Как выбрать монитор в 2022г.: для работы с текстом, игр, фильмов и пр., чтобы не уставали глаза и было комфортно работать (на что обратить внимание!)
Доброго времени!
Несмотря на «громкое и ёмкое» название сегодняшней заметки, затронуть я в ней собираюсь лишь самое важное, самое «основное», на что нужно взглянуть при выборе монитора (одной из самых значимых частей любого ПК!).
Почему на этом такой акцент? ?
Дело в том, что, если неправильно подобрать монитор — сидеть за ним будет не комфортно, качество работы может страдать, да и глаза могут начать уставать, слезиться, болеть (разумеется, ни о какой производительной работе тогда не будет идти речи. ).
Ну а про то, что при неправильном выборе — изображение на экране вообще может «смазываться» (например, в тех же динамич. сценах игр) — упоминать, наверное, не нужно? ? Это меньшее из зол.
Собственно, решил обновить свою прошлую заметку по этой теме (возможно, кого-то убережет от импульсивной покупки).
Итак.
? Примечание!
1) В заметке высказано только мое личное мнение (как автора заметки), это не офиц. позиция каких-то разработчиков.
2) Найти монитор с учетом параметров, приведенных мной ниже, можно в следующих компьютерных интернет-магазинах: https://ocomp.info/magazinyi-kompyuterov.html
реклама
Особенно актуальна проблема выбора монитора в новогодние праздники. Дедушка Мороз норовит подарить хорошим мальчикам какую-то полезную вещь, и только от вас зависит, сделает ли старик правильный выбор, или вы ещё долго будите вспоминать его необдуманный шаг, вытирая слёзы после часового сидения за монитором. Приступим же. На дворе 2020 год. Какой монитор выбрать: дорогой на IPS, дешёвый на TN или сбалансированный на VA. Давайте пройдёмся по основным характеристикам.
Углы обзора. TN имеет просто ужасные углы обзора со значительным смещением цвета и контраста как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях. IPS имеют практически идеальные углы обзора, именно поэтому большая часть профессиональных мониторов относятся к этому классу. С VA всё не так просто: самое главное здесь – выбрать правильную модель. На рынке есть мониторы, практически не уступающие IPS по этой характеристике, а есть и такие, которые немногим лучше своих собратьев с матрицей TN.
Как выбрать монитор для компьютера
Специалист магазина цифровой и компьютерной техники «ТЕХНОСТОК» Павел Тимашков считает, что при выборе монитора существует много подводных камней. Следует обратить внимание не только на внешний вид, но и «содержимое».
Диагональ
Чем больше экран, тем проще воспринимать информацию и приятнее работать. От диагонали зависит стоимость монитора, потому иногда можно обойтись меньшими габаритами. Диагональ до 22 дюймов подойдет для работников офиса, ставших жертвой ограниченного бюджета. Мониторы этого сегмента будут лишены высокого качества изображения. Просто монитор за небольшие деньги.
Мониторы с диагональю от 22,2 до 27 дюймов самые распространенные сегодня. Модели богаты разными характеристиками, которые подойдут для работы и для досуга. Мониторы с размером диагонали 27,5+ — это удел профи. Их выбирают художники, инженеры, фотографы, проектировщики и все, кому важно качество и большой экран. Цены на такие экраны высокие, но далеко не всегда оправданные.
Соотношение сторон
Также на комфорт и степень погружения влияет соотношение сторон. Для работников бумаги и пера подойдет соотношение 5:4 и 4:3. Для развлечений и профессиональных увлечений требуются полномасштабные размеры — 16:10, 16:9 и 21:9.
Разрешение
Чем больше разрешение, тем выше качество изображения. Разрешение 1366×768 пикселей будет в пору только офисным экранам. Для дома лучше начинать с разрешения 1680×1050 и выше. Лучшее качество картинки выдаст дисплей 4K, но стоимость у него будет соответствующая. Главное при выборе монитора с высоким разрешением не забывать о возможностях своей видеокарты.
Типы матрицы
При выборе монитора стоит обратить внимание на основные виды матриц: TN, IPS и VA. Самые дешевые и быстрые это матрицы TN. Обладают малым углом обзора и не самой хорошей цветопередачей. Ими же оснащены не самые дешевые игровые мониторы. Не вариант для работы с графикой. IPS — хорош более естественной цветопередачей и углами обзора. Отрицательной стороной является время отклика. Не подойдет для игр с динамическими сценами. Картинка будет немного притормаживать. VA-матрица — гибрид лучших качеств IPS и TN. Углы обзора, подлинность цвета с обеспечением великолепных уровней черного цвета, делают матрицу универсальной для большинства потребителей. Страдают лишь полутона в тенях, но это не уже мелочи. Существуют также матрицы OLED. Их достоинства в самой большой скорости отклика, контрастности, яркости и насыщенности цветов с демонстрацией глубокого черного цвета. Тем не менее, многие специалисты будут смотреть в сторону IPS, избегая неестественной перенасыщенности и ценника на данные экраны.
Частота обновления
От частоты обновления экрана зависит сколько раз за 1 секунду произойдет смена изображения на экране. Чем выше этот показатель, тем плавнее картинка. Стандартные 60 Гц в принципе подойдут для всех задач на свете. В профессиональных игровых мониторах герцовость, как правило, составляет 120–150 Гц. Без хорошей видеокарты увидеть в деле эти цифры не получится.
Интерфейсы
Специализированные кабеля соединяют компьютер с монитором посредством различных разъемов (интерфейсов). VGA — старинный разъем который едва ли можно встретить на современных видеокартах. Он не обеспечивает высокого качества изображения и будет универсальным при ветхом технопарке. DVI — современный и популярный, обеспечивает солидное качество картинки. Поддерживает все разрешения вплоть до 2K пикселей. HDMI — появился позже других, поэтому поддерживает даже 4K-разрешение. Он может передавать одновременно видео и аудио. DisplayPort — передовая технология с которой можно добиться наибольшего разрешения вплоть до 5120×2880 пикселей и самой высокой частоты обновления кадров. Благодаря пакетной передаче данных позволяет транслировать звук и изображение без применения большого количества контактов.
На что еще обратить внимание?
В монитор может быть встроена акустическая система. Как правило, это не самый качественный звук для неприхотливых пользователей. Может быть альтернативой покупке колонок. Вместе с акустикой в корпус встраивают аудиовыход для гарнитуры. Монитор может быть оснащен USB-портами. Это удобно если сам компьютер находится в неудобном месте или свободные порты ПК полностью исчерпаны. Важно обратить внимание на ножку-подставку самого монитора. У многих, отличных по прочим характеристикам, машин именно этот пункт может быть изъяном. Отсутствие регулировки по высоте и наклону можно компенсировать покупкой универсальных кронштейнов типа vesa 100.
Разнообразие моделей и ценовой диапазон делает интернет магазины приоритетным местом для покупки мониторов. Тем не менее, лучше всего покупать мониторы в обычных магазинах, оснащенных выставочными залами, так как по ряду причин то, что мы читаем в характеристиках аппарата, не всегда совпадает с реальным положением дел. Небольшая разница в цене и возможность проверить технику на месте, сведет к минимуму возможность брака или просто недовольства.
Какой монитор лучше подойдёт для фильмов?
То, что дисплей предназначен для игр или работы, не означает, что он не подходит для просмотра фильмов или другого контента. Что искать в лучших мониторах для просмотра фильмов на компьютере?
В первую очередь, большую диагональ. Это самый важный фактор. Впечатления от просмотра гораздо более яркие при большем размере экрана. Если у вас достаточно места на рабочем столе, покупка 27-дюймового или 32-дюймового дисплея обеспечит приятный просмотр.
Второй момент — высокое нативное разрешение. Здесь у мониторов выгодное преимущество перед телевизорами, которые часто имеют более низкое разрешение. Большинство 27-дюймовых мониторов предлагают разрешение Full HD и WQHD, что сделает картинку достаточно чёткой и детализированной.
Третий параметр — частота и скорость отклика пикселя. Динамические сцены хотят большей герцовки, чем стандартные 50–60 Гц в обычном телевизоре. Отклик пикселя в 1 мс оптимален для игр, но даже дисплеев со скоростью отклика 6 мс более чем достаточно для просмотра экшен-фильмов.
И последняя рекомендация — изогнутая форма экрана. Если свободное пространство для вас не проблема, обратите внимание на модели с изогнутым экраном, чтобы получить великолепный эффект погружения в действия на экране.
Разрешение, пропорции и размер зерна монитора
Так как в настоящее время большинство медиа для персональных компьютеров (видео, игры, многие программы и сайты) проектируются под пропорции 16:9 и стандартные разрешения HD (1366×768 пикселей), FullHD (1920×1080 пикселей), WQHD (2560×1440 пикселей) и UHD (UltraHD, 3840×2160 пикселей), то для более полной совместимости мониторы стоит выбирать именно с такими разрешениями: небольшие мониторы — HD; средние и большие мониторы — FullHD; огромные мониторы — WQHD и UHD. К слову, последний формат все никак не может стать полноценно актуальным для массового покупателя, так как в настоящее время все еще слишком мало для него качественного контента, а смотреть сериалы типа «Все 125 серий + бонус на одном DVD» на UHD-мониторе как минимум глупо. По этой же причине не стоит увлекаться сверхдетальными «живыми» презентациями мониторов и телевизоров UHD в магазинах — это всего лишь демонстрация. Единственное, где уже сейчас можно оценить преимущества UHD — это просмотр качественных фото в оригинальном качестве, так как они выглядят более детально и реалистично.
В продаже все еще доступны так называемые «квадратные» мониторы, так как они удобны для работы с документами, поэтому востребованы офисными работниками, но все же по причинам, указанным выше, и неадекватно высокой цене они малопригодны для универсального использования.
Размер зерна (самой маленькой точки изображения) влияет на качество отображения информации. Чем оно крупнее (выше зернистость) — тем лучше читаются мелкие шрифты, что особенно важно для людей преклонного возраста или с плохим зрением, но одновременно грубее отображается все остальное — фото, плавные линии и т.д. Чем оно меньше (ниже зернистость) — тем более реалистично выглядят фотографии и другие сложные объекты, но одновременно мелкие шрифты могут быть практически нечитабельными. Тенденция такова, что все большее количество программ корректно используют масштабирование, поэтому в будущем все новые мониторы будут со сверхмелким зерном, изображение будет очень четким и реалистичным, а мелкие шрифты — корректно увеличены до приемлемого уровня. Но в настоящее время все еще есть множество программ, работать с которыми на мониторах с очень мелким размером зерна крайне неудобно.
- 19-20 дюймов — крупный (0.27-0.30 мм);
- 21-22 дюйма — мелкий (0.24-0.25 мм);
- 23 дюйма — средний (0.265 мм);
- 24 дюйма — крупный (0.27-0.28 мм);
- 27 дюймов — очень крупный (0.31-0.32 мм) для FullHD и мелкий (0,23 мм) для WQHD;
- 28 дюймов и выше — от среднего до очень крупного (0.26-0.36 мм);
- UHD мониторы — очень мелкий (0.14-0.22 мм).
Некоторые покупатели жалуются на так называемый «кристаллический эффект» (нечеткие границы отдельных пикселей изображения), другие в тех же самых моделях мониторов никогда его не замечают, так как это связано с особенностями зрения и восприятия каждого отдельного человека. По этой же причине наличие или отсутствие кристаллического эффекта не указывается в технических характеристиках монитора и он определяется только лично или субъективно по результатам тестов. Стоит заметить, что кристаллический эффект может присутствовать только у мониторов с матовым покрытием, у глянцевых и глянцевых антибликовых его никогда не бывает, зато в них могут отражаться хорошо освещенные предметы, расположенные за спиной, что может раздражать гораздо сильнее указанного эффекта. Выше размещены рядом два макрофото — монитор со средне выраженным кристаллическим эффектом (слева) и монитор без кристаллического эффекта (справа).
Так как осязаемые преимущества матовых экранов в большинстве случаев важнее, чем глянцевых, то в настоящее время более 95% мониторов производятся именно с матовыми экранами, поэтому у них присутствует более или менее выраженный «кристаллический эффект».
Время отклика
Отклик показывает, за какое время пиксель изменяет яркость. Важен для любителей динамических сцен кино, игр. Чем он ниже, тем меньше искажение исходного изображения. Для видеоигр желателен отклик 1-2 мс — характерен для TN-матриц. У IPS — 5-6 мс (многовато для игр и динамических сцен в кино). Для прочих целей (за исключением работы с мультимедиа — монтажа видео, спецэффектов) время отклика маловажно.
Яркость — интенсивность белого свечения экрана. Высокие показатели нужны для работы в ярко освещённых помещениях, для просмотра HDR-контента. При недостатке яркости изображение блекнет, и со временем интенсивность светодиодов падает. Для игр, кино и графики яркость нужна выше 250-300 Кд/м2. Если работаете возле окна или мощных ламп, запас в 300-350 Кд/м2 не помешает. Для офисных приложений, браузера вполне достаточно монитора с интенсивностью свечения около 200 Кд/м2. При работе ночью без света важна и минимальная яркость — от нескольких до пары десятков Кд/м2.
Контрастность показывает разницу между белым и чёрным пикселями. Указывается в виде соотношения 1:1000. Производители оценивают показатель по-своему, поэтому на цифры особого внимания не обращайте.
Изогнутый экран
Уже достаточно давно производители радуют пользователей изогнутыми моделями мониторов. Такие мониторы как бы повторяют радиус зрения человека. Использование изогнутого монитора снижает усталость зрения при длительном использовании. Этому есть ряд научных подтверждений, в частности эти исследования подтверждает Медицинская школа при университете Гарварда.
При выборе изогнутого монитора стоит учесть один параметр под названием «радиус кривизны». К примеру, радиус кривизны бывает 1800R, 4000R, 2300R, 3000R, чем меньше радиус кривизны, тем большую вогнутость имеет монитор. К примеру, монитор со значением радиуса кривизны 2300R рассчитан, что зритель будет находиться на удалении от монитора не более чем на 2300 мм. В противном случае при просмотре будут возникать искажения и дискомфорт.
Дополнительные возможности монитора
Выбирая хороший монитор, обращайте внимание на дополнительные функции от фирмы — изготовителя, создающие комфорт пользователю:
Возможность регулировки высоты и наклона подставки. С таким дополнением вы сможете самостоятельно подстраивать угол обзора, в зависимости от положения головы и предпочтений. Возможны наклоны вперед до 5 градусов и назад до 20 градусов.
Функция разворота дисплея под углом 90 градусов позволяет повернуть экран в портретный режим. Это пригодится при верстке газеты, либо для бесконечной прокрутки.
Режим 3D. Способен создать визуально объёмное изображение, которое поможет погрузиться в мир игры или фильма.
Встроенные динамики. Конечно, обычно хорошего качества от них ждать не приходится, но, если вы не играете и не слушаете серьезную музыку, динамики в мониторе избавят вас от необходимости покупать отдельную аудиосистему (и ставить ее на стол). Если что — всегда можно подключить наушники.
В статье мы рассказали, как выбрать монитор для компьютера, с хорошими показателями цена — качество и не ошибиться с покупкой.