Этапы информатизации образования

Компьютеризация обучения

— в узком смысле — применение компьютера как средства обучения, в широком — многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Осн. цели К.о.: подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизованном обществе, повысить эффективность обучения путём внедрения средств информатизации.

Различают два направления компьютеризации (информатизации) обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности; использование компьютера как объекта изучения. Идеи применения компьютера как средства обучения возникли в 50-х гг. 20 в. в рамках программированного обучения. В 1959 в школе № 444 г. Москвы под руководством С.И. Шварцбурда был начат эксперимент по изучению старшеклассниками программирования и основ вычислительной техники. Были разработаны и внедрены в школе факультативные курсы «Основы программирования», «Основы ЭВМ», «Основы кибернетики» и другие. В учебно-производственных комбинатах осуществлялась профессиональная подготовка школьников по специальности «оператор-программист». По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширения его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуализированное обучение, опирающееся на модель учащегося, его «историю обучения». Изменилась оценка роли и места компьютера в учебном процессе. К началу 90-х гг. были созданы десятки тысяч различных обучающих систем, их общепринятой классификации не существует. Мн. авторы выделяют следующие типы систем: тренировочные; наставнические, проблемного обучения; имитационные и моделирующие; игровые программы.

С учётом истории развития компьютерного обучения следует различать два вида обучающих систем — традиционные и интеллектуальные. Осн. особенности интеллектуальных обучающих систем: управление учебной деятельностью с учётом всех её особенностей на всех этапах решения учебной задачи, начиная от постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения; обеспечение диалогового взаимодействия, как правило, на языке, близком к естественному. В интеллектуальных обучающих системах индивидуализированное обучение осуществляется на основе динамической модели учащегося. Системы этого вида позволяют обеспечить распределение управляющих функций между компьютером и учащимся, передавая последнему по мере формирования учебной деятельности новые обучающие функции и обеспечивая тем самым оптимальный переход от учения к самообучению. В отличие от традиционных компьютерных систем, которые функционируют на основе заложенного алгоритма, интеллектуальная обучающая система в соответствии с заложенной системой правил организует управление учебной деятельностью как эвристический процесс.

К.о. оказывает существенное воздействие на все компоненты учебного процесса. Значительное влияние компьютера на содержание обучения обусловлено, с одной стороны, тем, что для учащегося стало доступным многое из того, что ранее считалось посильным лишь для специалиста высокой квалификации. Это стало возможным благодаря возможностям компьютера в наглядном представлении учебного содержания; применению компьютерных средств, реализующих идеи искусственного интеллекта, в частности экспертных систем, обеспечивающих усвоение разнообразных декларативных и процедурных знаний; предоставлению учащимся доступа к большим объёмам необходимой им информации, в т.ч. и непосредственно относящейся к решаемой ими задаче. С другой стороны, компьютер позволяет включать в содержание обучения различные эвристические средства, прежде всего стратегии поиска решения задач. Важное значение имеет и то, что компьютер создаёт реальные предпосылки для создания интегрированных учебных предметов, разработки содержания профессионального обучения с учётом реальных производственных процессов, делает объектом изучения учащегося его собственную учебную деятельность.

Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Он освобождается от необходимости выполнения рутинных операций, имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию, в т.ч. и относящуюся к способу решения поставленной им самим конкретной учебной задачи; избавляется от страха допустить ошибку; получает возможность приобщения к исследовательской работе.

Второе направление К.о., связанное с применением компьютера в качестве объекта изучения, в своём развитии также претерпело существенные изменения. В 60-х гг. в СССР цели компьютерной грамотности на уровне школьного обучения сводились преимущественно к знанию возможных применений компьютера и не предполагали умения практически пользоваться им для решения задач. В начале 70-х гг. практическое владение ЭВМ связывалось с обучением школьников программированию. В этом направлении накоплен значительный опыт и созданы предпосылки К.о. Со 2-й половины 70-х гг. изменился подход к определению сущности компьютерной грамотности, пересмотрена образовательная ценность различных видов знаний и умений. Осн. акцент делается на решение задач с помощью компьютера и рациональное использование математического обеспечения.

Важными компонентами компьютерной грамотности школьников являются знания о применении ЭВМ в различных сферах производства, культуры, образования, а также о тех изменениях в деятельности человека, которые с ним связаны. Важная цель компьютерной грамотности — умение обращаться с автоматизированными информационными системами (электронными банками данных). С конца 80-х гг. предмет изучения расширяется до основ информационной культуры, где большое внимание уделяется новым информационным технологиям.

Использование компьютера в качестве средства обучения выявило необходимость пересмотра мн. теоретических положений дидактики и педагогической психологии. Так, экспертные системы, позволяющие довести учащегося до правильного решения задачи любой сложности, а также гипертекстные обучающие системы, предоставляющие учащемуся значительные возможности в выборе последовательности изучения учебного материала, требуют внесения корректив в соответствующие принципы обучения.

Следует иметь в виду, что К.о. не решает все проблемы обучения, компьютер не может и не должен вытеснить из учебного процесса педагога, новые информационные технологии обучения не могут полностью заменить традиционные технологии. Компьютеризация обучения способствовала развитию дистанционного обучения.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

Е.И. Машбиц к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее:

1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.

3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Дидактические принципы цифрового образовательного процесса

К основным принципам цифрового образовательного процесса относятся:

  1. принцип доминирования;
  2. принцип персонализации;
  3. принцип целесообразности;
  4. принцип гибкости и адаптивности;
  5. принцип успешности;
  6. принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии;
  7. принцип практикоориентированности;
  8. принцип нарастания сложности;
  9. принцип насыщенности образовательной среды;
  10. принцип полимодальности (мультимедийности);
  11. принцип включенного оценивания.

2. Принцип персонализации предполагает возможность студента самостоятельно определить цель обучения, выбрать стратегию образовательного процесса, темп и уровень освоения образовательной программы. Такой подход позволит преподавателю отслеживать персональные показатели развития и учебные результаты студента.

3. Принцип целесообразности пересекается с традиционным дидактическим принципом целенаправленности: в процессе обучения требуется использование только таких цифровых технологий, которые максимально обеспечивают достижения поставленных целей в образовательном процессе конкретного студента. Данный принцип не подразумевает использование малоэффективных педагогических технологий и средств без четко поставленных образовательных целей.

4. Принцип гибкости и адаптивности позволяет развивать индивидуальный подход в зависимости от условий цифрового образовательного процесса. Цифровой образовательный процесс позволяет автоматически подстроить программу под каждого обучающегося, принимая во внимание такие аспекты, как порядок, способ и темп предоставления учебного материала. Также данный принцип учитывает уровень и характер поддержки педагога.

5. Принцип успешности в обучении пересекается с дидактическим принципом прочности и требует достижения поставленных целей, а также полного усвоения знаний, умений и навыков. В цифровом образовательном процессе данный принцип является завершающим элементом в дидактической цепочке «объяснение – закрепление – контроль». Выделяются дополнительные учебные часы для закрепления материала, нередко организовывается очная встреча преподавателей и студентов. Преподаватель внимательно отслеживает оптимальное соотношение групповых и индивидуальных форм закрепления. Цифровые средства значительно ускоряют этот процесс и делают его менее рутинным.

6. Принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии (аналог дидактического принципа интерактивности) требует построение учебного процесса на основе активной многосторонней коммуникации — реальной и сетевой — между преподавателем и обучающимся. Данный принцип предполагает использование групповых форм сетевого обучения.

7. Принцип практикоориентированности, прямым образом связанный с традиционным дидактическим принципом связи обучения с жизнью, требует четкой настройки целей и конкретных результатов. Для этого необходимо организовать:

  • остановку учебных целей, задач и проблемных ситуаций;
  • практические задания;
  • закрепление полученных знаний в «боевых» условиях, то есть на действующем проекте или предприятии.
  • от простого к сложному и от сложного к простому;
  • от общего к частному и от частного к общему;
  • от индивидуального к групповому и от группового к индивидуальному и другие процессы обучения.

10. Принцип полимодальности (мультимедийности) является более развернутым дидактическим принципом наглядности и задействует в учебном процессе зрительный, слуховой и моторный (кинестетический) способы восприятия. Для этого задействуют различные устройства, такие как тренажеры, датчики, симуляторы, а также средства дополненной реальности.

11. Принцип включенного оценивания требует непрерывное оценивание успешности учащегося на протяжении всего учебного процесса. Цифровые технологии обеспечивают мгновенную обратную связь, непрерывно передавая педагогу необходимые данные о результатах выполнения задания. Благодаря этому преподаватель делает выводы о сильных и слабых сторонах студента, позволяя прямо в процессе обучения корректировать сценарии развития и ближайшие учебные цели. Таким образом, цифровые технологии обеспечивают объективность и прозрачность окончательной оценки выполнения того или иного задания.

Тесты по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании»

2. Основными функциями текстового редактора являются (является):
A) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах;
B) копирование, перемещение, удаление и сортировка фрагментов текста;
C) создание, редактирование, сохранение, печать текстов;
D) управление ресурсами ПК и процессами, использующие эти ресурсы при создании текста.

3. Программные средства контроля закладываются на стадии …
A) рабочего проекта;
B) эскизного проекта;
C) ввода данных;
D) технического проекта.

4. Компьютерные программы, формализующие процесс принятия решений человеком это:
A) хранилище данных;
B) программы управления проектами;
C) справочно-правовые системы;
D) экспертная система.

5. Поиск данных в базе – это
A) определение значений данных в текущей записи;
B) процедура выделения значений данных, однозначно определяющих ключевой признак записи;
C) процедура выделения из множества записей подмножества, записи которого удовлетворяют заранее поставленному условию;
D) процедура определения дескрипторов базы данных.

6. Пользовательский интерфейс — это…
A) набор команд операционной системы;
B) правила общения пользователя с операционной системой;
C) правила общения с компьютером;
D) правила взаимодействия программ.

7. Помимо универсальных программ, для удовлетворения специфических потребностей отрасли экономики разрабатываются:
A) базы знаний и данных;
B) корпоративные методы принятия решений;
C) уникальные компьютерные программы;
D) новые виды программного обеспечения.

8. Форма адекватности информации, отражающая структурные характеристики информации и учитывающая тип носителя, способ представления информации, скорость передачи и обработки, надёжность и точность кодировки.
A) аналитическая;
B) прагматическая;
C) семантическая;
D) Синтаксическая.

9. Региональная сеть – это информационная сеть,
A) обслуживающая абонентов многих стран;
B) обслуживающая абонентов экономического района, области;
C) объединяющая пользователей одного предприятия;
D) объединяющая компьютеры в одном помещении.

10. Текстовой курсор – это:
A) устройство ввода текстовой информации;
B) курсор мыши;
C) вертикальная мигающая черта на экране указывает позицию ввода;
D) элемент отображения на экране.

11. Сетевой протокол – это …
A) согласование различных процессов во времени;
B) набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети;
C) правила установления связи между двумя компьютерами в сети;
D) правила интерпретации данных, передаваемых по сети.

12. Совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги, составляет инфраструктуру _________ рынка
A) потребительского;
B) финансового;
C) Информационного;
D) книжного.

13. По способу доступа к базам данных СУБД различают …
A) таблично-серверные;
B) диск-серверные;
C) серверные;
D) клиент-серверные.

14. Для ввода, обработки, хранения и поиска графических образов бумажных документов предназначены:
A) системы управления проектами;
B) системы обработки изображений документов;
C) системы оптического распознавания символов;
D) системы автоматизации деловых процедур.

15. Визуальный контроль документов — это …
A) способ проверки данных ;
B) просмотр документов глазами;
C) метод защиты данных;
D) контроль с помощью видеосредств.

16. Термины «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ» и «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ» обозначают принципиально различные процессы:
A) термины «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ» и «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ» обозначают принципиально различные процессы;
B) термин «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ» значительно уже термина «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ» ;
C) термины «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ» и «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ» обозначают одни и те же процессы;
D) термин «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ» значительно шире термина «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ» .

17. Технология мультимедиа обеспечивает работу в …
A) интерактивном режиме;
B) пакетном режиме;
C) сетевом режиме;
D) режиме реального времени.

18. Источники информации, являющиеся носителями первичной информации, именно в них информация фиксируется впервые:
A) книги;
B) газеты;
C) отчеты;
D) Документы.

19. Устройство, объединяющее несколько каналов связей, называется…
A) коммутатором;
B) повторителем;
C) Концентратором;
D) модемом.

20. Устройство, объединяющее несколько каналов связей, называется…
A) коммутатором;
B) повторителем;
C) Концентратором;
D) Модемом.

21. Экономическую информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:
A) полезной;
B) актуальной;
C) полной;
D) Понятной.

22. Обеспечивающие предметные информационные технологии (ИТ) предназначены для создания …
A) автоматизированных рабочих мест;
B) электронного офиса;
C) функциональных подсистем информационных систем;
D) функциональных информационных систем.

23. Приложение — это …
A) система программирования;
B) операционная система;
C) пакет (пакеты) прикладных программ;
D) система обработки данных.

24. Инструментальные аппаратные и программные средства, а также информационные технологии, используемые в процессе информатизации общества называют
A) инструментами поиска информации;
B) методами информатики;
C) способами информологии;
D) средствами информатизации.

25. К предпосылкам, настоятельно требующим использовать вычислительную технику в процессе принятия решений, не относится:
A) увеличение объема информации, поступающей в органы управления и непосредственно к руководителям;
B) усложнение решаемых задач;
C) необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов и быстро меняющейся обстановки;
D) усовершенствование компьютерных технологий.

26. К основным видам ущерба, наносимого в результате компьютерных преступлений относят:
A) потеря клиентов;
B) смена общественного мнения;
C) потери ресурсов;
D) нарушение прав человека и гражданина.

27. Технологии, основанные на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретных задач специалиста – это:
A) информационные технологии поддержки принятия решений;
B) децентрализованные технологии;
C) комбинированные технологии;
D) централизованные технологии.

28. Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера привели к новой__________ революции
A) Информационной;
B) технической;
C) общественной;
D) культурной.

29. Наиболее известными способами представления графической информации являются:
A) точечный и пиксельный;
B) векторный и растровый;
C) параметрический и структурированный;
D) физический и логический.

30. Относительная ссылка в электронной таблице это:
A) ссылка на другую таблицу;
B) ссылка, полученная в результате копирования формулы;
C) когда адрес, на который ссылается формула, изменяется при копировании формулы;
D) когда адрес, на который ссылается формула, при копировании не изменяется.

31. Средства, обеспечивающие защиту внешнего периметра корпоративной сети от несанкционированного доступа:
A) средства управления системами обнаружения атак;
B) мониторы вторжений;
C) межсетевые экраны;
D) сетевые анализаторы.

32. К числу основных преимуществ работы с текстом в текстовом редакторе (по сравнении с пишущей машинкой) следует назвать:
A) возможность уменьшения трудоемкости при работе с текстом;
B) возможность более быстрого набора текста;
C) возможность многократного редактирования текста;
D) возможность использования различных шрифтов при наборе текста.

33. Технологию построения экспертных систем называют:
A) инженерией знаний;
B) генной инженерией;
C) кибернетикой;
D) сетевой технологией.

34. Меры защиты, относящиеся к нормам поведения, которые традиционно сложились или складываются по мере распространения информационных технологий в обществе
A) правовые (законодательные) ;
B) организационные (административные и процедурные) ;
C) технологические;
D) морально-этические.

35. Систему, способную изменять свое состояние или окружающую ее среду, называют:
A) закрытой;
B) изолированной;
C) открытой;
D) Адаптивной.

36. Блок выходных данных в СППР – это:
A) подсистема, обеспечивающая взаимодействие между пользователем, базой данных, эталонным вариантом (моделями) и осуществляющая непосредственно обработку данных;
B) собрание математических, аналитических моделей, которые необходимы для пользователя при осуществлении его деятельности;
C) подсистема результатов расчетов, полученных в ходе обработки информации базы данных;
D) собрание текущих или исторических данных, организованных для легкого доступа к областям применения.

37. Основным элементом электронных таблиц является…
A) строка;
B) лист;
C) столбец;
D) Ячейка.

38. Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности предназначены для обработки числовых данных, характеризующих различные производственно-экономические и финансовые явления и объекты, и для составления соответствующих управленческих документов и информационно-аналитических материалов – это:
A) системы управления проектами;
B) системы обработки финансово-экономической информации;
C) системы подготовки презентаций;
D) системы подготовки текстовых документов.

39. Семантический аспект информации отражает:
A) структурные характеристики информации;
B) потребительские характеристики информации;
C) смысловое содержание информации;
D) возможность использования информации в практических целях.

40. Системные программы…
A) управляют работой аппаратных средств и обеспечивают услугами пользователя и его прикладные комплексы
B) игры, драйверы, трансляторы
C) программы, которые хранятся на жёстком диске
D) управляют работой ЭВМ с помощью электрических импульсов

41. Дистанционное обучение – это (правильных ответов может быть несколько)

А) взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии

B) обучение, реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий

C) самостоятельная форма обучения

42. К мультимедиа относятся (правильных ответов может быть несколько)

43. Примером линейного мультимедиа является

B) Компьютерная игра

44. Примером нелинейного мультимедиа являются:

B) Компьютерная игра

45. Какое утверждение является неверным?

A) Презентация может представлять собой сочетание текста, гиперссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.

B) Презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

C) Презентация не предназначена для демонстрации

46. Программой для создания презентаций является

C) Adobe Fotoshop

47. Чтобы улучшить восприятие слайда необходимо

A) Увеличить количество элементов на слайде

B) Сделать слайд как можно более красочным, анимированным

C) Упростить слайд, минимизировать информацию на слайде

48. В идеале на слайде должна быть представлена

A) Вся информация, которую планирует сообщить лектор

B) Только та информация, которую невозможно представить устно (графики, диаграммы)

C) Только текстовая информация

49. Текст на слайде следует размещать

A) как можно плотнее с маленькими промежутками между буквами и строчками

B) маленьким шрифтом с большим расстоянием

C) чтобы текст был виден с заднего ряда

50. Инфографика – это:

A) Графический способ подачи информации, данных и знаний.

B) Информационная подача дидактического материала

C) Информация о графических объектах

51. Анимация используется:

A) В статичной инфографике

B) В динамичной инфографике

C) В печатной инфографике

52. Инфографика относится к

A) Исключительно к технологии

B) Исключительно к искусству

C) К технологии и искусству

53. Какие функции не выполняет Электронный учебный курс?

54. В электронном учебнике рекомендуется предусмотреть:

A) защиту от копирования текста

B) однооконный интерфейс

A)набор взаимосвязанных заданий, позволяющих оценить знания учащегося.

B) способ изложения дидактического материала

C) способ классификации дидактического материала

56. Задачами тестирования являются (правильных ответов может быть несколько)

A) Оперативный контроль

C) Рубежный контроль

57. Вероятность угадывания правильного ответа можно свести к минимуму при помощи:

A) размещение вариантов ответа в произвольном порядке

B) увеличением числа элементов для выбора

C) уменьшением числе элементов для выбора

58. Существуют тесты (правильных ответом может быть несколько)

A) с выборочным ответом

B) с частично-конструируемым ответом

C) с полностью конструируемым ответом

D) с произвольно генерируемым ответом

59. Тестирование по методу «белого ящика» — это

А) принцип тестирования экспертной модели знаний;

B) тестирование системы по прин­ципу контроля входных и выходных данных

C) тестирование по принципу переменных данных

60. Тренинговое тестирование – это

A) Разновидность самостоятельной работы студентов

B) Итоговый контроль знаний

C) Предварительная проверка знаний

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector