Гаджеты в жизни школьника: плюсы и минусы

Влияние гаджетов на детскую психику и здоровье: в чем вред?

Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты в руках школьника

На современном этапе школьный процесс обучения построен в основном с применением информационных технологий, позволяющим школьникам лучше ориентироваться в потоках информации окружающего их мира. Кроме того с помощью них можно осваивать практические способы работы с нужной информацией, развивать умения, позволяющие вести обмен полученной информации при помощи различных электронных устройств.

Поэтому у каждого школьника имеются гаджеты. Это может быть плеер, музыка которого делает дорогу до учебы более привлекательной и поднимает настроение или удобный, практичный планшет, осуществляющий самые разные функции: от развлекательных до познавательно-обучающих. Причем многие преподаватели, считают, что это устройство легче всего контролировать, так как он не так компактен, как например смартфон. Многие школьники, особенно старшеклассники, носят с собой на уроки нетбук, являющейся, ничем иным, как компактной версией ноутбука. Ведь сегодня эти портативные компьютеры являются непременной составляющей всех сфер человеческой жизни, в том числе и школьной. Ну а популярности электронной книги и говорить не приходится.

Гаджеты у школьников

В конце концов, современная учеба предполагает написание огромного количества рефератов, создание презентаций, просмотр обучающих роликов. Таким образом, без гаджетов школьнику не обойтись. Вот только чего же в них все же больше достоинств или недостатков?

Стадии, последствия и особенности зависимости

Возникновение и развитие компьютерной зависимости у подростков можно разделить на три этапа:

Стадия лёгкой увлечённости

Начальная стадия, когда дети знакомятся с возможностями компьютера и интернета, проявляют интерес к играм и социальным сетям. Ребёнку начинают нравиться компьютерная графика, яркие цвета, сопровождающие звуки, которые имитируют реальную жизнь или популярные фантастические сюжеты. Есть возможность пообщаться с другими людьми, поделиться чем-то важным и найти любую информацию легко и просто.

При отсутствии доступа к компьютеру у ребёнка на первой стадии увлечённости не возникает выраженных негативных эмоций, он спокойно отказывается от гаджета в пользу других интересных занятий.

Стадия увлечённости

Подросток переходит в эту стадию, когда его увлечённость компьютером нарастает и он хочет проводить больше времени в интернете. Можно заметить значительное увеличение времяпровождения в сети (более 3 часов в день).

У подростка снижается уровень мотивации к учёбе, падает успеваемость и усиливается желание провести время в игре или сети.

При отсутствии постоянного доступа к компьютеру у ребёнка возникают выраженные негативные эмоциональные реакции, которые обычно длятся недолго. В этой стадии ему можно помочь самостоятельно, без помощи психологов или психотерапевтов. Достаточно ввести временные ограничения и найти увлечения в реальном мире.

Стадия зависимости

В этой стадии подросток полностью привязан к компьютеру и не контролирует время, проведённое за ним. Желание находиться в виртуальности становится настолько сильным, что ребёнок перестаёт замечать окружающих людей, включая членов семьи. Зависимый перестает заниматься своей учебой, отказывается от еды, сна и гигиены в пользу компьютера. В семье возрастает количество конфликтов из-за игр и интернета. При отсутствии постоянного доступа к гаджету ребёнок начинает сильно нервничать, появляются агрессия, тревога и депрессия.

Длительное времяпровождение перед компьютером может привести ребёнка к компьютерной зависимости, поэтому так важно вовремя заметить изменения в его поведение.

Компьютерная и интернет-зависимости имеют последствия как на физическом, так и на психологическом уровне. Это безусловно требует своевременного вмешательства со стороны родителей и профильных специалистов. Подросток с любым видом зависимости становится более уязвимым для окружающих, поскольку теряет навык живого общения и усложняет свою жизнь в социуме.

Рекомендации по использованию компьютера

Существует и польза, и вред компьютера для детей. Современную жизнь сложно представить без информационных технологий. Если занятия за монитором являются частью школьной программы, дополнительных занятий, приносят пользу в развитии, нужно объяснить детям правила работы с ноутбуком или стационарным устройством. Очень важно:

  • каждые 15 минут отвлекаться, давать отдых глазам;
  • соблюдать расстояние между глазами и монитором (не менее 35 см);
  • сидеть с ровной спиной, на удобном стуле;
  • выбирать правильные обучающие компьютерные игры, которые способствуют развитию ребёнка. Они должны соответствовать возрасту и привить подростку аналитические и творческие способности;
  • приобрести качественный монитор, яркость которого можно регулировать. Его размер должен быть не менее 15 дюймов. В ином случае, глаза будут подвергаться более сильному напряжению, а из-за этого зрение может сильно ухудшиться;
  • поставить на компьютер программу родительского контроля. С её помощью Вы можете отслеживать, на какие сайты в интернете заходил Ваш ребёнок, блокировать нежелательные сайты и контролировать его деятельность за экраном.

Родители должны знать нормы времени пребывания за монитором, соблюдение которых поможет сберечь здоровье и снизить вред компьютера для школьников:

  • до 5 лет детям вообще не рекомендуется сидеть перед компьютером;
  • в 5–7 лет – три раза в неделю по 15–30 минут;
  • в 10–12 лет ­– не более часа ежедневно;
  • в 13–16 лет – не более двух часов в день.

Важно, чтобы ребёнок не занимался с компьютером один в своей комнате. Лучше предложить ему делать это в гостиной, кухне, где есть ещё кто-то из членов семьи.

Лечение компьютерной зависимости у подростков

В связи с тем, что пристрастие к компьютеру негативно влияет на детскую психику, его относят к серьезной опасности и если вовремя этот процесс не остановить, то впоследствии появится масса проблем, которые устранять придется при помощи психотерапевта.

Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.

Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.

Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.

Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением. Избавлять подростка от интернет-зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.

Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.

Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место. Самым верным решением при игровой компьютерной зависимости будет обращение за помощью к специалистам, которые дадут ценные рекомендации и начнут эффективное лечение. Лечение данного состояния основано на опыте терапии зависимостей.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Компьютерная зависимость у подростков может принимать различные формы.

Компьютерные игры

Чаще и быстрее всего возникает зависимость от компьютерных игр у подростков. Это связано с тем, что дети с раннего возраста предпочитают проводить время в игре, а интернет предоставляет для этого большие возможности.

С учетом интересов, подросткам предлагают различные варианты от простейших видов «бродилок», «стрелялок» и «гонок» до сложных стратегий. Реалистичные изображения позволяют полностью погрузиться в мир компьютерной игры.

Самые известные и популярные виды компьютерных игр вызывают интерес у детей всего мира. С одной стороны, занимаясь компьютерными игрушками, дети учатся думать, планировать, развивают скорость реакции и внимание.

С другой стороны, огромный вред наносят сюжеты, в которых компьютерными играми пропагандируется насилие, власть сильного над слабым. Такие игры провоцируют агрессивность, отвергают социальные нормы и запреты.

Большинство современных родителей, у которых дети в подростковом возрасте в свое время прошли период увлеченности различными компьютерными играми и на своем опыте осознают опасность игровой зависимости у подростка.

Мнение юного автора, Елизавета (13 лет)

Те же самые игры бывают разные. Бывают полезные, как электронные шахматы, а бывают не совсем, и даже местами вредные, как любимые подростками стрелялки. Разобраться в их полезности поможет их классификация. Моё виденье строится от менее полезных к более полезным:

  1. Экшен. Это довольно популярный вид, обычно называется стрелялками. Развивает только одно – реакцию.
  2. Ролевые. Суть в том, что игрок становится определенным персонажем, и должен вести себя так же. Развивает фантазию и эмпатию.
  3. Симуляторы. Здесь копируются события или просто дается возможность встать на место кого-то другого, сделать то, что в реальной жизни сделать трудно или нельзя. Развивают воображение, эмпатию и не вызывают сильного привыкания.
  4. Азартные. Тут, необходима реакция и способность быстро анализировать ситуацию. Например, гонки или карточные игры.
  5. Квесты. Они сильно похожи на логические тем, что необходимо делать выводы и анализировать, но отличие в том, что в квестах игрок как бы становится персонажем, и проживает его жизнь. Развивают воображение, анализаторские способности, внимательность, эмпатию.
  6. Логические. Тут важна неторопливость и вдумчивость. Обычно представляют собой головоломки или задачи на смекалку и логику. Развивают анализаторские способности, логику, внимательность, расширяют кругозор.
  7. Стратегии. Пожалуй, самый полезный из всех видов, так как, играя в них, ребенок должен анализировать ситуацию, уметь тактически мыслить, иметь развитую логику и думать на шаг вперед.

Все вышенаписаное довольно позитивно. Однако главная проблема в том, что обычно подростки не соблюдают меру играя, и вместо совершения перерывов или установления чёткого режима дети играют дальше и дальше, не в силах оторваться от столь интересного занятия.

Соцсети

Кроме игр большую опасность представляют социальные сети, задумывающиеся, как средство общения между людьми с общими интересами. Часто так и бывает, но также случается, когда подросток просто висит в них, не получая информации, просто по привычке или из-за лени. Дети от 9-10 лет, подростки и люди всех возрастов тратят массу времени, глядя на экраны компьютеров или телефонов.

По факту большая часть общения в соцсетях – это ленивое и бессмысленное времяпровождение. Оно отучает думать, концентрировать внимание и просто ворует время. Зайдя на минутку в любую из соцсетей, можно провести там часы, не получив никакой полезной информации.

Стоит обратить внимание, как подростки во время выполнения домашних заданий то и дело открывают различные странички своих друзей и посмотреть, сколько времени они тратят впустую.

В первую очередь, данной компьютерной зависимостью страдают девушки, имеющие массу свободного времени. По сравнению с мальчиками, девушки больше страдают от недостатка общения и пытаются решить его через виртуальные контакты в социальных сетях.

Причины компьютерной зависимости

  • Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  • Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял — так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
  • Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
  • Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

  • Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми
  • Недостаток внимания со стороны родителей
  • Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать
  • Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером
  • Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье
  1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения
  2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе
  3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем
  4. Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм
  5. Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру
  6. Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов
  7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу
  8. Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли
  9. Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность
  10. Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре. Часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и интернета
  11. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги
  12. Часто подросток может принебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector