Каталог статей
Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В дошкольном детстве ребенок осваивает способы осуществления деятельности.
В современное время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение.
Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Компьютерные игры развивают у детей психические процессы, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить.
Цель проекта: Развитие психических процессов старших дошкольников посредством компьютерных игр.
Задачи проекта:
Актуализация знаний педагога о роли компьютерных игр в развитии дошкольников.
Совершенствование умений педагога по созданию развивающих игр в программе Microsoft PowerPoint.
Развитие мышления, речи, восприятия, воображения и памяти у старших дошкольников.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.
Планируемые результаты:
- ребенок овладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок обладает развитым воображением, мышлением, речью, памятью и вниманием;
- у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- ребенок способен к волевым усилиям.
Практическая значимость работы:
- Разработан перспективный план развивающих игр для старших дошкольников.
- Разработанные игры могут применяться педагогами в практической деятельности.
Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
Проблему влияния компьютерных игр на развитие старших дошкольников рассматривали многие отечественные психологи и педагоги.
У истоков этой работы стояли ученые и специалисты центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
С.Л. Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.
И.Ю. Пашелите доказала, что компьютерные средства эффективно обогащают систему развивающей дидактики детского сада, формируя у детей общие умственные способности.
Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Что является важным аспектом, связанным с дальнейшим обучением в школе.
Так же при помощи компьютерных программ происходит приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.
Основная задача использования компьютерной игры – подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.
Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя развивающие и дидактические компьютерные игры.
Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности (С.Л.Новоселова).
Исследователи отмечают, что бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка[3].
Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.
По мнению исследователей, компьютерные игры должны начинать играть определенную роль в жизни детей только после того, как будут сформированы волевая и эмоциональная сфера.
Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике (В.Моторин).
Развивающие компьютерные игры предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. Развивающим программам присущ исследовательский характер.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе. Обучающая функция компьютерных игр является одной из важнейших ее характеристик.
Компьютерные игры построены так, что ребенок получает обобщенное представление обо всех похожих предметах и ситуациях, а не только о единичных понятиях или конкретных ситуациях. Таким образом, у него формируется такая операция мышления, как обобщение.
С.Л. Новоселова отмечает, что в ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к повышению творческих способностей детей.
В процессе занятий на компьютерах улучшаются память и внимание детей. Компьютер передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем, как учебная. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с «мышью». Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.
Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться; воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременное использование звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок); реализовать принцип самоконтроля (что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости); активно и самостоятельно управлять игрой, самим создавать игры (что укрепляет веру детей в свои силы).
Все это вызывает у детей повышенный интерес к компьютерным играм и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах.
Классификации видов компьютерных игр:
- математических способностей,
- конструкторских способностей,
- творческих способностей,
- психических процессов.
Таким образом, использование компьютерных игр в развитии дошкольников имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
В своей работе мы соблюдаем разработанные научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:
— продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;
— компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;
— после занятий следует проводить гимнастику для глаз;
— стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.
Согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.
Каждое организованное нами занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап — подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап — основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
III этап — заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 1-4 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап — 10-15 минут,
2 этап – 10 минут,
3 этап — 4-5 минут.
Мы разработали планирование развивающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста.
Представляем вашему вниманию планирование развивающих игр на месяц.
Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастов
Сегодня во всех образовательных учреждениях и практически в каждом доме имеются компьютеры, ноутбуки, планшеты. Новинки в сфере электронных технологий сменяют друг друга достаточно быстро.
Использование компьютеров, других информационно коммуникативных средств обучения приводит к активизации умственной деятельности ребенка, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление.
Но, если при активном использовании компьютерной техники пренебрегать требованиями безопасности, то такая работа сопровождается воздействием на организм целого ряда факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков.
Основными физическими факторами, воздействующими на пользователей компьютерами, являются электромагнитное и электростатическое поле, шум. Негативное влияние на пользователя оказывает напряженная зрительная работа с монитором. После длительной работы отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка, жара в глазах, дискомфорт. Это состояние определяется как компьютерный зрительный синдром.
Наряду с этим отмечается и общее утомление, приводящее к патологическим нарушениям в деятельности центральной нервной системы и психики ребенка.
Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления.
Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, ноутбуками, планшетами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Следует проводить не более одного в течение дня занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет и не чаще трех раз в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет — 15 минут.
Для снижения утомления детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя.
Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах -25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки.
Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий.
Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Непрерывную продолжительность таких игр нужно ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.
Отдел надзора по гигиене детей и подростков
Bio-Lessons
Примерные тестовые задания
Национального квалификационного тестирования нового формата для педагогических работников и приравненных к ним лиц.
1-Вариант: Методика дошкольного воспитания и обучения
1. Продолжительность организованной учебной деятельности в первой младшей группе
A) 7 – 10 минут
B) 15 – 20 минут
C) 7 – 15 минут
D) 25 – 30 минут
E) 20 – 25 минут
2. В холодный период года дети гуляют при температуре воздуха не ниже
A) -18° С
B) -12° С
C) -20° С
D) -15° С
E) -10° С
3. Двигательная деятельность становится осознанной, ребенок самостоятельно выполняет действия.
A) младший возраст
B) дошкольный возраст
C) старший возраст
D) ранний возраст
E) подростковый возраст
4. Организовать самостоятельную двигательную активность способны дети:
A) 2 младшей группы
B) подготовительной группы
C) 1 младшей группы
D) старшей группы
E) средней группы
5. Температурный режим в зале, при проведении занятия в детском саду
A) +16°-18°С
B) +18°-20°С
C) +20°-25°С
D) +15°-20°С
E) +15°-25°С
6. В холодный период года дети первой младшей группы могут гулять
A) при температуре воздуха не ниже 15 гр.С при 2-3 слоях одежды
B) при температуре воздуха не ниже 25 гр.С при 4-5 слоях одежды
C) при температуре воздуха не ниже 15 гр.С при 4-5 слоях одежды
D) при температуре воздуха не ниже 20 гр.С при 4-5 слоях одежды
E) при температуре воздуха не ниже 10 гр.С при 4-5 слоях одежды
7. Уметь произвольно управлять своими движениями и осознанно следовать правилам игры должен ребенок от
A) 2-х до 3-х лет
B) 6-ти до 7-ми лет
C) 1 года до 2-х лет
D) 3-х до 4-х лет
E) 5-ти до 6 лет
8. Благоприятное время для активизации двигательной активности детей:
A) вечер
B) сон
C) прогулка
D) обед
E) организованная учебная деятельность
9. Виды спортивных упражнений:
A) ползание и лазание
B) катание на санках
C) шаг прямого галопа
D) приставные шаги с приседанием
E) повороты влево,вправо
10. Продолжительность организованной учебной деятельности «Физическая культура» для детей средней группы
A) 20-25
B) 25-30
C) 15-20
D) 10-15
E) 7-15
11. Задачу по физическому воспитанию можно сформулировать следующим образом:
A) воспитывать навык совместного слушания
B) знакомить с национальными фольклорными произведениями
C) охрана и укрепление здоровья, закаливание
D) учить определять виды двигательных действий
E) вырабатывать четкую артикуляцию звуков
12. Ребенок от 1 года до 2-х лет умеет
A) выразить свою мысль, чтобы быть понятым
B) согласованно составлять сложносочиненные предложения
C) применять необходимые слова и словосочетания
D) пользоваться простыми словами и объяснять их
E) согласованно составлять сложноподчиненные предложения
13. Словарный запас детей средней группы 4-5 лет
A) деление и сравнивание целого, формирование монологической речи
B) владеет основной формой диалоговой речи умеет использовать высказывания из 2-3 предложений
C) перепрыгивание на двух ногах, воспитание звуковой культуры речи
D) вычленение закономерностей, воспитание звуковой культуры речи
E) называние признаков предметов, формирование диалоговой речи
14. Коммуникативные навыки детей по звуковой культуре речи в первой младшей группе 2-3 лет
A) умеет рассказать ситуацию
B) умеет составлять предложения
C) умеет говорить 2-3 слова
D) умеет составлять рассказы
E) Умеет правильно артикулировать гласные и согласные звуки
15. Методы развития связной речи
A) рассказывание по воображению
B) планирование
C) создание условий для правильного развития речи
D) проведение словарной работы
E) совершенствование грамматической стороны речи
16. Программное содержание раздела «Основы грамоты» во II полугодии
A) различает твердые и мягкие согласные звуки, проводит звуковой анализ трех- и четырех звуковых слов, умеет проводить различные линии, штриховки, слышит и выделяет ударный слог
B) различает твердые и мягкие согласные звуки, проводит звуковой анализ трехзвуковых слов, умеет проводить различные линии, штриховки
C) различает твердые и мягкие согласные звуки, умеет проводить различные линии, слышит и выделяет ударный слог
D) умеет отчетливо и ясно произносить все звуки и слова, находит слова с определенным звуком, определяет место звука в слове, проводит звуковой анализ слова 3-4 звуковых слов, характеризует звуки , умеет слышать и выделять ударный звук
E) различает твердые и мягкие согласные звуки, проводит звуковой анализ пятизвуковых слов, умеет проводить различные линии, штриховки, слышит и выделяет ударный слог
17. Максимальный допустимый объем недельной нагрузки организованной учебной деятельности «Конструирование» во второй младшей группе составляет
A) 1
B) 1,5
C) 0,5
D) 2,5
E) 0,25
19. Не относится к технике работы по конструированию из бумаги:
A) Из мятой и рваной бумаги
B) Из геометрических тел из бумаги (конус, цилиндр)
C) Из ткани
D) Из бумажных комочков
E) Из полосок и жгутов
20. Умение изготавливать из пенопласта, поролона, проволоки, пластилина
A) конструирование из природного и бросового материала
B) конструирования из предметов обихода
C) конструирование из бумаги
D) конструирование из строительных материалов
E) конструирование из деталей конструктора
21. К приёмам обучения конструированию не относится:
A) Показ образца
B) Анализ детских работ
C) Пояснение
D) Распевка
E) Показ способов действия
22. Продолжительность ОУД по ознакомлению с окружающим миром в старшей возрастной группе:
A) 10-15 мин
B) 15-20 мин
C) 7-10 мин
D) 25-30 мин
E) 20-25 мин
23. Виды изобразительного искусства:
A) монументализм
B) живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство
C) рисование, лепка, аппликация, конструирование
D) художественная фотография
E) монументализм, реализм, абстракционизм
25. Приобщать детей к играм-эстафетам необходимо с:
A) средней группы
B) подготовительной группы
C) 1 младшей группы
D) 2 младшей группы
E) старшей группы
26. Виды трудовой деятельности
A) хозяйственно – бытовой труд
B) элементарная работа
C) прикладная работа
D) формообразующая работа
E) основная работа
27. Содержание труда
A) уход за обитателями уголка природы
B) основная работа
C) формообразующая работа
D) элементарная работа
E) прикладная работа
28. Видом трудовой деятельности является
A) лепка
B) занятие
C) игра
D) наблюдение
E) подкормка животных
29. Развитие двигательной активности детей с помощью игр с мячами относится к … играм
A) сюжетно-ролевым
B) подвижным
C) театрализованным
D) модульным
E) дидактическим
30. Дежурство по столовой вводится в:
A) 1 младшей группе
B) подготовительной группе
C) старшей группе
D) 2 младшей группе
E) средней группе