Акустические кабели для колонок: какими бывают и как выбрать сечение

Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре

Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.

Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.

Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».

  • «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
  • чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
  • самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
  • выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
  • качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
  • кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
  • серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
  • экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.
  • каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
  • если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
  • влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
  • если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
  • спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
  • влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
  • существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
  • а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
  • вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
  • реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).

Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).

Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.

Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100200 Гц.

Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.

Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.

Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.

Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.

Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».

(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).

Особенности

На сегодняшний день акустические кабели и провода для колонок можно приобрести практически в любом месте (как на рынке, так и в специализированных магазинах или салонах). При этом аудиокабель для акустики нужен практически каждому – как любителю, так и профессионалу.

Акустический кабель является неотъемлемым элементом Hi-Fi-систем.

При этом в некоторых случаях он может идти в стандартной комплектации с колонками (тогда производитель подбирает наиболее оптимальную модель, которая соответствует всем характеристикам колонок и сочетается с ними практически идеально). В других же случаях аудиокабель придется приобретать отдельно.

Аудио-разъемы на материнской плате / корпусе ноутбука

На большинстве компьютеров (мат. плат) на задней стенке ПК есть как минимум три выхода:

  • линейный выход : к нему подключаются наушники, колонки и пр. (mini-Jack 3,5mm);
  • линейный вход : сюда подкл. источник звука (например, музыкальный центр);
  • разъем микрофона : говорит сам за себя. ?

Обратите внимание, что у них разные цвета (и обычно, это «некий стандарт», которого придерживаются большинство производителей).

Выходы на задней стенке компьютера

Если вы внимательно посмотрите на самые обычные компьютерные наушники — то заметите, что цвет штекеров у них разный: розовый (микрофон) и зеленый (наушники). Перепутать и подключить их «не туда» — довольно сложно. ?

штекера на классических компьютерных наушниках

? В помощь!

1) Как подключить наушники с микрофоном к компьютеру или ноутбуку

2) Не работают наушники (один наушник): почему нет звука? Разбираемся с причинами

Намного больше путаницы возникает с ноутбуками (и телефонами): всё чаще на них ставят гарнитурный разъем (он помечается значком «наушников с микрофоном» ?).

Обратите внимание, что по-хорошему к гарнитурному разъему необходимо подключать штекер с 4-ю контактами (т.е. спец. наушники (а не обычные компьютерные, как на скриншоте выше) )!

Гарнитурный и классические разъемы под микрофон!

Гарнитурный и классические разъемы под микрофон!

? В помощь!

Один вход для наушников и микрофона в ноутбуке — как их подключить

Припаиваем кабель к штекерам (цоколёвка, распиновка контактов).

Так соединяются контакты разъёмов с кабелем при подключении выхода компьютера к линейному входу усилителя низкой частоты.

Выводы

  • Провод электрический ПВС 2*2,5 мм 2 , средняя цена, на момент написания статьи, составляет от 35 до 50 рублей за один метр, не особо зависит от производителя. Это цена именно за провод, сечением 2,5 мм 2 . Повторюсь, что некоторые производители имеют неосторожность предлагать провод, предположим, 1,5 квадрата с маркировкой 2,0. Эти провода мы не берем в расчет.
  • Провод акустический Oehlbach 2*2,5 мм 2 , стоит от 370 до 480 рублей за один метр. Можно купить и дороже, если провод уже обрезан, скажем по 3 метра, и на концах установлены какие либо разъемы. Можно найти и дешевле, если купить трёхсот метровую бухту, тогда один метр может стоить и от 270 рублей.

Конечно, если учитывать, что – “берешь больше, платишь меньше!”, тогда можно найти и купить чуть дешевле и тот и другой провод. Но задача не в том, чтобы купить дешевле. Проблема в том, чтобы не купить очень дорого то, что можно заменить на более дешевый вариант, абсолютно без потери технических характеристик и качества звука.

Выражение – “скупой платит дважды!” – тут ни каким боком не подходит. Это лично моё мнение, потому как проведенные замеры убеждают в том, что и тот и другой провод выполняет свои технические задачи, которые мы от него и требовали.

Каким проводом удобнее подключать акустику? При подключении акустики и тот и другой провод одинаково удобен. Потому, все сводится к качеству звука, воспроизводимой нашей акустикой.

Распиновка VGA — корректная распайка мониторного разъема

Распиновка VGA. Мониторный VGA-разъем и в настоящее время является наиболее известным и популярным интерфейсом мониторов, который был разработан компанией IBM более тридцати лет назад. Но даже невзирая на это, видео стандарт VGA, можно встретить установленным на большинстве современной компьютерной технике. Особенно на компьютерах, где необходимо вывести видео в упрощенном графическом режиме, с разрешением 640×480.

Абсолютно все графические карты производимые в мире совместимы с таким режимом. Процесс вывода видеоинформации с высоким разрешением, происходит исключительно после того, как загрузятся драйвера графического адаптера во время запуска операционной системы.

Распиновка VGA провода согласно его цветовой маркировке очень помогает в некоторых случаях, например: Когда выполняется самостоятельное тестирование проводников на предмет обрыва или при необходимости увеличить длину провода. К сведению: Промышленность выпускает кабели VGA имеющие длину порядка тридцати метров.

Пятнадцати-контактный разъем VGA, конструкция которого представляет собой форму трапеции с размещенными выводами по трехрядной схеме, в каждом ряду имеется по пять контактов. Для обеспечения корректного соединения комплементарных разъемов, контакты в колодке установлены в не симметричном порядке. Такое устройство, благодаря своей форме, гарантирует правильное соединение кабеля. Последовательность нумерации выходных контактов положено обозначать как показано на снимке ниже:

Распиновка VGA согласно цветовой маркировке

Распиновка VGA-3

Распиновка коннектора Mini VGA

Распиновка S-Video

мама s video

мама s video

папа s video

папа s video

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector