Компьютер vs Человек в шахматах

Статьи о шахматах

Здравствуйте, уважаемые пользователи портала «Боевые шахматы». Эта статья в первую очередь адресована всем тем, кто готов бросить домашний уют, расстаться с покоем и крепким сном и раскошелиться для шахматных баталий в интернете. Тем, кто готов усесться в «потертое седло» своего «железного» Россенанта с неизвестным количеством процессоров, пришпорить его и с диким криком, в котором с трудом узнается древний боевой клич, вроде «Ура», «Банзай», «Сантьяго», чтобы вновь броситься на поиски приключений, истины и сойтись в бесконечном поединке со злом. Сегодня нашим злом будет компьютер, точнее не компьютер, а шахматные программы — эти «зловредные» симуляторы великой шахматной игры.

если верить Марксу, «труд сделал из обезьяны человека», а уже намного позже человек изобрел компьютер. А чтобы это диковинное электронное животное не скучало и не лезло за плодами с древа познания Добра и Зла, человек научил его играть в шахматы. И все бы было прекрасно в отношениях между творением (точнее — тварью, он же был сотворен) и его создателем, если бы не одна проблема. Эта чертова железяка стала играть в мудрую игру слишком хорошо! Все чаще и чаще в наших «белковых процессорах» возникает вопрос: «Как обыграть эту проклятую железку?», а рядом эхом раздается: «Как обыграть паршивца, играющего против Вас шахматной программой?» В этой статье Вы найдете некоторые мысли, подсказки и советы, которые могут помочь Вам в схватках с электронными монстрами и монстриками, не используя кувалды или молотка.

Начнем с самого главного — универсального способа победить компьютерную программу не существует, гарантированного рецепта победы просто нет! Это надо сразу осознать и принять. Конечно, эта мысль страшна, но, как говорил Илья Муромец, срубая головы Горынычу «И Кощей Бессмертный смертен, главное ему яйцо разбить». Вы играете в шахматы, и программа играет в шахматы. Победу одержит тот, кто играет лучше. Все очень просто: чтобы победить программу, нужно уметь лучше нее играть в шахматы! Если говорить еще проще, чтобы обыгрывать компьютер, надо улучшать свою игру. Но в наше время уже многие программы играют очень сильно, и научиться играть еще лучше их, бывает очень проблематично, а иногда и просто невозможно, не все же из нас Крамники и Каспаровы.

Конечно, это и не так страшно, это даже здорово с другой стороны. Какой смысл играть против программы, которую Вы постоянно обыгрываете, где удовольствие от игры? Такую лучше и не включать вовсе! И так, жребий брошен, кулаки чешутся, Вы рветесь в бой с «консервной банкой». Пора показать, кто царь природы в пределах Вашего микрорайона! С чего начать? Давайте начнем с изучения сильных сторон шахматных программ.

Компьютер vs Человек в шахматах

В мае 1997 года шахматная общественность стала свидетелем важнейшего события. Чемпион мира Гарри Каспаров проиграл матч из шести партий суперкомпьютеру Deep Blue, разработанному американской корпорацией IBM. Два с половиной десятилетия спустя могущество искусственного интеллекта не удивляет никого. Сильнейшие гроссмейстеры планеты не могут на равных играть с шахматными движками последних поколений.

Что стало причиной доминирования ИИ-программ в логических играх? Отвел очевиден — алгоритмы обработки данных, которыми пользуются машины. Процессоры компьютеров обладают недостижимой для человеческого мозга производительностью. Машина способна одновременно анализировать сотни вариантов развития партии.

Действия искусственного интеллекта во время шахматного поединка значительно отличаются от действий человека. Гроссмейстер использует не только формальную логику. Человек полагается на свой опыт, анализ предыдущих партий соперника, субъективные ощущения от борьбы с живым оппонентов. Программное обеспечение суперкомпьютеров действует по заранее определенному алгоритму. Вычислительная мощность процесса используется софтом для поиска лучшего хода без учета внешних обстоятельств.

Нейронные сети вывели производительность суперкомпьютеров на новый уровень. Искусственный интеллект способен не только анализировать текущую партию против человека, но и искать варианты ходов в нотациях сотен тысяч поединков сильнейших гроссмейстеров планеты. Память человека-шахматиста ограничена, мнемонические возможности компьютера — нет. В определенном смысле действия машин можно сравнить со счетом ходов. В отличие от человека, искусственный интеллект способен «видеть» партию до последнего перемещения фигуры с самого начала матча.

Шахматные достижения искусственного интеллекта вынуждают ученых задуматься о пределах возможностей машин. Сможет ли компьютер однажды заменить человека в качестве создателя литературных произведений, музыки, шедевров живописи?

Американские эксперты по нейросетям уверены, что текущий уровень развития технологий не позволит создать столь сложную машину. Искусственный интеллект остается средством решения прикладных задач. Иллюстрации, музыкальные треки или рассказы, сгенерированные суперкомпьютером, легко отличить от творений человека. Мозг ребенка или взрослого обладает уникальным свойством — абстрактным мышлением. Благодаря этому люди понимают шутки, импровизируют, реализуют свои творческие способности. Компьютеры пытаются имитировать работу живых нейронов, но не справляются с этой задачей должным образом.

В будущем искусственный интеллект сможет преодолеть программные и аппаратные ограничения. Машины научатся обрабатывать и интерпретировать информацию по аналогии с человеческим мозгом. Отдельные проявления творческих способностей ИИ-устройств мы наблюдаем в смарт-гаджетах: голосовые помощники Google Assistant, Siri от Apple или Amazon Alexa способны вести осмысленный диалог с пользователями.

В отдельных областях прогресс искусственного интеллекта замедлился. Качество машинного перевода текстов значительно выросло во второй половине 2010-х годов. Компьютеры научились строить ассоциативные ряды слов и использовать большие массивы данных. Несмотря на это, профессиональные лингвисты-переводчики по-прежнему востребованы. Нейросети игнорируют стиль текстов и допускают значительное количество ошибок в переводе идиом, фразеологизмов и шуток.

Вероятно, путь к полной замене человека компьютером окажется очень долгим. Шахматы — логическая игра, а логика — основа машинных алгоритмов. В этой сфере машина смогла превзойти человеческий мозг. В остальных областях Homo sapiens всё ещё вне конкуренции.

Сергей Карякин:

Как современные компьютеры изменили шахматы? Почему уже сейчас у человека нет ни единого шанса против машины? Поговорили с известным российским гроссмейстером, Сергеем Карякиным.

В чем отличие игры в шахматы, скажем, сто лет назад и сейчас?

Отличие огромное! Шахматы, как и вся наша жизнь, меняются. Сто лет назад шахматы были в самом начале своего развития: практиковались открытые дебюты, игра в принципе была достаточно открытой. Побеждал тот, кто лучше играл в шахматы, лучше видел тактику, просчитывал больше вариантов.

Шахматисты не боялись жертвовать фигурами, импровизировали в комбинациях. А сейчас стало много прагматизма. Позиционная тактика, стратегия. Большую роль играет дебютная подготовка. Есть множество всевозможных дебютов, шахматы – поистине неисчерпаемая игра. Каждый серьезный гроссмейстер обладает мощнейшим компьютером. С его помощью и с помощью тренеров он ищет такие ходы в самом начале партии, которые позволили бы получить преимущество над соперником. Зачастую – эта работа впустую, поскольку никто не знает заранее, сработает ли она. Но другого пути нет – если встречаются два близких по уровню соперника – их дуэль в большинстве случаев закончится вничью. Единственный вариант – получить преимущество в дебюте, добиться изначального преимущества и довести партию до победы.

Сейчас появилось много разносторонних шахматистов. Уже мало быть талантливым, выносливым, разбираться в тактике и стратегии – нужна просто нереальная память. Ты анализируешь действия соперника и пытаешься просчитать его возможные ходы. Раньше все записывалось в тетрадку, и уследить за ходом действия соперника было проще — как он играл раньше, что предпринимал в той или иной ситуации. На основании этого ты пытался выработать контрстратегию. Но в последнее время игра стала сильно компьютеризирована, это уже не просто тетрадка с записанными ходами – там целое многообразие вариантов, которое просто невозможно удержать в памяти. Если соперник начинает партию неожиданным дебютом, вся твоя подготовка по сути сводится к нулю. Тебе приходится включать память, вспоминать, где ты уже видел нечто подобное, и что этому можно противопоставить. Нужно обладать поистине нечеловеческой памятью.

