Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Игры для аутистов на компьютер

В статье рассматривается проблема социализации детей младшего школьного возраста с синдромом раннего детского аутизма через включение в данный процесс игровой терапии с последующим приобретением сенсомоторного опыта. Авторы рассмотрели четыре разновидности игры: индивидуальную, дидактическую, сюжетно-ролевую и игру с правилами, каждая из которых обладает своими специфическими развивающими функциями и направленной тенденцией на достижение социальной адаптации, приобретение важного социального опыта и повышение социальной значимости ребенка с данными особенностями развития.

Проблема социализации детей с особенностями развития не является новой по своей сути, но приобретает особую актуальность в современных социокультурных и психолого-педагогических реалиях. В настоящее время данную проблему и ее отдельные аспекты изучают социологи, криминологи, психологи и педагоги и представители других наук.

Игровая терапия стала объектом изучения многих психолого-педагогических школ, а игра воспринималась как метод терапевтического воздействия на психику ребенка с целью его личностного развития и преодоления внутренних конфликтов. Особое внимание специалисты уделили выбору игрушек: ребенок идентифицирует себя с ними и транслирует свое текущее эмоциональное состояние. Однако игра детей с синдромом раннего детского аутизма осложнена из-за ряда особенностей их психического развития: ребенок с РДА испытывает страх изменений, пытается сохранить чувство постоянства окружающей действительности, настороженно относится к невербальным контактам, а его речь своеобразна (коммуникативная функция нарушена) и эгоцентрична. В коллективных играх такой ребенок зачастую будет выполнять паттерн действий своего “напарника”, копировать его стиль взаимодействия с окружающей действительностью или же пассивно следить за ним. Наблюдая за индивидуальной игрой аутиста, специалисты отмечают монотонные однообразные действия, частые хаотичные манипуляции руками или манипуляции предметами с яркими сенсорными раздражителями.

Выбор игрушек является важным аспектом успешного процесса терапии: для аутичного ребенка многофункциональные и неструктурированные игрушки (кубики, шарики, палочки) наиболее интересны, чем специализированные (машины, куклы).

Процесс игровой терапии для детей с РДА требует соблюдения нескольких условий: терапия осуществляется в комнате, оснащенной всеми необходимыми средствами, а инструкция проведения имеет свободную форму — ребенок не ограничен в своих действиях и желаниях, вследствие игра становится эмоционально содержательной, а педагог-психолог обращает внимание аутиста на чувственные аспекты его деятельности, наделяя игру социальным смыслом. Функциональное предназначение предметов определяется в ходе терапии посредством чуткого наблюдения специалиста, поскольку сенсорные раздражители могут увлечь ребенка и сформировать ложные представления о свойствах игрушек, что предполагает собой отрицательное воздействие на его психику и развитие искаженного представления действительности.

На основе уже имеющихся исследований в области игровой терапии, можно выделить задачи педагога-психолога в процессе игрового взаимодействия с аутичным ребенком:

  1. Формирование коммуникации (контакта) между специалистом и ребенком, которое является важным аспектом, способствующим благоприятному воздействию на игру и установлению невербального контакта;
  2. Объяснение и определение свойств манипулятивных предметов, их сенсорных и функциональных свойств;
  3. Создание благоприятной ситуации развития и зоны комфорта для ребенка и для устойчивой совместной деятельности;
  4. Наделение игры социально-значимым смыслом;
  5. Создание условий вседозволенности и игры, неограниченной в эмоциональном и чувственном плане;
  6. Содействие развитию волевых установок в принятии решений и ответственности за свои действия.

Первая задача для педагога-психолога является наиболее важной, поскольку установление контакта с ребенком обеспечивает положительный исход терапии.

В первый день работы с детьми с РДА специалисты выделяют ряд особенностей. Дети отказываются контактировать (вербально и невербально), боятся пребывать в новом месте (из-за страха изменений), не проявляют интерес к ярким сенсорным раздражителям и игрушкам, слабо ориентируются в пространстве. Поэтому педагогу-психологу важно снизить уровень тревожности и страха у ребенка, создать вместе с ним комфортную зону пребывания и убедить его в безопасности игрового пространства. Для установления вербального контакта педагогу-психологу необходимо использовать такие средства невербальной коммуникации, как мимика и жесты, нельзя давать ребенку инструкции и настаивать на совместной игре. Нужно вселить в него уверенность, что никто не будет ограничивать его в действиях, желаниях, двигательной активности, наоборот, предоставит полную свободу и будет заинтересован в совместном (ненавязчивом) взаимодействии.

При соблюдении описанных выше условий специалист переходит ко второму этапу работы, когда уже активно взаимодействует с ребенком, участвует в его игре. Однако спектр внимания и усилий психолога-педагога должен быть направлен на изменение хаотичных действий аутиста, уменьшению эгоцентрической речи, формированию волевых установок через мотивирующую игру, не ограничивающей его, а также на социальную адаптацию к другим детям, к другим игрушкам (применяется также песочная терапия), создание положительных установок через общение.

Социализация в процессе обучения сложный и многогранный процесс для детей с аутистическими расстройствами. Начало обучения, как уже отмечали авторы, осложняется страхом и неготовностью ребенка к глобальным переменам и «застревании» на прошлой стадии развития – дошкольном возрасте, вследствие чего происходит перенос ведущей деятельности и сохранение ее основных свойств. Это накладывает большой отпечаток на социализацию детей и требует определенного метода работы – слияния учебной деятельности с игровой. Сама же игровая деятельность у ребенка с ранним детским аутизмом принципиально отличается от игровой деятельности детей с нормальным психическим развитием – аутисту не интересны игрушки как объекты, выполняющие роль средства для игры, ему интересны их сенсорные свойства. В целом сама игрушка или предмет воспринимается как сенсорный раздражитель из-за долгой продолжительности изучения предметной реалии и особенностей психологического развития. Функциональное значение игрушки уходит для ребенка на дальний план, ему интересно изучить ее с помощью органов чувств и извлечь сенсорные эффекты, способствующие чувственному восприятию и отражению окружающей действительности.

Для детей с расстройствами аутистического спектра с целью объединения учебной и игровой деятельности современные психологи-педагоги создали особый вид игры – дидактическую. Основным свойством дидактической игры является искусственное создание условий для приобретения ребенком сенсомоторного опыта с возможностью различных вариаций в определенных условиях и ситуации. Данный вид игры предназначен для обучения детей различным сенсорным свойствам на примере игрушки с помощью дополнительных вспомогательных предметов, а также способствует формированию наглядно-образного и словесно-логического мышления (дети с аутистическими расстройствами быстро научаются логически обобщать). Дидактические игры должны обладать важным рядом функциональных значений: использовать предметы с хорошо выраженными сенсорными свойствами, соответствовать интересам ребенка, поддерживать его аффективное состояние, проходить поэтапно с постепенным усложнением и четкой последовательностью занятий.

Однако и сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию чувственного восприятия ребенка и формированию эмоциональных установок и норм, должны выполнять эти же функции и развивать когнитивные процессы у детей. Сюжетно-ролевая игра является наиболее привлекательной для педагогов-психологов, работа которых направлена на социализацию детей с аутистическими расстройствами. Именно благодаря этой форме игры ребенок учится примерять на себя социальные роли окружающих людей, героев мультфильмов, сказок и т.д., выходить из зоны комфорта и проживать социальную ситуацию развития, способствующую процессу социализации. Здесь он знакомится с нормами, установленными в обществе, формирует представления об окружающей действительности и трансформирует свою эгоцентричность в адекватные волевые манипуляции. Однако усвоение социальной жизни и процесс социализации затруднен, и зачастую необходима помощь специалиста.

Сюжетно-ролевая игра, как и дидактическая, должна обладать рядом отличительных свойств. Важное правило – действие и все манипуляции происходят под контролем специалиста, который создает особые условия и ситуацию для развития ребенка с выполнением важной задачи – коррекции стереотипного поведения. Второе не менее важное правило – в начале с ребенком должен играть только педагог, а включение детей в «сюжет» должно происходить постепенно, не мешая его социальной адаптации (обстановка, к которой ребенок уже привык и знакомые дети). Третье правило состоит в том, что детям с аутистическими расстройствами важно помочь в создании образа и роли, которую они будут исполнять. Однако оно будет не выполнено, если ребенок не готов нормализовать свой эгоцентризм.

Игра с правилами является одной из самых сложных форм игры для детей со спектром аутистических расстройств. Ребенок не готов действовать по чужим правилам и манипулировать с предметами в соответствии с их функциональным значением. Эта особенность связана с эгоцентризмом аутистического ребенка, который на протяжении всей жизни будет задействован в процессе восприятия.

Таким образом, успешная социализация ребенка с синдромом раннего детского аутизма зависит от качества организованности обучения, направленности на развитие психической деятельности, создания специальных условий для адаптации ребенка к социальной ситуации и социальной среде, включенности педагогов в процесс воспитания, а также использования метода слияния учебной и игровой деятельности.

Установление отношений

Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации (Питерс, 2003). Психолог, работающий с таким ребенком, время от времени, невольно начинает воспринимать ситуацию, как собственную проблему, ибо ощущает дискомфорт и неудовлетворенность от имеющихся отношений. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают и те люди, которые с ним сталкиваются. Отсутствие радостной реакции на ваш приход, неожиданные впышки гнева, избегающий взгляд – все это приносит психологу душевное страдание. Прошу маму с утра несколько раз предупреждать ребенка о моем приходе заранее. Это важно для развития у ребенка временной перспективы, для умения строит ожидания и эмоционально настраиваться на встречу с чужим человеком. Мама не делала этого, думая, что ребенок все равно не поймет ее. Если ребенок не разговаривает, то и окружающие его люди начинают склоняться к тому, чтобы обходиться с ним без речи. Приходится объяснять маме, что ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Ребенку нужно время, чтобы самому настроиться к началу нашего сеанса. Можно мою фотографию на холодильник приклеивать! Получается, что для ребенка я «сваливаюсь как снег на голову». Ибо начало контакта для них является буквально потрясением. Это состояние «рыбы, вынутой из воды».

По согласованию с родителями можно давать ребенку при встрече маленькую конфетку, в качестве позитивного подкрепления. Это, конечно, маленькая взятка, родители в праве ожидать, что ребенок будет рад вашему приходу и без конфетки.

Почему аутист не любит общаться — он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный? Он не способен сопереживать или специально отстраняется от чужих переживаний и видит в них угрозу собственному эмоциональному балансу. По крайней мере, его сензитивные пороги несколько иные, чем у других детей. В сеансах с маленькими детьми я включаю очень много телесного контакта. Но делается это очень постепенно, сначала я только дотрагиваюсь до ручки или ножки и смотрю на реакцию ребенка. Довольно скоро мне удается обнимать, щекотать и кружить ребенка. В течение сеанса легко включить элементы массажа и пассивных физических упражнений, которые необходимы ребенку. Упражнения с перекрестными действиями способствуют налаживанию в мозгу межполушарных связей. А делать движения по просьбе или по подражанию такой ребенок не может. Аутист обычно не показывает по просьбе взрослого глазки, ушки, коленки, но мы можем включить эти движения как пассивные упражнения. По лицу ребенка можно определить нравится эму это взаимодействие или оно неприятно. Не стоит настаивать, но спустя некоторое время, на том же сеансе или на следующем, можно сделать еще одну попытку. Например, для некоторых людей щекотание ладошки может быть приятно, а для других – переходит допустимы порог чувствительности. Если аутисту что-то не нравится, он может вас ударить, будьте готовы! Психотерапевт всегда старается быть деликатен и учитывает индивидуальные особенности. И конечно, нужно время, чтобы ребенок к вам привык, иногда требуется два месяца встреч, что бы аутист начал доверять новому человеку.


Как научить aутиста говорить?

image

Аутизм – специфическое психическое врожденное расстройство, проявляющееся с самого раннего детства. Его носители воспринимают мир со своей точки зрения, в отличие от других людей, имеют проблемы с социализацией. Из-за этого рано появляются проблемы с речью.

Верить ли в миф о том, что все дети аутисты не разговаривают до определенного возраста или нет, – каждый человек решает сам. Медицинская статистика говорит, что большинство детей с легкой степенью аутического расстройства овладевают речью в то же время, что и здоровые сверстники. Речью банально не пользуются, поэтому развивается она медленно и со специфическими особенностями.

Уловить момент, когда дети-аутисты начинают говорить, несложно: зачастую это происходит в процессе корректирующих занятий с логопедами.

Главные усилия по развитию речи, обучению правилам правильной коммуникации, ложатся на плечи родителей. Им будет полезно знать о способах научить человека с аутизмом разговаривать.

Игры с прищепками

Игры с прищепками — это одни из самых любимых. Они не только развивают мелкую моторику, но и логику в правильно подобранных материалах. На следующем фото 2 игры, она творческая, нужно смастерить солнышку лучики из маленьких прищепок из fix-price, а другая на изучения количества и счета. карточки делала сама.

Игры с прищепками

Шаблоны для прищепок скачивала очень давно, где-то на просторах интернета, поэтому источник уже не помню, скачать их можно здесь
Карточки для счета скачать здесь

Дети-аутисты смогут играть вместе: развивающая игрушка Gobug

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дети-аутисты смогут играть вместе: развивающая игрушка Gobug

Аутизм — расстройство умственного развития, в самом названии которого таится ключ к пониманию болезни: «ауто», то есть «сам». Дети-аутисты не могут полноценно понимать других людей, они со временем все больше и больше замыкаются в себе и отстают от мира — словно слепоглухонемые в человеческом обществе. Чтобы бороться с этим процессом, дизайнеры и педагоги придумали разивающую игрушку , которая поможет «особым детям» вроде Рэймонда-«человека дождя» или Форреста Гампа действовать сообща и лучше понимать друг друга.

Игрушка для детей-аутистов

Игрушка для детей-аутистов

Эта разноцветная игрушка, похожая на гибрид компьютерной мышки и ежа, называется Gobug , от слова «bug» — жук . Игрушка состоит из центральной части, которая умеет перемещаться по полу, и трех контроллеров. Каждый ребенок берет в руки по контроллеру, и начинается игра. Умный жучок ползет туда, куда его направляют все игроки одновременно. Если один ребенок приказывает ползти вперед, а другой — направо, то Gobug пойдет под углом 45% вперед и направо. Если все три игрока прикажут ползти в разные стороны, жучок замрет, будто витязь на распутьи. Зато если направления движения более-менее совпадают друг с другом, на всех контроллерах загорятся зеленые полоски.

Полезная игрушка для детей-аутистов

В разных игровых заданиях от детей-аутистов , играющих с Gobug, требуется провести «жучка» через маршрут из точек, вывести из лабиринта и так далее. Это стимулирует их общаться друг с другом и понимать речь, улавливать настроение и мотивацию других людей — делать то, чему так сложно научиться аутистам. Кроме того, система управления Gobug разовьет мелкую моторику пальцев рук (что полезно для всех маленьких детей, а не только для аутистов).

Дети-аутисты и развивающая игрушка-*жучок*

В основе идеи Gobug — расчеты и методы педагогов, помогающих детям жить и развиваться, невзирая на аутизм. Авторы игрушки, представленной на тематическом конкурсе идей и дизайна » Autism Connects » — команда Gman . Востребованность подобных идей сейчас высока (так, мы писали о шарфе-капюшоне для аутистов). При нынешнем уровне медицины и технологий близко время, когда аутизм перестанет быть приговором — может быть, одним из способов реабилитации детей-аутистов станут коллективные игры наподобие Gobug.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector