Как оборудовать компьютерный класс в сельской школе

Плюсы и минусы дистанционного обучения: за что похвалить и поругать?

По прошествии полутора лет с начала пандемии, а с ней и глобальных изменений в образовательном процессе, уже можно полноценно выделить плюсы и минусы дистанционного обучения. И, если на старте, общество яростно коллекционировало отрицательные стороны, напрочь отказываясь видеть хоть малую толику положительных, то сейчас перевес почти сравнялся.

Мы решили сделать подробный обзор плюсов и минусов дистанционного обучения: для детей в школе и для студентов в ВУЗах. Для удобства, а также, чтобы не повторяться, сначала озвучим общие моменты, после перейдем к специфическим.

Ну, а финальный вывод пусть каждый делает самостоятельно.

Много мониторов один компьютер!

Технология АСТЕР успешно зарекомендовала себя в проекте по оснащению малокомплектных школ в Чувашии. На сегодняшний день около 270 школ имеют компьютерные классы, работающие с АСТЕР. Программа постоянно улучшается и имеет немало положительных отзывов. Компания постоянно участвует в выставках и образовательных конференциях и имеет массу дипломов и наград, отличающих заслуги в сфере образования.

Мы имеем множество представителей почти во всех регионах России.

Хотите убедиться в том, что программа действительно работает? Скачать бесплатно!

Роль и место компьютера в учебном процессе

Функции компьютера в системе образования весьма разнообразны — от управления органами народного образования в целом и отдельной школы до средств развлечения учащихся во внеурочное время. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как объект изучения и средство обучения. Каждой из этих функций соответствует свое направление компьютеризации обучения. Первая из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко “второй грамотностью”. Второе направление видит в компьютере мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения.

Указанный аспект компьютеризации обучения охватывает первое ее направление, где компьютер выступает как объект изучения. Наша школа, как общеобразовательная, так и профессиональная, уже приступила к практической реализации этой задачи. Повсеместно введен новый учебный предмет “Основы информатики и вычислительной техники”. Имеется и второе направление компьютеризации, в рамках которого компьютер рассматривается как средство обучения. С компьютеризацией обучения во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа.

Когда говорят о достоинствах компьютера в обучении, обычно имеют в виду, прежде всего дисплей. Не только схемы, график, чертежи и прочая «скучная» символика, но и рисунки, движущиеся изображения словно по мановению волшебной палочки возникают на дисплее — в цвете и со звуковым сопровождением, причем эти изображения может создавать и сам ученик. Часто указывают на возможность для школьника вести содержательную беседу, диалог с компьютером, причем ученик не только отвечает на вопросы электронного педагога, но и сам может их ставить и даже вступать с компьютером в спор. Одно из наиболее плодотворных применений компьютера в обучении — использование его как средств управления учебной деятельностью школьников. Именно в этом качестве он может наиболее существенно повысить эффективность обучения.

Школьный компьютер дает возможность учащемуся выступить в непривычной для него роли пользователя современной вычислительной техники. Эта роль изменяет весь процесс обучения. Школьник, подобно конструктору, может теперь проектировать новые объекты и анализировать их. С помощью компьютера можно будет решать задачи на поиск и устранение неисправностей в различных технических системах, получить доступ к самой различной информации. Компьютер поможет превратить эту информацию в знания, сделать их средством деятельности ученика, которое он сможет применить в учении и в труде. Чтобы эффективно использовать компьютер в учебном процессе, необходимо решить множество проблем, в первую очередь психолого-педагогических.

Научно-педагогическими предпосылками всеобщей компьютерной грамотности являются результаты психолого-педагогических исследований выполненных в двух областях — обучение школьников программированию и обучение непрофессиональных пользователей решению задач с помощью ЭВМ. В настоящее время накоплен значительный опыт обучения учащихся работе с вычислительной техникой, прежде всего программированию. В течение почти четверти века во многих странах мира исследователи изучали различные аспекты приобщения школьников к компьютеру. В нашей стране наиболее интенсивно эти вопросы изучались в Москве, Новосибирске, Киеве, Симферополе и других городах. Результаты опытной работы и специальных исследований нашли широкое освещение в педагогической печати. Большое число учебных пособий для факультативных курсов программирования дало возможность практически приобщить школьников в разных городах и селах нашей страны к изучению основ программирования. Результаты исследовательской работы позволили заложить фундамент методической системы обучения школьников ОИВТ и наметить ряд психолого-педагогических проблем которые требуют своего решения.

Основные цели компьютерной грамотности учащихся состоят в следующем. Прежде всего, надо обеспечить формирование знаний, умений и навыков, которые дают понимание возможностей компьютера и его влияния на общество в целом и на самого обучаемого. Последнее связано с пониманием того, как компьютер поможет решать разнообразные задачи, в том числе и учебные. Важнейшим компонентом компьютерной грамотности является формирование умений практически использовать компьютер при решении разнообразных учебных и трудовых задач с использованием современных средств математического обеспечения. В число этих задач обязательно должны входить задачи автоматизированного поиска информации. Компьютерная грамотность — это отнюдь не какая- то, пусть даже очень важная, добавка к системе знаний и умений, формируемых у учащихся в школе. Она должна входить в единую систему интеллектуального достояния школьника.

Есть ряд проблем общего характера, при решении которых полезно учесть опыт, накопленный в различных странах при создании аналогичных учебных курсов. В нашей стране он примыкает к предметам математического цикла. Усвоение многих тем опирается преимущественно на математику, учащиеся обучаются составлять программы решения главным образом математических и физических задач.

Математическая направленность учебного курса по компьютерной грамотности в какой-то мере объясняется тем, что в ближайшие годы этот курс у нас будут преподавать учителя математики и физики, прошедшие специальную подготовку. Однако по мере получения соответствующей подготовки всеми учителями рамки содержания учебного курса должны быть расширены.

Чтобы решение задачи с помощью компьютера, с одной стороны, способствовало развитию мышления, а с другой — не вызывало дополнительных трудностей, обусловленных ограниченными возможностями компьютера, язык программирования должен быть удобным для:

анализа и описания условия задачи;

осуществления человеком решения задачи, включая и составление программы;

контроля правильности решения в целом и отдельных его этапов.

Кроме того, язык должен быть удобен для общения человека с компьютером (лингвистическим и естественным). Реализация требования психологической естественности языка программирования предполагает оптимальный выбор объекта преобразования (его называют операндом) и операций преобразования (операторов).

Дать общую оценку дидактических возможностей компьютера непросто, поскольку существует громадный разрыв не только между потенциальными и реальными возможностями, но и между возможностями различных обучающих систем. Обычно отмечаются следующие сильные стороны компьютера:

  • — новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения;
  • — Цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;
  • — Компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;
  • — С помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения;
  • — Компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;
  • — На много расширяются наборы применяемых учебных задач;
  • — Благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации.

Когда говорят о недостатках компьютеров, нередко технико-экономические факторы ставят в один ряд с психолого-педагогическими. Не всегда отделяют частные ограничения, обусловленные теоретической концепцией авторов обучающих систем или отсутствием у них методического мастерства, от принципиальных ограничений компьютера. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что недостатки компьютера — это не до конца реализованные его возможности. Прежде всего это касается способов общения, распознавания ошибок и их причин, учета индивидуальных особенностей учащихся. Но и это нельзя считать принципиальными ограничениями компьютера. Многое объясняется недостаточной изученностью психолого-педагогических проблем обучения и психического развития школьников.

В настоящее время все согласны с тем, что учителя должны принимать самое активное участие в составлении обучающих программ. Это бесспорно, но нельзя признать верным мнение, будто учитель или группа энтузиастов смогут создать достаточно эффективные учебные материалы. Можно не сомневаться в том, что они создадут, например, программы направленные на усвоение некоторой темы или на выполнение лабораторной работы. Здесь требуется иной подход в разработке обучающих программ, обеспечивающий достижение многих, в том числе и отдаленных целей, предусматривающих построение модели учащегося и т.д. Поэтому на вопрос, может ли учитель самостоятельно создать программу компьютерного обучения для целого учебного курса, следует ответить так — может, если он является одновременно крупным специалистом соответствующей области знаний, психологом, дидактом, методистом, программистом. Если он к тому же владеет мастерством редактора, художника и может работать не мене часов в сутки. Только коллектив, куда входят специалисты указанных профилей, может взять на себя решение такой задачи, создать полноценные обучающие программы для школьников. Чтобы эффективно использовать компьютер в учебном процессе, учитель должен приобрести многие знания и умения. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В течении относительно короткого времени все преподаватели ОИВТ в нашей стране получили необходимую подготовку. Если речь идет о всеобщей компьютерной грамотности, то ею должны овладеть все учителя. Кроме того, те учителя, которые будут использовать компьютер в обучении, должны получить более основательную подготовку в этой области.

Так, для компьютерного обучения необходима такая трактовка метода обучения, которая допускает его операциональное описание и тем самым его технологизацию. Метод обучения реализуется прежде всего: а) в системе обучающих воздействий; б) в способе включения учащихся в учебную деятельность; в) в «поле самостоятельности» учащегося (что характеризуется допустимыми отклонениями от нормативного способа решения учебных задач, при которых учащемуся не оказывается помощь); г) в организационных формах обучения и модальности обмена информацией между обучающим устройством и обучаемым.

Сфера применения и роль вычислительных машин в повышении эффективности деятельности человека должны быть раскрыты учащимся прежде всего в процессе практического использования ЭВМ для решения разного рода задач в ряде учебных предметов. При этом необходимо, чтобы совокупность этих задач охватывала все основные области применения ЭВМ. Школьный компьютер может быть использован учащимися для вычислительной работы в курсах математики, физики, химии, анализа данных учебного эксперимента и поиска закономерностей при проведении лабораторных работ, исследовании функций в курсе алгебры, построении и анализе математических моделей.

Курс математики — научная база изучения информатики. Понятие алгоритма необходимо формировать не только на примере алгоритмов из курса математики, но и на примере алгоритмов из других сфер деятельности человека. Необходимо дать ясные представления ученику о возможности автоматизации деятельности человека на основе алгоритма. Тем самым будет понятна роль техники в решении возникающих перед человеком практических задач.

Формирование навыков работы с компьютером, освоение прикладного программного обеспечения в курсе информатики позволит реализовать вторую важнейшую задачу внедрения ЭВМ в школу. При обучении математике могут найти применения прежде всего следующие возможности современных компьютеров.

  • 1. Быстрота и надежность обработки информации любого вида. Отметим, что для обработки числовой информации можно использовать не только микро ЭВМ, но и калькулятор.
  • 2. Представление информации в графической форме. По своим графическим (демонстрационным) возможностям микро ЭВМ практически не уступают даже цветному телевидению, но позволяют активно влиять на ход демонстраций, что значительно повышает их методическую ценность.
  • 3. Хранение и быстрая выдача больших объемов информации. Например, все используемые в курсе математики таблицы могут храниться в памяти компьютера. Требуемая информация выдается на экран после одного — двух нажатий клавиш.

Возможность применения микро ЭВМ на уроках зависят от программного обеспечения машин. Все используемые на занятиях программы можно условно разделить на обучающие и учебные. Обучающие программы создаются для того, чтобы заменить учителя в некоторых видах его деятельности (при объяснении нового материала, закреплении пройденного, проверки знаний и т.п.). Цель учебных программ — помочь ученику в его познавательной деятельности, работе на уроке. Использование учебных программ осуществляется при участии и под руководством учителя. С помощью учебных программ можно выполнить разнообразные вычислительные операции, анализировать функции, строить и исследовать математические модели различных процессов и явлений, использовать графику машины для повышения наглядности изучаемого материала.

Разговор о месте компьютера в учебном процессе будет неполным, если не показать его возможности в познании учащимися самих себя, в осознании своей деятельности, качеств и личностной рефлексии. Значение ее в учебной деятельности трудно переоценить. Чтобы сформировать полноценную учебную деятельность, недостаточно выработать у учащегося систему знаний о предметном мире. Он должен овладеть своей деятельностью, знать, как он анализирует условия задачи, каковы его стратегии поиска решения, то есть у него должен выработаться рефлексивный механизм саморегуляции. В конце концов всё это необходимо для формирования целостного представления о самом себе как о личности, становления устойчивого “образа Я”.

С какого возраста можно обучать детей с помощью компьютера. При решении этого вопроса следует учитывать ряд факторов, причем не только психологических. Имеет большое значение и количество компьютеров, и рост их дидактических возможностей. Если абстрагироваться от этого, то вряд ли можно говорить о каких-то противопоказаниях к применению компьютеров даже в младших классах. И теоретические доводы, и экспериментальные данные показывают, что при этом может быть получен значительный образовательный эффект. По видимому, еще в нашем веке компьютером будут пользоваться даже первоклассники. Исследовательская работа в этом направлении весьма перспективна.

Важным направлением использования ЭВМ как средства обучения является моделирования изучаемых в школе объектов и явлений с помощью ЭВМ. Современные ЭВМ представляют широкие возможности для моделирования различных явлений и процессов. Главная особенность электронной вычислительной техники — прежде всего возможность конечной реализации модельной информации на уровне точных вычислений. Точность обеспечивается математическим совершенством способов программирования и огромной легкостью памяти ЭВМ, универсальность — способностью больших вычислительных машин становиться при соответствующем программировании изоморфными любой динамической системе.

В учебном процессе ЭВМ не должна просто заменять и подменять собой классную доску, плакат, кино — и диапроектор, натуральный эксперимент. Такая замена целесообразна только тогда, когда использование ЭВМ даст весомый дополнительный эффект по сравнению с использованием других средств обучения. При этом ЭВМ и другие средства обучения должны взаимно дополнять друг друга.

КОМПЬЮТЕРЫ В ШКОЛЕ И ДОМА

Кандидат физико-математических наук В. ЧЕПЫЖОВ и кандидат биологических наук А. ЛУШНИКОВА.

Лет пятнадцать назад никто и представить не мог, что компьютеры, в то время именовавшиеся словосочетанием «электронно-вычислительная машина» или для краткости ЭВМ, станут удобной и необходимой принадлежностью рабочего и домашнего быта. Нам, ученикам математической школы, которых водили для знакомства с электронной техникой в педагогический институт, демонстрировали громоздкое сооружение размером с внушительный письменный стол, со скоростью вычисления 200 операций в секунду (у современных персональных компьютеров этот параметр составляет более 50 миллионов операций в секунду) и пишущей машинкой вместо клавиатуры и дисплея. Нам трудно было даже вообразить, что исчезнут перфокарты, отпадет необходимость в знании «алгола» и «фортрана», а программирование станет вовсе не обязательным для работы на компьютере — люди научатся обращаться с ним, как с телефоном, телевизором и другой домашней техникой. В конце двадцатого века научно-технический прогресс движется так стремительно, что результаты его можно наблюдать в течение одного десятилетия. Вот уже и в школе появился обязательный предмет — информатика. (В некоторых вузах он даже заменяет физику на вступительных экзаменах, хотя с этим решением трудно согласиться: ведь физика — это фундаментальная наука, а информатика всего лишь обслуживающая дисциплина, и развивается она так быстро, что трудно себе представить хороший учебник по информатике.) Компьютеры есть и во многих семьях. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома. А если вы пользователь «Интернета», вы сможете узнать сегодняшние цены в парижских ресторанах и какие картины выставлены в галерее Тейт в Лондоне.

Социологические исследования показывают, что компьютер для мужчин — это способ вложения денег и средство самоутверждения, женщины же относятся к нему более практически. Они меньше увлекаются компьютерными играми и освоением новых программ, но ценят компьютер как способ облегчения работы и общения.

А для ребенка компьютер — новый веселый домочадец, который поможет ему отправиться в сказочную страну, нарисовать любимых героев, устроить спортивные соревнования. Но тут-то и начинаются неприятности. И первая из них та, которую ученые называют компьютерной зависимостью. Суть этого недуга в том, что ребенок отчасти очеловечивает компьютер, он привыкает общаться только с ним, и все свои положительные и отрицательные эмоции опробует в основном с его помощью. Удовольствие, любопытство, снятие напряжения постепенно становятся возможны только через посредство компьютера. Ребенок попадает в психологическую зависимость от машины. Уже есть научные данные о том, что ребята, увлекающиеся компьютерными играми, часто испытывают детские страхи, они раздражительны и некоммуникабельны, у них нет настоящих друзей.

Есть и другие опасности, которые приносит постоянное общение с компьютером в нашу жизнь.

Компьютер — сравнительно недавнее изобретение человечества. Исследования его влияния на здоровье и работоспособность человека только начинаются. Однако уже сейчас ясно, что игрушка эта далеко не так безопасна, как кажется на первый взгляд: 90 процентов профессиональных компьютерщиков страдают от болей в спине и шее, жжения в глазах, ухудшения зрения.

С чем это связано? Прежде всего, с неподвижной и часто неудобной позой во время работы. Длительное сокращение одних и тех же мышц ухудшает кровоснабжение внутренних органов, и особенно — мозга. Неблагоприятно влияют на работающего и слабые электромагнитные излучения, которые испускает компьютер. Кроме того, изображение на экране дисплея обладает коварной особенностью — оно состоит из светящихся точек, и чем крупнее эти точки, тем меньше времени человеческий глаз может смотреть на них без утомления и без вреда для себя. В современных компьютерах размер такой точки — не более 0,3 мм. В устаревших моделях, которые нередко продолжают использовать, светящиеся точки гораздо крупнее, частота мельканий изображения на экране дисплея значительно меньше, и поэтому глаза испытывают большее напряжение. Все это вместе приводит к тому, что человек за компьютером гораздо быстрее устает, чем за обычным письменным столом. А как же дети? Ведь их мышцы, нервы, позвоночник, глаза все еще находятся в развитии, а значит, более уязвимы, чем у взрослых. И последствия вредного влияния компьютера на их здоровье могут быть гораздо более серьезными. Современные школьники подвергаются действию электромагнитного излучения не только дома, но и на уроках информатики, где проконтролировать соблюдение техники безопасности каждым ребенком бывает практически невозможно.

Специальные исследования показали, что в 60 процентах московских школ для занятий информатикой используются устаревшие компьютеры типа Агат, ДВК, Ямаха, БК. Что уж тогда говорить о компьютерных классах в провинциальных городах России! Компьютеры для школьных занятий, как правило, покупаются по принципу жесткой экономии. На экранах устаревших компьютеров практически невозможно добиться четкого и стабильного изображения — такие модели давно запрещены медиками для использования в школах, но этот запрет практически нигде не выполняется. В результате, как показали обследования школьников, дети после занятий на компьютерах в школе устают сильнее, чем после обычных уроков. На утомление глаз после обычных уроков жаловались 9 процентов школьников, а после информатики — 38 процентов.

Уже сейчас количество близоруких детей растет с катастрофической скоростью. Сегодня от первого класса к девятому число детей с нарушениями зрения увеличивается в 10 раз, а ведь эра школьных компьютеров только начинается.

Во время занятий информатикой не соблюдаются и многие другие правила техники безопасности. Прежде всего, для школьников продолжительность работы на компьютере равная времени школьного урока — недопустима. Даже старшеклассникам медики рекомендуют работать за дисплеем не более 30 минут, для младших и средних школьников продолжительность урока должна быть 20 минут. Кроме того, часто за одним компьютером работают сразу два ребенка, так что один смотрит на экран сбоку. Такая позиция резко ухудшает качество изображения на экране, и глаза испытывают повышенную нагрузку. Не всегда используются и защитные фильтры, помогающие убрать блики на экране и улучшить контрастность изображения. Фильтр снижает опасность электромагнитного излучения, но и он гарантирует безопасность только в определенной части пространства: представьте себе широкий луч, выходящий с экрана дисплея, это и будет защищенная зона. А в остальной части комнаты остается опасность облучения, поэтому дети не должны сидеть, играть, что-нибудь делать «за спиной» компьютера. Размещение компьютеров в классе информатики должно быть продумано так, чтобы дети не попадали под облучение соседних мониторов.

Об этих правилах безопасности следует помнить и дома. Для компьютера лучше отвести отдельную комнату — кабинет. Категорически не рекомендуется ставить его в спальню — не стоит совмещать зону отдыха и зону работы, это создает психологический дискомфорт.

Монитор компьютера во время работы не нужно ничем накрывать — он может перегреться. После того, как работа закончена, и монитор, и клавиатуру лучше накрыть прозрачным футляром.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector