Как и чем смазать вентилятор

Как смазать подшипник в кулере компьютера

КАК СМАЗАТЬ ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КУЛЕРА

Грешат таким делом, как установка проприетарных (уникальных) кулеров, многие производители железа. Особенно видеокарт. Элемент устаревания, ага. Карте пахать и пахать, а вентилятор уже того. Подшипник скольжения разбирается и смазывается легко. А вот подшипник качения, который обычно ставят в такие места, обслуживанию «не подлежит». Нарочно хитро сконструированный производителем вентилятор – аналогов не имеет, и найти замену целиком очень непросто.

К счастью, подшипники качения, (они же «промышленные», «стандартные» и тп) являются расходным материалом и обычно предусматривают замену в процессе эксплуатации узла. Просто смазать его не получится, так как там обычно стоит сальник или крышка. Если повезет, можно заказать новый у подшипниковых торговцев и не заморачиваться. Но многим таким конторам не интересен клиент на один малюсенький подшипничек. Итак, пробуем восстановить его самостоятельно.

Первым делом, разбираем кулер по максимуму. Подшипник, как правило, установлен в саму крыльчатку вентилятора. Его необходимо оттуда извлечь, в противном случае крыльчатку придется чистить и «варить» целиком с подшипником – это чревато ее повреждением.

Как извлечь подшипник? Стандартный подшипник на(в)прессовывается в(на) узел. Соответственно, и снимается аналогично. У слесарей, в арсенале инструментов, имеются специальные выжимки для этого дела. Однако из-за малого размера и особенностей конструкции кулера, подобрать инструмент может быть нелегко. Придется импровизировать. Например, если с обратной стороны крыльчатки имеется отверстие – можно выдавить через него подшипник с помощью биты для шуруповерта или чего-либо подобного. Крайне желательно при этом стараться давить на внешнюю часть подшипника, а не внутреннее вращающееся кольцо – иначе есть риск его сломать.

Итак, подшипник извлечен. Теперь нужно его промыть от старой смазки и накопившихся загрязнений. Используем растворитель типа бензина (галоша). Он наименее агрессивен к пластиковым деталям, которые могут быть внутри подшипника, а также быстро улетучивается из его внутреностей. Помним о необходимой вентиляции. Просто кладем подшипник в растворитель и крутим его там некоторое время. Внимательно смотрим, что из него вылазит. Если куски пластика/металла, то дела плохи – это поврежден сальник или обойма самих шариков. Без сальника, будет всего лишь разлетаться смазка и залезать пыль, поломка обоймы же означает разрушение подшипника. Вылезли грязь и «песок» – продолжаем дальше.

Сушим подшипник. После крутим его и слушаем звук. Если есть сильно выраженный стук или хруст, то скорее всего сильно изношены дорожки и/или шарики – восстановить полностью подшипник может и не получиться. Будет все равно стучать или свистеть. Тем не менее, раз уж зашли так далеко – продолжаем. Попытка – не пытка.

Выбираем смазку. Она должна быть консистентной, т.е. вязкой. Например Солидол, Циатим. Литол брать не стоит – в нем щелочь, которая может разъесть пластик и цветные металлы. В автохимии имеется еще Графитная (солидол+графит) и ШРУС (графитная + соли молибдена). На ШРУСЕ остановлюсь подробнее. Молибден в нем предназначен для восстановления вытертых дорожек – так что есть шанс привести стучащий подшипник к нормальному виду.

Плавим смазку. Берем небольшую емкость, например алюминиевое донышко от «Ягодного лукошка». Это выпечка такая. Кладем туда смазку и нагреваем. Греть может понадобиться до ~150°С. Можно для этого модифицировать конфорку газовой плиты или взять туристсткую плитку. ВНИМАНИЕ: ПОЖАРООПАСНО – пары масла могут вспыхнуть; НЕОБХОДИМА ВЕНТИЛЯЦИЯ – пары масла дымят, и еще как. Следите, чтобы не происходило кипения.

Многие современные смазки состоят из нескольких компонентов, имеющих разную температуру кипения. Поэтому возможна ситуация, когда часть уже закипает, а часть – все еще густая. В этом случае пытайтесь все время размешивать содержимое. Если не помогает – используйте другую смазку.

Кладем туда наш подшипник. «Варим» минут пять. Желательно при этом прокручивать подшипник. После вынимаем и кладем его на салфетку.

Когда подшипник остыл – вытираем его насухо и проворачиваем. Вдавливаем подшипник обратно. Собираем и устанавливаем кулер. Запускаем «железо».

После запуска кулер может начать издавать странные звуки. Наша новая смазка вряд ли в точности соответствует задуманному производителем. Да и количество ее, скорее всего в начале избыточно. ШРУС восстановит дорожки также не сразу.

В моем примере выше, застучавший и восстановленный ШРУСом подшипник работает уже почти год. Тьфу-тьфу-тьфу! )))

© Тимур Гедеванишвили aka Temuri

Решил почистить ещё два вентилятора для корпуса. Очень помогла выше приведенная инструкция, за что спасибо её автору. Именно шуруповёртом я и отделял конструкцию с подшипником от конструкции с лопастями. Так уж назову это дело, так как соответствующей терминологией не владею.
Кстати, IE11 почему-то не знает слово шуруповёрт и предлагает к восприятию какую-то ерунду, которой я его уж точно не учил:

Далее к вентиляторам.
Два пыльных вентилятора 120х120 мм от компании YATE LOON Electronics:

В разобранном виде выглядят следующим образом:

И такой вопрос возник у меня, кроме вопроса чем смазывать подшипник. Я для себя решил, что буду использовать масло трансмиссионное. А вот чем обрабатывать медную намотку?

Смазка неразборного вентилятора

Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.

Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.

Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой

  1. Набрать в шприц с тонкой иглой немного машинного масла.
  2. Аккуратно отклеить наклейку, которая закрывает подшипник.
  3. Закапать 5-6 капель масла в открывшийся подшипник. Если подшипник защищён резиновым сальником, то его снимать необязательно – можно проколоть его иголкой и впрыснуть масло.

Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой

  • Взять небольшое сверло с центрирующим наконечником (2-3 мм)
  • Аккуратно проделать отверстие со стороны подшипника, электроинструмент лучше не использовать и сверлить вручную.
  • Шприцем залить несколько капель масла.
  • Заменить наклейку или замазать холодной сваркой.

Как и чем смазывать вентиляторы различных типов - пошаговая инструкция

Смазка подшипника неразборного двигателя

При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.

Смазываем вентилятор

Если вентилятор остановился или обороты значительно упали, то его необходимо смазать. Это будет намного экономичнее, чем покупка нового вентилятора и займёт несколько минут.

Для смазки вентилятора необходимо подготовить ватную палочку, смоченную спиртом, две иголки и масло. В качестве смазки можно использовать как машинное масло, так и густые смазки типа ЛИТОЛ-а или ЦИАТИМ-а. Вентилятор можно смазать и специальной силиконовой смазкой, которая используется для смазки трущихся частей принтеров, приводов и других устройств.

Первым делом вентилятор необходимо снять с кулера или корпуса. В качестве примера я снял вентилятор с видеокарты. Он показан на рисунке 1.

После того, как вентилятор снят, нужно удалить блестящую самоклеющуюся этикетку. Вентилятор со снятой этикеткой показан на рисунке 2.

Вентилятор со снятой этикеткой

В центре вентилятора видна ось крыльчатки, которая зафиксирована пластиковой белой шайбой. Крупнее этот участок показан на рисунке 3.

На белой пластиковой шайбе, фиксирующей ось, виден разрез. В этот разрез нужно вставить иголку, раздвинув две части шайбы. Затем второй иголкой нужно аккуратно приподнимать шайбу, начиная от места разреза. Будьте внимательны, шайба достаточно упруга и может соскочить с оси и потеряться. Вентилятор со снятой шайбой показан на рисунке 4.

Теперь необходимо вынуть крыльчатку.

Если на оси крыльчатки есть какие-то еще шайбы (как на рисунке 5), то их тоже необходимо снять.

Затем ватной палочкой, смоченной в спирте, нужно очистить ось крыльчатки и втулку в корпусе вентилятора. Необходимо удалить всю старую смазку. Для очистки внутренней поверхности втулки можно использовать зубочистку или спичку.

После того, как все очищено спиртом, на нижнюю часть оси нужно нанести смазку или капнуть масла, а затем установить на место шайбы, если они там были. После этого крыльчатку можно поставить на место и вернуть на место фиксирующую шайбу. После того, как вентилятор собран, прямо на фиксирующую шайбу можно капнуть масла или положить густую смазку.

Если немного масла попадет на корпус вентилятора, то его надо удалить при помощи ватной палочки или тряпки. Остается приклеить на место этикетку.

Смазывание не разборного кулера ноутбука без разбора

В один из дней кулер моего ноутбука стал неприятно шуметь, явно указывая на то, что ему что-то мешает. Температуры в нагрузке, кстати, стали выше. Даже прослушивание онлайн-радио заводило «трещотку» почти на полную катушку. Промедление стало бы губительным для моего ПК.

кулер ноутбука

Разобрал, вытряхнул мусор, счистил всю пыль с радиатора. Ничего лопастям не мешало. Для подтверждения подозрений прокрутил лопасти кулера — да, бьет внутри. Попытка поднять крыльчатку не увенчалась успехом, так как её что-то держит. В надежде, что у основания кожуха вентилятора находится ось со стопорным кольцом, снял наклейку. Разочарованию не было предела — впрессована металлическая заглушка.

неразборный кулер

Выхода было два:

  • высверлить заглушку
  • выплавить отверстия в пластиковой верхушке, где находятся лопасти

технические отверстия для обслуживания неразборного кулера

Приглядевшись к этой самой верхушке стало понятно, что на ней, также, находится наклейка. Подковырнув её моему взору предстали три отверстия, вполне вероятно, для смазывания. Набрал машинное масло в аптечный шприц закачал его туда.

Выждал пару минут, заново прокрутил кулер — стук пропал.

Всегда для таких манипуляций использую машинное масло от швейных машин. Лучше, если оно будет от промышленных агрегатов — оно выдерживает огромный ресурс и нагрузки.

На этом все. Всем Спасибо за внимание!

Внимание. Сервис комментариев предоставлен площадкой VK (Вконтакте), поэтому администрация сайта не несет отвестсвенности за сохранение персональных данных, сообщений и прочих действиях пользователей при работе в данном блоке.
Если вы не согласны, то не оставляйте сообщения/свои данные на сайте Fixclan.ru и покиньте его немедленно.

Читаемое

Все содержащиеся на настоящем Сайте сведения носят исключительно информационный характер. Не является ни научным, ни просветительским, ни научно-просветительским ресурсом.Администрация сайта не несет ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, вред , причиненные вследствие ограничения доступа, либо вследствие посещения Сайта и использования размещенной на Сайте информации, включая, но не ограничиваясь, любыми убытками, нанесшими ущерб Вашему компьютерному или иному оборудованию.

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», так же LiveInternet и прочие (далее — Партнеры).

Все сервисы использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться партнерам и храниться на их сервере в ЕС и Российской Федерации. Партнеры будут обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Партнеры обрабатывают эту информацию в порядке, установленном в условиях их использования.

Вы можете отказаться от использования cookies, покинув наш сайт. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Партнерами в порядке и целях, указанных выше.

Типы подшипников компьютерных вентиляторов

В компьютерных вентиляторах, как правило, встречаются подшипники двух типов – скольжения и качения. Первые могут быть изготовлены из антифрикционного сплава или композиционного материала с эффектом самосмазывания за счет содержания антифрикционных наполнителей. Вторые представляют собой узлы трения с элементами качения в виде шариков. Подшипники качения могут быть закрытого типа, не допускающего повторного смазывания, или открытого.

В зависимости от типа подшипника вентилятора для их смазывания должны применяться различные смазочные материалы.

Как смазать кулер (вентилятор) блока питания компьютера

Когда из блока питания компьютера начинает доносится очень противное гудение или дребезжание — это верный признак того, что не за горами замена кулера (вентилятора) в блоке питания. Но, бывает, что заменить его «сию секунду» нет возможности. А оставить как есть нельзя по двум причинам. Первая — противный звук из системного блока (точнее, блока питания). Вторая — вентилятор может в какой-то момент времени просто заклинить, и блок питания сгорит от перегрева. А это черевато заменой половины «начинки» системного блока, которая влетит в копеечку!

Для этой процедуры нам понадобится довольно нехитрый набор инструментов:

  • термоустойчивая силиконовая смазка или, на худой конец, машинное масло;
  • отвёртка (крестовая);
  • скальпель или канцелярский нож;
  • широкий скотч;
  • несколько зубочисток или спичек;

Вот такого вот набора инструментов вполне хватит для того, чтобы смазать вентилятор в блоке питания компьютера.

В процедуре вынимания БП из компьютерного корпуса нет ничего сложного. Скрутить болты, которые держат левую боковую крышку, сдвинуть её назад и снять. После этого отсоединить все провода идущие от БП к платам и дискам (обязательно запомните что и куда. ). После этого снаружи компьютера на задней стенке открутите 4 болта, которыми прикручен сам блок питания.

И вот блок питания на столе. Есть два наиболее популярных вида (по расположению кулеров) блоков питания. С вентиляторами диаметром 80мм (он расположен на задней стенке блока питания, которая смотрит наружу) и диаметром 120мм (установлен на крышке БП, которая обращена вниз и внутрь системного блока).

В обоих случаях первым действием будет открывание крышки БП. Для этого нужно открутить четыре болта на верхней грани (на рисунке). После этого просто потяните крышку вверх.

Открываем компьютерный блок питания

Открываем компьютерный блок питания

После снятия кожуха можно открутить сам вентилятор.

Если у Вас большой, 120мм вентилятор, то на той же крышке, которую Вы снимали только что, открутите четыре самореза, на которых держится вентилятор.

Ксли у Вас кулер диаметром 80мм — открутите те же 4 самореза, но на задней стенке блока питания.

Откручиваем сам кулер от корпуса БП

Откручиваем сам кулер от корпуса БП

После этого аккуратно поддев ножом отлепите наклейку с задней стороны вентилятора. Потом тем же ножом подковырните и вытащите резиновую пробку, которая закрывает подшипник, и капните туда масла. Его должно быть очень мало — лишь бы только смочилась поверхность подшипника (втулки, в которой вращается ось вентилятора). Если не получается аккуратно отмерить масло — не беда! Возьмите зубочистку, и заточите ножом кончик в виде узкой лопатки. Потом обмокните эту лопатку в масло и аккуратно смажьте ею подшипник.

Читайте так же: Процесс Explorer.exe не запускается автоматически: причины сбоя и их решение в Windows 7

При этом старайтесь не испачкать сам кулер (то место, откуда Вы отклеили круглую этикетку).

После смазки вставьте обратно резиновую пробку и заклейте вместо этикетки кусочком скотча.

Сборку проводить в обратном порядке.

Кстати, если смазывать кулер силиконовой смазкой — он проживёт от трёх недель до 3 месяцев (в зависимости от состояния на момент смазки), а если машинным маслом, то от недели дл месяца.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector