Доклад про компьютер и здоровье
Использование новейших научно-технических достижений и мобильных технологий является неотъемлемой составляющей современного школьника. Неконтролируемое использование гаджетов приводит ко все более частой регистрации разнообразных жалоб не только на функциональные изменения со стороны различных органов и систем, но и на возникновение заболеваний. Установлено, что использование гаджетов формирует развитие органических офтальмологических патологий. Нагрузка на костно-мышечную систему ребенка велика и при длительном использовании компьютерной техники и электроники может привести к нарушению осанки. В связи с тем что использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью процесса обучения и подрастающее поколение в большинстве своем использует гаджеты бесконтрольно длительно, с большой вероятностью можно предположить, что гигиенические установки о правильном использовании электронных устройств не выполняются. Все это, несомненно, отражается на здоровье детей. В то же время есть группа детей, которая в меньшей степени обеспечена современными электронными устройствами в силу низкой материальной обеспеченности их семей. Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить, что негативное воздействие современных гаджетов отражается на состоянии здоровья детей. Отмечается более высокая частота встречаемости патологий среди детей из благополучных семей; меньшая встречаемость офтальмологических и ортопедических патологических изменений регистрируется в группе детей «социального риска», что, на наш взгляд, связано с меньшей доступностью современной техники, менее продолжительным и более редким использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы.
1. Семенова Н.В., Денисов А.П., Денисова О.А., Кун О.А., Кузюкова А.В. Влияние электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье детей и подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6–4. С. 701–705.
2. Rооsli M., Frei P., Mohler E., Hug K. Systematic review on the health effects of exposure to radiofrequency electromagnetic fields from mobile phone base stations. Bull World Health Organ. 2010. vol. 88. P. 887–896.
3. Kraut R.E., Greenfield P.M., Gross E.F. The Impact of Home Computer Use on Children’s Activities and Development. Children and Computer Technology. 2000 Vol. 10. no. 2. P. 123–144.
4. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Цамерян А.П., Добрук И.В., Цепляева К.В., Скоблина Е.В. Гигиенические проблемы охраны зрения школьников и студентов в условиях гиперинформационного общества // Российская детская офтальмология. М.: «Офтальмология», 2017. С. 5–9.
5. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (Обзор литературы) // Гигиена и санитария. 2015. № 94 (1). С. 97–104.
6. Latalski M.B.J., Fatyga M., Repko M., Filipovic M., Jarosz M.J, Borowicz K.B., Matuszewski L., Trzpis T. Risk factors of postural defects in children at school age. Ann Agric Environ Med. 2013. Vol. 20. No. 3. P. 583–587.
7. Alrasheed S.H., Naidoo K.S., Clarke-Farr P.C. Prevalence of visual impairment and refractive error in school-aged children in South Darfur State of Sudan. Afr Vision Eye Health. 2016. Vol. 75. P. a355.
Использование новейших научно-технических достижений и мобильных технологий является неотъемлемой составляющей современного школьника. По данным статистики операторов сотовой связи, в настоящее время использование мобильных телефонов составляет более 25 % среди абонентов, которые имеют возраст до 18 лет [1; 2].
Исследования показывают, что молодое поколение ежедневно применяет технологии информационно-коммуникационной направленности с использованием гаджетов. Самыми популярными и распространенными являются мобильный телефон и ноутбук, компьютер и планшет. Усугубляет вредное воздействие электронных систем то, что достаточно часто происходит сочетанное использование гаджетов одновременно.
Неконтролируемое использование гаджетов приводит ко все более частой регистрации разнообразных жалоб не только на функциональные изменения со стороны различных органов и систем, но и на возникновение заболеваний [2; 3].
Излучение от экранов и мониторов, современных гаджетов, является одним из факторов, который обеспечивает крайне негативное влияние и вызывает нарушение со стороны органа зрения. Установлено, что при использовании гаджетов появляется комплекс жалоб, укладывающийся в понятие «астенопия», который рассматривают как состояние, предваряющее начальные этапы развития органических офтальмологических патологий. Данный комплекс симптомов проявляется в виде зрительной утомляемости, что обусловлено длительной нагрузкой на зрительный аппарат вследствие продолжительного использования современных гаджетов. Также данное патологическое состояние может возникать как результат длительной письменной работы или как результат нарушения гигиены чтения. Тем не менее исключить использование мобильных устройств и компьютеров в современном мире не представляется возможным. В связи с этим существуют определенные правила работы с экранизированными устройствами для минимизирования их негативного воздействия. Это соблюдение обязательных перерывов после каждого часа работы с мобильным телефоном, планшетом или компьютером, поддержание требуемого по гигиеническим нормам уровня освещенности помещения, сохранение анатомически правильной позы в процессе занятий. Стоит обратить отдельное внимание на цвет и размер шрифта при чтении с экрана. Он должен быть достаточно крупным и хорошо контрастировать с основным фоном [3; 4]. Сохранение правильной рабочей позы влияет не только на сохранение физиологичной осанки ребенка, но и на степень зрительного напряжения. Согласно гигиеническим нормам продолжительная работа школьников за компьютером несет минимальную зрительную нагрузку при условии соблюдения допустимого расстояния от глаз до экрана монитора. Данная норма рассчитывается в зависимости от возраста школьника и составляет в среднем 25–35 сантиметров, что принято считать максимально адекватным физиологическим потребностям ребенка [3; 5].
Правильное формирование костно-мышечного аппарата ребенка и его осанки определяется рядом факторов: формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, пояса верхних и нижних конечностей, а также правильно сформированными навыками тренировки правильной осанки с детских лет. Завершение формирования скелета приходится на период 20–23 года, поэтому в школьном периоде костная система учеников остается несформированной и достаточно эластичной, что приводит к деформации и формированию различных нарушений костно-мышечного аппарата ребенка. Формирование этих навыков приходится на период обучения детей в начальных классах. Современная система образования предусматривает использование школьниками компьютерных программ и пособий, образовательных порталов и электронных библиотек. Наблюдения за динамикой состояния рабочей позы сидя у младших школьников в течение 45 минут показали, что от 55,5 до 59 % времени дети находились в положении с неоптимальной рабочей позой. Именно в это период нагрузка на костно-мышечную систему ребенка велика и при длительном использовании компьютерной техники и электроники может привести к нарушениям рабочей позы и осанки.
В связи с тем что использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью процесса обучения и подрастающее поколение в большинстве своем использует гаджеты бесконтрольно длительно, с большой вероятностью можно предположить, что гигиенические установки о правильном использовании электронных устройств не выполняются. Все это, несомненно, отражается на здоровье детей. В то же время есть группа детей, которая в меньшей степени обеспечена современными электронными устройствами в силу низкой материальной обеспеченности их семей. Это дети «группы социального риска». Мы сочли интересным изучить состояние данной проблемы среди детского населения.
Цель исследования: изучить влияние современных гаджетов на здоровье детей.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования явились 86 карт истории развития ребенка (форма 112). Документ предназначен для ведения записей наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка и о его медицинском обслуживании от рождения до 17 лет включительно. Паспортная часть истории развития ребенка содержит также сведения о составе семьи, оценки социального и психологического статуса ребенка. Все остальные записи производятся врачами всех специальностей в порядке текущих наблюдений. При составлении выборки было учтено наличие планового профилактического осмотра школьников узкими специалистами.
В ходе анализа полученной информации учитывались патологии и нозологические формы заболеваний, выявленных как во время профилактических осмотров, так и при внеплановых обращениях к узким специалистам.
Для оценки полученных данных использовали стандартные статистические методы обработки.
Результаты исследования и их обсуждение
При аналитическом исследовании нами были сформированы две группы:
І группа (n = 45) – дети из благополучных семей;
ІІ группа (n = 41) – «группа социального риска».
В «группу социального риска» были включены дети следующих категорий: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из «неблагополучных», асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации [6].
Также среди ІІ группы были отобраны дети, у которых отсутствовало или было сведено к минимуму воздействие современных электронных носителей: планшетов, мобильных телефонов, персональных компьютеров и ноутбуков.
Дети І группы являлись активными пользователями такой современной техники, как мобильные телефоны, планшеты, персональные компьютеры и ноутбуки.
При изучении полученных данных нами было выявлено, что офтальмологическая патология была зарегистрирована всего у 53 детей, что составило 61,6 %. Из них 33 (73,3 %) ребенка составили дети І группы и 20 детей (48,9 %) ІІ группы (рис. 1).
При сравнительном анализе частоты встречаемости офтальмологических диагнозов в группах были выявлены особенности. Так, миопия слабой степени выявлена у 42 (48,8 %) детей: у 23 (51,1 %) детей І группы и у 19 (46,3 %) – обследованных ІІ группы; миопия средней степени диагностирована у 2 детей (4,4 %) І группы, у детей ІІ группы этот диагноз не регистрировался; спазм аккомодации отмечался у 8 (17,8 %) детей І группы, во ІІ группе – только у 1 (2,4 %) ребенка (рис. 1) [2; 3].
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о более значимом распространении офтальмологической патологии среди детей І группы относительно исследованных ІІ группы. Так, патология зрения в 1,5 раза чаще встречалась у детей из I группы. Самым распространенным офтальмологическим диагнозом среди исследуемой выборки является «миопия слабой степени», проявляющаяся снижением остроты зрения [7]. Одной из причин данной патологии является нарушение гигиены зрения, которая заключается в чрезмерном количестве и излишней длительности зрительных нагрузок [1; 4; 7]. Также к причинам развития офтальмопатологии может приводить неправильное освещение, несоблюдение дистанции при чтении или просмотра телевизора, в том числе монитора компьютера и мобильных гаджетов [2; 3]. Предполагая меньшую доступность современной техники для детей ІІ группы, можно допустить, что ее использование является одним из этиологических факторов в развитии офтальмологической патологии.
Спазм аккомодации статистически достоверно чаще отмечался среди детей I группы, тогда как среди II группы данный диагноз был зафиксирован всего у одного ребенка. Спазм аккомодации является астенопическим состоянием, возникающим в результате длительного сокращения цилиарных мышц. К этиологическим факторам данной патологии, помимо нарушений гигиены зрения, относятся психоэмоциональные расстройства [7]. К таким расстройствам может приводить чрезмерное занятие компьютерными играми, которые способствуют развитию психоэмоциональных всплесков и неврозов у детей и подростков. Это является одним из провоцирующих факторов развития такой патологии, как спазм аккомодации [4; 7].
Как отмечает ряд авторов, в последнее время регистрируется рост ортопедической патологии в виде нарушения осанки и сколиоза [4; 6]. В ходе анализа данных амбулаторных карт нами было выявлено наличие ортопедической патологии у 41 (47,7 %) ребенка. При этом патология опорно-двигательного аппарата регистрировалась у 25 (55,6 %) детей І группы и у 16 (39,0 %) обследованных ІІ группы (рис. 2).
Рис. 1. Распределение офтальмологической патологии среди детей І и ІІ групп, %
Рис. 2. Распределение ортопедической патологии среди детей І и ІІ групп, %
Среди ортопедической патологии наиболее часто (25,6 %) фиксировался диагноз «нарушение осанки», проявляющийся в виде сглаживания шейного и поясничного лордоза и увеличения грудного кифоза [6]. Нарушение осанки было отмечено у 20 (44,4 %) детей І группы; среди обследованных ІІ группы – у 2 (4,9 %) детей. Плосковальгусная установка стоп (ПВС) была диагностирована у 5 (11,1 %) детей І группы и у 14 (34,1 %) из ІІ группы.
На основании полученных аналитических данных можно сделать вывод о большем (в 10,5 %) распространении ортопедической патологии среди детей І группы в сравнении со ІІ группой. Это объясняется более продолжительным и частым использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы с несоблюдением анатомически правильного положения тела.
При анализе историй развития ребенка (форма 112) нами было установлено, что у 60 (69,8 %) детей имеется ЛОР-патология: среди детей І группы – у 33 (73,3 %) исследованных, у детей ІІ группы – у 27 (65,8 %).
Среди ЛОР-патологий отмечались: хронический компенсаторный тонзиллит, гипертрофия небных миндалин, искривление перегородки носа. Самым распространенным диагнозом среди двух групп является «хронический компенсированный тонзиллит» 55 (63,9 %): среди детей І группы – выявлен у 30 (66,7 %) исследованных, среди детей ІІ группы – у 25 (61,0 %). Искривление перегородки носа (ИПН) чаще (4,9 %) отмечается у детей ІІ группы, в первой группе – у 2,2 % исследованных. Тогда как гипертрофия небных миндалин (ГНМ) выявлена только у детей первой группы (4,4 %).
Таким образом, статистически значимых различий по распространенности ЛОР-патологий между группами выявлено не было. Это указывает на то, что использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии [2; 3].
1. Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить, что негативное воздействие современных гаджетов, компьютерной техники и телевизоров отражается на состоянии здоровья детей.
2. Наиболее распространена офтальмологическая патология, которая была выявлена у 61,6 % исследованных, и ортопедическая патология, составляющая 47,7 % от общего количества детей.
3. Среди офтальмологической патологии на первом месте по частоте встречаемости оказался диагноз «миопия слабой степени», который в 1,5 раза чаще встречался у детей, являющихся активными пользователями мобильных телефонов, планшетов, персональных компьютеров и ноутбуков.
4. Отмечается более высокая частота встречаемости ортопедической патологии среди детей из благополучных семей.
5. В патологии опорно-двигательного аппарата наиболее часто встречался диагноз «нарушение осанки».
6. Меньшая встречаемость офтальмологических и ортопедических патологических изменений регистрируется в группе детей «социального риска», что, на наш взгляд, связано с меньшей доступностью современной техники, менее продолжительным и более редким использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы.
7. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на формирование установок здорового образа жизни среди школьников.
8. Данная проблема должна решаться с участием врачей педиатров, ортопедов, офтальмологов, гигиенистов, так как профилактика и санитарно-гигиенические условия воспитания и соблюдение гигиенических норм играют решающую роль в правильном развитии и здоровье каждого ребенка.
9. Использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии, так как статистически значимых отличий между группами по оториноларингологической патологии выявлено не было.
Не рассчитали силы или рассчитывали на мягкий приём?
Об этих серьёзных вопросах в программе «Не могу молчать» ведущая Елена Афонина беседовала с сотрудником управления «Альфа» Центра специального назначения ФСБ Андреем Кумовым и полковником запаса, главным редактором издания ANNA-News Анатолием Матвийчуком.
Фото: Телеканал Царьград
Елена Афонина: У вас обоих за плечами афганская кампания. Анатолий потом ещё служил в разведке в сирийском Алеппо, имеет два ордена Красной Звезды, два ордена Республики Сирия. И вы не побоитесь откровенно сказать, где мы недосмотрели, в чём вы видите промахи первого этапа? И главное: можем ли мы остановиться на линии Донбасса? А самое главное – вы понимаете, что происходит? Мы перегруппировываемся, мы отступаем, уступаем? Как вы оцениваете итоги первого этапа спецоперации?
Андрей Кумов: Как говорит официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков, первая часть спецоперации, которая проводится на территории сопредельного государства, выполнена в полном объёме. И значит всё, что сейчас там происходит, входит в парадигму Министерства обороны, поддержанную президентом России Владимиром Путиным.
Возможно, мы сначала показали, что можем взять под контроль большую территорию, однако рассчитывали на более мягкий вход, но получили серьёзную встряску.
Это не первая наша такая спецоперация. Мы входили дружно в Афганистан с интернациональным долгом и 10 лет мы, помогая афганскому народу, это доказывали. И только когда мы ушли, афганцы поняли, что мы там были как друзья. Сейчас они нам об этом говорят.
То же самое было, когда мы проводили антитеррористическую операцию по восстановлению конституционного строя на Северном Кавказе. Всё то же самое – приём был далеко не тёплый, не дружественный. И сейчас мы, как человек в нокдауне. Нам нужно какое-то время, чтобы восстановиться, набраться сил, оценить происходящее. Этим, конечно, занимается Генштаб, те, кто операцию планировал.
И это не те ребята, которые в данный момент не могут выйти из боя, не могут его прекратить. Боевые действия, если начались, должны дойти до победы.
– Анатолий Андреевич, а где должна быть финальная точка?
Анатолий Матвийчук: Дело в том, что мы оценивали группировку противника, которая была сосредоточена в Донецке, как хорошо подготовленную к ведению боевых действий. Эти части и соединения восемь лет готовились к войне, возводили фортификационные сооружения по полному профилю, усиленные бетоном. Если там 40-тысячная группировка ВСУ, то, чтобы её уничтожить или хотя бы прорвать, на неё должна была наступать 120-150-тысячная наша группировка.
Но мы же распылили направление, рванули на Киев, на Харьков, начали обходить. Я полагаю, что этот манёвр должен был побудить националистов сдаться. Но они не сдались. Произошёл парадокс.
Мы ушли вглубь страны, а что в тылу? Ведь по науке как? Войска идут впереди, сзади занимает места военная полиция или Росгвардия. Создаются тыловые районы, которые обеспечивают дальнейшие действия – и административные, и правовые. А всего этого не произошло. Мы ушли вперёд, а сзади нас остались активно действующие бандформирования.
Несколько фактов
- Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.
- Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток — до 2-3-х часов с перерывами.
- В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».
- Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.
- Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
- Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
- Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
- Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
- Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
- Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
- Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
- Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
- На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
- Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
- Ребенок начинает есть возле компьютера.
- Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
- Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
- Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
- Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.