Современным гроссмейстерам трудно одолеть соперника, который ниже его рейтингом на 100-200 пунктов, хотя раньше это было в порядке вещей.

Откуда такие перемены?

Раньше была ярко выраженная шахматная элита. Когда Фишер отказался играть с Карповым, последний так хотел доказать, что нет шахматиста сильнее него, что выиграл несколько десятков турниров подряд. Выносил абсолютно всех! Сейчас нечто подобное практически невозможно представить. Современные компьютеры позволяют настолько хорошо подготовиться к турниру, что разница в уровне шахматистов стремительно стирается, особенно, если твой соперник начинает белыми.

Да и подготовка раньше давалась куда как сложнее. Гроссмейстеров было мало, и чтобы подготовиться к турниру, тебе зачастую приходилось их искать, выезжать в другие города или даже страны. А сейчас ты можешь заниматься по скайпу практически с любым тренером мира. Ну и опять же – компьютерные технологии.

Давайте поговорим о компьютерах. В одном интервью, отвечая на вопрос о своей подготовке, вы сказали, цитирую: «Мощные машины персонализированы и стоят недешево. Мой, например, — больше миллиона рублей». Что значит «персонализированы»? Что умеют делать программы, которые помогают вам готовиться?

Как я уже говорил, абсолютно все современные гроссмейстеры используют компьютер. Программы для подготовки умеют быстро просчитывать варианты, сейчас даже программа в смартфоне способна обыграть самого выдающегося гроссмейстера. Это мощнейший процессор, который очень быстро просчитывает все возможные варианты событий. Чем мощнее компьютер – тем быстрее он выдает результат. Отсюда и складывается его стоимость.

Допустим, гроссмейстер перед сном ставит перед компьютером задачу – просчитать определенную позицию и увидеть все варианты, на которых белые фигуры могут получить преимущество. Слабенький компьютер сделает это за неделю, более мощный – за день. А самый прогрессивный – часа за три. Ты просыпаешь, подходишь к компьютеру и видишь решение.

Тебе важно понять: если соперник использует тот или иной ход, то как он может действовать дальше. Компьютер позволяет это увидеть, ты запоминаешь эти варианты – в этом и заключается подготовка. Бывает, что во время партии ты вспоминаешь: ага, лет пять назад я уже видел нечто подобное и тогда белые добились победы. Значит, мне надо действовать в таком-то ключе. Память. Очень многое решает память.

Как можно ее тренировать?

С помощью игры вслепую. Методом решения сложных комбинаций, запоминать партии чемпионов мира.

Многие, и вы в том числе, считают, что сегодня у человека практически нет шансов против компьютера. Неужели нет ни одного способа перехитрить машину?

Нет, конечно, нет. Компьютер обмануть невозможно. Он побеждает во всех сферах, даже в покер научился блефовать лучше людей. Он за секунду просчитывает миллион возможных вариантов и не допускает ошибок. Битва между компьютером и человеком уже бессмысленна. Только между компьютерами, кто из них просчитает максимальное количество вариантов. Если раньше Каспаров, Крамник и другие шахматисты ещё сражались с машиной на равных, то сейчас это невозможно.

На сколько ходов вперед вы можете просчитать партию?

Всё зависит от позиции. Если идет форсированный вариант, то можно просчитать на пятнадцать ходов, а бывают настолько трудные разветвления, что трудно найти и пять-шесть ходов.

Каким дебютом вы предпочитаете играть за белых и каким за чёрных?

Каких-то особых предпочтений нет, но в основном белыми играю е4, а один из любимых дебютов черных — это новоиндийская защита.

Чем женская игра в шахматы отличается от игры мужчин и почему женщины в целом играют значительно хуже?

В любом спорте так. Женщина — существо слабое. А шахматы — это спорт, это характер, это умение принимать решения. Мужчина всегда шел убивать мамонта, а женщина хранила очаг. Как в жизни женщина слабее, так она слабее и в шахматах. Но есть исключения. Например, есть такая шахматистка Хоу Ифань, чемпионка мира по шахматам среди женщин, но и она близко не подобралась к десятке лучших гроссмейстеров мира.

Какой вы можете дать совет, чтобы не отвлекаться во время игры на посторонние звуки?

У нас, как правило, посторонних звуков нет, в основном на турнирах тихо. Хороший шахматист, как правило, вообще не слышит, что происходит. Даже есть такое поверье, когда в детских шахматных школах на занятии или во время турнира кто-то сильно хлопнул дверью, ученики, поднявшие голову, считаются не талантливыми и не усидчивыми.

Как нужно настраиваться на игру?

Каждый делает это по-своему. Я, например, до игры не отвлекаюсь, не общаюсь ни с кем, кроме своей супруги. Полностью изолируюсь. А когда идёт турнир, мы даже не здороваемся, чтобы и такие мелочи не отвлекали.

Как вы считаете, у кого из когда-либо живших или ныне живущих шахматистов самая красивая игра? И есть ли вообще романтика в мире шахмат?

Как по мне, самой красивой игрой обладал Михаил Таль. Когда он играл в шахматы, все были в него влюблены. Еще, конечно, Фишер отличался красивой игрой, но Михаил Таль по этому показателю – номер один, тут сомнений нет. Сейчас, конечно, преобладает прагматизм. Шахматы — это, в первую очередь, жесткий спорт, профессия, бизнес. Но и романтика есть, потому что игра сама по себе очень интересная.

Какие существуют нелегальные способы получить преимущество над соперником?

Используют компьютерную подсказку. Но на серьезных соревнованиях применяются металлоискатели и такое практически исключено. Вообще, если можно было бы вшить в человека чип, который невозможно засечь, любой человек мог бы стать чемпионом мира. Когда ты получаешь подсказки компьютера – никто тебя не одолеет. Это невозможно. Если техника дойдет до такого уровня, что устройство нельзя будет засечь – это моментально убьет шахматы. Игра живет, пока существует фактор человеческой ошибки.

Сейчас подобные технологии используются на турнирах не слишком высокого уровня. Допустим, выходит человек в туалет, а в бачке лежит телефон. Когда люди часто бегают в туалет – это всегда вызывает подозрения. Но на крупных турнирах все достаточно строго – запрещено проносить с собой ручки, часы и другие предметы. Организаторы стараются исключить любую возможность нечестной игры.

Можно ли еще как-то вычислить, что против тебя играют нечестно?

Магнуса Карлсена часто обвиняют в жульничестве из-за того, что он играет очень классно, почти по первой линии компьютера. То есть, делает ходы, которые компьютер считает наилучшими. Хотя я в это не верю и убежден, что Магнус играет честно. Однако если на протяжении долгого времени человек играет по первой линии, то само собой это вызывает подозрения и его обязательно проверят.

Шахматная партия – это колоссальное нервное напряжение. У вас возникало когда-нибудь желание после партии пойти и дать кому-нибудь в морду или что-нибудь разгромить?

Да, у меня было желание разнести все вокруг и вообще бросить шахматы. В последний раз – когда проиграл Карлсену в Ставангрере-2013. На том турнире мне удалось победить четырех очень сильных гроссмейстеров и выйти в финал на Магнуса. В пятой партии я стоял как минимум не хуже и можно даже сказать, что с хорошим перевесом. Но не только не выиграл, а по глупости проиграл. Понимал, что упустил преимущество, упустил шанс победить норвежца и добиться победы. Было такое ощущение, что меня как будто кипятком облили. Я был очень зол, настроение было отвратительное. Хотелось все крушить, а потом я в бессилии рухнул на диван и подумал, что, наверное, никогда не смогу победить Карлсена… Хорошо, что рядом была моя жена. Мы вышли погулять, поговорили, и это очень меня успокоило.

Ну, а чтобы дать кому-нибудь в морду — это вряд ли, потому что я очень миролюбивый человек и считаю, что надо иметь огромное основание для того, чтобы кого-нибудь ударить. Если кого и винить, так только себя. Если бы была возможность, я хорошенько врезал бы самому себе.

В фильме «Жертвуя пешкой» шестую партию между Борисом Спасским и Фишером назвали величайшей игрой в истории шахмат. Как вы считаете, действительно ли эта партия величайшая?

Ну нет, это просто так сказали, потому что партия действительно была сыграна шикарно. Шестую партию назвали величайшей для создания образа, мы же знаем, что кинематограф часто преувеличивает. Но фильм мне понравился, отлично, что Голливуд обратился к шахматной теме, это популяризирует наш спорт.

Могут ли шахматы научить чему-то в плане жизненной стратегии?

Они не только могут, они учат. Шахматы помогают человеку в жизни. Говорят, какой человек в жизни, такой он и за доской, и даже есть такая мудрость, что шахматы — это зеркало жизни, где проявляются все слабые и сильные стороны. Шахматы учат ребенка расчету, помогают по жизни принимать правильные решения. При этом не обязательно делать ребенка гроссмейстером, но научить его шахматам на какой-то элементарной основе — это бесценно.

Играли ли вы в шахматы с кем-то из известных людей?

Играл много с кем, сейчас трудно припомнить. Я играл с чемпионом мира по пятиборью, с футболистами «Спартака», играл с олимпийской чемпионкой по легкой атлетике Марией Савиной. Я даже сейчас не припомню, с кем мне приходилось играть, но, конечно, такого прям суперсильного противника у меня не было. Попадаются и крепкие любители, с которыми мы сводили партию в ничью, но тут надо понимать одну вещь. Когда Майкл Джордан выходит на площадку – какой любитель сможет зацепиться хотя бы за одно очко? Каким бы крепким этот любитель не был. Надо же объективно смотреть на вещи. Когда ты на расслабоне, за чашечкой кофе, играешь с определенной форой – ну, наверное. Но это все очень несерьезно. Любитель ничего не сможет противопоставить профессионалу. Вот как-то раз Карлсен играл с Биллом Гейтсом – довольно знаменитая история. У Карлсена было 30 секунд на всю партию, если он выходил за эти рамки – он проигрывал. У Гейтса – неограниченное количество времени. Кажется, на 24 секунде норвежец поставил Гейтсу мат.

Что вам помогло добиться успеха и пробиться на самый верх?

Это очень сложный вопрос. А какой университет способен сделать из человек Марадонну? Нужно найти свое призвание, свое дело, а затем – очень много работать и не лениться. Обстоятельства тоже играют роль. Где-то с родителями повезло, где-то с хорошими тренерами. Послушайте, ну кто знал, что в стране биатлона и лыж родится такой шахматный гений как Магнус Карлсен? Бал в шахматах всегда правили представили СССР, США, Индии, в последнее время очень хорошо проявляет себя Китай. Но чтобы Норвегия… Да никто этого и представить не мог! Как стать Карлсеном? – наверное, найти свое нишу. Плюс талант, трудолюбие и определенное везение.

Как встать на ноги после тяжелых поражений?

Я всегда был очень устойчив к поражениям. Крепкая нервная система. Все игроки элиты сейчас умеют держать удар. Держать удар и собираться на самые важные турниры. Если я выступаю на коммерческих стартах, я могу занять там 5-6 место и не особенно этому огорчиться. Хотя меня за это многие ругают. Там можно потренироваться, поэкспериментировать, но я не буду там убиваться – как карта ляжет. Совсем другое дело серьезный турнир. Вот ради этого я отдам все свои силы. В марте грядет турнир претендентов, он состоится в Берлине. Там я рассчитываю показать все, на что способен.

20 лет назад компьютер впервые выиграл шахматную партию у чемпиона мира

20 лет назад компьютер впервые выиграл шахматную партию у чемпиона мира

10 февраля 1996 года шахматный суперкомпьютер «Deep Blue», разработанный IBM и способный вычислять 100 миллионов позиций в секунду, впервые выиграл шахматную партию у чемпиона мира Гарри Каспарова.

Это была первая игра в матче из шести партий. Турнир проходил в Филадельфии. Чемпионом в итоге стал Гарри Каспаров. 32-летний российский гроссмейстер, который впервые получил звание чемпиона мира в возрасте 22 лет, восстановил свои позиции в следующих пяти играх с компьютером: две ничьи и три победы гроссмейстера.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 1

10 февраля 1996 год. Гарри Каспаров забирает пешку в матче из шести игр против компьютера Deep Blue, оператором которого был Фэн Сюн Сю.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 2

16 февраля 1996 год. Deep Blue в штаб-квартире IBM в Армонке, штат Нью-Йорк.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 3

16 февраля 1996 год. Вид экрана Deep Blue.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 4

16 февраля 1996 год. Программист в штаб-квартире IBM в Армонке, штат Нью-Йорк.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 5

17 февраля 1996 год. Разработчик Deep Blue доктор Чанг-Джен Тан аплодирует Гарри Каспарову, победившему суперкомпьютер в матче из шести игр.

Компания IBM приступила к модернизации компьютера Deep Blue, удвоив его вычислительную мощь к матчу-реваншу, который запланировали на май 1997 года. В ходе матча 1997 года общая средняя скорость системы уже составляла 126 миллионов позиций в секунду. Максимальная установившаяся скорость, наблюдавшаяся в матче, составляла 330 миллионов позиций в секунду.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 6

Февраль 1997 года. Каспаров позирует для фото во время тренировки к матчу-реваншу против Deep Blue.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 7

1 мая 1997 года. Каспаров достаёт белую бейсболку, которая означает, что он будет делать первый ход в матче-реванше против Deep Blue.

Два противника встретились в телестудии Нью-Йорка на широко разрекламированном матче.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 8

3 мая 1997 год. Фэн Сюн Сю подготавливает Deep Blue перед началом первой из шести игр.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 9

3 мая 1997 год. Каспаров обдумывает первый ход в первой игре матча-реванша.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 10

3 мая 1997 год. Каспаров делает ход конём.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 11

3 мая 1997 год. Зрители первой игры.

Каспаров в первой игре победил Deep Blue за 45 ходов.

Тем не менее, гроссмейстер не смог понять причину одного из нелогичных ходов компьютера, что возможно, было результатом программного сбоя. Он растолковал его как признак превосходящего интеллекта и забеспокоился.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 12

4 мая 1997 год. Учёный IBM Мюррей Кэмпбелл делает ход за Deep Blue во второй игре.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 13

4 мая 1997 год. Каспаров делает ход во второй игре.

Вторая игра завершилась победой компьютера.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 14

6 мая 1997 год. Каспаров обдумывает ход в третьей игре после победы в первой и поражения во второй.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 15

6 мая 1997 год. Зрители в прямом эфире третьей игры.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 16

8 мая 1997 год. Команда IBM Deep Blue позирует для фото после четвёртой игры, которая завершилась вничью.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 17

7 мая 1997 год.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 18

11 мая 1997 год.

Третья игра закончилась вничью.Четвёртая игра завершилась вничью.Пятая игра завершилась вничью.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 19

10 мая 1997 год. Фото: Bernie Nunez/Allsport/Getty Images

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 20

7 мая 1997 год.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 21

10 мая 1997 год. Каспаров обдумывает следующий ход в начале пятой игры.

11 мая прошла финальная решающая игра. Зрители напряжённо наблюдали за партией Каспарова и шахматного суперкомпьютера Deep Blue.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 25

11 мая 1997 год. Зрители смотрят трансляцию последней, решающей игры в матче-реванше между Каспаровым и компьютером IBM Deep Blue.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 22

11 мая 1997 год. Каспаров держится за голову, учёный IBM Джозеф Хоэн делает ход за Deep Blue в начале заключительной игры.

Всего за 19 ходов Deep Blue победил гроссмейстера.В IBM ликовали. Каспаров расстроился. Он обвинял команду Deep Blue в нечестной игре и требовал провести новый матч, в чём ему отказали, команду Deep Blue распустили и компьютер больше никогда не играл в шахматы публично.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 23

11 мая 1997 год. Каспаров после поражения в финальном матче.

Shahmatnye matchi Kasparov Deep Blue 24

11 мая 1997 год. Каспаров размышляет над поражением в финальном матче с Deep Blue..

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector