года помогал оператору Tele2 выйти в Москву: его компания Clover Estate нашла помещения для открытия более 250 салонов связи. А уже в начале 2016 года он арендовал почти 1,3 тыс. кв. м в торговом центре (ТЦ) «Авиапарк» и открыл киберспортивный клуб Gamer Stadium. Идея пришла неожиданно. «Я увидел потенциальных клиентов: мужчины и подростки, которые скучают, пока женщины занимаются шопингом. Им уже неинтересно идти в «Кидзанию», а кино — это долго». Комогоров называет Gamer Stadium стадионом.
В открытие Gamer Stadium он вложил $500 тыс. личных сбережений. Они пошли на строительство площадки, закупку компьютеров и мебели. Выйти в операционный ноль удалось в первый месяц работы. Комогоров хотел сократить часть расходов и получить компьютеры в обмен на продвижение производителей в клубе, но план не сработал и закупка «железа» обошлась в 5 млн руб. Стоимость оборудования одного места для профессионального игрока начинается от 100 тыс. руб., уточняет Комогоров.
Игроки проводят в клубе в среднем четыре-пять часов. Формат заведений изменился: в них есть еда, напитки, охрана и техподдержка (Фото: Арсений Несходимов для РБК )
В рознице игровой комплект из компьютера и монитора может стоить от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей, рассказывает генеральный директор Acer в России Дмитрий Кравченко. В 2017 году компания поставила компьютеры и мониторы для клуба Cyberspace на «несколько десятков тысяч долларов», оборудовав большую часть мест (их общее число — 97). Клуб «на специальных условиях» закупил десктопы Acer GX 781 и мониторы Predator XB241 — их рекомендованная розничная цена составляет 99,9 тыс. и 37,9 тыс. руб. соответственно, добавляет Кравченко.
Через два года клуб Gamer Stadium должен окупить вложения. Тогда Комогоров начнет расширять сеть на российские города-миллионники: фокусироваться предприниматель планирует на образовательных лекциях и проектах, связанных с ИТ. К примеру, Комогоров ведет переговоры с Microsoft и Mail.Ru Group об организации обучающих курсов. Уже сейчас одну из комнат с компьютерами в Gamer Studium арендует школа «Алгоритм».
«Одиночки» — посетители ТЦ и игроманы — приносят Gamer Stadium свыше 500 тыс. руб. в месяц, рассказывает Комогоров. «В ретейле лето — мертвый сезон, но даже в июне дела шли хорошо: плохая погода в Москве сыграла нам на руку», — радуется владелец компьютерного клуба.
При покупке клубной карты Gamer Stadium за 1 тыс. руб. все услуги заведения и товары в баре приобретаются с 50-процентной скидкой, например, час игры обойдется в 100 руб. вместо 200 руб. Для сравнения, 60 игровых минут в Yota Arena стоят 50 руб. (один из самых низких ценников на рынке), в Cyberspace — от бесплатного промо до 150 руб. в зависимости от времени суток.
Андрей Комогоров планирует открывать компьютерные клубы в торговых центрах в каждом городе-миллионнике (Фото: Арсений Несходимов для РБК )
Впрочем, большую часть выручки Gamer Stadium получает с корпоративных клиентов: стоимость аренды клуба с услугами персонала на целый день начинается от 118 тыс. руб. Только в мае 2017 года в заведении Комогорова прошло семь мероприятий. Ставку на корпоративных клиентов делает и клуб Yota Arena. Площадка может достаться компании бесплатно, главное — оплата обслуживания в ресторане, еда и алкоголь, рассказывает Бокарев. Средний чек в ресторане составляет 1,5–2 тыс. руб. на человека, пока прошло три крупных мероприятия. На быструю окупаемость в Yota Arena не рассчитывают: весной 2017 года управляющий партнер ESforce Holding Антон Черепенников рассказывал, что горизонт планирования — семь лет.
В Сyberspace, принадлежащем ИТ-дистрибьютору Pronet и заработавшем в ТЦ «Ривьера» в июле 2017 года на площади в 2 тыс. кв. м, решили не зацикливаться на корпоративных клиентах. За месяц работы доходы делятся поровну — от посетителей и организации мероприятий, рассказала представитель компании Мария Королева. Кроме того, у Сyberspace появился крупный «стратегический партнер» — российская киберспортивная компания Vega Squadron. Если на тренировочной базе в Подмосковье не хватает места, игроки приезжают в «Ривьеру», рассказал создатель и владелец Vega Squadron Алексей Кондаков. Сyberspace так получает дополнительную аудиторию: фанаты команды приходят пообщаться со своими кумирами в клуб и тратят там деньги, отметил Кондаков.
«Есть несколько громких открытий [компьютерных клубов в Москве], но это вряд ли станет массовым явлением», — сомневается в перспективности тренда основатель издания про игры Kanobu Гаджи Махтиев. Впрочем, очереди выстраиваются, а значит, уже что-то в реинкарнации клубов напоминает посетителям о прошлом, рассуждает он.
И такое случается
Вы можете испортить спину
Правильная посадка и расположение монитора, удобное геймерское кресло или хотя бы диван являются основой для того, чтобы ваша спина не напрягалась во время длительного времяпрепровождения за компьютером или консолью.
Следить нужно как за верхней частью спины (не выгибать шею к монитору и не вытягивать голову вперед), так и за поясницей, когда недостаток дистанции пытаются компенсировать, подаваясь всем корпусом вперед.
В отчете, опубликованном в журнале European Spine Journal, отмечается, что видеоигры могут быть связаны с болями в спине. Из него следует, что дети, которые играют более 2 часов в день, чаще сообщают о болях в пояснице, нежели телезрители. Это и понятно, ведь для просмотра телевизора человек занимает наиболее удобную позу, в то время как гейминг требует напряжения мышц рук и головы.
Вторая жизнь — интернет-клубы [ править ]
Благодаря плану мудрого отца нации и лучших людей страны, бизнес по сравнительно честному отъему бесхозных средств у населения 1 июля 2009 года ВНЕЗАПНО обнаружил себя вне понятий закона. В результате в помещениях бывших казино стали открываться «интернет-клубы», в которых вместо обычного школия заседают опустившиеся лудоманы, а на экранах вместо Старика и Вовика — сайты онлайн-казино, хостящихся в самых неожиданных местах глобуса. Кристально честные борцы с преступностью от невозможности пресечь совершенно законную услугу по предоставлению машинного времени в аренду роняют горькую мужскую слезу на кирпичную кладку. В остальном клубы новой волны ничем не отличаются от классических игровух: «еще времени на третью машину», лечение зависших компьютеров админом путем наложения МПХ, упитые, обкуренные и обдолбанные личности среди посетителей и тому подобное. Основное отличие — отсутствие окон (давняя традиция казино — дабы жертвы окончательно теряли чувство времени).
Особенностью таких мест можно считать именно зашкаливающее количество пьяных и обдолбанных лиц (иногда — каждый первый), поскольку гешефтмахерами пьянство и обдолбанность клиентов крайне приветствуется — больше проебут. Зачастую хозяева таких точек стараются продавать пивасик прямо на месте, дабы гарантированно довести лоха до кондиции (в некоторых подобных заведениях Нерезиновска пивасик посетителям наливается безвозмездно в неограниченных количествах). Кроме того, залы игроавтоматов прокурены до почернения. У входа в эти места тусуются мирные гопники, проебавшие на автоматах месячную зарплату, что делает окрестности таких заведений небезопасными для посещения без короткоствола.
Анонимус, помни: если ты в чужом городе, без ноутбука, а интернет нужен шо пиздец, у тебя есть несколько вариантов: первый этаж крупной гостиницы, здание местной телефонной станции (редко), отделение «Почты России» (есть в чуть более, чем половине отделений в городе), библиотеки (даже таки бесплатно!), городские или вузовские (хотя в некоторых до сих пор нет инета), ну и очень на удачу (в крупных городах) — торговый центр, алсо, вокзалы, аэропорты, и даже газпромовские заправки. С конца 2009 года вывеска «Интернет-кафе» значит буквально: «вонючая дыра для проеба денег быдлом» — обходи эти места стороной, ибо уже сказано, что там водятся в больших количествах бухие гопники, которые просрали на автоматах все бабло с продажи мобилы, отжатой у предыдущего клиента. Тем не менее, «Интернет-кафе» вполне может и действительно называться современное подобие тех самых компьютерных клубов, к примеру тот же «Портал». Только вместо подвала там уже офисоподобная комната, и гопников нет-у админа под рукой есть кнопка вызова охранников из быдлоагентства. А контингент всё тот же-школота (львиная доля), студенты которые лишены компа (в общаге нет, допустим) и залётные тётки, в чьём нищеофисе сломался единственный принтер, а шеф СРОЧНО, под угрозой всех кар требует что-то распечатать.
#4 OFFLINE F@NTOM
С добрых дел надо начинать, а не откупаться ими.
Bboy_Genius (29.02.2012, 18:30) писал:
Вобщем упал системник на бок с высоты 6 см. Скажите что могло произойти,просто теперь игры лагают и комп дольше думает. Конфиг: КОРПУС ТАКОЙ ,Мать Gigabyte PH67A, RAM 4 Gb DDR3, HDD Seagate 1Tb,GTX560 Gigabyte,Intel Core i5 2300. ВОбщем комп новый,на гарантий,все хорошо привинчено.Скажите что могло пострадать и почему дольше думает и игры стали лагать? и загрузка ЦП подскакивает,бывает с 0 до 30. Ну и что можно сказать в сервис центра ,потомучто это вроде негарантийный случай)
Неси в сервис центр раз на гарантии. Не говори что упал, просто скажи, стал хуже работать после очередного включения.
«Единственный способ стать умнее — играть с более умным противником», — основы шахмат, 1883 г.