Как компьютер влияет на ребенка и сколько времени можно за ним проводить
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы разберем влияние компьютера на детей. В современном мире данные технологии встречаются на каждом шагу, компьютер можно встретить почти в каждой квартире. Возраст юного пользователя с каждым годом все моложе. Насколько это безопасно для детского организма и сколько вообще допустимо проводить время малышу перед экраном монитора? Об этом мы и поговорим в данной статье.
О положительных сторонах при использовании компьютерной техники можно говорить, если соблюдаются все правила, ребенок находится перед экраном в соответствии с возрастными особенностями, сидит ограниченное количество времени, смотрит программы обучающего характера, занимается развивающими играми. При этом будут наблюдаться такие плюсы:
- развитие логики;
- тренировка памяти;
- осознание причинно-следственных связей;
- внимательность;
- общее развитие интеллекта.
Не стоит забывать и о ряде отрицательных факторов, которые влияют на организм ребенка, сидящего за компьютером.
- Ухудшение зрения. Мерцание монитора, смена кадров, редкие моргания оказывают большую нагрузку на органы зрения ребенка. Компьютер влияет на ухудшение остроты, перенапряжение глазных мышц, у малыша может наблюдаться чувство жжения, гиперемия, раздражение слизистой оболочки глаз. Такое влияние особенно негативно, потому как в детском возрасте орган зрения все еще продолжает формироваться, он еще не совершенен, поэтому легко раним.
- Сидение за компьютером — дополнительная нагрузка на позвоночник, особенно, если малыш сидит неровно. Так вы ускорите формирование остеохондроза или сколиоза.
- Плохое влияние оказывается и на кисти рук, особенно при их неправильном положении во время работы. Не стоит забывать, что клацанье по мышке являет собой однообразные движения суставов. Так не исключено возникновение микротравм сосудов, влияющее на сдавливание нервных окончаний. У малыша могут наблюдаться болезненные ощущения в пальцах, онемение и покалывание, в итоге все может закончиться тем, что нарушится подвижность кисти.
- Сидение за компьютером обеспечивает пассивный образ жизни. У ребенка могут возникнуть проблемы с сердечно — сосудистой системой, опорно-двигательным аппаратом, мочеполовой и эндокринной системами, это повлияет на снижение иммунитета.
- Негативное влияние на психику. Даже, занимаясь развивающими играми (при длительном сидении), оказывается влияние на нервную систему. А, если ваш малыш играет в кровавую стрелялку, то последствия намного серьезнее.
Сколько могут проводить за телефоном подростки 14 лет
Детям в возрасте 6-10 лет рекомендуется ограничивать время за телефоном или компьютером до 1.5 часа в день максимум. К этим цифрам приходят многие психологи из разных стран. Это время, которое ребёнок должен использовать за 2 часа до сна. В противном случае, после просмотра остросюжетных фильмов и игр могут появиться проблемы с засыпанием.
Время, проведённое в учебном процессе, в зачёт не идёт. Это могут быть онлайн-уроки, дополнительные задания с репетитором и другое. В момент обучения человек обращает внимание на происходящее на экране телефона с меньшим интересом. Может прослушивать лекции, занимаясь заполнением конспекта и другими делами. Подросткам 14 лет и старше в настоящее время необходимо установить дозволенные рамки в 2 часа в будни. И немного больше в праздничные и выходные дни.
3–7 лет
Рекомендованное время общения со смартфоном – до 30 минут в день. Первая проблема, с которой столкнется ребенок, который долго сидит в гаджетах в этом возрасте, – удержание статического объекта глазами: глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх. Вторая проблема затрагивает глазные мышцы. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику их работы. Детям становится больно читать!
«Когда ребёнок поднимает глаза от гаджета, то есть «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, – рассказывает Антон Лысенко, – он испытывает сильный дискомфорт. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется».
Кроме того, ребёнок уже начинает утрачивать природную способность самостоятельно следить за происходящим. Для этого надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.
Родительский контроль: как договориться без конфликтов
Вопрос о том, сколько времени ребенку можно проводить за компьютером, часто становится причиной конфликта между родителями и детьми: дети увлечены игрой и не желают слушаться старших и вовремя выключать компьютер. Избежать ссор по этому поводу можно двумя способами:
- изначально приучить ребенка к графику использования компьютера и никогда не нарушать установленные правила;
- установить на компьютер специальные программы, не позволяющие ребенку самостоятельно запускать те или иные игры или автоматически завершающие работу компьютера по истечению определенного времени.
Первый способ требует от родителей железной силы воли и строгой дисциплины в семье. К тому же он не сработает, если сами родители проводят за компьютером подавляющую часть своего свободного времени.
Второй способ значительно проще, он позволяет «делегировать» часть контролирующих функций на программное обеспечение. Однако и здесь существуют свои подводные камни: качественные программы родительского контроля, включая таймеры работы и фильтры содержимого сайтов, стоят не дешево. К тому же, всегда есть риск, что юный «хакер» найдет способ обойти или взломать программу.
Соответственно, наибольший эффект даст одновременное использование обоих методов, а также личный пример родителей. Не лишним будет разработать план совместного досуга, в идеале — активного отдыха. Это могут быть пешие или вело прогулки, катание на роликах или лошадях, танцы или спортивная стрельба из лука.
В каком возрасте покупать ребенку смартфон
— С какого возраста ребенку можно давать смартфон? С одной стороны, хочется дать кнопочный, а с другой — у всего класса айфоны, и он себя чувствует белой вороной.
— Я не готова сказать, что есть какие-то правила. Если они и существуют где-то, то не узаконены. Возможны только рекомендации. По моим наблюдениям, смартфон появляется у детей в 8–9 лет, это самый ранний возраст.
Если вы принимаете такое решение — предоставить ребенку смартфон, то помните: в 8–9 лет это не его собственность, а ваш подарок.
Перед тем, как вручить этот телефон ребенку, нужно подключить родительский контроль и другие программы. Это сейчас несложно сделать. Большинство программ бесплатны, вы скачиваете их и устанавливаете.
Вы должны понимать, что имеете доступ к телефону ребенка, к его аккаунтам. Вы можете ограничивать либо контролировать контент, который он может увидеть. Уместно ограничивать с помощью различных программ то время, которое дети проводят в соцсетях, играх — это сейчас возможно, и не так сложно, как кажется.
Это важная часть родительской ответственности. Да, вы предоставляете ребенку смартфон, но вы полностью понимаете, что там происходит, и имеете к нему доступ с установленным родительским контролем.
— Что делать, если мы видим через родительский контроль — ребенок явно злоупотребляет своим смартфоном? Например, мы разрешили ему 15 минут в день что-нибудь смотреть. Наутро приходит статистика — вчера он провел с гаджетом 5 часов тайно от нас под одеялом. Как наказывать? Отобрать телефон?
— Здесь все зависит от возраста ребенка, во-первых.
15 минут в день — это хорошо. Чем меньше времени ребенок контактирует с экраном, тем лучше, несмотря на рекомендации ВОЗ. Но все мы понимаем, что 15 минут в день — это нереальная цифра даже для 8-летнего ребенка. Поэтому нужно оговорить правила, чтобы он знал, сколько ему действительно можно пользоваться гаджетом — час, полтора, два часа. Это время, которое он проводит в телефоне на свое усмотрение. И важно, что это не связано с обучением. И вы имеете к этому какой-то доступ и контроль.
Если ребенок не выполняет или бойкотирует правила, возвращаемся в свою родительскую роль. И пробуем договориться, если это подросток. Ведем диалог примерно так: «Я тебе доверяю, и хочу и дальше тебе доверять, но я беспокоюсь…» Далее озвучиваете то, о чем вы беспокоитесь: «Ты проводишь много времени в смартфоне и не спишь. Меня тревожит информация, которую ты потребляешь». Понятно, что сейчас этот диалог у меня немножко искусственно звучит.
Просто взять и отобрать — это возможно как радикальная мера с младшими детьми, когда все выходит из-под контроля и речь идет о безопасности жизни. Но если мы говорим про подростков, отобрать телефон — эта мера не сработает, а наоборот, поспособствует тому, что ребенок найдет другую возможность пользоваться гаджетом. Поэтому пробуйте договариваться, призывать к диалогу, пытаться доверять и объяснять, почему важно соблюдать правила.
Если речь про младших детей, вам же удается с ними договориться — например, по поводу уроков или домашних дел. Действуйте примерно по той же схеме, но только здесь речь идет про гаджет и время, проводимое в нем.
Не бойтесь очков
Существует предубеждение, что ношение очков способствует дальнейшему ухудшению зрения. Это не так. Зрение – навык приобретаемый. Как ребенок постепенно учится ходить, так он обучается и видеть.
Обязательное условие для развития зрительного аппарата – поступление в головной мозг четкой картинки от сетчатки глаза. Если этого не происходит (в силу несовершенства зрения), головной мозг получает искаженную информацию и привыкает видеть плохо – развивается «ленивый глаз». И если вовремя не провести адекватную коррекцию, зрение будет ухудшаться и дальше.
Поэтому если врач рекомендует очки, отказываться ни в коем случае не нужно.
Нормы экранного времени (по возрастам):
(деление по возрастам соответствует американской системе образования – Прим.ред.)
- Норма экранного времени: От нуля до нескольких минут (little to no screen time)
- О чем стоит помнить? Маленькие дети нуждаются в физической активности и творческом взаимодействии с близкими взрослыми.
Сколько можно сидеть за компьютером, сколько времени можно безопасно смотреть в экран: исследования и мнение врача
Люди проводят более четверти своей жизни в Интернете, представляете? В среднем, это 6-7 часов в день, а в выходные и того больше — не пропускать же новую серию любимого сериала! Подобный образ жизни не только портит зрение, но и вгоняет в депрессию — об этом говорят учёные. Так что, если ваш день начинается и заканчивается с телефоном в руках или у монитора компьютера, эта статья для вас.
Рекомендации психологов, которые следует учесть перед началом использования приложений
Прежде чем начинать использование приложений, ограничивающих время в телефоне детям, важно заключить с ребенком договор, обсудив такие моменты, как:
количество времени использования устройства;
особенности распределения доступного сетевого и экранного времени, выделив периоды для обучения, игры и общение;
определение лимитов для приложений различного типа (допустимо варьировать время по дням недели);
подписать договор на бумаге/пожать руки/обняться или выполнить любой другой ритуал, подтверждающий согласование условий;
определение испытательного срока и дня, когда можно будет спокойно обсудить насколько получается придерживаться правил, хватает ли времени и есть ли необходимость изменения условий договоренности.
Вне зависимости от выбранного варианта ограничения времени использования гаджетов, следует помнить, что лучшее решение и максимально эффективный способ дисциплинирования – пример правильной модели поведения, исходящей от родителей.
Запрещайте скачивание приложений или ставьте ограничение на время доступа к ним. Полный контроль над СМС и звонками. Следите за состоянием батареи. Отпраляйте уведомления, которые ребенок не сможет проигнорировать. Отслеживайте местоположение ребенка и получайте оповещения, когда ребенок выходит из разрешенной гео-области.