Использование компьютера учителем для организации учебного процесса ** уровне класса

Организация учебного процесса с использованием компьютеров способна решать какие задачи

Автор: Яловецкая Алена Сергеевна

Организация: МБОУ СШ 13

Населенный пункт: г. Норильск

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами методами и приемами работы на образовательных платформах.

Образовательная платформа — система управление обучением. Это прикладное программное обучение, которое могут использовать все участники учебного процесса.

Современное понятие «образовательная платформа» интегрирует в себе широкий диапазон самых разных возможностей. Своим названием это понятие обязано тем, что на образовательную платформу «устанавливаются» самые разнообразные программные продукты, системы и комплексы. Поэтому образовательная платформа является интегрированным понятием, так называют многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды.

Цель моей работы: обучение дистанционному общению учителя с детьми, умению вести переписку, давать задания, осуществлять обратную связь.

Для реализации цели необходимо решить основные задачи образовательной платформы:

  • организация образовательного процесса на базе средств ИКТ;
  • реализация интерактивного информационного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровне;
  • автоматизация документооборота и образовательной деятельности учебного учреждения.

Практическая реализация образовательных платформ в учебном заведении позволит:

  • разработать принципиально новые педагогические подходы к организации учебного процесса;
  • упростить процесс разработки и адаптации педагогических приложении (за счет имеющейся на платформе базы знаний, электронных средств учебного назначения со ссылками на образовательные порталы и сайты, а так же встроенных инструментальных систем).

Я поняла, что основным преимуществом такого вида образования является то, что это очень гибкая и удобная форма обучения. Оно позволяет обеспечить:

  • экономию времени (не требуется тратить время на поездку к месту учебы);
  • снижению затрат на проведение обучения (не нужно тратить деньги на аренду помещения);
  • возможность одновременного обучения большого количества учащихся;
  • повышение качества образования за счет применения современных средств обучения и технологий;
  • мгновенный доступ к объемным электронным библиотекам и базам знаний.

Полноценный курс дистанционного образования организует процесс обучения таким образом, чтобы ученикам было доступно и интересно. Только обеспечив интерес к предмету, желание получать знания, можно добиться от учащихся хорошей успеваемости.

К современным формам дистанционного образования относятся чат – занятие, веб – занятие, телеконференция и др.

  • Чат – занятие – учебные мероприятия, которые проводятся синхронно, т.е. все участники учебного процесса одновременно имеют доступ к чату, и педагоги и учащиеся.
  • Веб – занятие – уроки, лабораторные работы, семинары, конференции, деловые практикумы и другие формы дистанционных учебных занятий с помощью сети Интернет.
  • Телеконференция – проводится с использованием рассылок по электронной почте. Данный вид дистанционного обучения очень популярен в Европе.

Начну рассказ об образовательных платформах, которые я использую в своей педагогической деятельности.

Решу ОГЭ, ЕГЭ — дистанционная подготовка к государственным экзаменам.

Данный ресурс представляет образовательную систему и специально создан для подготовки к экзаменам по различным дисциплинам, в том числе и для подготовки к экзамену по информатике и ИКТ в 9-м и 11-м классах.

Данный Интернет – портал включает в свою структуру целый ряд образовательных сервисов:

  • Для организации тематического повторения разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иный небольшие темы и сразу же проверять знания ученика по этим темам;
  • Для организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа;
  • Для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ, ОГЭ нынешнего года по одному из представленных системой вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту;
  • Для контроля уровня подготовки система ведет статистику изученных тем и решений заданий;
  • Для ознакомления с правилами проверки экзаменационных работ дана возможность узнать критерии проверки заданий второй части;
  • Для предварительной оценки уровня подготовки после прохождения тестирования сообщается прогноз тестового экзаменационного балла.

Данный сервис позволяет учителю очень быстро сориентироваться в заданиях, выбрать к уроку необходимое количество заданий одного или нескольких типов, сгенерировать собственный тест, получить к нему ключ и пояснения решения, что в значительной степени позволяет экономить время для подготовки к уроку.

Еще одна из возможностей данного портала – дистанционное решение учащимися онлайн – тестов, составленных учителем. Учитель предварительно может сгенерировать тесты и дистанционно оценивать результаты учащихся. Данная возможность позволяет ученикам выполнять тест в домашних условиях, при этом ученик может сразу увидеть свой результат и результат выполненного теста сразу поступает в статистику учителя, что позволяет контролировать процесс самостоятельной и систематической подготовки обучающихся.

Сервис «Решу ЕГЭ, ОГЭ» автоматизировано создает каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, систему тестов – тренажеров для подготовки к экзаменам. Организаторы сайта приглашают зарегистрироваться только в том случае, если вы планируете постоянно и регулярно пользоваться данным сайтом, что позволяет системе вести статистику решенных заданий.

Таким образом, широкое использование возможностей Интернет-ресурса «Решу ЕГЭ, ОГЭ» делает более эффективной и мобильной работу учителя при подготовке учащихся к ГИА.

  1. Платформа «Российская электронная школа (РЭШ)»

Российская электронная школа (РЭШ) – открытая информационно-образовательная платформа, направленная на обеспечение беспрепятственного доступа к обучающим программам начального, основного и среднего общего образования с возможностью получения соответствующего документа, подтверждающего уровень освоения знаний и навыков. Созданный портал отличается простым и интуитивно понятным интерфейсом. Поэтому воспользоваться преимуществами РЭШ смогут как «продвинутые» подростки, так и менее «продвинутое» старшее поколение.

Возможности интернета неограниченны. Образовательные ресурсы помогут освоить школьную программу, углубить свои знания по разным предметам, заменят репетиторов, вдохновят и учителя, и ученика, и родителя. Главное детям это интересно, увлекательно и полезно!

В этом году заканчивается наполнение РЭШ контентным содержанием: «Там не только огромное количество уроков, есть еще специальный раздел, в который каждый педагог, пройдя экспертную оценку, может выложить свой урок. Есть практически все виртуальные музеи, прекрасные театральные и концертные постановки, архив, библиотека».

«ЯКласс» – образовательный интернет — ресурс для педагогов, учащихся и их родителей.

Для учителя – это возможность проводить тестирование знаний учащихся по предмету. На портале существует огромнейшая база заданий по многим предметам, преподаваемым в школе. Учитель создает домашние, проверочные и даже контрольные работы в виде тестов из имеющихся заданий портала. У него есть возможность задать работу индивидуально учащемуся или для всего класса. Также, преподаватель самостоятельно корректирует параметры работы: указывает время проведения, количество попыток выполнения работы (что дает возможность ученику выполнить работу на «хорошо» и «отлично»). Одновременно с тестовыми заданиями, учитель также может предложить и теоретическую часть. Для этого в каждом разделе существует блок теоретического материала, предназначенный для освоения данной темы и успешного выполнения практических заданий. Кроме того, учитель имеет возможность не проверять самостоятельно выполненную учащимися работу, а получить отчет о ее выполнении и выставить ученику отметку в соответствии с предложенными критериями оценивания. На портале есть возможность учителю самому создавать собственные задания и публиковать их ученикам. Создание собственных заданий – это увлекательное, творческое мероприятие, безусловно, требующее определенного количества затраченного времени, но, увлеченный, творческий учитель не считается со временем.

Использовать возможности образовательного портала можно и во время урока. Для этого существует режим «Презентация». Урок можно провести с использованием интерактивной доски увлекательно и с огромной пользой. «ЯКласс» позволяет преподавателю автоматизировать процесс подготовки и проверки заданий, внедрить индивидуальные траектории обучения, реализовать эффективный мониторинг успеваемости и мгновенно создавать отчёты.

Кроме того, ученик, который находится на лечении и не может посещать образовательное учреждение, имеет возможность изучать пропущенные темы с помощью учителя, т.е. не прерывая процесса образования. Выполнив задание, ученик имеет возможность сразу увидеть свой результат, и, если это необходимо, выполнить работу над ошибками, введя новый ответ. Таким образом, выполняя то или иное задание повторно, учащийся систематизирует знания, осознавая свои ошибки. Каждое задание или тест имеет множество вариантов с разными условиями (50 и более вариантов каждого задания). Ответы на такие задания невозможно списать ни в Интернете, ни у соседа по парте, ни с ГДЗ.

Для учащихся на портале «ЯКласс» существует соревновательный элемент. Он положительно сказывается на успеваемости учеников. Дети сами начинают просить задания и набирать баллы на сайте. Результаты выполнения заданий можно отслеживать в разделе «Топы». Здесь соревнуются ученики между собой в классе, отражается рейтинг всего класса в рамках образовательного учреждения, а также существует рейтинг школ в регионе, стране. Кроме того, можно разнообразить свою деятельность, выполняя увлекательные задания в разделе «Переменка».

Портал разработал легкий и быстрый способ, который помогает родителям отслеживать успешность своего ребенка, что положительным образом влияет и на работу учителя. Система «ЯКласс» самостоятельно проанализирует работу ученика на сайте и отобразит результаты в виде графического рисунка. Это позволяет родителям осуществлять контроль за выполнением учеником домашних заданий, отслеживать рейтинг успешности их ребенка в классе.

«ЯКласс» развивает навыки работы с информационными технологиями, как у учителя, так и у школьника и позволяет им общаться на одном языке.

Хочу поделиться собственным опытом дистанционной работы с 7-11 классами. Например, я дала контрольную работу за первую четверть. В ней несколько пройденных тем. При проверке контрольной в программе автоматически выставляются оценки и выявляются пробелы знаний по данным темам. На основе этих пробелов я составляю новую проверочную работу и отправляю ученикам. Выполняя эту проверочную работу, ученики одновременно закрепляют тему и делают работу над ошибками. У учителя есть возможность поставить 3 оценки : за контрольную работу, теорию, работу над ошибками.

На основе образовательных платформ, создаю инициативную группу из учащихся, состав которой меняется, для того, чтобы все учащиеся могли проверить свои способности и возможности. Под моим руководством учащиеся, входящие в инициативную группу, подбирают и создают творческие задания, тематические олимпиады, темы и разработки проектных работ для своей параллели. Победителей награждаем на школьных мероприятиях. В моем кабинете информатики весит стенд «Победители образовательных марафонов», на котором регулярно обновляется информация. Как учитель, от себя лично, я даю самым лучшим, активным призы.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Чтобы выбрать подходящий под педагогические нужды сервис, нужно хорошо понимать, для каких целей и задач вы собираетесь его использовать, ориентироваться на уровень когнитивных способностей, мотивацию учеников, учитывать пожелания родителей. Именно осознанный выбор учебной платформы принесет пользу и повысит качество обучения наших детей.



Цели и задачи информатизации и использования информационных технологий в образовании

Основной целью информатизации российского образования является глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикального повышения качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующих требованиям информационного общества.

Кроме основной цели перед образованием ставятся следующие подцели:повышение качества образования;

  • • увеличение степени доступности образования;
  • • интеграция информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование;
  • • обоснованное использование потенциала ИКТ для обучения, воспитания и развития учащихся;
  • • рациональное использование ИКТ для формирования профессиональных компетенций;
  • • повышение квалификации педагога, руководителя, специалиста службы сопровождения;

• интеграция российской системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Для достижения перечисленных целей необходимо решить задачи, которые условно можно разделить на экономические, социальные, учебные, воспитательные и управленческие.

Экономические задачи:

  • • развитие и модернизация технико-технологической базы информатизации;
  • • обеспечение образовательных учреждений коммуникационными технологиями передачи информации и массового доступа к единым мировым информационным ресурсам.

Социальные задачи:

  • • подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями;
  • • формирование в обществе новой информационной культуры;
  • • фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики;
  • • формирование у людей нового информационного мировоззрения.

Учебные задачи:

  • • формирование информационной культуры всех членов информационного общества;
  • • повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационнокоммуникационных технологий;
  • • применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
  • • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т. д.);
  • • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
  • • разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики;
  • • обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
  • • разработка информационных технологий дистанционного обучения;
  • • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
  • • внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Воспитательные задачи:

  • • внедрение новых моделей структуры и характера использования свободного времени обучаемых, соответствующих требованиям современных социально-педагогических задач;
  • • внедрение новых схем, технологий и методик воспитательной работы с использованием информационных технологий;
  • • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга обучаемых.

Управленческие задачи:

  • • создание информационной базы образовательных учреждений;
  • • создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования;

использование средств современных информационных технологий для управления учебными заведениями на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, страны.

Кроме того, отдельные субъекты в рамках информатизации образования имеют собственные цели. Например, целью современного высшего учебного заведения является подготовка кадров высокой квалификации, готовых к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня адекватно современным тенденциям развития информационного общества.

Целью общеобразовательных учреждений является подготовка учащихся к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, характеризующегося непрерывным обновлением технологий и знаний.

В рамках информатизации образования использование информационно-коммуникационных технологий требует решения соответствующих целей и задач. Педагогические цели использования ИКТ заключаются:

  • • в выполнении социального заказа общества по подготовке специалистов, способных использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • • совершенствовании механизмов функционирования системы профессиональной подготовки специалистов на основе ИКТ;
  • • совершенствовании стратегии структуризации и отбора содержания, методов, организационных форм и средств обучения, соответствующих задачам подготовки компетентного специалиста;
  • • создании методических систем обучения, ориентированных на развитие потенциала обучаемого, на формирование его профессиональной компетентности;
  • • разработке диагностирующих методик контроля и оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста.

Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:

  • • формирование информационно-коммуникационных компетенций специалистов разных профилей;
  • • развитие личности, организация на новом уровне культуры умственного труда на основе ИКТ;
  • • интенсификация учебно-воспитательного процесса за счет повышения эффективности и качества обучения, усиления мотивации познавательной деятельности, углубления межпредметных связей.

К наиболее перспективным направлениям внедрения информационных и коммуникационных технологий в обучение относятся:

Применение компьютеров в учебном процессе

В настоящее время компьютеры в школе используются исключительно на уроках информатики, в лучшем случае ученикам поручается что-нибудь сделать на своем домашнем компьютере, например, набрать и красиво оформить реферат или презентацию. Между тем, уже существует бесчисленное множество обучающих программ, тестов и вспомогательных инструментов для оптимизации учебного процесса. В частности, для обучения детей иностранным языкам существует несколько разных по сложности учебных курсов, что позволяет использовать их как в специальных школах с углубленным изучением, так и в общеобразовательных. Математические упражнения в виде обучающих игр способны помочь младшим школьникам быстрее освоится в мире цифр и формул. Тесты буквально по всем предметам способны помочь преподавателям объективно оценить знания учеников.

Производство собственной обучающей продукции компания начала еще в 1991 году, когда она называлась «Коминфо». С 1997 года, когда была создана дистрибьюторская компания «Новый диск», продукция этой марки занимает лидирующее положение на рынке обучающих игр и программ. В арсенале компании интерактивные, красочно иллюстрированные учебники, включающие аудио и видео. Компания выпускает также интерактивные видеокурсы для изучения различных программ – от простых офисных приложений до сложных программ, предназначенных для создания трехмерных моделей и анимации. Есть также аудиокниги, которые позволяют в легкой и непринужденной форме, не напрягая глаза и позвоночник, познакомиться с классической литературой и не только. Существует несколько вариантов приобретения такой продукции, в том числе и заказы курсов определенной направленности, удовлетворяющие всем требованиям учебной программы. И школам надо бы в этой области проявить инициативу и внедрить работу с компьютером над учебным материалом наравне с обычными уроками.

Конечно, сейчас у большинства школьников есть домашние компьютеры. Снижение цен на компьютерную технику и доступность кредитов позволила практически всем родителям приобрести для своего ребенка недорогой компьютер специально для учебы. Доступен стал и интернет, что позволило школьникам пользоваться практически неисчерпаемой базой знаний, которая постоянно дополняется и исправляется. Не все дети используют эти возможности по назначению, чаще всего превращая свой домашний компьютер в средство общения со сверстниками и для онлайн игр. В такой ситуации школьный компьютер мог бы стать рабочим инструментом для получения школьниками тех знаний, которые они не хотят получать дома.

В то же время работа за домашним компьютером могла бы быть в несколько раз сокращена за счет применения других технических новинок, таких как MP3-плейеры, диктофоны, мобильные телефоны. С их помощью школьники могут прослушивать школьные лекции, занимаясь при этом спортом или легким физическим трудом. Эффективность таких прослушиваний достаточно высока, поскольку школьник легче запоминает и воспроизводит услышанное, чем увиденное в книге. Тут есть, правда, один недостаток – если встречается непонятный термин и ученик не знает, как он правильно пишется, то может допускать ошибки при выполнении письменных работ. Такие слова в школьной программе встречаются регулярно, но их не так уж и много. Особо труднопроизносимым и сложным в написании понятиям и терминам следует уделить время и сконцентрировать на них внимание учеников.

Несмотря на все положительные факторы компьютерного обучения, необходимо подчеркнуть некоторые важные детали, которые обязательно надо учитывать.

Во-первых, переводить учебный процесс полностью на компьютеры не следует. Только учитель может заметить и понять внутреннее состояние своих учеников и выяснить насколько им необходимо это обучение и что им дается легче. Возможно, придется применить к каждому ученику индивидуальный подход и создать для каждого из них определенный режим обучения.

Во-вторых, компьютер может нанести непоправимый вред здоровью, поскольку ученикам придется длительный период времени сидеть неподвижно и не мигая смотреть на мерцающий экран монитора компьютера. От этого может значительно снизится зрение, искривится позвоночник и атрофируется целый комплекс мышц. Если не соблюдать санитарные нормы и не заставлять учеников каждые двадцать минут непрерывной работы за компьютером выполнять разминку всего организма, это может привести к плачевным результатам.

В-третьих, при работе с любой техникой, а в особенности с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. То есть, абсолютно все электроприборы должны быть заземлены, максимально изолированы и недоступны для прямого контакта с учениками.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector