Как и чем смазывают кулер компьютера и ноутбука

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

На вентилятор в блоке питания компьютера обычно не обращают внимания. До тех пор, пока уровень шума не достигнет раздражающего значения. И бывает так, что сделать уже ничего нельзя. Между тем, при должном уходе жизнь и бесшумную работу узла вращения можно значительно продлить. Следует лишь уделять ему внимание и не жалеть несколько капель смазки.

В вентиляторах применяются различные типы подшипников, имеющих различный механический ресурс и уровень шума. Характеристики вращающихся узлов сведены в таблицу в порядке возрастания стоимости (начиная с самого дешевого).

Конструкция подшипника Уровень шума Ресурс, часов
Скольжения (пластиковая втулка с антифрикционным покрытием) В исправном состоянии низкий, при износе заметно возрастает Заявляется до 35000, фактически 10-15 тысяч часов
Скольжения (с нарезами на втулке и оси, по которым циркулирует смазка) Низкий До 30 000 часов
Самосмазывающийся скольжения (LDP) – герметичный со слотом для восстановленного масла В исправном состоянии — низкий Заявленный – до 160000
Скольжения с полиоксиметиленом (POM) – вал покрыт специальным составом, снижающим трение. В исправном состоянии — низкий Заявленный – до 160000
Гидродинамический (FDB) – конструкция подшипника скольжения, у которого вал вращается в слое смазки. Низкий Заявленный – 80000 часов, реально около 40000 часов
Качения (ball bearing) — в кулерах применяются только узлы радиальной конструкции Относительно высокий, но из-за повышенного ресурса частичный износ происходит позже, поэтому средний уровень шума за период эксплуатации не выше, чем у подшипников скольжения Заявленный – до 90000 часов, фактический – больше, чем у подшипников скольжения.
Масляного давления (SSO) – модернизированный FDB с увеличенным слоем смазки и магнитной центровкой Самый низкий Заявленный – до 160000 часов в достаточно жестких условиях
Керамический подшипник качения Низкий До 160000 часов в жестких условиях эксплуатации

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Очевидно, что от стоимости узла напрямую не зависят ни ресурс, ни шумность. Можно подобрать кулер подходящей стоимости под конкретные цели с нужными характеристиками.

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Изложенные требования в основном применимы и для подшипников качения. С одной поправкой — смазка для них должна быть намного более пластичной.

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

Разборка кулера перед смазкой

Вентиляторы, которые устанавливают для охлаждения ЦПУ, блока питания, графического адаптера, имеют одинаковую конструкцию. Однако у них разные габаритные размеры и, соответственно, производительность. Поэтому разбирают и смазывают все компьютерные кулеры, придерживаясь одной и той же схемы.

Чтобы произвести смазку охладителя, его необходимо отсоединить от радиатора, а затем уже разобрать. Если кулер не снять, то смазать его не представляется возможным, ведь сторона доступа к области смазки, как правило, прижимается к радиатору.

К радиатору центрального процессорного устройства кулер нередко крепят на едва заметные защелки. Со стороны, к которой подведена проводка, осторожно отклеивают этикетку, держащуюся на липком слое. Отдирают ее плавно, не совершая резких движений.

Некоторые модели кулеров оснащены резиновой пробкой. Чтобы ее извлечь, аккуратно поддевают пробку за край ножом. Ничего сложного в этом нет, поскольку пробку вставляют не закрепляя.

Пластмассовые крылья в корпусе охладителя удерживаются посредством плоской разрезной шайбы, которая фиксируется в осевой проточке. Если шайбу не снять, не получится вынуть крыльчатку, а это, в свою очередь, затруднит смазку подшипника. Для извлечения шайбы используют сразу два инструмента. Разрез заметить практически невозможно, поэтому, слегка надавив иглой, провести по кругу шайбы, пока та не зацепится за место разреза.

Теперь понадобится маленькая отвертка. Ею прижимают шайбочку рядом с областью разреза с одной стороны, а при помощи иголки или шила поддевают другую сторону, после извлекают по кругу шайбочку из паза. Все манипуляции нужно совершать аккуратно, чтобы не сломать шайбу. Бывает, что она выскакивает, и приходится тратить время на поиски. Без шайбы работа кулера невозможна, так как крыльчатка будет болтаться. После того как крыльчатка будет отсоединена, снимают еще одно резиновое кольцо.

У старого охладителя резиновое колечко может быть значительно изношено, а на месте его фиксации остаются частицы истертой резины. Найти в продаже такое колечко нереально, а без него даже смазанные подшипники кулера во время работы издают шум, потому что появляется продольное смещение оси крыльчатки. В таком случае могут пригодиться резиновые кольца от старых кулеров, если такие имеются.

Как отремонтировать кулер

Как происходит процесс смазки кулера

Для смазки необходимо разобрать кулер компьютера. Вам понадобятся отвертка, ватные тампоны или салфетка из микрофибры, спирт, спичка, скотч.

ВАЖНО! Будет хорошо перед смазкой смазке установить специальный софт для того, чтобы замерить температуру. Софт поможет установить, есть ли результат от принятых мер, или же пришло время заменить кулер, поскольку он неисправен.

Чем грозит несвоевременная смазка кулеров?

Прежде всего это неприятный шум, который перерастает в вибрации. Если вас это не смущает, то следующим этапом придет заклинивание вентилятора. Элемент, на котором заклинил вентилятор начнет греться и в конце концов перегреется.

чем смазать кулер компьютера

Вот так выглядят вздувшиеся конденсаторы

Довольно распространенными последствиями перегрева являются вздувшиеся конденсаторы (особенно на блоке питания) и как следствие выход из строя устройства.

Как разобрать кулер?

Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

  1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
  2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
  3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
  4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
  5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
  6. Дальше можно чистить и смазывать.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как работает кулер

Устройство кулера немногим отличается от вентилятора. Здесь также присутствует крыльчатка и ось, но в отличие от обычного вентилятора, где предусмотрен мотор, который приводит в действие ось с крыльчаткой, кулер устроен немного иначе. Внутри стоит магнит и катушка (то есть фактически внутри самого вентилятора находится электродвигатель). При подаче тока возникает явление электромагнитной индукции, что и приводит в действие лопасти.

Конструкция кулера

В любом устройстве, где есть механические узлы (в данном случае ось и крыльчатка) предусмотрены подшипники. Чтобы детали не изнашивались, они смазываются маслом, которое при вращении образует масляную пленку. Со временем масло испаряется – это и приводит к тому, что кулер в ноутбуке шумит, а это один из признаков того, что пришла пора его смазать.

Как смазать неразборные кулеры

Давайте ещё разберемся как смазать неразборный кулер процессора. Если вы сняли этикетку, а отверстия не обнаружили, это значит, что перед вами неразборный вентилятор. Чтобы смазать подобного рода устройство, возьмите тонкое сверло. Если его нет под руками, можно использовать шило. Только будьте предельно аккуратны, чтобы не повредить внутренние детали вентилятора.

Просверлите отверстие по центру площадки, на которой находилась наклейка. Во избежание излишнего риска, лучше всё же проделать отверстие вручную. Тонкий пластик легко поддастся нажиму на сверло силой рук. Введите в сделанное отверстие каплю смазки.

Надавите и отпустите крыльчатку. Повторите так несколько раз. Прокрутите лопасти вентилятора. Если они крутятся легко и тихо, значит, вы отлично справились с задачей.

К сведению! Бывают вентиляторы с магнитным подшипником, работающие на принципе магнитной левитации. Они не смазываются. Поэтому при выходе из строя такого вентилятора, установленного на процессоре, сразу выкидывайте его и покупайте новый.

При вскрытии вентилятора подвигайте втулку и подшипник. Если вы чувствуете люфт, то такое устройство уже не спасти. Присмотритесь к валу. Если он имеет видимые невооружённым глазом износы, глубокие выемки, то рекомендуется приобрести новый вентилятор.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector