Выбор бортового компьютера на Шевик — Штат X1, Вектор или Матрикс?
Собственно, решил-таки поставить себе бортовой компьютер, ибо на моей Шеви 2004 года выпуска ничего такого нет и в помине. А хотелось бы получать дополнительную информацию по машине, знать коды ошибок, да и вообще люблю я собирать статистику. Тем более что БК(бортовой комп) может не только ошибки узнавать, а еще и делает порой очень нужные вещи — например может прогреть свечи или установить температуру включения вентилятора (лично я задумался об установке БК в первую очередь для регулировки работы карлсонов, в жару на бездоре опция реально нужная).
Гуглил, читал форумы, обобщил информацию и спешу поделиться. Для себя пока что отметил 3 модели от «Штатов», которые мне могут подойти — это комп-кнопка Штат Х1 M, второй также Штат «Шеви-Вектор М» и третий «Шеви-Матрикс М». Давайте теперь подробнее, что да как. Избавлю вас от поиска инфы по крупицам на форумах и сайтах. Всё нужное я уже нашел и скомпоновал. Если знакомы с БК, то добавляйте инфу в комментах, буду рад.
Комп-кнопка Штат Х1 М Универсал
Прикольный компьютер, устанавливается вместо одной из кнопок в самом верху панели. Размер всего 3 на 3 см! Однако несмотря на малые габариты, этот «малыш» также многое может да и стоит всего 800 рублей.
(фото с сайта драйв2.ру)
Конечно, для кого-то будет неудобно, что для получения какой-либо информации придется тыкать кнопочки, гораздо удобнее, если все сразу будет выводиться на дисплей. Тем не менее, ценник низкий, так что можно смириться. А может эта «кнопка» следующее:
— Объясняет коды ошибок и показывает их соответственно
— В мороз будет полезна функция прогревания свечей для более комфортного завода
— Можно выставить температуру срабатывания правого «карлсона» — полезнейшая опция!
— Далее для забывчивых — дает сигнал, если открыл дверь, но не выключил габариты или вообще ключ оставил в замке зажигания
— Также орет на супер медленное движение — комп думает, что ручник недотянул и машина покатилась
Ну и куча «маршрутных опций» — показывает средний расход горючки, среднюю скорость, время в пути, остаток бензина и много другой полезной статистики. Для меня было бы удобно узнавать примерный расход топлива, а то сейчас вдобавок еще и поплавок барахлит и горючка то полбака показывается, то сразу на нуле. А если еще и на горе постоял некоторое время, то вообще ппц показания! Езжу и примерно держу в мозгу, когда заправлялся и на сколько, а также сколько км проехал. Приходится держать все в памяти, а тут можно сбросить рутину на комп. Для этого он нам и нужен.
Для тех, у кого денег «в обрез» покупка этой кнопки будет полезна. Да даже узнать код ошибки чего стоит! Плюс прогрев свечей и возможность выставить температуру срабатывания вентилятора. Плюс куча другой статистики. Как по мне, так 800 рублей для такой штуки даже мало ))
Из минусов сразу отмечу, что нужно «тыкать» кнопки, чтобы получать инфу. Не всегда, конечно, но во многих случаях. Хочешь узнать средний расход топлива по трассе — тыкай кнопочки, пока не «долистаешь» до нужной информации. Тогда как на дисплейных компах все нужное сразу выводится на экран. А потому, скорее всего буду брать Вектор М.
Самый, на мой взгляд, оптимальный комп. Стоит примерно 3000 рублей и дешевле матрикса на целую тыщу. Причем разницы между этими двумя практически нет, у Матрикса дисплей чуть круче (пикселей больше) и некритичные опции типа расчетного времени прибытия в пункт, а также разгон до сотки. Зачем за эти данные переплачивать 1000 рублей? Лично я смысла не вижу, хотя кому-то, не спорю, они будут полезны и важны.
Этот комп ставится уже под кнопки (противотуманки, обогрев зеркал и тп), там где у меня стоит широкая заглушка. Имеет большой дисплей, на котором сразу выводится куча полезной инфы (в зависимости от настроек) — время, вольтаж, расход горючки и т.п.
Помимо этого может многое — у вас под рукой будет диагностический тестер, который в случае поломки вдали от цивилизации поможет вам определить причину поломки и устранить её (если шарите, конечно), не вызывая эвакуатор или трактор.
Маршрутный компьютер и тестер диагностики могут следующее:
Как видим, комп покажет, если будет барахлить датчик массового расхода топлива или датчик дроссельной заслонки. А они частенько могут барахлить, а при неисправном ДМРВ так и вообще Шевик начинает неприлично жрать бензин. Хотя это вы и без компа заметите сразу ))
Маршрутный комп покажет много инфы, которую можно применить для себя, тем самым снизив расход топлива. Подсечете, например, что при средней скорости в 120 км/час Шеви жрет как лошадь, а вот при 90 км/час потребление меньше весьма ощутимо. И будете ездить экономично ))
Ну и полезнейшие опции типа просушки свечей, думаю комментировать не нужно. Они есть и пользоваться ими зимой будет приятно и удобно. Температуру ОЖ тоже полезно знать, особенно в летнюю жару.
Из настроек и показаний полезен будет будильник, конечно же приветствие (вдруг пообщаться не с кем), а также корректировка показаний счетчика бензина. В общем, что полезно, а что нет — решайте сами, все что комп может — на фото:
Как по мне, так вообще идеальный компьютер для Шевика. Единственное, что огорчает, так это замерзание экрана в сильные морозы. Экран будет как у магнитолы, медленно листать опции и подтормаживать. С прогревом салона все пройдет. Тем более что для себя я решил, что если температура ниже минус 25 градусов, то я машину не насилую, а езжу на такси.
Очень похож на Вектор, в отличии от которого имеет еще несколько опций (описаны чуть выше). Для себя не вижу особой разницы, только вот ценник на Матрикс выше на 1000 рублей. А потому решил себе взять Вектора, думаю к зиме возьму и накатаю отчетик от установке и прочих нюансах.
Основные ошибки устройства
Настройка такого бортового компьютера не является чем-то крайне сложным, к нему всегда прилагается подробная инструкция. Если какие-то моменты вам непонятны – вы всегда можете найти видео данного процесса. Вместе с тем устройство также может огорчить вас и ошибкой, при том, что время искать инструкцию есть далеко не всегда. Далее приведем пример нескольких распространенных ошибок устройства, с которыми вы можете столкнуться пути:
- Р0030, 0031, 0032. Ошибки датчика кислорода до нагревателя. В данном случае бортовой компьютер проверяет обрыв цепи, а также возможное короткое замыкание цепи в землю или в бортовую сеть соответственно;
- Р0036, 0037, 0038. В данном случае вам будет сигнализировать датчик, расположенный за нагревателем. Описание ошибок аналогично предыдущим;
- Р0112,0113. Сигнал датчика температуры впускного воздуха. В данном случае речь идет о слишком низком или высоком сигнале соответственно;
- Р0116, 0117, 0118. Оповещение от датчика температуры охлаждающей жидкости. Код сигнализирует либо о выходе сигнала из диапазона, а также о слишком низких или высоких показателях;
- Р0122, 0123. В данном случае вам сигнализирует датчик №1 дроссельной заслонки, оповещая о слишком высоком или низком уровне сигнала.
Эти и другие ошибки обязательно указываются в инструкции, поэтому старайтесь всегда иметь ее при себе, если не знаете их наизусть (что весьма маловероятно из-за их большого количества). Имея руководство под рукой, вы всегда сможете определить, какой код ошибки что обозначает. Благодаря им вы всегда сможете быстро определить ту или иную неисправность в своем автомобиле, быстро устранить ее и продолжить свой путь с минимальной задержкой.
Установка бортового устройства
Если купить устройство Штат после приобретения самой машины, то можно его устанавливать самому. При этом не стоит беспокоиться о предполагаемом «слете» с гарантии приобретенного автомобиля, поскольку в панели Лады есть соответствующий разъем для подобного бортового устройства. При его монтировании не будет нарушена или повреждена панель.
Установка бортового компьютера производится через освобождение в панели выемки из-под заглушки кнопки. В высвобожденную нишу вставляется бортовой компьютер Штат с уже подключенной к нему проводкой. Конец проводки выводится и подключается к колодке диагностики внизу возле пассажирского сиденья, где обычно располагается нога пассажира.
Не слишком высокая цена, компактность, удобство в эксплуатации, легкость установки — весомые факторы для того, что купить бортовой компьютер Штат для Лады и сделать эксплуатацию автомобиля в полной мере удобной и безопасной. Видео по эксплуатации бортового компьютера Штат поможет ознакомиться с прибором подробнее.
Однако автомобиль ВАЗ 2190 можно оснащать и другими подобными компьютерными установками, например, маршрутизаторами Мультитроникс (Multitronics). Их различные модификации считаются универсальными, поскольку позволяют водителю закреплять и устанавливать их в тех местах, где удобно автовладельцу (на лобовом стекле, внутри, на панели и т. д.).
При установке необходимо будет снять приборную панель для вырезания соответствующего отверстия
Установка бортового компьютера Мультитроникс на Гранту в Din-место (в панель) будет осложнена тем, что здесь придется очень тщательно вести к диагностической колодке проводку. При этом возникнет необходимость снимать приборную панель и делать отверстия для проводов. В этом случае удобно воспользоваться нагретым ножом, чтобы минимизировать деформацию панели. Провода обязательно закрепляются в самой панели во избежание издаваемого ими шума при движении авто. Бортовой компьютер лучше закрепить к панели жидкими гвоздями.
После того как разъем бортовика подключили к колодке диагностики, необходимо, чтобы компьютер определил все бортовые установки. В случае если этого не произошло в течение определенного времени, необходимо менять прошивку компьютера, чтобы она поддерживала протокол CAN. Поэтому здесь потребуется перепрошивка Мультитроникса, а это уже существенный минус.
От простого к сложному
Из более чем двадцати основных моделей наиболее простой и дешевой является бортовой компьютер штат Х1М Универсал. Прибор оснащен цифровым индикатором, очень мал в размерах и легко монтируется на приборной панели вазовских машин. Предназначен для установки на «Калине», «Ниве–Шевроле», ВАЗ 2110 или «Самаре 2».
Несмотря на скромный внешний вид, основные функции сверхкомпактного бортового компьютера вызывают уважение. Для подключения в автомобиле используется разъем диагностики OBD II или российская диагностическая колодка разъема.
Практически во всех даже самых простых бортовых устройствах, Штат реализован базовым набором функций:
- маршрутный компьютер позволяет считать километраж и время пробега, расход топлива, средние показатели движения и пробег по запасу топлива;
- диагностическое определение состояния двигателя с помощью чтения кодов из памяти контроллера, температуры двигателя и напряжения питания в бортовой сети;
- система аварийной сигнализации в случае перегрева двигателя со звуковым сопровождением и индикацией при превышении температуры свыше 110 о С. Изделие может информировать о резком скачке напряжения питания выше 12-15 В . Также компьютером будет сигнализироваться превышение скорости движения авто.
Кроме перечисленного, в бортовых компьютерах Штат реализованы дополнительные сервисные функции. Одна из них предполагает программируемое включение вентилятора, позволяет запускать его для охлаждения радиатора при 97-98 о С вместо 101-104. Режим «Тропик» реализован в полном объеме только на более поздних версиях устройства. Помимо сигнальных функций контроля над тепловым режимом, возможно автоматическое включение режима по запрограммированному алгоритму.
Полезной принято считать опцию «Форсаж», позволяющую средствами бортового компьютера Штат вернуться к первоначальным программным установкам контроллера, если двигатель по каким-либо причинам работает в нерасчетном режиме. Это возможно при сбоях контроллера управления при переключении с газового режима на бензиновый и наоборот.
Также в Штате реализована возможность профилактической сушки свечей зажигания в режиме «Плазма» . По команде бортового компьютера подается на каждую свечу порядка 60 Дж импульсов высокого напряжения частотой 150 Гц в течение 2 мин , что прогревает свечи и проводку системы зажигания, улучшает условия пуска на морозе или при высокой влажности.
Описание
Бортовой компьютер ШТАТ X1G предназначен для установки на автомобили семейства Гранта, Калина-2, Приора-2 и Датсун вместо заглушки кнопки панели приборов. Совместим со всеми контроллерами по CAN-шине.
Функции бортового компьютера:
- Предупреждение о невыключенных габаритных огнях
- Энергонезависимая память (сохраняет все значения при снятии клеммы с аккумулятора).
- Ручная подстройка точности показаний по расходу топлива и пробегу в пределах ±30%.
- Маршрутный компьютер 7 функций, включая “Уровень топлива в баке” и “Пробег на остатке топлива”.
- Диагностический тестер 7 функций, включая чтение диагностических кодов и их удаление.
- Сигнализатор 4 параметра с возможностью раздельной блокировки звукового сигнала
- Плазмер- сушка и прогрев свечей для облегчения холодного пуска двигателя.
- Тропик — автоматическое управление вентилятором системы охлаждения при достижении температуры двигателя, заданной пользователем.
- Форсаж- сброс памяти обучения контроллера при переключении “бензин”/”газ”, приводящий к состоянию первоначальных заводских установок для бензина с октановым числом не ниже 95.
ВНИМАНИЕ!
Не рекомендуется установка бортового компьютера с версией ПО ниже 4.0 ( версия ПО отображается при подключении БК к питанию) на а/м Гранта FL весны 2020 года с контроллером ИТЭЛМА М74М 8450106850 с прошивкой I545GDD2 серийная версия, GRANTA-1.6L, DATSUN-1.6L, 8V, 12-03-2020.
Примерно у 1% автомобилей возможна внезапная остановка двигателя.
Изготовитель и магазин не несёт какой-либо ответственности в случае возможного ущерба.
Контроллер ИТЭЛМА М74М 8450106850 и прошивкой I545GDD1 (выпуск а/м : лето 2020 г) при подключенном БК версии ниже 4.0 двигатель не останавливает, но может записать себе в память код ошибки Р1602 ( пропадание напряжения питания).Лампа СЕ при этом на комбинации приборов не загорается, влияния на работу двигателя и систем автомобиля не обнаружено.
На а/м выпуска ранее марта 2020г. таких проблем не зарегистрировано независимо от версии ПО БК.
Для а/м «моложе» марта 2020 г мы доработали программное обеспечение БК, версия с номером 4.0 и выше (например, 4.5) учитывает особенности контроллера ЭСУД Итэлма 8450106850 и описанных выше проблем не возникает.
Итак, если у Вас автомобиль «старше» марта 2020г , беспокоиться не о чем, если «моложе» марта 2020 г. , желательно, чтобы версия ПО в БК была 4.0 и выше.
Виды, цены
Бортовые устройства можно разбить на две больших группы:
- Универсальные. Эти модели могут устанавливаться на любую модель машины. Чаще всего монтируются как альтернатива внутресалонному зеркалу. Иногда БК универсального типа крепятся на лобовое стекло;
- Индивидуальные. Такие бортовые компьютеры ориентированы либо на одну модель автомобиля, либо на группу схожих. К примеру, ВАЗ 2108, 2109, 2110 – группа определена по старой панели приборов. Это более функциональные и эффективные устройства, которые используют электронный блок управления и монтируются в приборную панель.
Также можно выделить инжекторные и карбюраторные типы. Первый вариант получил большую популярность среди автомобилистов, поэтому моделей на рынке значительно больше. Что касается ВАЗ 2110, то для этого автомобиля требуются компьютеры для старого типа торпеды. Самые популярные производители устройств – это Штат и Гамма. В зависимости от цены, Штат предлагает разный набор функций. Существует даже цветной вариант БК Штат. Устройства Гамма имеют большую цену, но выбор у них меньше, так как модельный ряд ограничен функциональными современными устройствами.
Цены на них следующие:
- Самый дешевый компьютер Штат обойдется владельцу ВАЗ 2110 в 1200-1300 рублей, за 2500 р уже можно приобрести более серьезный вариант с цветным дисплеем и большим набором функций. Последняя модель универсального устройства Штат стоит около 5 тысяч рублей.
- Что касается Гамма, то здесь самый дешевый бортовой компьютер стоит 3200 рублей. Самый дорогой – 7000 тысяч.
Помимо этих фирм на рынке есть Prestige, Орион, Multitronics и другие. Кто лучше, кто хуже – сказать трудно, так как функции почти везде одинаковые.