Основные области применения компьютеров
В наше время жизнь каждого отдельного человека и общества в целом тесно связана с таким явлением технического прогресса, как компьютер. Компьютерные технологии все чаще проникают во все сферы нашей жизни. Компьютер стал привычным не только для производственных целей и научных лабораторий, но и для ученических классов и школьных классов.
Количество специалистов, работающих с персональным компьютером, постоянно растет, что становится их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения в настоящее время невозможны без быстрой и четкой передачи информации и без специально подготовленного персонала.
Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства — объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, соединенные обширной сетью, выполняют функции как Всемирного банка информации, так и самых мобильных средств связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап представления нового информационного общества, новой информационной этики и культуры.
Информация вышла на первый план среди критериев прогресса, а также средств ее получения, обработки и использования — компьютера и компьютерных технологий, с помощью которых укрепляются интеллектуальные способности и способности человека.
В развитых странах более половины работников занято в информационном секторе (80% в США), а информация, оборудование и программное обеспечение для его обработки стали основным товарным продуктом.
В то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира в компьютер, то есть от формирования «виртуальной реальности» в ее глубинах, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя — микропроцессоров в автомобилях, телевизоров. кредитные карты, даже шариковые ручки и т. д. Эти технологические изменения существенно трансформируют не только среду обитания человека, но и влияют на самого человека, организацию всех видов его деятельности, взаимоотношения между сообществами людей на рынке сырья, товаров и услуг, систему образования и, наконец, систему образования. , нормы и законы, закрепленные и разработанные законодательной, судебной и исполнительной властью. Новый информационный век демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.
Во-первых, это высокий уровень взаимодействия компьютеров и людей. Компьютер выступает в роли личного помощника человека, что соответствует практически всем человеческим чувствам.
Еще одно преимущество определяется способностью компьютеров брать на себя функции всех существующих носителей. Образы и явления, такие как тексты, изображения, звуки и фильмы — почти недоступные в традиционных средствах массовой информации — легко контролируются самим человеком.
В-третьих, поскольку информация может быть представлена во многих различных аспектах, человеку предоставляется возможность всесторонне рассмотреть идеи или проблемы и собрать информацию из различных источников.
В-четвертых, суть компьютерных вычислений заключается в построении динамической модели идеи путем моделирования условий. Используя компьютер, вы можете получать не только статистические вычисления, но и визуальные модели, которые описывают и проверяют противоречивые теории.
Пятое преимущество заключается в том, что компьютеры могут быть наделены мышлением. Способность компьютера создавать модели позволяет ему конкурировать с человеческим разумом.
Эти пять преимуществ представляют собой мощную информационную среду, центральным инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом действия является человек.
Жизнедеятельность современного человека сегодня реализуется на путях все более активного общения с техническими устройствами; если раньше они были как бы продолжением человеческих рук и способствовали повышению его физических возможностей, то появление компьютера кардинально изменило ситуацию: он играет роль сотрудника, который совместно выполняет сложную интеллектуальную работу. Это приводит к формированию качественно иного отношения к компьютеру.
Стремление постоянно использовать компьютер для решения все более широкого круга задач имеет серьезное значение, так как позволяет человеку успешно использовать огромные возможности машины. Компьютер позволяет резко увеличить эффективность и качество многих форм деятельности человека, облегчает его работу, вводит в круг новых, интересующих его событий и концептуальных представлений, что, конечно, способствует прогрессу личности, усиливает ее интеллектуальные возможности.
СОДЕРЖАНИЕ
Люди взаимодействуют с компьютерами разными способами, и интерфейс между ними имеет решающее значение для облегчения этого взаимодействия . HCI также иногда называют человеко-машинным взаимодействием (HMI), человеко-машинным взаимодействием (MMI) или компьютерно-человеческим взаимодействием (CHI). Настольные приложения, интернет-браузеры, карманные компьютеры и компьютерные киоски используют распространенные сегодня графические пользовательские интерфейсы (GUI). Голосовые пользовательские интерфейсы (VUI) используются для систем распознавания и синтеза речи , а появляющиеся мультимодальные и графические пользовательские интерфейсы (GUI) позволяют людям взаимодействовать с воплощенными символьными агентами способом, который не может быть достигнут с помощью других парадигм интерфейса. Рост в области взаимодействия человека с компьютером привел к повышению качества взаимодействия и привел к появлению многих новых областей исследований. Вместо того, чтобы разрабатывать обычные интерфейсы, различные исследовательские направления сосредотачиваются на концепциях мультимодальности над унимодальностью, интеллектуальных адаптивных интерфейсах над интерфейсами, основанными на командах / действиях, и активных интерфейсах над пассивными интерфейсами.
Ассоциация вычислительной техники (ACM) определяет взаимодействие человека с компьютером , как «дисциплина, которая связана с проектированием, оценки и реализации интерактивных вычислительных систем для использования человеком и с изучением основных явлений , окружающих их». Важным аспектом HCI является удовлетворенность пользователей (или удовлетворенность конечных пользователей). Далее говорится:
«Поскольку взаимодействие человека и компьютера изучает общение человека и машины, оно основывается на дополнительных знаниях как о машинах , так и о людях. На машинной стороне актуальны методы компьютерной графики , операционных систем , языков программирования и сред разработки. . С человеческой точки зрения важны теория коммуникации , графические дисциплины и промышленный дизайн , лингвистика , социальные науки , когнитивная психология , социальная психология и человеческие факторы, такие как удовлетворенность пользователей компьютера . И, конечно же, актуальны инженерные и дизайнерские методы ».
Из-за мультидисциплинарного характера HCI люди с разным опытом способствуют его успеху.
Плохо спроектированные человеко-машинные интерфейсы могут привести к множеству неожиданных проблем. Классическим примером является авария на Три-Майл-Айленде, авария с ядерным расплавом, в ходе которой исследования пришли к выводу, что конструкция интерфейса человек-машина, по крайней мере, частично ответственна за катастрофу. Точно так же несчастные случаи в авиации были вызваны решениями производителей использовать нестандартные пилотажные приборы или компоновку квадрантов дроссельной заслонки: даже несмотря на то, что новые конструкции были предложены как улучшенные в базовом взаимодействии человека и машины, пилоты уже укоренили «стандартную» компоновку. Таким образом, концептуально хорошая идея привела к непредвиденным результатам.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
Компьютер
как универсальное устройство
для работы с информацией
Ключевые слова
пользовательский интерфейс
командный интерфейс
графический интерфейс
основные элементы графического интерфейса
индивидуальное информационное пространство
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
На компьютерах, оперировавших только числами и символами, был реализован командный интерфейс:
команда подавалась с помощью последовательности символов (командной строки);
компьютер сопоставлял поступившую команду с имеющимся в его памяти набором команд;
выполнялось действие, соответствующее поступившей команде.
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Пример командного интерфейса
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Необходимость запоминать многочисленные команды отпала с появлением графических интерфейсов. Первые графические интерфейсы обеспечивали возможность с помощью клавиш или манипулятора «мышь»:
подводить курсор к той или иной части экрана;
выделять на экране имя файла или команду другим цветом;
оперировать выделенными данными независимо от других.
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Объекты представлены в виде значков
Оперирование объектами в окнах
Основной элемент программного
управления – меню
Основной элемент аппаратного
управления – манипулятор
Объектно-ориентированный
интерфейс
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Каждый компьютерный объект имеет своё имя
и графическое обозначение
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Объекты обладают определёнными свойствами
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
С объектами можно совершать разнообразные действия
Пользовательский интерфейс
Основным элементом аппаратного управления компьютером в пользовательском интерфейсе является мышь, отображаемая на экране в виде указателя мыши – небольшого графического объекта, который перемещается по экрану при движении мыши.
Пользовательский интерфейс
Щелчок
Двойной щелчок
Щелчок правой кнопкой
Перетаскивание
Основные приёмы управления
с помощью мыши
Наведение указателя мыши
Дружественный интерфейс – предоставление пользователям наиболее удобных способов взаимодействия с программным обеспечением за счет логичности и простоты в расположении элементов управления.
Окно
Меню
Основные элементы графического интерфейса
Рабочий стол
Окно папок
Диалоговое окно
Окно приложения
Окно документа
Главное меню
Контекстное меню
Основные элементы графического интерфейса
Организация индивидуального информационного пространства
Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами.
Информационные ресурсы, доступные пользователю при работе на компьютере, называются его индивидуальным информационным пространством.
Организация индивидуального информационного пространства
Установка программного обеспечения
на персональный компьютер
Формирование индивидуального
информационного пространства
Создание текстовых, графических и
других документов
Перенос (копирование) на свой компьютер
фотографий, фильмов, текстов, музыки
Сохранение на своём компьютере ссылок
на сетевые ресурсы
Самое главное
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Взаимодействие человека и компьютера в наши дни строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:
все объекты представляются в виде значков;
оперирование объектами осуществляется в окнах;
основным элементом программного управления является меню;
основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы.
Информационное пространство пользователя — это информационные ресурсы (файлы с программами, документы, Web-сайты, фотографии, видеофрагменты и др.), доступные пользователю при работе на компьютере.
Вопросы и задания
1. Что такое пользовательский интерфейс?
2. Почему командный пользовательский интерфейс не способствовал широкому распространению компьютерной техники?
3. Почему специалисты до сих пор используют интерфейс командной строки?
4. Какие основные возможности реализованы в современных графических интерфейсах?
5. Почему современные пользовательские интерфейсы можно считать объектно-ориентированными?
6. Какой пользовательский интерфейс, по вашему мнению, является дружественным?
Вопросы и задания
7. Назовите основные элементы графического интерфейса.
8. Опишите основное окно операционной системы — Рабочий стол.
9. Какие управляющие элементы могут содержаться в диалоговых окнах?
12. Перечислите основные элементы окон папок. Какие из них присутствуют в окнах известных вам приложений?
10. Какие аналогии с повседневной жизнью реализованы в современном пользовательском интерфейсе?
11. Каких правил следует придерживаться при создании индивидуального информационного пространства?
Опорный конспект
Объекты представлены в виде значков
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил
взаимодействия человека и компьютера.
Оперирование объектами в окнах
Основной элемент программного
управления – меню
Основной элемент аппаратного
управления – манипулятор
Информационное пространство пользователя –
это информационные ресурсы, доступные пользователю при работе
на компьютере.
Объектно-ориентированный
интерфейс
Вред компьютера для здоровья человека
Чем больше технологии внедряются в нашу жизнь, тем острее вопрос: как компьютер влияет на человека? Может ли он негативно сказаться на нашем здоровье и продолжительности жизни?
Наибольшие споры вызывает электромагнитное излучение, создаваемое этими электроприборами. У компьютеров оно особенно интенсивное, однако его вред не подтвержден исследованиями. К тому же современные компьютеры обладают достаточной защитой, чтобы оградить человека от негативного эффекта.
Главные угрозы, от которых может пострадать человек за компьютером, намного банальнее. Зная их, можно минимизировать негативное влияние на организм:
- Динамичная картинка и специфичные мерцания экрана провоцируют усталость глаз, ухудшение зрение и раздражительность. Негативно на восприятии сказываются неудачно подобранные шрифты, цвета и пр.
- Привычка подолгу сидеть за компьютером способствует варикозному расширению вен и развитию заболеваний позвоночника. А неправильная осанка не только некрасиво выглядит, но и способна нарушить работу внутренних органов.
- Во время работы компьютер деионизирует воздух, пересушивая его, а также выделяет вредные вещества и притягивает пыль. Это негативно влияет на состояние кожи и дыхательных органов, также возможно развитие аллергии.
- Регулярное использование компьютера влияет на психику человека.
И речь даже не о зависимости. Упрощенный доступ к информации, бесконечная новостная лента и социальные сети создали для человечества новую угрозу — синдром упущенной выгоды. Это значит, что человек боится пропустить важную новость или возможность, выпасть из информационного поля, жертвуя отдыхом и качественным сном. Также чрезмерное использование компьютера становится причиной стрессов, упадка сил или депрессии.
Конечно, все вышеперечисленные проблемы могут возникнуть и без влияния компьютеров, да и его наличие еще не гарантирует негативных последствий. Все просто: чем больше времени проводит человек у компьютера, тем выше риски. Поэтому важно придерживаться здорового образа жизни и знать меру во всем — даже в полезном использовании технологий.
Лицом к лицу с помощью компьютера
Столы были расположены так, чтобы образовывать квадратную рабочую зону с пятью участниками по каждой стороне. В центре рабочей зоны было шесть телевизионных мониторов, которые отображали буквенно-цифровой выходной сигнал компьютера, расположенного в другом помещении этого здания, но дистанционно управляемого с помощью клавиатуры и указателя электронного контролера, называемого «мышью». Любой участник собрания мог с помощью мыши контролировать перемещение указателя на экране телевизора для привлечения внимания других участников.
Каждый человек, работавший над проектом, подготовил тематический план его презентации. Эти планы появлялись на экранах во время докладов, позволяя шире взглянуть на модели докладчиков. Многие презентации содержали имена конкретных файлов. Спикер мог открыть их в компьютере для отображения на экранах, поскольку участники проекта предварительно поместили свои файлы в память компьютерной системы.
Таким образом, встреча началась так же, как и любая другая встреча в том смысле, что был общий список вопросов, и каждый докладчик привез с собой материал, о котором он будет говорить. Компьютерная система оказала существенную помощь в углубленном изучении материала. Более детальная информация отображалась, когда требовались подробности, более обобщенная информация появлялась на экранах, чтобы ответить на вопросы, касающиеся релевантности и взаимосвязей. Будущая версия этой системы позволит каждому участнику на его собственном экране телевизора листать файлы спикера во время доклада, и, таким образом, находить ответы на возникшие вопросы, не прерывая презентацию.
На собрании проекта, проведенном с помощью компьютера, вы можете изучить исходные данные спикера, не прерывая его для обоснований и объяснений.
Коммуникационная система должна вносить позитивный вклад в открытие и пробуждение интереса.
Очевидно, что набор первичных данных может быть слишком большим, чтобы его осознать. Наступает момент, когда сложность коммуникационного процесса превышает имеющиеся ресурсы и способности разума. В такие моменты приходится упрощать и делать выводы.
Пугает осознание того, как рано и кардинально мы упрощаем, как преждевременно делаем выводы, даже когда ставки высоки и имеются экстраординарные средства передачи информации и ресурсы обработки. Глубокое моделирование для общения и понимания требует огромных инвестиций. Возможно, даже правительственные бюджеты не смогут это покрыть.
Но когда-нибудь правительства будут вынуждены пойти на это. Ибо, хотя мы говорим об коммуникативном процессе как о совместном усилии по моделированию во взаимной среде, существует также аспект коммуникации с отказывающимся общаться противником или против него. Как мы можем судить по сообщениям о недавних международных кризисах, из сотен альтернатив, с которыми сталкиваются лица, принимающие решения, в каждом моменте принятия решения или в каждом «уровне игры» есть в среднем только несколько и никогда не более нескольких десятков вариантов решения, которые можно было бы исследовать. И только единичные альтернативы можно было бы изучить глубже двух или трех уровней «игры» перед принятием решения. Каждая сторона была занята попытками моделирования того, что затевает другая сторона. Это требует времени, а давление событий заставляет упрощать, даже когда это опасно.
Независимо от того, пытаемся ли мы общаться не разделяя интересы, или мы объединяем усилия, становится ясно, что нам нужно быть в состоянии моделировать быстрее и глубже. Не только в правительстве, но и во всех сферах бизнеса и профессиях, важность совершенствования процесса принятия решений настолько велика, что оправдывает все усилия.
Что такое информационные процессы?
Информационные процессы, как уже отмечалось, возникают там, где происходит взаимодействие с информацией. В ходе их протекания происходит сбор, распознавание, передача, прием, кодировка, защита и другие действия с этим важным ресурсом. Владение правильной и адекватной информацией обеспечивает человеку принятие правильных жизненных и профессиональных решений.
Протекание и оценка результата зависит от того в какой информационной системе происходит процесс. Выделяют два типа систем: естественные и искусственные. К первому типу относятся биологические (все, что происходит в природе, в том числе, и с человеком) и социальные (взаимодействие между людьми). Ко второму – технические и социотехнические. В этих системах существенное влияние на протекание информационных процессов оказывают технические и технологические компоненты.
Простейший пример информационных процессов естественного характера: человек вышел из дома и с помощью своих органов чувств понял, какая погода стоит на улице. Если говорить о процессах в искусственной системе, то можно рассматривать работу любого технического средства как с участием человека, так и без него.