Электронный Обмен информацией

Тест по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для АНО ПО ОСЭК

Области, расположенные в верхнем и нижнем поле каждой страницы документа, которые обычно содержат повторяющуюся информацию:

b. совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств для обработки данных

Международный стандарт электронного обмена данными для администрации, торговли и транспорта (EDIFACT)

В 1983-1985 pp. международные организации ООН (UN / ЕСЕ и ISO) начали разработку процедур, форматов данных и международных кодовых систем для электронного обмена данными. В 1988 г.. Обнародована первая версия международного стандарта United National Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport — UN / EDIFACT (ООН / Электронный обмен данными для администрации, торговли и транспорта).

EDIFACT выделены четыре основных компонента, которые подлежат стандартизации при подготовке документов для передачи по каналам телекоммуникаций:

элементы данных (data elements)

стандартные группы элементов данных (standard data segments)

стандартные сообщения (standard message);

правила создания форматов документов (syntax rules).

Таким образом, разработан набор синтаксических правил и коммерческих элементов, получивший название EDIFACT и был оформлен в виде двух стандартов ISO:

ISO 7372 — Trade Data Elements Directory (Справочник коммерческих элементов данных);

ISO 9735 — Application Level Syntax Rules (Правила синтаксиса на уровне пользователя).

Стандарты EDIFACT разрабатывались для глобальных компьютерных сетей с широким кругом пользователей: государственных учреждений, производителей товаров, изделий и услуг, дистрибьюторов, брокеров, транспортных экспедиторов, банков, страховых компаний и др. По сути они являются универсальным языком электронного общения на международном уровне, то есть лингвистическим обеспечением для информационных систем в международном бизнесе.

Главными целями создания и использования EDIFACT признаны:

определение стандартных по синтаксису и семантике сообщений международным стандартам;

замену обычных бумажных форм и документов электронными документами и соответствующими методами их обработки;

ускорение документооборота и соответственно оперативности обработки коммерческих и финансовых трансакций;

создание для малых, средних и крупных фирм более благоприятных и равных условий рыночной конкуренции;

улучшение условий для подготовки и осуществления торговых сделок;

более широкое и массовое использование клиентами современных компьютерных сетей и услуг.

На базе стандарта EDIFACT интенсивно развивается инфраструктура электронного обмена данными. Информационные и телекоммуникационные системы обеспечивают для своих пользователей комплекс услуг по обработке и выдаче справочных данных, коммерческих отчетов, заказов и торговых предложений, расчетов и платежных квитанций.

Все эти услуги предоставляются как прикладные службы, создаются технологии электронного обмена данными. На современном этапе различают следующие основные виды прикладных служб.

1.Онлайнови базы данных — базы данных, которые доступны в оперативном режиме с терминалов пользователей. Базы данных круглосуточно открыты для диалога поиска информации и выдачи справок и различных статистических отчетов. Пользователями онлайновых баз данных могут быть специалисты коммерческих и финансовых организаций, экономисты, дилеры, поставщики, агенты финансовых и торговых организаций.

2.Електронна почта — система обмена и обработки сообщений (совокупность электронных почтовых ящиков, программных средств обработки, хранения и передачи сообщений, терминальных станций для подготовки и вывода сообщений). Пользователи электронной почты могут проводить межперсональные обмен сообщениями, рассылка сообщения по спискам адресов, потребовать свои сообщения из почтовых ящиков, организовать проблемные телеконференции и выполнять другие функции обработки сообщений (электронных документов).

3. Электронная передача денежных средств (EFT — Electronic Funds Transfer) — система передачи финансовых (кредитных, платежных) документов между клиентами и банками, между банками между банками и другими финансовыми и коммерческими организациями. Международная сеть обмена финансовой информацией SWIFT обеспечивает многие функции EFT.

4.Електронний обмен данными (EDI — Electronic Data Interchange) — многоцелевая система обмена документами, имеют развитую структуру данных. Как правило, реализуется на базе стандартных программных и технических средств электронной почты.

Руководящие сетевые службы (Managed Network Services) выполняют различные производственные, административные и служебные функции управления объектами, технологическими линиями, транспортными системами и служащими предприятий. Реализуются на базе внутрифирменных сетей ЭВМ, распределенных между подразделениями компании.

Телеметрические службы — система оперативного наблюдения, дистанционного измерения и контроля за неподвижными и движущимися объектами.

Бизнесмены, торговые агенты, транспортные служащие, банковские специалисты, администраторы, экономисты и бухгалтеры преимущественно используют первые четыре службы электронного обмена данными.

На современном этапе электронный обмен данными действует или внедряется практически во всех странах. Международный статус стандарта EDIFACT побуждает к тому, что его использование является обязательным условием адекватного обмена данными с зарубежными партнерами для всех без исключения предприятий и организаций Украины, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

Стандарты и способы передачи данных

Для EDI-обмена можно использовать широчайший массив международных нормативов для удовлетворения всевозможных запросов. Но в первую очередь необходимо понимать значение представленных далее двух стандартных идентификаторов.

GTIN-код

В расшифровке это Global Trade Item Number или уникальный цифровой штрихкод товара. Он заменил американский UPC и европейский EAN. Присваивается национальными регистраторами и зашифровывается в геометрическом формате. В него включаются циферный ряд, состоящий из разного количества цифр: 8, 12, 13, 14. Сведения о нем заносятся в единую информационную базу, действующую по всему миру. Такой штрих-код для товарных категорий получают производители, владельцы брендов, импортеры. Его разработкой и принципом присвоения занималась международная организация GS1.

GLN-код

Полное значение — Global Location Number. Уникализированный код из 13-ти чисел. Нужен для идентифицирования пользователя в системе, то есть для обозначения всех участвующих в поставке лиц. Его расположение — зачастую под штрихкодом. Кроме национального префикса, здесь содержится информация про фигуранта сделки: его адрес для почтовых отправлений, категория объекта, регион размещения, телефонный и факсовый номера, реквизиты банка, требования и ограничения по доставке, а также указание представителя фирмы для связи.

Чтобы организации-поставщику создавать партнерские отношения с торговыми объединениями, ему приходится получить GLN.

2.6. Равноправный межпроцессный обмен данными

7.2.6. Равноправный межпроцессный обмен данными Все рассмотренные выше методы обмена данными имеют некоторую неявную иерархию, в которой одна программа фактически контролирует или управляет другой, а в противоположном направлении сведения обратной связи не передаются

7.2.6. Равноправный межпроцессный обмен данными Все рассмотренные выше методы обмена данными имеют некоторую неявную иерархию, в которой одна программа фактически контролирует или управляет другой, а в противоположном направлении сведения обратной связи не передаются

Дополнительные EDI-сообщения

В схеме выше мы показали обычный функционал EDI, где не задействовали сообщения с дополнительными сведениями. Смотрите, что еще можно передать.

RETDES — уведомление об отправке возврата. Покупатель подтверждает факт отправки возвращаемого товара.

RETREC — уведомление о приемке возврата. Поставщик подтверждает получение возвращенного товара.

ALCDES — уведомление об отгрузке алкогольной продукции. Поставщик отправляет вместе с DESADV или после него. ALCDES сообщает дату розлива, код вида алкогольной продукции, страну происхождения, данные лицензии на алкоголь, данные производителя.

DELFOR — график поставок. Покупатель регулярно отправляет поставщику, чтобы тот наперед знал потребности покупателя и мог поставлять заказы в полном объеме без задержек. DELFOR можно отправить по конкретным товарам или адресам доставки.

PARTIN — информация о местах доставки. Продавец отправляет поставщику, чтобы тот своевременно внес данные о контрагенте в свою учетную систему. Отправляется в начале сотрудничества и при каждом изменении реквизитов у продавца.

APERAK — оповещение о статусе документа. Системное сообщение о статусе отправленных ORDRSP и DESADV: принято или найдены ошибки.

P2P сети

Основными программами для обеспечения быстрого и качественного обмена файлами являются следующие:

  • uTorrent – самая легкая и быстрая программа, 150 миллионов пользователей каждую минут используют сервис для передачи данных;
  • BitTorrent – это специальное расширение и прародитель создания пиринговой системы. Известна давно, но все равно хорошо конкурирует с остальными клиентскими сервисами;
  • BitComet – китайская программа с протоколами безопасности, по большей части ориентирована на азиатский рынок за счет адаптации к алфавиту Китая, Японии и Кореи;
  • eMule – структурированная клиентская система, которая работает по лицензииGNU GPLv2, отличается своей безопасностью и хорошей развитостью;
  • Vuze – считается единственным торрент-клиентом, который имеет систему I2P, обеспечивающую полную анонимность для пользователей.

Реализация электронного документооборота

Разработку и обеспечение электронного документооборота осуществляет оператор ЭДО (провайдер). Поэтому первый шаг в процессе внедрения ЭДО — выбор оператора.

Чтобы настроить процесс электронного документооборота, необходимо подключиться к СФЕРА Курьер. Для этого:

Наши специалисты помогут. Время настройки зависит от способа подключения. После того как вы заключили договор с провайдером, нужно получить КЭП и начать использование ЭДО.

Веб-версию сервиса СФЕРА Курьер можно настроить, посмотрев видеоинструкцию. Для входа потребуются логин и пароль, которые вам пришлет личный менеджер.

можно начинать работу сразу же после подключения. Для входа потребуются логин и пароль, которые вам пришлет личный менеджер.

Электронный документ в веб-версии сервиса СФЕРА Курьер

В личном кабинете есть доступ ко всем функциям сервиса для обработки и контроля электронного документооборота. Вы не пропустите новые входящие документы, потому что сервис пришлет оповещение (можно дублировать на почту). Если возникают вопросы, можно посмотреть инструкцию сверху справа или обратиться в техподдержку прямо из личного кабинета.

Чтобы отправить документ контрагенту, нужно нажать на кнопку «Новый документ», выбрать его тип, указать получателя, подписать и отправить. Найти документ можно по номеру, ИНН контрагента и названию.

Статус документа можно отслеживать. «Получен» — означает, что контрагент подписал квитанцию, но не сам документ. Когда он подпишет документ, вам придет оповещение, а документооборот будет считаться завершенным.

В чем заключаются преимущества EDI?

Преимущества EDI для всех отраслей бизнеса, в сущности одни и те же, и в этой статье они, так или иначе, уже были озвучены: безбумажный документооборот экономит массу ресурсов в части времени и финансов, повышает эффективность работы за счет снижения рутинных операций, исключает ошибки ручного ввода данных, упрощает взаимодействие с контрагентами и возможность внедрения новых технологий взаимодействия.

Эти преимущества характерны для всех информационных систем, в том числе и хорошо знакомых учетных систем на платформе 1С:Предприятие. Есть и специфические преимущества, например, снижение объема передаваемых сообщений за счет использования справочников данных и ключевых идентификаторов.

Если остановиться непосредственно на торговле, которую мы брали в качестве примера активного потребителя сервиса EDI, то отметим, что для многих поставщиков EDI – навязанное им крупнейшими ритейлерами условие сотрудничества с ними же (список основных EDI-провайдеров России, например, возглавляет X5 Retail Group с платформой «EVOLUTION-3.0»). Хотя в этом случае, внедрение EDI как условие работы с крупнейшими дистрибьюторами – можно рассматривать как само по себе преимущество. Но это шутка, а если говорить серьезно, развитие технологии продолжается, сервис EDI адаптируется к реалиям экономики, и что раньше было доступно только крупным игрокам бизнеса (как и с системами управления даже уровня ERP), сейчас «по силам» и небольшим предприятиям.

А если посмотреть шире отраслевой специфики и заглянуть в будущее, то можно увидеть, что EDI уже приобрел новые функции, шагнувшие далеко за пределы отправки ORDRSP или получения RECADV. Его используют в поддержке таких инноваций, как Интернет вещей (IoT), блокчейн и искусственный интеллект (AI), что говорит о том, что технология будет развиваться.

Adblock
detector