Как самому перепрошить бортовой компьютер автомобиля

Перепрограммирование «мозгов» бортового компьютера автомобиля

В настоящее время всё больше и больше выпускается автомобилей, оборудованных бортовыми компьютерами. Пока что такие машины по карману не каждому, однако уже в ближайшем будущем на наших дорогах количество автомашин без «мозгов» уменьшится как минимум в два раза. Несмотря на растущую популярность бортовых компьютеров, очень часто их работа желает лучшего. Поэтому по мере увеличения на дорогах «мозговитых» машин становится всё более популярной связанная с их обслуживанием услуга — прошивка компьютера автомобиля.

Главная цель, которую преследуют создатели бортовых автомобильных компьютеров, — обеспечить максимальный комфорт водителю и пассажирам во время поездки. В случае когда такое устройство не справляется со своей работой, ему требуется так называемый чип-тюнинг (с англ. регулировка микросхемы).

Бортовой компьютер автомобиля

Перепрошивка мозгов автомобиля — это наиболее оптимальный и наименее затратный способ повысить мощность мотора, улучшить динамику автомашины и при этом не переделывать двигатель. Для тех, кто ещё не совсем хорошо владеет информацией, объясняем, что электронные мозги автомашины — это электронный блок управления двигателем, работа которого определяется некоторой программой. Изменив её параметры, вы изменяете поведение вашего «железного друга».

Прошивка производителя характеризуется наличием определённого резерва для возможности увеличить мощность, крутящий момент, скорость и максимальные обороты мотора с помощью изменения программного обеспечения в «мозгах» автомашины. Дело в том, что автомобили выпускаются с двигателями, «мозги» которых сильно зажаты в рамки норм по уровню токсичности. Чип-тюнинг придуман именно для того, чтобы расширить эти рамки.

Разновидности прошивки

В настоящее время в свободном доступе в Интернете можно найти сотни различных утилит для перепрошивки управляющих модулей от разных разработчиков. То же самое касается и программаторов — в продаже можно найти десятки устройств, обладающих разными параметрами и характеристиками. Самые известные и востребованные на сегодня — это производители из США и Германии. Однако, и среди российских производителей в последнее время появилось множество компаний, которые выпускают программаторы.

Рост отечественных производителей в области изготовления программаторов связан с тем, что на территории РФ, а также стран бывшего СССР увеличилось количество тербодизельных, а также инжекторных машин. Разумеется, речь идет о транспортных средствах, оборудованных ЭБУ. Из-за того, что производители автомобилей изначально оборудуют транспортные средства противоугонными установками, программаторы российского производства не всегда позволяют осуществить перепрошивку.

Как сделать чип-тюнинг двигателя своими руками

Каждый автовладелец со временем начинает мечтать о новой, более мощной машине. И если раньше это сделать можно было, только купив новую, то сегодня вариантов улучшить мощность, скоростные и другие динамические показатели авто существует несколько. Одним из самых популярных способов улучшения динамики мотора машины сегодня считается чип-тюнинг. Стоимость этой процедуры на специализированном автосервисе достаточно невысокая, всего несколько тысяч рублей. Однако наши автолюбители очень часто пытаются сделать всё самостоятельно. Это вполне возможно. Для этого вам понадобится или же тщательно изучить особенности работы чип-тюнера, или же довериться разработчикам чип-боксов и просто подключить уже готовое, купленное в магазине оборудование. Рассмотрим детально процедуру чип-тюнинга каждым из методов своими руками.

Установка чип-бокса

Если вы не хотите тратить много времени на тюнинг, то можете просто установить чип-бокс

Одним из самых простых вариантов сегодня считается установка чип-боксов. Этот метод чиповки вполне доступен даже для начинающих. Для этого понадобится лишь разобраться с тем, какой у вас двигатель и приобрести для него подходящий чип-бокс. После этого надо найти стандартный диагностический разъём электронного блока управления и подключить через него дополнительное устройство. После установки корректировку работы электронного блока управления модуль будет выполнять сам. На этом процедура закончена. Делается она достаточно просто и за очень короткое время. При необходимости снятие устройства также происходит просто и очень быстро, а все заводские настройки автоматически возвращаются.

Здесь возникает вопрос в другом, стоит ли доверять таким устройствам или лучше всё-таки производить прошивку чипа? Ведь согласно отзывам, боксы по-разному влияют на параметры двигателя, к тому же вследствие их установки многие отмечали снижение ресурса двигателя автомобиля и других его систем.

Прошивка чипа своими руками

Прошивка чипа, как правило, более эффективна, так как при проведении этой процедуры происходит не подмена сигналов, а настраивается вся электроника двигателя. В результате этого можно добиться качественного улучшения работы всей электроники автомобиля. Перепрошитый блок управления позволит увеличить мощность двигателя, повлияет на работу кондиционера, что, в свою очередь, улучшит работу авто на холостых оборотах. Настройка позволит сократить время разгона машины и снимет скоростные ограничители, снизит расход топлива, токсичность выхлопов, заставит работать все бортовые электроприборы правильно, но более эффективно, так как большинство заводских настроек занижают и стараются сэкономить ресурс. Это никак не повлияет на ресурс работы, ведь вследствие чипования вы просто станете использовать всю электронику авто по максимуму.

Для того чтобы осуществить прошивку чипа ЭБУ своими руками, потребуется гораздо больше усилий. Вам необходимо будет разобраться с тем, как сделать чип-тюнинг своими руками, иными словами, самому изучить все тонкости и особенности работы чип-тюнера. Разобраться с тем, как работает двигатель, достать или купить необходимое оборудование и только после этого можно будет переходить к самой процедуре чипования.

Сам процесс прошивки двигателя может отличаться в зависимости от возраста автомобиля. На более старых машинах эта процедура производится достаточно сложно. Ведь для того чтобы всё сделать, необходимо разбирать ЭБУ, распаивать резисторы и впаивать новую микросхему. И только после этого можно запускать программу для прошивки. На новых машинах, тех, которые выпущены в последнее десятилетие, процедура чиповки производится проще, всё можно сделать без разборки через диагностический разъём.

Что понадобится для чип-тюнинга?

Для того чтобы сделать чип-тюнинг двигателя своими руками, вам понадобится:

  1. Прошивка. Желательно брать качественную, проверенную либо же официальную, так как гарантий о том, что скачанная из интернета будет работоспособной, вам никто не даст.
  2. Ноутбук с подходящим программным обеспечением. Его надо будет или переустановить, или же хотя бы скачать временные версии.
  3. Программатор. Именно он будет производить прошивку. Этот прибор достаточно дорогой, так что лучше договориться о его аренде, так удастся значительно сэкономить. К тому же, если вы не собираетесь заниматься чип-тюнингом постоянно, он в будущем вам совершенно не понадобится.
  4. Программное обеспечение. Здесь надо посмотреть на софт, который должен быть изначально установлен на ноутбуке для работы с программатором и самой прошивкой.
  5. Адаптеры для соединения с портом автомобиля.

Если вы собираетесь делать чип-тюнинг двигателя более старого авто, где необходима доработка ЭБУ, то вам также понадобится:

  1. Микросхема — её следует подбирать исходя из марки автомобиля и ваших предпочтений. Обычно для таких целей отлично подходят ПЗУ 27С256 или 27С512. Микросхемы возможно купить как в специализированных магазинах, автомастерских, занимающихся прошивкой, так и заказать через интернет.
  2. Панель для микросхемы — так же, как и в случае с прошивкой, лучше взять качественную, пусть она и обойдётся дороже. Здесь экономить не стоит, ведь основная задача этой детали — защита микросхемы.
  3. Рабочий инструмент: ключи и, возможно, паяльник, бокорез.

Подготовка к прошивке

Перед тем как начинать делать чип-тюнинг своими руками, нужно проверить мотор машины на исправность. Очень важно, чтобы всё работало правильно, иначе результаты работы могут быть самыми неожиданными или даже навредить вашему автомобилю.

Далее подготавливаем рабочее место. На месте, где вы собираетесь работать, у вас должен быть свободный доступ к сети, чтобы в неподходящий момент ваш ноутбук не разрядился.

Сначала вам понадобится запустить ноутбук, установить на него необходимое программное обеспечение, драйвера, подключить к нему программатор. Всё оборудование необходимо установить надёжно, лучше закрепить, чтобы во время работы оно не могло сдвинуться.

Последовательность прошивки чипа без доработки ЭБУ

Здесь всё так же достаточно просто. После того как необходимые программы и драйвера установлены на компьютер, колодка адаптера подключается к диагностическому порту. Зажигание при этом должно быть отключено. Далее запускается ноутбук, включается зажигание. После этого запускается Flasher и выбираются ошибки, которые необходимо устранить. После того как ошибки удалены, запускаете новый файл с прошивкой и ждёте, пока закончится настройка. Только после того, как всё завершено, отключаете зажигание, ждёте минимум минут 5 и включаете зажигание снова. Смотрите, что выбивает вам Flasher. Если после настройки опять бьют ошибки, то процедуру следует провести заново.

После того как всё завершено, запускаем двигатель и смотрим, как работает автомобиль. Если всё нормально, то процедура прошивки на этом завершена.

Последовательность выполнения работ с доработкой ЭБУ

Как уже было обозначено ранее, сделать чип-тюнинг двигателя на старых машинах гораздо сложнее. Ведь сначала нужно будет заменить микросхему в ЭБУ, и только потом приступать к программированию и настройке.

Сначала необходимо демонтировать ЭБУ. Для этого необходимо снять панель над правой и левой консолью. Блок находится слева. Для того чтобы его снять, нужно отвести фиксатор и осторожно, не касаясь контакта, вынуть разъём из гнезда. Далее откручиваем болты крепления и снимаем вместе с кронштейном сам блок питания.

После этого блок необходимо вскрыть: отгибаете фиксаторы и снимаете крышку. Под ней вы найдёте печатную плату. С платой следует работать очень осторожно, так как её очень легко повредить.

Вам необходимо заменить микросхему. Стандартный чип имеет 28 выходов, и перед тем как его заменить, необходимо пометить чем-то первый выход. Снимаете микросхему с платы, аккуратно отжав верх, или же, если она запаяна, то просто перекусив все места соединения бокорезом. Далее устанавливаете новый чип. Важно проследить чтоб нигде не было перекосов. Если микросхема была впаяна, восстанавливаете пайку. После того как всё сделано, закрываете крышку ЭБУ, устанавливаете на место, соблюдая обратный порядок всех работ.

Когда всё установлено, подключаете ноутбук к диагностическому порту, включаете зажигание и дальше выполняете прошивку. Обычно на калибровку уходит около получаса. После того как программа завершит свою работу, отключаете зажигание, ноутбук. Для того чтобы проверить работоспособность двигателя с новой калибровкой, необходимо подождать минут 10 и только после этого заводить мотор. Если автомобиль завёлся и всё работает, то настройка произведена успешно. Если же нет, опять выключаем зажигание, ждём минут 5–10 и дальше всё повторяем заново.

Возможные последствия самостоятельной прошивки

Самостоятельная чиповка — это не только способ сэкономить, но и возможность освоить для себя что-то новое, изучить устройство и работу своего автомобиля. Возможность лучше разбираться в возникающих проблемах машины. А если сильно понравится и всё получится, то можно стать профессиональным чип-тюнером, самому зарабатывать на этом деньги.

Однако в большинстве случаев чиповать свой автомобиль самостоятельно опытные специалисты не рекомендуют. Во-первых, много сэкономить не удастся, особенно если всё оборудование придётся покупать. Да и времени на изучение всего процесса у вас уйдёт немало. Во-вторых, есть риск выбора неправильной прошивки (особенно если берёте неофициальную версию, а ломаную из интернета), которая может негативно отобразиться на токсичности выхлопов, привести к снижению ресурса деталей или же, вообще, вывести из строя блок управления. А чтобы потом всё исправить, вам придётся обращаться к специалистам и платить за это деньги.

Выводы

Таким образом, разобравшись с тем, как чиповать машину самому, рассмотрев подробно возможные способы чип-тюнинга, каждый для себя должен решить, стоит ли это делать самостоятельно, сможет ли он справиться или же лучше обратиться к специалистам. Если же вы всё-таки решились самостоятельно чиповать мотор, стоит ещё раз детально изучить последовательность выполнения всех работ, детально выполнять все рекомендации и следовать инструкции.

Программы для автодиагностики через ноутбук

Компьютерная диагностика невозможна без применения специальных программ, обеспечивающих расшифровку данных и вывод информации на дисплей. Ниже рассмотрим основных представителей ПО для сканеров.

OpenDiagPro

Программа является универсальным решением для автомобилей отечественного производства. Подходит для машин марок УАЗ, ГАЗ, ВАЗ, ZAZ. Оптимальный вариант для применения адаптера ELM327. Приложение наиболее востребовано и подходит для диагностики современных и не очень современных авто.

ScanMaster ELM 2.1

Софт ScanMaster ELM 2.1 представляет собой многофункциональное ПО, которое успешно функционирует с иномарками и отечественными машинами. Приходится как профессионалам на СТО, так и начинающим диагностам, планирующих сделать работу самостоятельно.

ForScan

Программа ForScan предназначена для марок Меркури, Мазда, Форд и Линкольн. Сканирует датчики, которые установлены в машине, АБС, подушки безопасности, сигнализацию и систему торможения.

Предусмотрена функция программирования и настройки конфигурации. При желании можно сделать чип-тюнинг автомобиля. Работает с Вай-Фай, Блютуз и USB адаптерами.

TiggoDiag 1.2.0.3

Программа TiggoDiag 1.2.0.3 подходит для адаптеров, изготовленных на базе ELM327. Применяется для автомобилей Черри и Греат Вол. Подходит для некоторых моделей бренда Митсубиси. Применяется для работы с USB-адаптерами.

PROScan

Софт PROScan представляет собой универсальное решение для ELM327 сканеров. Устройство имеет стандартный функционал, способно строить таблицы и графики.

С помощью ПО можно получать сведения об ошибках и стирать их в случае необходимости. Применяется, как правило, с USB-сканерами.

ТОП-5 программаторов автомобильных ЭБУ

Разработаны множество программаторов ЭБУ, благодаря которым допустимо выполнять различные настройки производительности. В зависимости от рыночной стоимости приборов, открываются возможности обширной индивидуальной настройки, включая мониторинг в реальном времени. Рассмотрим ТОП-5 популярных приборов и пример — как использовать такую аппаратуру на практике.

Конечно же, приобретение премиум моделей программаторов ЭБУ автомобилей следует считать более приемлемым решением, несмотря на солидные инвестиции. Обусловлено такое решение тем, что обращение к недорогим программаторам не гарантирует от проявления ошибок.

Аналогично сканеру OBD-II, флэш программатор ЭБУ автомобиля подключается через порт OBD-II. Подключение и настройка прибора вполне понятна обычному пользователю. Рассмотрим предпочтительные для выбора программаторы флэш-памяти ЭБУ, способные:

  • помочь нарастить мощность,
  • увеличить крутящий момент,
  • расширить ограничения скорости.

Перечень возможностей, конечно же, не останавливается на трёх пунктах. Этот перечень опять же зависит от функциональности конкретного программатора ЭБУ автомобиля.

Прибор №1: «Superchips 1845 Flashpaq F5 Tuner»

Этот программатор ЭБУ автомобиля, простой в использовании, дополнен цветным экраном высокой чёткости с диагональю 71 мм. Прибор отличается миниатюрным исполнением. Однако, несмотря на миниатюрное исполнение, программатор «Superchips 1845 Flashpaq F5 Tuner» ЭБУ автомобиля наделён массой программных функций. Благодаря продвинутому функционалу, владельцу такого прибора доступно увеличить мощность ТС, буквально, за считанные минуты.

Программаторы ЭБУ: разработка Superchips 1845 Flashpaq F5 Tuner

Популярный инструмент автомобилиста – владельца современного транспортного средства. Позволяет проводить настройку с целью совершенствования эксплуатационных параметров ТС

Непосредственно наименование бренда уже сообщает потенциальному пользователю о многом, как минимум, о повышении производительности транспортного средства. В частности, программатор «Superchips 1845 Flashpaq F5 Tuner» для ЭБУ автомобиля обеспечивает:

  • калибровку спидометра,
  • регулировку ограничения максимальной скорости,
  • регулировку оборотов коленчатого вала,
  • настройку точек переключения передач,
  • регулировку системы управления топливом.
  • другие настройки и регулировки.

Производитель «Superchips» предоставляет на устройство 2-летнюю гарантию. Этот значимый для конечного владельца фактор является своего рода компенсацией финансовых издержек. Следует отметить: большинство производителей недорогих альтернативных приборов таких гарантий не дают, не говоря уже о существенном проигрыше по функциональности.

Прибор №2: «Hypertech 32501 Max Energy Power Programmer»

Модель программатора «Hypertech 32501 Max Energy Power Programmer» ориентирована в рамках ЭБУ программирования на регулировку спидометра в зависимости от радиусов шин и задних концевых передач. Это распространенная задача для автомобилистов, часто переходящих на эксплуатацию нестандартных шин.

Программаторы ЭБУ: разработка Hypertech 32501 Max Energy Power Programmer

Ещё один популярный инструмент программирования настроек ЭБУ легкового ТС. Благодаря функциональности, вполне доступной цене и несложному применению, уверенно занимает 2 место ТОП-5

Продукт «Hypertech» видится сильным претендентом на звание одного из лучших программаторов флеш-памяти ЭБУ автомобиля. Поэтому прибор, функционально призванный повысить производительность легковой машины, по праву занимает вторую позицию ТОП-5. Будущему владельцу доступны функции от регулировки ограничителя максимальной скорости, до изменения выдержки автоматического переключения передач.

Простая замена колёс, без соответствующей регулировки транспорта, чревата нестандартным поведением машины на трассе. Поэтому калибровка программатором ЭБУ от «Hypertech» становится реально необходимой для ТС, если часто меняются шины.

Прибор №3: «DiabloSport 8245 inTune i3 Platinum Performance Programmer»

Разработка программатора ЭБУ от «DiabloSport» также даёт владельцу автомобиля массу преимуществ, учитывая прямую конкуренцию аппарата с моделями фирмы «Superchip». Конструкции обеих фирм обладают примерно одинаковым соотношением цены и функционального качества.

Популярный программатор DiabloSport I2030 inTune i3 Tuner

Очередной инструмент, наделённый функциями программирования ЭБУ, занимающий третью позицию рейтинга, согласно пользовательским предпочтениям. Позволяет в несколько кликов настроить машину

Между тем модель программатора ЭБУ «DiabloSport 8245 inTune i3 Platinum Performance Programmer» предварительно загружена целым рядом пользовательских настроек для повышения эффективности использования топлива и увеличения мощности легкового автомобиля.

Этот флэш программатор ЭБУ удачно используется:

  • в качестве диагностического инструмента,
  • помогает устранять системные ошибки,
  • обеспечивает просмотр журналов данных ТС.

Всякая информация, касающаяся ЭБУ легковых автомобилей, при помощи «DiabloSport 8245 inTune i3 Platinum Performance Programmer» может быть получена и обработана.

Стоит отметить привлекательный внешний вид аппарата. Электронная начинка демонстрирует надёжную совместимость с ОС «Windows» и «Ios» через «Wi-Fi» соединение.

Тюнер «DiabloSport 8245 inTune i3 Platinum Performance Programmer» — это верный выбор программатора для настройки ЭБУ, включая сложные изменения. Для владельцев машин, несильно знакомых с электроникой, увеличить производительность «Easy Tune» позволяет одним нажатием кнопки.

Прибор №4: «Bully Dog 40417 GT Platinum Tuner»

Программатор «Bully Dog 40417 GT Platinum Tuner» для ЭБУ автомобиля интересен пользователям, в первую очередь тем, что уже имеет предварительно загруженные пользовательские настройки. Все загруженные предварительно параметры подтверждены результатами тестов «Dyno».

Настройку ЭБУ через Bully Dog 40417 GT Platinum Tuner

Эффективная универсальная конструкция, достаточно дорогая, но вполне соответствует заявленной стоимости, если судить по тем возможностям, какие предлагает эта версия программатора

Эффект «плацебо» нередко сопровождается ощущением улучшения характеристик транспортного средства. Однако единственный верный способ доказать, что настройки флеш ЭБУ программатором действительно вступили в силу — это проверить поведение машины.

  • увеличение мощности,
  • крутящего момента,
  • экономии топлива,

становятся очевидными после программирования, а виртуальные датчики мониторинга данных в реальном времени позволяют оценить результат непосредственно в процессе движения.

Наряду с внесением пользовательских настроек, программатору ««Bully Dog 40417 GT Platinum Tuner»» характерна деятельность считывания и сброса кодов ошибок. Например, ошибки, индицирующие нарушения управления двигателем. Также через прибор доступно просматривать критические параметры автомобиля. Это универсальный, дорогой, функциональный программатор.

Прибор №5: «Edge Products 85450 CTS2 Gas Evolution Programmer»

Программатор от «Edge flash» для ЭБУ автомобиля, прежде всего, выделяется самым высоким рыночным ценником из всех приборов, представленных в ТОП-5. Для автолюбителей, не особо разбирающихся в электронике, программатор «85450 CTS2» несложно перепутать с автомобильной спутниковой навигацией.

Настройка машины через Edge Products 85450 CTS2 Gas Evolution Programmer

Пятое место ТОП-5 для этой конструкции обусловлено лишь единственным критерием – довольно высокой рыночной стоимостью. Тем не менее, дороговизна прибора – это заявленные технические возможности

Между тем, в отличие от спутниковой навигации, характерными выглядят следующие критерии аппарата:

  • дизайн устройства относительно простой,
  • имеется сенсорный экран,
  • широкий спектр функциональных возможностей.

Благодаря прибору выполняется как индивидуальная настройка, так и тестирование производительности транспортного средства.

Подключение к бортовому компьютеру ТС выполняется стандартным способом — через разъём порта OBD-II. После создания надежного соединения есть возможность загрузки исходных файлов от «Edge» с последующей заменой откалиброванных пользовательских настроек.

На выбор предлагается несколько уровней производительности, которые можно установить в течение нескольких минут для мгновенного увеличения крутящего момента и мощности. Возможность программатора ЭБУ оставаться на связи во время вождения автомобиля и просматривать данные двигателя в реальном времени – это явный плюс. Собственно, эта же функция является главной причиной высокой цены аппарата.

Согласно опросам владельцев транспортных средств в США, этот программатор лучшая из конструкций программирования ЭБУ с возможностью мониторинга в реальном времени.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector