Компьютер и здоровье детей: как минимизировать вред для здоровья

Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей

Автор — учитель английского языка МБОУ СОШ №32 Приокского района г. Н. Новгорода Борисова Мария Евгеньевна

Аннотация

Сценарная разработка поможет при организации и проведении родительских собраний в образовательных учреждениях. Необходимо осознать, что обучение детей навыкам вести здоровый образ жизни, правильно относиться к работе за компьютером — это ответственность, которую должны разделять между собой учащиеся, родители и педагоги. В этом сценарии дается полностью разработанная программа для проведения родительского собрания с обсуждением проблемы негативного влияния ЭВМ на здоровье человека. Применение данного сценария актуально на любой стадии учебного процесса и для обучающихся, использующих в своей учебной и неучебной деятельности.

Цель проведения родительского собрания:

— профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютере

Задачи:

— формирование потребности здорового образа жизни и понимание значения здоровья для развития гармоничной личности,

— помочь родителям осознать необходимость бесед с ребенком об опасном влиянии компьютера;

— информировать детей и родителей о вреде и пользе компьютера,

— развивать осознанное негативное отношение к вреду компьютера.

Форма проведения: круглый стол.

Оснащение: компьютер, презентация, монитор компьютера, .

Эпиграфы:

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.

Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование.

Ухудшение зрения

Длительное пребывание у монитора приводит к напряжению глазных мышц и, как следствие, к снижению зрения. Увлеченные картинкой на мониторе, дети забывают моргать, что приводит к пересыханию роговицы: глаза начинают слезиться, изображение становится нечетким, двоящимся, возникает усталость, изменение концентрации.

РЕШЕНИЕ: Контролируйте время, проведенное за ПК. Во время работы обеспечьте правильное положение экрана относительно глаз при помощи подставок для экрана – так вы минимизируете напряжение в глазах.

Нарушения осанки у детей проблема очень серьезная. Более подробно о ней мы говорили в предыдущей статье. Остановить прогрессирование и исправить начавшееся искривление позвоночника очень сложно. Компьютер полностью захватывает детское внимание, ребенок не чувствует, что сидит, ссутулившись. Нарушения осанки влекут за собой функциональные нарушения внутренних органов.

РЕШЕНИЕ: Обеспечьте правильную посадку за рабочим столом используя поддерживающие подушки для сины и подставки для ног. Делайте перерывы на физические упражнения каждые 20-30 минут работы.

Многие замечают, что после длительной работы на компьютере (с клавиатурой или мышью) кисть начинает неметь, особенно в области подушечек пальцев, а также появляется острая боль в области запястья . Руки все время хочется потереть, как будто они затекают. Все это является следствием нарушения работы мелких суставов кисти, кровоснабжения и иннервации.

РЕШЕНИЕ: читайте в данной статье.

Неустойчивая детская и подростковая психика страдает от затягивания компьютером.

Наблюдается нарушение внимания и памяти, депрессивное и даже агрессивное настроение.

Помимо этого, при нахождении в течении длительного времени под воздействием электро – магнитного излучения, наблюдаются такие симптомы, как: головные боли, усталость, нервозность, снижение сопротивляемости к инфекциям, рост количества злокачественных новообразований.

Особенно опасно влияние ЭМИ на неокрепший детский организм.

РЕШЕНИЕ: строго регламентируйте время работы с ПК.

Сегодня мы хотели бы более подробно рассказать об очень распространенном заболевании, вызванном длительной работой на клавиатуре и с компьютерной мышью – туннельном синдроме запястья.

Это заболевание имеет и другие названия, такие как синдром запястного канала, а также карпальный синдром. Оно относится к категории туннельных невропатий, возникающих вследствие длительного сдавливания нерва в костно-фиброзных, а также фиброзно-мышечных каналах.

Причина защемления этого нерва кроется в длительной статической нагрузке на одни и те же мышцы. Нагрузку вызывает большое количество однообразных движений и зачастую неудобное положение рук. К примеру, работая на клавиатуре компьютера, кисть человека находится в постоянном напряжении.

Сдавливание нерва происходит при согнутой кисти относительно предплечья на 20-45°:

Защемления данного нерва сопровождается опухолью расположенных рядом с нервом сухожилий и отёком запястного канала.

Помимо сдавливания нервной ткани, при развитии туннельного синдрома происходит нарушение кровоснабжения нерва. Отсюда еще одно распространенное название данной группы патологий – компрессионно-ишемическая невропатия.
Течение заболевания имеет хронический характер и сопровождается 3 клиническими симптомами: болевым, нарушением чувствительности и двигательной функции конечности.

Основным фактором в развитии данной невропатии являетсяхроническаямикротравматизация нерва, поэтому наиболее им подвержены именно нервные структуры, расположенные в непосредственной близости к подвижным суставам.

Запястный канал (карпальный) сам по себе очень узкий, его ограничивают кости запястья, сверху канал покрыт поперечной связкой запястья. Внутри канала находятся сухожилия мышц-сгибателей пальцев и срединный нерв.

Срединный нерв по своей функции является смешанным, то есть обеспечивает и чувствительность, и двигательную активность.

Поэтому, при ухудшении состояния срединного нерва в связи с хроническим раздражением или давлением вокруг него, замедляются нервные импульсы, происходит потеря чувствительности в пальцах, нарушение координации движений, онемение.

На сегодняшний день причиной номер один туннельного синдрома запястья является работа с компьютерной мышкой и клавиатурой:

К сожалению, нам не всегда удается отказаться или существенно урезать время работы за компьютером, поэтому стоит подумать о мерах профилактики.А именно о правильной и удобной организации рабочего места:

  • Клавиатура должна быть расположена так, чтобы сгибая руки в локте, они образовывали прямой угол.
  • При работе с мышкой локоть должен лежать на столе, а прямая кисть расположена максимально далеко от края стола. Запястье и предплечье должны быть расположены в одной прямой.
  • Принципиально важен и режим труда на компьютере. Разминайте периодически кисти рук для расслабления сухожилий и восстановления необходимого объёма синовиальной жидкости.

Справиться с проблемой правильного положения кисти рук во время работы с компьютером можно при помощи специальных ковриков для мыши, обеспечивающих поддержку запястья в месте сгиба.

В ассортименте специализированных ковриков для мыши компании Fellowesесть продукт с уникальной технологией скольжения Health-V™.

Поддерживающее запястье основание двигается по коврику вместе с мышью, обеспечивая, таким образом, не только прямое положение запястья, но и переносит нагрузку с запястья на весь плечевой пояс.

Среди продуктов со специальной подкладкой под запястье от компании Fellowes множество ярких, приятных на ощупь, ковриков, которые не только избавят вас от проблем со здоровьем, но и поднимут настроение:

Более подробно ознакомиться с продукцией компании Fellowes можно на сайте.

Зависимый подросток

Глубокая и объективная диагностика игровой или иной формы компьютерной зависимости – дело профессионалов. Но заметить признаки назревающей проблемы родитель может и самостоятельно. Обратите внимание на поведение подростка и ответьте на несколько вопросов о нем.

  1. О чем он говорит? Широкий круг тем и их обсуждение с родными, друзьями и одноклассниками – позитивный знак.
  2. Чем он занят? Ребенок увлеченно занимается карате, посещает изостудию, делает успехи в литературных конкурсах – прекрасно! Обещанное он исполняет в срок, а начатое – доводит до конца.
  3. Как он проводит свободное время? Компьютер не входит в круг основных интересов. Юноша читает книги, интересуется тематическими телепрограммами или даже задумал научное исследование в Малой академии наук – будьте спокойны.
  4. В каком он расположении духа? Раздражительность, смена настроения, истерики, депрессии несвойственны здоровым и социально активным тинейджерам.
  5. Участвует ли он в семейных делах? Ходить по магазинам, убирать, ездить на дачу с родителями – способы провести время с пользой для семьи. Психологически здоровый подросток осознает свой вклад в семейный быт.
  6. Как он/она выглядит? Для здорового подростка важен внешний вид! Неухоженность, мешковатость, стремление носить капюшон – первые попытки уйти от реальности.
  7. Как он спит? Тревожный сон, лунатизм, поздний отход ко сну – поводы начать отваживать чадо от компьютера. Кстати, хороший аппетит не считается признаком здоровья, когда речь идет о компьютерной зависимости!
  8. О чем он мечтает? Победить очередного монстра на девяностом уровне? Или все-таки поехать в Европу на фестиваль песчаных скульптур? Или заполучить редкий альбом любимой рок-группы? Вспомните или расспросите ребенка о его мечтах.

Даже если ответы оказались тревожными, не спешите отключать интернет и выбрасывать монитор. Поспешные действия могут навредить. Лучше следовать строго намеченному плану.

Сколько часов в день ваш ребенок проводит у экранов гаджетов?

    Более 8 часов 38%, 43 голоса
    43 голоса 38%

43 голоса — 38% из всех голосов

30 голосов — 27% из всех голосов

20 голосов — 18% из всех голосов

18 голосов — 16% из всех голосов

2 голоса — 2% из всех голосов

Всего голосов: 113

Вы или с вашего IP уже голосовали.

Компьютер надо использовать с умом

Чтобы влияние компьютера на здоровье ребенка было минимальным, нужно использовать его грамотно. Компьютер можно использовать для развития логического мышления, развивать художественные способности и многое другое. Существует много обучающих и развивающих компьютерных программ, составленных с учетом возрастных способностей ребенка и его интересов.

Родителям необходимо наблюдать за тем, чем занимается их ребенок за компьютером. Нужно исключить разного рода игры, провоцирующие агрессивное поведение детей.

Упражнения для глаз

+ Отвести взгляд от монитора и закрыть глаза.

+ Не открывая глаз, зажмуриться 10 раз.

+ Интенсивное моргание 10 раз.

+ «Рисовать» закрытыми глазами геометрические фигуры.

+ 10-15 раз переводить взгляд от самой отдаленной точки до кончика носа.

+ Массаж висков по часовой и против часовой стрелки.

Очень важный совет – это контроль ребенка во время работы за компьютером. Следите за тем, как он сидит за компьютером и что делает в это время. Тогда вы сможете сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье вашего ребенка. Будьте примером для него – приучитесь сами следить за осанкой, вместе делайте упражнения для осанки и зрения. Регулярно ходите на длительные пешие прогулки. Найдите любимый вид спорта. Даже простое катание на велосипеде принесет вам огромную пользу.

Примечание: Центр POLYCENT преподает основы информатики для школьников, робототехнику, ракетостроение, авиамоделирование и промышленный дизайн. Кроме того, организуем курсы 3D моделирования для детей, где опытные преподаватели научат создавать персонажей, виртуальные миры, анимированные ролики.

Уставшие глазки.

При постоянном контакте с монитором идет большая нагрузка на глаза. Существует мнение, на мой взгляд, ошибочное, что вредно смотреть в монитор. Совершенно без разницы, куда смотреть – в монитор, в книжку, на экран телевизора. Можно столько же времени просидеть с книжкой, и при этом это будет также вредно. Просто мы никуда больше так не смотрим, как на экран. Речь идет об элементарном зрительном напряжении. Мышцы устают, поэтому их, точно также, как и скелетные мышцы нужно тренировать. Нужно периодически вставать из-за компьютера и смотреть в окно, вдаль – на небо, на траву, на деревья. Можно делать своеобразную гимнастику для глаз – приклеить к стеклу бумажную метку, и потом поочередно смотреть то на стекло, то на дерево. И обязательны упражнения с закрытыми глазами – закрыть глаза и повращать глазными яблоками влево, вправо, вверх, вниз, потом зажмурить глаза, потому что тренируются не только мышцы глаза, но и век. Сильно зажмурить, расслабить, зажмурить, расслабить. Улучшается кровоснабжение и снимаются тяжесть и усталость.

Офтальмологи считают, что зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере — ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить какие-то детали. А это — огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Итак, вы проводите много времени за компьютером. Зрение начинает падать. Что делать? Во-первых, рабочее место должно быть комфортным. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В их рационе должна присутствовать печень трески, зелень — петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква. Полезны для глаз витамины (особенно комплексные поливитамины, в которых витамины сочетаются с микроэлементами: цинком, кальцием), все препараты на основе черники.

Преимущества использования компьютера для мозга

Несомненно, современные технологии при правильном применении – шаг вперед в методах обучения и развития детей. Компьютерные программы помогают быстрее и проще осваивать новые навыки взрослым.

Ученые рассматривают использование специализированных компьютерных игр как способ борьбы с некоторыми психоневрологическими проблемами (3).

К положительным примерам влияния компьютера на мозг человека относят улучшение отдельных функций:

  • Способность концентрировать внимание на выполнении конкретной задачи. Для этого разрабатываются специальные программы и игры, которые тренируют навык концентрации как детям, так и взрослым.
  • Когнитивное укрепление. Человек становится способен быстрее воспринимать данные и раздражители, оперативно на них реагировать.
  • Улучшается один из важных типов памяти – кратковременная. При работе в различных программах или прохождении игр приходится быстро запоминать, а затемприменятьинформацию.
  • Время отклика. Человек, регулярно играющий в игры определённых жанров, учится быстрее реагировать на внешние раздражители. Подобным образом люди обучаются преодолевать состояние ступора и паники, когда от человека требуется быстрая реакция.
  • Концентрация внимания. Человек становится способен дольше удерживать внимание на конкретном объекте. Лучше замечает детали и произошедшие в ситуации изменения, сопоставляет их.
  • Зрительно-моторная координация. Скорость реакции и способность моментально передать приказ действовать рукам, также зависят от скорости восприятия и обработки поступающей через зрительные центры информации.

Компьютер для развития мозга

Стоит понимать, что добиться серьезного результата можно только под наблюдением опытного инструктора, медика. И программы должны быть соответствующие. При этом нужно уделять тренировкам достаточное время на протяжении нескольких недель или даже месяцев.

Доклинический этап

У ребенка появляется потребность играть или проводить много времени в сети, но компьютерной зависимости еще нет, и достаточно помощи педагога-психолога или самих родителей.

Проблема обычно в неумении общаться или развлекаться без мобильника и компьютера. Но если подростку предложить интересное дело, он отрывается от сетевых развлечений. Поэтому первая стадия легко обратима, главное — не запустить ситуацию.

Как современное увлечение может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка

  • Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения
  • Ухудшается зрение, состояние здоровья.
  • Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.
  • Компьютерно-зависимый ребенок рискует выпасть из социума и навсегда остаться без друзей, которые так важны во взрослой жизни

Что же можно посоветовать родителям, что бы предотвратить компьютерную зависимость у подростков?

1. Родителям необходимо выяснить, что побудило подростка уйти в виртуальный мир. Возможно, подростку не хватает информации и у него дефицит общения и родителям стоит больше уделять время своему ребенку. Совместное посещение музеев, театров, отдых на природе, общение с интересными людьми все это поможет подростку стать гармоничной личностью. Чем больше граней мира родители смогут показать ребенку, тем больше возможностей у подростка реализовать себя в нем (в мире).

2. Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром то же имеет свои причины и кому, как не родителям легче понять причину. Если подросток не очень успешен в учебе, возможно лучше не говорить ему в очередной раз, что он «двоечник и ни на что не годиться» (опуская при этом его самооценку), а помочь ему наверстать упущенный материал и лишний раз похвалить его, пусть даже за маленькие, успехи.

3. Не нужно критиковать подростка за то, что он слишком много проводит время за компьютером, акцентируя тем самым внимание на проблеме. Лучше найти способ ненавязчиво оторвать его от этого занятия. Подумайте, что может быть интересно вашему ребенку, займитесь этим вместе с ним. Так вы сможете ненавязчиво контролировать время проведенное за компьютером.

4. Договоритесь с подростком о времени, которое он может проводить за компьютером. Например, после десять часов вечера компьютер должен быть выключен. Обязательно контролируйте этот процесс. Если подросток «заигрался», постарайтесь переключить его внимание.

5. Не нужно резко отнимать или запрещать компьютерные игры подростку, который уже втянулся. Этим вы вызовите еще большее отстранение от вас подростка.

6. И самый важный совет, в любой ситуации, принимать вашего ребенка таким, какой он есть, слушать и слышать его.

Список рекомендуемой литературы:

1. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития, ред.-сост. А.Е.Войскунский. — М.: Акрополь.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector