Ремонт жёсткого диска Western Digital My Passport Essential SE 750 GB USB3.0
Сразу предупреждаю, все действия, описанные в статье, проводятся на ваш страх и риск, я, как автор статьи, не несу ответственности за утерю информации или порчу вашего устройства.
Приобрёл я как-то внешний USB 3.0 жёсткий диск Western Digital My Passport 750 GB. Понравился он мне тем, что есть возможность подключения к порту USB 3.0 и своим компактным размером. Попользовался им чуть более одного года, и в один ужасный день, он перестал определяться системой (как Windows, так и Linux). Случилось это из-за пропадания напряжения в сети. Затем напряжение подали, в результате чего, скорее всего, жёсткий диск вышел из строя. Он был подключен к внешнему USB-хабу, который питается от дополнительного источника питания 5 В. Не уверен, конечно, но отчасти, наверное, это его и вывело из строя. Но я не об этом хочу рассказать, а о том, как я смог его отремонтировать.
У данного HDD плата одна и на неё встроены все элементы и контроллер SATA и конвертер SATA to USB 3.0, из-за чего он собственно и получился таким компактным. Неисправность была в том, что этот жёсткий диск, определялся в системе как некое устройство BAD PCB USB Device, и система не видит самого накопителя и какой либо файловой системы. Начал искать в просторах интернета, что это за проблема и как её решать. Как выяснил из похожих проблем на форумах, основная проблема в таких жёстких дисках, (связанная с BAD PCB USB Device) – это выход из строя конвертера (или можно назвать – контроллера) SATA to USB 3.0, причём у WD есть внешние жёсткие диски с такими габаритами как вышеуказанный, но на другие объёмы. Оказалось, что похожие по конструкции жёсткие диски, у WD, имеют разную схемотехнику и комплектацию на плате. На свой диск я подробной инструкции по оживлению не нашёл, поэтому пришлось выполнить ремонт, как говорится, по образу и подобию, опираясь на рекомендации других пользователей таких дисков или мастеров. Поскольку шпиндель в моём диске, при подключении к USB гнезду через кабель, начинал вращаться, и головки не бились в судорогах, я сделал для себя вывод, что, скорее всего, смысл в ремонте ещё есть, и стоит попробовать.
Судя по форумам, неисправность была из-за выхода из строя микросхемы-конвертера SATA to USB 3.0. Ремонт заключался в том, что жёсткий диск не полностью утратил свои функции, а значит, он сможет работать, если его подключить напрямую к интерфейсу SATA или к новому конвертеру SATA to USB 2.0/3.0, как следует из этих обсуждений на форуме:
IXBT.
После прочтения вышеуказанного форума и предложенных на нём других сайтов, у меня появилась надежда, за что я премного благодарен авторам статей и комментариев на форумах.
Приведу несколько снимков печатных плат от жёстких дисков по тем ссылкам:
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
На снимках видно, что к контактным площадкам на плате подпаяны проводники, которые ведут к разъёму SATA. Не трудно догадаться, что контактные площадки на плате, присоединены к цепям интерфейса SATA, а именно подключены до конвертера SATA to USB.
Я открутил от своего HDD плату, и, оказалось, на этой плате схемотехника отличалась от тех, которые были в вышеуказанных сайтах и на выше приведённых снимках, но принцип мне стал ясен, и направление – куда копать я увидел.
Я сразу обратил внимание на микросхемы, которые использовались на моей плате, и основные микросхемы: контроллер SATA и конвертер SATA to USB отличались от приведённых в ссылках. Затем, я также обратил внимание на дорожки (смотрите поз 1. на нижеприведённом рисунке 4), ведущие от очевидного контроллера SATA к конвертеру SATA to USB. Каждая из дорожек на своём пути проходила через контактные площадки с переходными отверстиями на внешнюю сторону платы (поз 2, рис. 4). Эти дорожки подходили к конденсаторам C90, С91, С92, С93 (поз. 3, рис. 4), и затем сигнал, протекающий по дорожкам, проходя через конденсаторы, поступал на микросхему-конвертер SATA to USB, к которой подключен разъём, для подключения шнура USB 3.0.
Рис. 4
Теперь необходимо убедиться, что эти дорожки действительно являются интерфейсом SATA, и если это так – выяснить какая полярность и назначение этих дорожек. Для этих целей я стал искать описание применённых микросхем: 88i9146-TFJ2 (контроллер SATA), и SW6316-3VB14 (конвертер SATA to USB 3.0). К моему сожалению, я ничего не смог найти, почему-то эти микросхемы держатся в секретах, или я не там искал, обычно для поисков справочных данных по микросхемам использую сайт www.alldatasheet.com (это не в рекламных целях).
Тогда я начал смотреть ссылки, которые выдал поисковик по запросу на микросхему «88i9146-TFJ2», и нашёл фотографию платы на вот этом сайте: www.storagereview.com/western_digital_caviar_green_3tb_review_wd30ezrsdtl, на которой была применена эта микросхема, и на этой плате имелся разъём для подключения интерфейса SATA:
Рис. 5
По этому снимку, я убедился, что эта микросхема является контроллером SATA и что те дорожки, на которые я сразу обратил внимание на своей плате, являются именно интерфейсом SATA, так как на рисунке 5 видно, что выводы ИМС 88i9146-TFJ2, которые подключены к «необычным» дорожкам на моей плате, ведут к разъёму SATA на рис. 5. После чего, посмотрев цоколёвку разъёма SATA, я определил полярность и назначение дорожек-интерфейса SATA на моей плате, а значит и какие контактные площадки переходных отверстий (рис. 4 поз 2) отвечают за какой канал интерфейса SATA (см. рис. 6).
Теперь стояла задача, аккуратно подпаять к этим дорожкам проводники, которые следовало бы выводить к интерфейсу SATA или новому конвертеру SATA to USB. Для себя я купил бокс для жёсткого диска 2,5ʺ AGE Star с встроенным конвертером SATA to USB 3.0. Поскольку в моём жёстком диске не было прямого интерфейса SATA, а лишь был разъём USB 3.0 типа micro-B, мой жёсткий диск не вмещался в этот бокс. В связи с этим, пришлось отпаять разъём USB 3.0 типа micro-B с платы жёсткого диска, соблюдая все меры предосторожности, в плане недопущения механических нагрузок на плату и температурных перегревов. Разъём USB в плате жёсткого диска был запаян надёжно, и дабы не перегревать плату, я решил его подпилить, а именно отпилить микродрелью, в которую на специальной оси вставлен отрезной диск (вроде «болгарки»), применяющийся в стоматологии. «Болгаркой» по боковым кромкам я подпилил боковые стойки разъёма, после чего разъём стало легче выпаять «по частям». На плате конвертера нового бокса я также отпаял гнездо SATA+питание SATA, которое также помешало бы упаковке моего HDD в бокс.
Рис. 6
Ну и далее дело за малым, необходимо от платы HDD вывести проводники интерфейса SATA, и подпаять проводники с питанием +5 В от платы конвертера нового бокса.
Для начала я отпаял конденсаторы (поз. 3, рис. 4), так как они ведут к микросхеме, которая вышла из строя. Мне не известны узлы микросхемы, вышедшие из строя, и чтобы не рисковать, конденсаторы следовало удалить, т.к. через них в микросхеме SW6316-3VB14 может шунтироваться полезный сигнал интерфейса SATA, если входы этой микросхемы пробиты или каким-либо образом подключены на общий провод.
На плате HDD очень тонкие дорожки и крайне маленькие контактные площадки переходных отверстий, особенно как раз тех отверстий, что мне были нужны для подпаивания (см. рис. 4, поз. 2). На мой взгляд, диаметр этих отверстий с учётом металлизации примерно 0,3 мм, а контактная площадка имеет диаметр, в лучшем случае, 0,6 мм, что по механической прочности очень ненадёжно. Т.е. если я начну подпаивать к этим дорожкам проводники, то одним неверным движением по формовке провода, я запросто могу сорвать эту контактную площадку. Я поступил следующим образом:
1) аккуратно, чтобы не задеть соседние дорожки, зачистил от паяльной маски (покрытие зелёного цвета) с двух сторон контактные площадки переходных отверстий, указанных на рис. 4 поз. 2 и рис. 6;
2) в эти отверстия вставил тонкие медные облуженные проволоки, примерно диаметром 0,2 мм;
3) пропаял с двух сторон эти проволочки, аккуратно, чтобы припой не наплывал на соседние дорожки;
4) откусил бокорезами излишне торчащие концы проволок.
Всё, теперь механическая прочность контактных площадок гораздо более надёжная, и к этим площадкам теперь можно подпаивать монтажный провод.
В качестве монтажного провода, я взял провод МГТФ-0,07, он довольно тонкий по диаметру, имеет достаточно тонкие жилы, что придаёт ему гибкость, и главное имеет термостойкую изоляцию из фторопласта, что очень важно, для того чтобы при пайке изоляция не плавилась и не сползала оголяя проволоки, из-за чего может возникнуть замыкание. Я аккуратно зачистил и облудил концы проводов, и затем припаял их к контактным площадкам, так, чтобы не было лишних наплывов припоя и чтобы капли припоя имели как можно меньшую высоту над платой. Это сделано для того, чтобы капли не упирались в корпус нового бокса, из-за чего можно сорвать контактные площадки с проводами или проткнуть изоляцию крышки бокса (в том случае если крышка металлическая и изолирована плёнкой, как в моём случае, может возникнуть замыкание). Также я вывел для интерфейса 5-й провод GND (условно принятый мной общий провод для интерфейса SATA), и пропустил его вместе с 4-мя проводами интерфейса под хомут из монтажного провода с изоляцией, который я припаял на месте, где ранее было гнездо USB 3.0 micro-B. Хомут можно не паять, но это рекомендуется сделать для более надёжного крепления проводов на плате, чтобы они не оторвались «с корнями». Также рекомендуется на расстоянии около 5 мм от мест пайки шлейф проводов приклеить к плате клеем на основе этилцианакрилата (т.н. Суперклей), который надёжно и быстро закрепит провода на плате.
Провода питания я завёл на плату жёсткого диска на имеющийся на нём, по всей вероятности, сервисный разъём, который выполнен в виде торцевой двухрядной вилки с 12-ю контактами (по типу PLD2-12-R). Контакты питания я определил прозвонкой, сначала на плате подключил щуп мультиметра к общему проводу, а затем на штырьках разъёма нашёл общий провод. Контакт питания +5 В я также определил прозвонкой, но теперь щуп на плате я подключил в место пайки питающего контакта №1 разъёма USB 3.0 micro-B, а вторым щупом нашёл контакт питания на торцевом разъёме. Питающие провода я подпаял прямо к штырькам разъёма и заизолировал ПВХ-трубкой. Всё это можно увидеть на рисунке 7.
Рис. 7
После всех вышеприведённых операций, я наконец подпаял провода к плате-конвертеру SATA to USB 3.0 нового бокса, про которую я здесь рассказывать и описывать не буду, потому что она у каждого может быть разная, в зависимости от того, какой бокс вы приобретёте.
Мой жёсткий диск заработал, никакой информации с него не было утеряно и вся информация читается без проблем, т.е. никакого шифрования «на лету», о чём я читал на разных форумах, в этой модели жёсткого диска производителем не было предусмотрено.
Re: WD Elements 2 TB USB 3.0 не проинициализирован ¶
От: platon 20 ноября 2014 г. 16:32
[quote author=OLiMP link=topic=1708.msg8458#msg8458 date=1416478867]
А ничего другого кроме как нести в компанию по восстановлению данных у Вас не остаётся. Диск не исправен физически. Программами по восстановлению данных типа R.Saver сделать ничего не получится.
[/quote]
А, например, замена платы контроллера, поможет?
Скачать драйвер WD Elements
Здесь вы можете скачать драйверы для внешних жёстких дисков WD Elements. По ссылкам ниже можно загрузить ПО с официального ресурса Western Digital или нашего сервера.
Драйвер поддерживает автоматическую установку, что облегчает задачу для неопытных пользователей. Инсталляция продукта производится в три этапа: распаковка скачанного архива, запуск лаунчера и последующая перезагрузка компьютера.
WD Elements – семейство портативных накопителей от компании Western Digital ёмкостью от 500 Гб до 4 Тб. Устройства подключаются к компьютеру посредством широко распространённого интерфейса USB 2.0 либо более быстрого USB 3.0. В последнем случае накопитель можно превратить в высокоскоростной кеш, используемый для хранения объёмных файлов при заполнении внутреннего жёсткого диска.
Внешний вид:
Понравилось: диски действительно очень маленькие. Хотя, диск на 2 TB значительно толще, чем 1TB. Сами диски на вид симпатичные, материал корпуса лёгкий, пластмассовый.
Обратите внимание: за минимальные размеры приходится платить тем, что контроллер USB впаян на самом диске. Поэтому, если он сломается, вам придется выбросить устройство. Вы не сможете установить в корпус обычный 2,5 жесткий диск.
Не понравилось: очень короткий шнур, который после 4x месяцев эксплуатации WD 1TB перестал работать через USB3 (в разъеме USB2 пока еще работает). Также не понравился корпус, который легко царапается.
Wd elements 2tb не видит компьютер
- В этой теме выбираем жесткий диск (HDD) и решаем явные проблемы с диском. Остальные комплектующие в соответствующих темах
- Твердотельный (SSD) накопитель выбираем тут: SSD — накопители на основе флеш-памяти
- Выбор сетевого накопителя (NAS) тут: Выбор и обсуждение NAS
- Восстановление поврежденной информации обсуждаем в теме: Восстановление поврежденной информации с жестких дисков
Оценить «здоровье» жесткого диска не видя состояние S.M.A.R.T невозможно! ˇ
Приложение, позволяющее быстро получить S.M.A.R.T. диска — CrystalDiskInfo Standard Edition
- Запускаете приложение: Сервис->Дополнительно->RAW-значения->10[DEC] (картинка)
- Если жестких дисков несколько — выбираете нужный в строке вверху окна.
- Открывшиеся окно растягиваете так, чтоб были вины все строчки таблицы
- Делаете скриншот окна, а не всего рабочего стола (Alt+PrtScr или любой другой удобный вас скриншоттер )
- Выкладываете скриншот в теме
Сообщение отредактировал CyberFenixPro — 23.11.21, 12:54
Вобщем у меня сломался очередной винт. Seagate 7200.10 (Уже третий за 4 года их юзания). У всех троих сломались головки. Так вот решил что следующий винт будет от другой фирмы, поэтому собственно и решил поинтересоватся какие народ больше предпочитает
Сообщение отредактировал Shoore — 17.07.12, 21:44
У меня сейчас seagate, раньше были maxtor, так вот: Сигейт уже глючит, а максторы у меня годами работали.
1. Что такое IMB? Или это IBM (МежДелМаша)? Если да, то IBM давно уже продала свой HDD-бизнес.
2. Fujitsu кажется тоже уже давно избавилась от производсва хардов.
3. Это все зависит от партии, от завода и от прочего. Я предпочитаю сигейты, хотя и они у меня дохли. Брак есть у всех.
4. У тебя харды в каком положении работают? (надо горизонтально, платой вниз — этикеткой наверх)
Сообщение отредактировал CDK — 18.11.08, 13:39
Стоят 2 винта Maxtor и Samsung.Maxtor мне служит верой и правдой уже где-то год,а Samsung я месяц назад поставил,пока ни каких нареканий к обоим
CDK
1) Опечатка
2) Хз, недавно видел фуджисту 2 годичной давности
3) Все три сигейта из разных партий, и разных моделей :), 2 сделаны в китае, 1 в тайланде
4) Естественно этикеткой вверх.
Сигейты служили верой и правдой, но слишком уж не долго. ни с того ни с счего терять каждый год информацию (Причём много) мне надоело :(, буду пытать счастья с Western-Digital
3) Все три сигейта из разных партий, и разных моделей smile_good.gif, 2 сделаны в китае, 1 в тайланде
ну не знаю. Из более десятка барракуд (от 200Гб до 1 Тб, все 7200) только один, кажется, битый (400 Гб). Все таиландские, вроде бы.
Максторы стоят. Одному 5 лет, второму год. оба работают идеально. на новом стоит кулер и он установлен платой вверх
У меня два винта сигейт, один макстор, и один ВД. Никаких проблем с ними не было.
Не по теме, но спрошу.
собираюсь брать хард, что лучше взять: один на 1 Тб или 2 по 500 гб ?
Пардон, но что ты с ними делаешь? о.О
У меня за всю жизнь тьфу*3 ни один не поломался.. Сейчас ноутбуку 2,5 года, ес-но винт не менял и как бы и не собираюсь..
Но как можно убить аж 3.
Сообщение отредактировал Логос — 20.11.08, 20:15
2 по 500. дешевле будет, купшь верху ящик мороженогопива, отмывать=)
два винта было, оба WD, нареканий никаких, один работал 2 года(продал с компом), второй на 160гб третий год пашет. оба ide.
Логос — просто использовал их по назначению, но они работали 24 часа в сутки без передышки (Комп не выключаю)
А может их как-то подручными средствами починить можно? Вобщем симптомы такие — при загрузке компа в винте постоянно щелкает головка, встаёт на первую дорожку, и тут-же с щелчком обратно на стоянку возвращается (Я разобрал один из них)
Комп определяет имя винта, и пишет что S.M.A.R.T. is available, but failure
Вобщем симптомы такие — при загрузке компа в винте постоянно щелкает головка, встаёт на первую дорожку, и тут-же с щелчком обратно на стоянку возвращается
Примерно то же самое было: ни с того ни с сего начинал щёлкать, а потом экран смерти.
Производителя не помню — апстену в прошлом году разбил.
Хотя какие они производители — наверняка этикетки разные нашлёпаны на продукцию с одного конвеера, а чем партия качественнее — тем дороже, а там уж кто на что горазд — такую и закупает. Во всяком случае с болванками и флэшками ситуация примерно такая, не думаю, что тут исключение.
А может их как-то подручными средствами починить можно? Вобщем симптомы такие — при загрузке компа в винте постоянно щелкает головка, встаёт на первую дорожку, и тут-же с щелчком обратно на стоянку возвращается (Я разобрал один из них)
Комп определяет имя винта, и пишет что S.M.A.R.T. is available, but failure
Там, знаешь ли, вакуум 🙂
У нас такое было только на IBM, 60-ках. IBM тогда сворачивала свой бизнес по хардам и забила на контроль качества вообще. В итоге перешли на сигейты. С тех пор такого давно не было. Встречается брак, но не так уж и часто. Компы тоже не выключаем. Вообще говоря если комп работает круглосуточно и постоянно трещит хардами, то ставь серверные харды.
Подстава — основной винт, которому года четыре, походу решил накрыться. В смарте предупреждения, щелкает и периодически не стартует. На какие винты 500гб/7200/16-32 стоит обратить внимание?
8. В чём отличия серий Caviar Green, Caviar Blue, Caviar Black?
Green — небыстрые, тихие, холодные, мало потребляющие диски. Скорость вращения шпинделя — в диапазоне 5000-5600 об/мин (т.е. скорость — фиксирована, но у разных моделей может быть разной). Отлично подходят для хранения данных. Паркуются в простое (имеют рампу). Функция парковки может мешать пользователю, тогда требуется её отключение с помощью утилиты wdidle.
Blue — обычные диски общего назначения. Скорость вращения шпинделя — 7200 об/мин.
Black — позиционируются как высокопроизводительные диски. Отличия от Blue: имеют два процессора; могут иметь больше кэша, чем Blue-«одноклассник»; воздушные спойлерные пластины, рассекающие потоки воздуха; двойное крепление шпинделя (снизу на платформе с мотором и сверху на крышке); двойной актуатор на некоторых моделях; 5 лет гарантии.