Все особенности акустических систем для компьютера

Как выбрать колонки для компьютера и ноутбука

Типы колонок (стерео, многоканальные, портативные), характеристики, производители, как выбрать колонки для офисного, домашнего, игрового компьютера и ноутбука.

Выбрать колонки для компьютера легко, но если вы не хотите постоянно слышать звуки из ведра, то к этому вопросу нужно подойти с умом.

Содержание

Содержание

Отличительные особенности и виды акустической системы для ПК

Акустические системы для компьютера обычно имеют небольшие габариты и предназначены для настольного размещения. Они могут состоять из одной или нескольких колонок, а также сабвуфера. От этих факторов будет зависеть предназначение акустики и качество звучания. Материал, из которого выполняется корпус, также может быть разным — пластик, натуральное дерево, МДФ, стекло, камень и т.д.

На заметку! Компьютерные АС работают от сети или USB, а имеющиеся способы подключения позволяют подсоединить технику не только к стационарным компьютерам, но и к ноутбукам, телефонам, планшетам.

АС для ПК делятся на несколько видов в зависимости от количества компонентов. Название системы состоит из двух цифр, разделенных точкой, например, 2.0 или 5.1, где первая — количество сателлитов, а последняя – наличие сабвуфера (отдельной колонки для проигрывания низких частот).

АС 1.0

Это простейшая монофоническая мини колонка с одноканальным звуком, выходящим через небольшой динамик, как правило, с питанием от USB. Такие АС приобретаются для компьютеров достаточно редко, так как звучат слабо (максимальная мощность – до 10 Вт).

АС 2.0

Стереосистема 2.0 – это самая популярная компьютерная акустика. Она представляет собой пару колонок, соединенных проводом, воспроизводит стереофоническое звучание и подходит для озвучивания фильмов, музыки, компьютерных игр. Такие АС оснащаются усилителем и бывают однополосными (компактных размеров с мощностью не более 10 Вт) или двухполосными (с парой динамиков в каждой колонке и мощностью до 60 Вт).

На заметку! Для некоторых моделей АС 2.0 доступна регулировка звука, высоких и низких частот на корпусе или на ПДУ.

АС 2.1

Система 2.1 состоит из двух однополосных или двухполосных звуковых колонок и сабвуфера для воспроизведения басов. Таким образом звук воспроизводится в более широком частотном спектре. Эта акустика подойдет для поклонников современной музыки с обилием басов, любителей фантастических фильмов, боевиков, компьютерных игр и т.д. Мощность данных АС варьирует от 25 до 45 Вт (под этой цифрой подразумевается суммарная мощность обеих колонок и сабвуфера).

АС 3.1

Акустика 3.1 — это система с сабвуфером, двумя фронтальными и одной центральной колонкой. Она позволяет создать объемное направленное звучание, хорошо подходит для геймеров. При установке фронтальные динамики располагаются по бокам монитора, сабвуфер снизу, а центральная колонка – вверху, что сделает впечатления во время игр очень реалистичными. Мощность начинается от 30 Вт, колонки могут иметь одну, две или более полос, в комплекте часто идет ПДУ.

АС 5.1

Система 5.1 – это отличное решение для киноманов, позволяющее превратить компьютер в настоящий домашний кинотеатр благодаря воспроизведению объемного пятиканального звука. В комплект входят две тыловые, две фронтальные, центральная колонка и сабвуфер. При правильном подключении обеспечен потрясающий объемный звук.

АС 7.1

Акустика 7.1 – это расширенный вариант решения 5.1. В данном случае к пяти колонкам и сабвуферу добавляются еще два боковых сателлита для полного погружения в просматриваемый фильм или компьютерную игру.

На заметку! Однако АС 7.1 в последнее время практически не выпускаются из-за низкого спроса по причине высокой цены.


Подробная расшифровка некоторых характеристик акустики

Мощность

Под словом мощность в разговорной речи многие подразумевают «мощь», «силу». Поэтому вполне естественно, что покупатели связывают мощность с громкостью: «Чем больше мощность, тем лучше и громче будут звучать колонки». Однако это распространенное мнение в корне ошибочно! Далеко не всегда колонка мощностью 100 Вт будет играть громче или качественней той, у которой указана мощность «всего» в 50 Вт. Значение мощности скорее говорит не о громкости, а о механической надежности акустики. Те же 50 или 100 Вт — это совсем не громкость звука, издаваемого колонкой. Динамические головки сами по себе имеют низкий КПД и преобразуют в звуковые колебания лишь 2-3% мощности подводимого к ним электрического сигнала (к счастью, громкости издаваемого звука вполне хватает для создания звукового сопровождения). Величина, которую указывает производитель в паспорте динамика или системы в целом, говорит лишь о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева и межвиткового КЗ провода, «закусывания» каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.).

Таким образом, мощность акустической системы — это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью. Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они скорее для ориентировки и оптимального сопряжения между компонентами. К примеру, усилитель значительно меньшей или значительно большей мощности может вывести колонку из строя в максимальных положениях регулятора громкости на обоих усилителях: на первом — благодаря высокому уровню искажений, на втором — благодаря нештатному режиму работы колонки.

Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм:

RMS (Root Mean Squared — среднеквадратичное значение). Мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Обычно в паспорте на изделие пишется так: 15 Вт (RMS). Эта величина говорит о том, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для мультимедийной акустики завышенные по сравнению с Hi-Fi колонками значения мощности в Вт (RMS) получаются вследствие измерения при очень высоких гармонических искажениях, часто до 10%. При таких искажениях слушать звуковое сопровождение практически невозможно из-за сильных хрипов и призвуков в динамической головке и корпусе колонки.

PMPO (Peak Music Power Output — пиковая музыкальная мощность). В данном случае мощность измеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. К примеру, мощность колонки равна 500 Вт (PMPO). Этот факт говорит о том, что акустическая система после воспроизведения кратковременного сигнала низкой частоты не имела механических повреждений динамических головок. В народе единицы измерения мощности Вт (PMPO) называют «китайскими ваттами» из-за того, что величины мощности при такой методике измерения достигают тысячи Ватт! Представьте себе — активные колонки для компьютера потребляют из сети переменного тока электрическую мощность 10 В*А и развивают при этом пиковую музыкальную мощность 1500 Вт (PMPO).

Наравне с западными существуют также советские стандарты на различные виды мощности. Они регламентируются действующими по сей день ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Эти стандарты определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспорте на советскую (и постсоветскую) аппаратуру. В мировой практике эти стандарты, естественно, не используются, поэтому мы не будем на них останавливаться.

Делаем выводы: наиболее важным на практике является значение мощности, указанной в Вт (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Однако сравнение изделий даже по этому показателю очень приблизительно и может не иметь ничего общего с реальностью, ведь громкость звука характеризуется уровнем звукового давления. Поэтому, информативность показателя «мощность акустической системы» — нулевая.

Чувствительность

Чувствительность — один из параметров, указываемых производителем в характеристике акустических систем. Величина характеризует интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах (дБ) относительно порога слышимости (нулевой уровень звукового давления равен 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение уровень характеристической чувствительности (SPL, Sound Pressure Level). При этом для краткости в графе с единицами измерений указывается дБ/Вт*м либо дБ/Вт^1/2*м. При этом важно понимать, что чувствительность не является линейным коэффициентом пропорциональности между уровнем звукового давления, мощностью сигнала и расстоянием до источника. Многие фирмы указывают характеристики чувствительности динамических головок, измеренные при нестандартных условиях.

Чувствительность — характеристика, более важная при проектировании собственных акустических систем. Если вы не осознаете до конца, что означает этот параметр, то при выборе мультимедийной акустики для PC можно не обращать на чувствительность особого внимания (благо указывается она не часто).

АЧХ (Frequency Responce)

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) в общем случае представляет собой график, показывающий разницу величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют подачей электрического синусоидального сигнала неизменной амплитуды при изменении его частоты. Причем в точке на графике, где частота равна 1000 Гц, принято откладывать на вертикальной оси уровень 0 дБ. Идеален вариант, при котором АЧХ представлена прямой линией, но таких характеристик в реальности у акустических систем просто не бывает. При рассмотрении графика нужно обратить особое внимание на величину неравномерности. Чем больше величина неравномерности, тем больше частотных искажений тембра в звучании.

Западные производители предпочитают термин FR (frequency response) — диапазон воспроизводимых частот, который представляет собой «выжимку» информации из АЧХ: указываются лишь граничные частоты и неравномерность. Допустим, написано: 50 Гц – 16 кГц АЧХ(±3 дБ). Это значит, что у данной акустической системы в диапазоне 50 Гц – 16 кГц звучание достоверное, а ниже 50 Гц и выше 15 кГц неравномерность резко увеличивается, АЧХ имеет так называемый «завал» (резкий спад характеристики).

Чем это грозит? Уменьшение уровня низких частот подразумевает потерю сочности, насыщенности звучания басов. Подъем в области НЧ вызывает ощущения бубнения и гудева колонки. В завалах высоких частот звук будет тусклым, неясным. Подъемы ВЧ означают присутствие раздражающих, неприятных шипящих и свистящих призвуков. У мультимедийных колонок величина неравномерности АЧХ обычно выше, чем у так называемой Hi-Fi акустики. Ко всем рекламным заявлениям фирм-производителей об АЧХ колонки типа 20-20000 Гц (теоретический предел возможности) нужно относиться с изрядной долей скептицизма. При этом часто не указывается неравномерность АЧХ, которая может составлять при этом немыслимые величины.

Поскольку производители мультимедийной акустики часто «забывают» указать неравномерность АЧХ акустической системы, встречаясь с характеристикой колонки 20 Гц – 20000 Гц, надо держать ухо востро. Существует большая вероятность купить вещь, не обеспечивающую даже более или менее равномерную характеристику в полосе частот 100 Гц – 10000 Гц. Сравнивать же диапазон воспроизводимых частот с разными неравномерностями нельзя вовсе.

Нелинейные искажения, коэффициент гармоник (THD)

Аббревиатура THD дословно расшифровывается как суммарные гармонические искажения (Total Harmonic Distortion), но означает вполне определённый термин — коэффициент гармоник. Акустическая система представляет собой сложное электроакустическое устройство, которое имеет нелинейную характеристику усиления. Поэтому сигнал по прошествии всего звукового тракта на выходе обязательно будет иметь нелинейные искажения. Одними из самых явных и наиболее простых в измерении являются гармонические искажения.

Гармонические искажения происходят от добавления лишних гармоник к первоначальному сигналу вследствие нелинейности характеристики вход/выход. Эти паразитные гармоники придают звучанию новый тембр и ведут к невосполнимым потерям в звуке. Нелинейные искажения измеряются подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц. С помощью специального фильтра в звуковом сигнале находят лишние гармоники и определяют их мощность. В советских стандартах наряду с коэффициентом гармоник измеряется также коэффициент нелинейных искажений, который более близок к термину THD+N. Эти коэффициенты в общем случае не совпадают. Коэффициент нелинейных искажений измеряется либо в процентах, либо в децибелах: дБ = 20 log (%/100). Чем больше величина коэффициента THD или THD+N, тем обычно хуже звучание. Среди аудиофилов бытует мнение, что определенные искажения, которые делают звучание «мягким» и «теплым», могут быть приятными на слух. Однако это не относится к компьютерной акустике и транзисторным усилителям из категории «ширпотреба».

THD колонок во многом зависит от мощности подаваемого на них сигнала. Поэтому глупо делать заочные выводы или сравнивать колонки только лишь по THD, не прибегая к прослушиванию аппаратуры (хотя по такому легкому пути иногда идут даже самые авторитетные издания). К тому же для рабочих положений регулятора громкости (обычно это 30…50%) значение THD производителями не указывается.

Электрическое сопротивление, импеданс (impedans)

Электродинамическая головка имеет определенное сопротивление постоянному току, зависящее от толщины, длины и материала провода в катушке (такое сопротивление еще называют резистивным или реактивным). При подачи музыкального сигнала, который представляет собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в зависимости от частоты сигнала.

Импеданс (impedans) — это полное электрическое сопротивление переменному току, измеренное на частоте 1000 Гц. Обычно impedans акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом.

В целом величина полного электрического сопротивления (impedans) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь для того, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем у усилителя, в звучании будут присутствовать нелинейные искажения; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с равным сопротивлением.

Корпус колонки, акустическое оформление

Одним из важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление. При конструировании акустических систем производитель обычно сталкивается с проблемой в выборе акустического оформления. Их насчитывается больше десятка видов.

Акустическое оформление делится на акустически разгруженное и акустически нагруженное. Первое подразумевает оформление, при котором колебание диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. При втором колебание диффузора ограничивается помимо жесткости подвеса еще упругостью воздуха и акустическим сопротивлением излучению. Также акустическое оформление делится на системы одинарного и двойного действий. Система одинарного действия характеризуется возбуждением звука, идущего к слушателю, посредством только одной стороны диффузора (излучение другой стороны нейтрализуется акустическим оформлением). Система двойного действия подразумевает использование в формировании звука обеих поверхностей диффузора.

Поскольку на высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки практически не влияет, мы расскажем о наиболее распространенных в мультимедиа вариантах низкочастотного акустического оформления корпуса.

Очень широко применима акустическая схема, получившая название «закрытый ящик». Относится к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика. Достоинства: хорошие показатели АЧХ и импульсная характеристика. Недостатки: низкий КПД, необходимость в мощном усилителе, высокий уровень гармонических искажений.

Но вместо того, чтобы бороться со звуковыми волнами, вызванными колебаниями обратной стороны диффузора, их можно использовать. Наиболее распространенным вариантом из систем двойного действия является фазоинвертор. Представляет собой трубу определенной длины и сечения, вмонтированную в корпус. Длину и сечение фазоинвертора рассчитывают таким образом, что на определенной частоте в нем создается колебание звуковых волн, синфазные с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора.

Для сабвуферов широко применяется акустическая схема с общепринятым названием «ящик-резонатор». В отличие от предыдущего примера диффузор динамика не выведен на панель корпуса, а находится внутри, на перегородке. Сам динамик непосредственного участия в формировании спектра низких частот не принимает. Вместо этого диффузор лишь возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора, выполяющего роль резонансной камеры. Достоинством этих конструктивных решений является высокий КПД при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик.

Оптимальным выбором будут колонки среднего размера, по возможности с деревянным корпусом, выполненные по закрытой схеме или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обратить внимание не на его громкость (по этому параметру даже у компьютерных сабвуферов обычно имеется достаточный запас), а на достоверное воспроизведение всего диапазона низких частот. С точки зрения качества звучания наиболее нежелательны колонки с просверленными отверстиями для вентиляции, из тонкой пластмассы или очень маленьких размеров, едва превосходящих по габаритам динамик.

Creative Pebble V2

Одни из самых качественных недорогих колонок на рынке. Pebble V2 очень невелики, но для своего размера имеют весьма приличный звук. Они подключаются через USB-C (есть переходник на USB-A), а дыру в бюджете точно не пробьют. Естественно, ждать от них глубокого баса не стоит, но в остальном это очень и очень интересная модель.

Особенности:

Где купить лучшие колонки для компьютера по качеству звука

Если вы определились, какие колонки для компьютера вам нужны, то наверняка зададите вопрос, а где покупать? С этим проблем у вас не возникнет. В покупке колонок вам помогут различные Интернет магазины, например, Алиэкспресс, Томтоп, Яндекс Маркет и другие. Во время заказа товара в этих магазинах внимательно указывайте данные, чтобы товар пришел к вам по адресу.

Кроме того, колонки для компьютера можно купить в салоне компьютерной техники. Продавцы этих магазинов помогут вам с выбором качественных колонок для компьютера.

Правила подключения

После того как вы включите колонки в розетку и правильно подключите их к звуковой карте своего ПК, они сразу заработают. Но если этого не произойдет, то потребуется выполнить определенный порядок действий для их настройки:

  • установите драйвер на звук;
  • настройте драйвер на свои колонки;
  • настройте дополнительные параметры.

Чтобы выбрать необходимый в конкретном случае драйвер, нужно знать модель своей звуковой карты. Если у вас дискретная карта, то ее модель вы узнаете, посмотрев наименование на коробке. Ее драйвер идет в комплекте.

Модель карты встроенного типа можно узнать при помощи дополнительных программ, сканирующих внутреннее оборудование. Подобная программка самостоятельно произведет определение модели карты. Это очень удобное решение, если вы не можете выяснить наименование звуковой карты любым другим способом.

После установки и удачного выяснения модели вашей встроенной карты необходимо скачать для нее драйвер и установить его. В большинстве случаев диск с необходимой программой идет в комплекте с самим звуковым оборудованием. Если же такового в комплекте не нашлось, можно самостоятельно найти нужные программы в сети.

Когда подходящий драйвер установится, необходимо перезагрузить систему. Новая загрузка компьютера будет сопровождаться звуком. Теперь по желанию можно произвести окончательную настройку колонок через панель управления или при помощи регулировок, расположенных на корпусе устройств – каждый пользователь сам выбирает, как ему легче и удобнее настраивать акустическую систему.

О том, как выбрать колонки для компьютера, смотрите далее.


Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector