Как выбрать монитор в 2022г.: для работы с текстом, игр, фильмов и пр., чтобы не уставали глаза и было комфортно работать (на что обратить внимание!)
Доброго времени!
Несмотря на «громкое и ёмкое» название сегодняшней заметки, затронуть я в ней собираюсь лишь самое важное, самое «основное», на что нужно взглянуть при выборе монитора (одной из самых значимых частей любого ПК!).
Почему на этом такой акцент?
Дело в том, что, если неправильно подобрать монитор — сидеть за ним будет не комфортно, качество работы может страдать, да и глаза могут начать уставать, слезиться, болеть (разумеется, ни о какой производительной работе тогда не будет идти речи. ).
Ну а про то, что при неправильном выборе — изображение на экране вообще может «смазываться» (например, в тех же динамич. сценах игр) — упоминать, наверное, не нужно? Это меньшее из зол.
Собственно, решил обновить свою прошлую заметку по этой теме (возможно, кого-то убережет от импульсивной покупки).
Итак.
Примечание!
1) В заметке высказано только мое личное мнение (как автора заметки), это не офиц. позиция каких-то разработчиков.
2) Найти монитор с учетом параметров, приведенных мной ниже, можно в следующих компьютерных интернет-магазинах: https://ocomp.info/magazinyi-kompyuterov.html
Советы по покупке монитора для ПК: самые важные параметры
Перед тем как купить монитор, нужно определиться, для каких задач он подбирается. Существует 3 категории моделей: для работы или учебы, игр, просмотра кинофильмов и видеороликов. И в каждом случае надо подбирать технику, учитывая ее ключевые критерии.
Диагональ
Диагональ варьируется от 17 до 35 дюймов. Но правило «чем больше — тем лучше» тут не работает. Смотреть фильмы на большом экране комфортно, а вот работать на таком — уже нет. Поэтому выбирать монитор для компьютера нужно с учетом цели использования:
- Для дома подойдут модели 24-27″. За таким экраном удобно работать, играть, просматривать фильмы.
- Для офиса хорошим выбором будут модели 20-24″. Они компактные, недорогие и подходят практически всем специалистам (кроме дизайнеров, проектировщиков, фотографов).
- Для геймеров рекомендуется выбирать устройство с диагональю от 27″ и поддержкой 4K. Только в системном блоке должна стоять мощная видеокарта, способная обеспечить плавную картинку с таким большим разрешением.
Дизайнерам, фотографам, инженерам и проектировщикам рекомендуется подбирать монитор диагональю 28-30 дюймов с качественной цветопередачей. Такую же модель можно взять для домашнего мини-кинотеатра.
Тип матрицы
От матрицы зависит качество передачи цветов и общие впечатления при работе за компьютером. Всего различают 3 варианта:
- TN+Film. Бюджетный вариант. Имеет малые углы обзора (изображение искажается при просмотре со стороны) и плохую цветопередачу (тусклые цвета). Зато отличается быстрым откликом, что делает такую матрицу популярным выбором среди геймеров и киноманов. А за счет доступности она хорошо подходит для работы в офисе и домашних посиделок в интернете.
- IPS. Оптимальный вариант по сочетанию стоимости и качества. Передает качественное детализированное изображение, имеет большие углы обзора. Изображение не искажается ни при просмотре со стороны, ни при попадании солнечных лучей на дисплей. Из минусов — высокая цена и среднее время отклика (ниже, чем у TN+Film).
- VA. Альтернативный вариант предыдущим двум матрицам. По сравнению с первым имеет увеличенные углы обзора и передает качественную картинку, по сравнению с IPS — меньшую стоимость. Также обладает идеальной контрастностью. К минусам относится наихудшее время отклика и плохая передача полутонов.
Разрешение
Разрешение экрана надо подбирать с учетом вида деятельности:
- Для дома (игр, фильмов, учебы). Оптимальный вариант — Full HD (1920×1080 точек). Обычно такие модели имеют IPS матрицу с хорошим обзором и минимальной вероятностью искажения картинки.
- Для офиса. Для работы с текстом и таблицами подойдет разрешение 1280×1024 пикселей. Оно устаревшее, зато все элементы на экране отображаются крупно (на глаза оказывается меньшая нагрузка).
- Для специфического использования. Для работы с графикой, моделирования, проектирования и других подобных задач подойдет разрешение 2560х1440 пикселей.
Покрытие экрана
Мониторы для ПК имеют 2 вида покрытий:
- глянцевое (отличается качественной передачей цветов, но при засветах картинка становится блеклой);
- матовое (проигрывает по качеству передачи цветов и насыщенности, зато нет искажений при попадании солнечных лучей).
Как вариант, можно приобрести модель с глянцевым антибликовым покрытием. Это поможет устранить его недостатки, предотвратив блики от солнца и других ярких источников света.
Как правильно выбрать монитор для компьютера (ПК): 16 критериев выбора
Чтобы найти то, что вам нужно, придётся рассмотреть большое количество характеристик, определить их важность и оптимальные параметры конкретно для вас. Итак, в их списке:
- Диагональ
- Разрешение и соотношение сторон
- Тип матрицы
- Тип подсветки
- Покрытие экрана
- Пиковая яркость и контрастность
- Цветовая гамма
- Глубина цвета
- Частота обновления монитора
- Время отклика пикселя
- Наличие FreeSync/G-Sync
- Технологии защиты глаз
- Способы подключения, разъёмы
- Эргономика подставки, возможность крепления на стену
- HDR
- Дополнительные возможности
Какое разрешение экрана и соотношение сторон лучше для монитора?
Разрешение монитора — это общее количество пикселей. Чем их больше, тем выше чёткость изображения. Соответственно, при большей диагонали дисплея нужно больше пикселей, чтобы картинка не выглядела замыленной, «пиксельной». Высокое разрешение позволяет увидеть больше деталей, но таким мониторам часто требуются мощные видеокарты для правильной работы в играх. Но вы же не в 8-битное Dendy собрались играть, а смотреть качественный контент, работать или играть в современные игры, верно?
Какое разрешение экрана монитора выбрать среднестатистическому пользователю? Самое распространённое — Full HD 1920×1080. Модели с разрешением 2560×1440 (известные как WQHD или Quad HD) занимают промежуточную позицию между Full HD и 4K (Ultra HD). Мониторы 4K (3840×2160 пикселей) супервысокой чёткости обретают всё большую популярность, но стоят при этом значительно дороже. Все эти разрешения имеют соотношение сторон 16:9 (по ширине и высоте), лишь изредка можно встретить соотношение 16:10. К слову, под 16:9 адаптирован практически весь YouTube.
Какое разрешение экрана лучше выбрать для монитора, если требуется больше вертикального пространства? Для таких случаев существуют модели с разрешением 1920×1200. Для киноманов, трейдеров и тех, кто работает в многооконном режиме, рекомендуется широкоформатный Ultra-Wide 21:9 с разрешением 2560×1080 или даже 3440×1440. Но на данном этапе времени это лишь редкие нишевые продукты.
С какой диагональю купить монитор?
Размер диагонали = размер всего монитора. Измеряется этот показатель в дюймах (″). Бытует мнение, что чем больше дюймов, тем лучше. Это не всегда так. Для разных целей будет отличаться оптимальный размер монитора компьютера. Также многое зависит от рабочего места и свободного пространства, ведь больший монитор будет занимать больше места и, что ещё важнее, нужно сидеть на большем расстоянии от него для комфортной работы.
Какую диагональ монитора выбрать, в зависимости от рода занятий за компьютером?
- 21,5-22″. Сейчас эта диагональ используется всё реже, актуальна больше для офиса, чем для личного использования. Бюджетное решение, которое можно рассмотреть при ограниченных средствах, либо в маленькую комнату. Не требует большого рабочего стола. Сгодится для учёбы и веб-сёрфинга, но для работы и игр такой диагонали явно недостаточно.
- 24″. Золотая середина, популярное решение. Подойдёт для большинства рабочих задач. Это не лучшие мониторы для игр на ПК, но в целом модель с таким размером удовлетворит основную массу пользователей.
- 27″. Оптимальный вариант для игр, фотографа, дизайнера, работы в фотошопе и 3D-моделирования. Единственная проблема такой диагонали — выбор разрешения. 1920×1080 может смотреться слегка замыленно, 4K обойдётся в копеечку, а выбор среди 2560×1440 не так уж и велик. Но именно WQHD 2560×1440 оптимально для 27 дюймов.
- 32″. Требует много места и серьёзных денежных вложений. Оправданная покупка для киберспортсменов или заядлых геймеров. Также такую диагональ предпочитают трейдеры и специалисты по монтажу видео.
Типы подсветки матрицы монитора
Терминология в характеристиках мониторов (в данном случае это касается и телевизоров) может сбивать с толку. Что касается подсветки матрицы, различают такие технологии её реализации:
- LED. Самые распространённые и доступные по цене. Работают на светодиодной подсветке, на основе светоизлучающих диодов. До недавнего времени это была практически безальтернативная технология.
- OLED. Современная технология, использующая органические светоизлучающие диоды для передачи более яркого и контрастного изображения с глубоким чёрным цветом. Такие решения значительно дороже. OLED-подсветка распространена в телевизорах, OLED-мониторы очень редкие, можно даже сказать эксклюзивные.
- QLED — технология квантовых точек, разработанная компанией Samsung. Квантовые точки позволяют отображать более широкий диапазон цветов и делать каждый оттенок точнее, реалистичнее. В мониторах светодиоды на квантовых точках также встречаются очень редко, но чаще, чем OLED. Цены очень высокие.
- LCD. Классические ЖК-мониторы. Устарели и практически не встречаются сегодня в продаже.
Таким образом, в 2022 году подавляющему большинству интересен лишь один тип подсветки — LED.
Покрытие экрана
В зависимости от покрытия экрана, существует 2 типа мониторов для компьютера: глянцевый и матовый.
Профессиональные мониторы — матовые. Такие антибликовые мониторы были стандартом для рабочих станций на протяжении десятилетий, а теперь торговые ассоциации даже требуют обязательной маркировки различных классов антибликового покрытия. Последствия отражений, которые создают глянцевые покрытия, исследовались долго и широко, и в конечном итоге удалось прийти к выводу, что они способны вызывать усталость, напряжение глаз и головные боли.
У матовых дисплеев преимущества очень существенные, особенно если вы работаете за компьютером в очень ярком окружении. Матовый дисплей остаётся легко читаемым при ярком свете. Также матовые поверхности предлагают дополнительное преимущество при очистке — их легче чистить, и требуется это гораздо реже. На глянцевых дисплеях очень быстро собираются отпечатки пальцев и пыль.
Читайте также: Какие мониторы лучше для зрения в 2022 г.? Самое полное руководство + топ-10 недорогих моделей
Так что же получается, глянцевый экран — это плохо? Скажем так: на глянцевых мониторах избежать отражений крайне сложно. Зачем тогда вообще они нужны? Их дешевле производить. Антибликовое покрытие, особенно хорошее, стоит денег. Если вы продаёте аналогичные мониторы в матовом или глянцевом исполнении, матовый обойдётся дороже. Если матовый и глянцевый монитор стоят одинаково, вероятно, характеристики у матового хуже.
С другой стороны, у антибликового покрытия есть побочный эффект — матовая поверхность рассеивает падающий свет во всех направлениях. Это означает, что матовый дисплей никогда не выдаст такого чёрного цвета, как глянцевый, он всегда имеет лёгкий сероватый оттенок. На глянцевом мониторе чёрный цвет темнее, чернее, чем на мониторе с матовым покрытием. И это касается не только чёрного, но и других цветов — отражённый свет смешивается по всей гамме.
Вывод таков: если вы работаете без освещения, предпочтительно в тёмное время суток или в сильно затемнённом помещении, есть смысл приобрести глянцевый монитор. Во всех остальных случаях стоит остановиться на матовом покрытии.
Типы матриц для мониторов: какая лучше? Сравнение
Многие покупатели уделяют слишком большое внимание типу матрицы. Но если монитор удовлетворяет другие ваши требования, чрезмерно переживать по поводу типа панели, то есть какая матрица самая лучшая для монитора — TN, VA или IPS, не стоит. Обозначим основную разницу между ними.
- IPS (In-Plane Switching). Самое популярное решение. Обычно предлагает хорошую, реалистичную цветопередачу, достаточную яркость, имеет небольшую задержку пикселя (что важно в играх). Однако может быть дороже своих конкурентов, особенно если это усовершенствованный тип IPS, например, AH-IPS.
- TN (Twisted Nematic). Эти матрицы имеют самую низкую цену и предлагают более быстрое время отклика и часто более высокую частоту обновления, чем у аналогов. Впрочем, они не так хороши, когда дело доходит до сравнения цветопередачи и углов обзора. С последним параметром вообще беда.
- VA (Vertical Alignment). Известны своей высокой контрастностью, более глубоким чёрным цветом, но не могут предложить такую игровую производительность, как IPS и особенно TN .
Какая лучше яркость и контрастность?
Здесь всё просто — чем выше пиковая яркость (м/кд 2 ) и параметр контрастности (обозначается соотношением ХХХХ:1), тем лучше. Запас яркости пригодится при ярком освещении в комнате, а высокая контрастность предложит более глубокие цвета. Стандартным значением яркости является 250 м/кд 2 , контрастности — 1000:1. Если встретили показатели выше, такой монитор будет ярок, а цвета — насыщенны.
Цветовая гамма
На спектр цветов, который способен отобразить монитор, указывает параметр покрытия цветовых пространств Adobe RGB, sRGB, Rec.2020 и т.д. Чем ближе этот показатель к 100%, тем лучше. Это обеспечит прекрасную цветопередачу, жалоб на которую не возникнет ни у кого. Если вам нужен монитор для редактирования фото и видео, графики и дизайна, этот параметр имеет особую важность. Для рядового пользователя не будет существенной разницы между покрытием пространства от 80% до 100%, а вот ниже 70% — это уже признак дешёвой низкокачественной матрицы.
Глубина цвета (bit+FRC)
Чаще всего недорогие мониторы имеют глубину цвета 6 bit+FRC, среднебюджетные — 8 bit либо 8 bit+FRC, дорогие — 10 бит. Разница в градации цветов. Если при 6 бит отображается 256 000 цветов, то при 8 — 16 миллионов цветов, а при 10 — более миллиарда! FRC (frame rate control) пытается подогнать малую «битность» к более высокой программным способом, с помощью незаметного глазу мерцания субпикселей. Поэтому 6 bit+FRC показывает практически идентичную картинку, что и полноценный 8 bit.
Больше бит — лучшая градация цветов, то есть более плавно отображаются градиенты и переливы. Но значит ли это, что нужно любой ценой покупать 10-битный или 8-битный монитор? Не совсем. Если разница в цене не колоссальная, естественно, лучше взять максимальную «битность». Но на практике огромной разницы вы не заметите. Да, она есть, но здесь важно, чтобы монитор в целом имел хорошую цветопередачу, чтобы контент был снят на качественную камеру с большой глубиной цвета, а также значение имеет такая штукенция, как субдискретизация. Для задротов оставим здесь видео, в котором детально разобрана данная тема. Её в два абзаца явно не поместишь.
Мы же с чистой совестью рекомендуем к покупке как мониторы 6 bit+FRC, так и 10 bit.
Какая частота обновления монитора лучше?
Нужен игровой монитор? В первую очередь обратите внимание на частоту обновления, измеряемую в герцах (Гц). Параметр определяет, сколько кадров в одну секунду будет показывать монитор. Чем больше это число, тем лучше.
Разберёмся, какие бывают герцовки монитора. Базовая частота — 50–60 Гц. Это минимальное рекомендуемое значение, но если хочется чего-то большего…
Сейчас на рынке много мониторов с частотой 144 Гц, вполне доступных по цене. Настоятельно рекомендуются для игровых целей. Да и в целом любое динамическое изображение будет отображаться плавнее и приятнее. Существуют даже мониторы с частотой 240–280 Гц, дающие ещё больше конкурентного преимущества в играх. Однако насколько заметно это преимущество для обычных пользователей, вопрос риторический.
Учтите: если ваша видеокарта не поддерживает работу на высокой частоте кадров, вы не получите особых преимуществ от такого дисплея. Как вариант, можно снизить разрешение в настройках игры и повысить частоту кадров, не жертвуя производительностью.
Время отклика
Сколько времени требуется пикселю, чтобы перейти от одного параметра к другому? Обычно это значение измеряется в миллисекундах (мс). Для игр потребуется значение не больше 5 мс, предпочтительнее 2 мс или 1 мс.
Время отклика важно, поскольку в динамике медленный отклик может привести к размытию движения или к раздвоению картинки. Получается, монитор попросту не успевает за игрой. Геймерам прямо «доктор прописал» иметь высокую частоту обновления в сочетании с быстрым временем отклика. Эти функции обычно делают монитор игровым.
FreeSync/G-Sync
Частота кадров может сильно колебаться в зависимости от активности действий в игре. При минимальных действиях частота кадров резко возрастает, в то время как при интенсивном экшене она может резко упасть. Иногда это приводит к «разрывам», когда на экране одновременно отображается часть предыдущего кадра и следующий кадр. Проблемы синхронизации исправляют технологии FreeSync от AMD и G-Sync от NVIDIA.
Выбирать лучше исходя из имеющейся видеокарты. Если у вас Radeon, покупайте монитор с FreeSync, если GeForce — с G-Sync.
Защита для глаз
Знакомо чувство, когда в глаза как будто песка насыпали, когда после целого дня за ПК не покидает чувство напряжённости или боли в глазах? Возможно, ваш монитор использует ШИМ (широтно-импульсную модуляцию) на низких уровнях яркости, что актуально для старых моделей и некоторых современных, от не самых добросовестных производителей. Это основная причина неприятных ощущений. Покупайте модели с технологией Flicker-Free, устраняющей ШИМ.
Самые лучшие в мире мониторы для компьютера с честным Flicker-Free и другими технологиями, позволяющими сохранить здоровье глаз, вы найдёте в нашем рейтинге «Какие мониторы лучше для зрения?».
Подключение
HDMI и DisplayPort — интерфейсы, которые должен поддерживать любой современный монитор. HDMI 2.0 — надёжная и актуальная версия, однако 2.1 лучше в качестве задела на будущее.
Подумайте, сколько всего портов вам нужно. Если вы планируете использовать монитор только с одним компьютером, слишком беспокоиться об этом не нужно. Но если вы хотите, чтобы к одному дисплею можно было подключить настольный компьютер, иногда ноутбук и игровую консоль, понадобится больше интерфейсов.
Иногда в мониторах встречаются порты USB Type-C и Thunderbolt ™, которые могут использоваться для передачи данных, видео и питания по одному кабелю, а также аудиовыход для подключения звуковых устройств напрямую.
Подставка
Покупка монитора с прочной регулируемой по высоте и ширине подставкой обычно обходится чуть дороже, но определённо стоит затрат, т.к. делает монитор эргономичным и устойчивым. Традиционная подставка не будет гибкой, в то время как более продвинутые позволяют наклонять монитор вперёд и назад, поворачивать его на 90 градусов. Такие дисплеи можно использовать в вертикальной ориентации. Убедитесь, что у вас достаточно места для подставки, ведь она может быть достаточно массивной.
Дисплеи с расширенным динамическим диапазоном (HDR) обеспечивают более контрастную картинку с более яркими светлыми участками и более глубокими тенями, сохраняя при этом детализацию изображения. HDR — это и более яркие цвета. Для правильной работы HDR требуется аппаратная и программная совместимость (с операционной системой, видеокартой, непосредственно игрой или контентом). Хотя на компьютерных мониторах HDR всё же не является «must-have».
Дополнительные опции
Определённая доля мониторов имеет встроенные динамики (звучат они в основном «не айс»), USB-концентратор (хаб) для подключения прямо к монитору периферийных устройств, таких как мышь или клавиатура, иногда встроенную веб-камеру и аудиоразъёмы.
Выбираем лучший тип матрицы для монитора
Как это ни печально, пока еще ни один LCD монитор не умеет выводить все разнообразие визуальной информации одинаково хорошо. Основных типов жидкокристаллических дисплеев три:
- TwisterNematic(TN) — имеют самое маленькое время отклика, благодаря чему мониторы с матрицей TN считаются лучшим выбором для киберспорта. Со всем остальным у таких мониторов неважно: углы обзора очень скромные, цветопередача плохая, контрастность невысокая, глубина черного низкая. Приставка «film» говорит о наличии дополнительного пленочного слоя, слегка улучшающего первую характеристику из приведенного списка. Может опускаться.
- Лидерство по способности отображать глубокий черный цвет удерживают несколько разновидностей матриц с вертикальным выравниванием пиксельных блоков (общее обозначение *VA). Соответственно, мониторы данного типа имеют и высокую статическую контрастность. Углы обзора у них намного лучше, чем у TN-моделей, но время отклика существенно больше. Цветопередача неплохая. По сути, самый значимый недостаток подобных устройств заключается в нарастающем обесцвечивании темных оттенков при изменении угла обзора. В целом, MVA/PVA-мониторы можно считать недорогими и относительно универсальными решениями.
- Мониторы с матрицами с планарным переключением (IPS/PLS) отличаются отличными углами обзора и правильной хорошей цветопередачей. Время отклика у них сопоставимо с аналогичными показателями *VA-мониторов (чуть меньше), а вот уровень черного и контрастность будут похуже. При этом, на экранах данного типа хорошо различимы градиенты даже в самых темных тонах. Мониторы с матрицами IPS/PLS хороши, но не идеальны, постольку обладают Glow-эффектом (возникновение паразитных оттенков при взгляде под углом, причем разных для каждой стороны дисплея). Ну и стоимость самая высокая.
Количество отображаемых монитором цветов зависит от разрядности матрицы. Самые простые (6 бит) способны выводить 262 тысячи оттенков. Большинство современных моделей оснащаются 8-ми или 10-битовыми панелями (соответственно, 16 миллионов и миллиард цветов). Естественно, чем выше разрядность — тем дороже конечное устройство.
Есть модели, у которых большая глубина цвета достигается за счет хитрых технических решений. В частности, управления частотой кадров (Frame Rate Control). В таких случаях говорят о псевдоразрядности (например, 8 бит + FRC). С точки зрения итогового количества оттенков у таких мониторов все «честно», но чувствительные глаза могут реагировать на дополнительное мигание пикселей.
Усталость глаз способен вызывать и широтно-импульсный метод управления яркостью (ШИМ). Обратите внимание, термин Flicker-Free у разных производителей может обозначать что угодно. Скажем, ШИМ задействуется только для низких уровней яркости или используется высокочастотная модуляция. К сожалению, выяснить этот момент чрезвычайно сложно.