Вредит ли компьютер психике
5. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, Инфорком-Пресс, 2002. 367 с.;
Здоровье – важнейшая ценность для каждого человека. Это тот фундамент, на котором стоится вся жизнь. Только здоровый человек способен полноценно жить, реализовывать себя в обществе. Все понимают ценность здоровья, однако далеко не все стремятся сохранять и оберегать эту ценность.
В современном мире проблема сохранения здоровья становится всё более актуальной. В наше время существует множество факторов, негативно влияющих на здоровье: экологические катастрофы, стрессы, вредные привычки, различные нанотехнологии. Врачи бьют тревогу: с каждым годом здоровых детей рождается всё меньше. Такая неутешительная тенденция становится причиной поиска путей сохранения и укрепления здоровья.
Детей, начиная с дошкольного возраста, приобщают к здоровому образу жизни. Однако, в разъяснениях детям о важности сохранения и укрепления здоровья мало практического подкрепления. Заниматься физической культурой и полноценно питаться (так приобщают детей к здоровому образу жизни) – это ещё не все факторы, способствующее сохранению здоровья.
В современном обществе одним из факторов, разрушающих здоровье ребенка, является компьютеризация. У многих детей наблюдается компьютерная зависимость. Уже в детских садах у большинства дошкольников имеются современные телефоны, и даже планшеты.
Практически в каждой семье есть компьютеры, и родители часто разрешают своим детям играть в компьютерные игры. Так, ребенок играет и не мешает родителям заниматься своими делами. Однако большинство компьютерных игр катастрофически влияют на психику ребенка.
Следует начать о влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей. Во-первых, долгое сидение перед компьютером в одной позе способствует искривлению еще неокрепшего позвоночника детей. Также, неизбежна гиподинамия. Во-вторых, при частом использовании мышки происходит однообразная нагрузка на кисть руки, что способствует сдавливанию нервов. В-третьих, пагубное влияние на зрение, так как дети, следя за ходом игр, не отрывают взгляд от монитора. В-четвертых, частые и длительные игры на компьютере перегружают нервную систему ребенка, что способствует появлению головных болей. Также следует отметить, что дети часто, играя в компьютерные игры, используют наушники, чтобы не мешать родителям. Это не только негативно влияет на слуховые органы, но и является причиной перегруженности нервной системы, и как следствие, появлению головных болей.
Таким образом, компьютерные игры пагубно влияют на физическое здоровье детей. Не следует забывать о катастрофическом влиянии компьютерных игр на неокрепшую и ранимую психику ребенка.
Компьютерные игры, которые привлекают детей с дошкольного возраста, обычно по своему характеру динамичные, яркие и красочные, сюжетные, представляющие собой на протяжении сюжетной линии преодоление различных препятствий. Если же это игры, отображающие человеческий мир, а не сказочный, то такие игры по оформлению в основном реалистичны. Преодолевая препятствия на протяжении игры, ребенок находится в состоянии напряжения, волнения, ожидания беды и нападения. Некоторые персонажи игр внушают детям различные страхи. Таким образом следствием становится возникновение тревожности.
Многие игры подразумевают под преодолением препятствий убийство персонажей. Особенно опасно, если при этом игра отображает человеческий мир. Виртуальность захватывает ребенка, зомбируя его сознание, и переключить детей на реальность трудно. Убивая в виртуальных играх, ребенок сможет причинить вред сверстнику в реальности, не говоря уже о реальном убийстве. К сожалению, и такие случаи были. Так, поведение героев компьютерных игр дети часто берут за образец. Это гарантирует зарождение в ребенке агрессии и жестокости.
Следует отметить, что большинство компьютерных игр влияют на интеллектуальную сферу ребенка. В последнее время у детей, часто играющих в компьютерные игры, наблюдается расстройство внимания. Это отражается на занятиях, когда ребенку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо: на задании, образце, записях на доске, картинках и т.д. Страдает мышление, воображение. Технологическое мышление заменяет творческое.
Необходимо выделить тот факт, что компьютерные игры искажают мировоззрение детей. Это проявляется во многих факторах. Следует начать с того, что в группе или в классе часто можно увидеть драки. При опросе выясняется, что многие дети считают драку конструктивным решением конфликтов, а силу – главным показателем авторитетности. Такое поведение дети переносят из компьютерных игр, где на драках построен весь сюжет, а сила и оружие является главным средством для победы. Также, у героев игр обычно бывает по несколько жизней. Если героя убили – это не страшно, так как есть ещё несколько жизней, или же можно начать игру заново. Персонажи игр могут выполнять различные опасные трюки. В результате, у ребенка притупляется инстинкт самосохранения, так как виртуальность дети часто принимают за реальность. Необходимо вспомнить, что компьютерным играм свойственна такая черта, как безнаказанность плохих поступков героев. Это способствует проявлению безответственности детей за свои поступки (можно поступать, как нравится, ведь за это всё равно ничего не будет). Также компьютерные игры навязывают детям мысль о том, что все проблемы в жизни решаются одним нажатием кнопки (чтобы заработать деньги, нужно лишь ввести код; чтобы на ферме выросли бананы, нужно лишь навести курсор на «полив» и т.д.). У ребенка складывается такое мировоззрение, что для достижения результатов не нужно прилагать никаких усилий, не нужно трудиться. Но в реальности только труд, старания и усилия помогут добиться успеха в чем-либо. Такое сложившееся противоречие способствует возникновению у детей стрессов, истерик и капризов.
Отметим, что компьютерные игры негативно влияют на сферу общения детей. Чем больше у ребенка проблем общения со сверстниками, тем больше он подвержен виртуальным играм. В результате, компьютер становится заменителем друзей, прогулок. Ребенок не учится общаться со сверстниками, речь не развивается, в дальнейшем он может совсем отказаться от общения. Это способствует возникновению проблем в формировании социальных контактов с внешним миром.
Огромную опасность для детей представляют компьютерные интернет-игры. Они вызывают большую компьютерную зависимость. Такие игры, в основном, платные. Мы часто наблюдаем, как дети просят у родителей деньги на сладости и развлечения. На самом деле, большинство детей просят деньги на интернет-игры, пополняя счёт своего аккаунта. Многие родители не знают об этом, да и в целом про особенности интернет-игр. На самом деле, платные интернет-игры выманивают деньги таким образом: сначала предоставляется возможность поиграть в неё бесплатно, пройти несколько уровней, но на пике событий требуется пополнить счет для возможности продолжения игры. Так, ребенок, играя в интересную и захватывающую игру, вдруг видит, что закончились деньги, и пройти на следующий уровень невозможно, или же нельзя купить эликсир жизни и другие дополнительные бонусы. Ребенок пойдёт просить деньги, обманывая родителей, так как на игру они деньги, разумеется, не дадут. И с каждым уровнем денег требуется всё больше и больше. Появляется зависимость от интернет-игр. Это способствует проявлению приступов агрессии, тревожности. В дальнейшем возможен и такой поступок детей, как кража, а это уже преступление. Следствием может стать распад моральных ценностей ребенка.
Таким образом, большинство компьютерных игр оказывают пагубное воздействие на физическое и психическое здоровье детей. Однако есть множество развивающих компьютерных игр. Чтобы избежать компьютерной зависимости у детей, родителям следует критически относиться к выбору компьютерных игр и никогда не вестись на рекламу в интернете. Но, даже развивающие компьютерные игры вредят физическому здоровью ребенка, поэтому необходимо ограничивать время пребывания детей за компьютером (максимальное время – 30 минут с перерывами каждые 5-10 минут). А главное условие по преодолению компьютерной зависимости у детей – уделять им больше внимания: приглашать друзей ребенка, знакомить его с разными формами досуга, гулять всей семьей, вместе выполнять домашние задания. И тогда компьютерные играм не будет места в жизни ребенка.
Влияние компьютеризации на психику человека
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Это факт. С их появлением изменилось многое в жизни людей, например в их способе общаться, искать и распространять информацию. Как следствие появились новые зависимости. Но здесь я думаю важно, чтобы был человек желающий зависимости, а куда ее (зависимость) приложить он сам прекрасно найдет. К чему же приведет компьютеризация, как повлияет на психику и поменяет ли жизнь людей? К чему-то точно приведет, это факт. Однако, нужно сказать, что каждое новое поколение в свою сторону получало от старших замечания типа: вы не такие как мы, у вас все по другому, этот прогресс неизвестно к чему приведет. Когда с лошадей пересели на паровозы, затем на машины более быстроходные, это тоже повлияло на людей, на их психику, на их способ общения, уклад их жизни. А вот теперь очередь компьютеризации и всемирной интернет-паутины.
Начну с польской поговорки – что занадта то нездрава (по моему так звучит). Это было всегда, любой перекос приводит, как правило, к печальным последствиям. Еще есть такое высказывание – все есть яд, все есть лекарство, одно от другого отличает лишь доза. Но как не допустить этого перекоса, и есть ли он. Дело в том, что компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Банкомат для снятия денег, девушка в супермаркете на кассе, конструктор, дизайнер, экономист, бухгалтер, преподаватель и тд. Практически везде используются компьютеры. Некоторые специальности не предполагают нахождение человека строго в определенном рабочем месте, можно работать где угодно благодаря интернету. Мы можем, не выходя из дома распоряжаться своими финансами, играть на бирже, в тотализатор и т.д. Это в производственной и финансовой сферах. А в личной – соцсети, скайп, вайбер и тд. В принципе в любой момент времени мы способны соединиться с нужным нам человеком в любой точке мира. Можем ему написать, фотографии послать, рассказать и увидеть на экране. Нам в принципе даже можно не идти в гости друг к другу, можно просто поговорить по скайпу. В конце концов, эту статью я также написал на компьютере, выложил в интеренет и вы ее читаете на компьютере. То есть компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь.
А вот как с ними быть? Не навредят ли они будущему поколению? А если навредят то как? Я думаю, при появлении каждой инновации в жизни людей многие задавали этот вопрос и высказывали много страхов по этому поводу. На мой взгляд, важно при этом (в данном случае при появлении компьютеров) жить своей человеческой жизнью. Это касается не только ситуации с компьютерами, но вообще со всем, что с нами происходит. Это значит следующее. Изучать себя, свои возможности в связи с появлением компьютера. Внимательно следить за обратными связями со стороны других людей, мира в целом. Искать различные способы применения инноваций, примерять их на себе, на своей жизни. И я верю в то, что человек способен грамотно применить все те новшества, которые сам и создал. Как то мы выжили, когда вдруг появилось радио. Да и появление телевидения, конечно, изменило мир, но люди приспособились. Теперь вот век компьютеров и наша очередь ассимилировать опыт их использования. Конечно, перекосы есть и будут (чего стоит только компьютерная зависимость), но, на то есть обратная связь других людей, общества, чтобы эти перекосы заметить и сделать соответствующие поправки. И если быть к этому внимательным, то я уверен, что компьютеризация поднимет нас, на новый уровень развития. И психика от этого не только не пострадает, но еще больше разовьется.
Психология игровой зависимости
В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.
Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой из категорий относится игра, можно оценить, насколько она опасна.
Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.
Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:
- с видом «из глаз» персонажа;
- с видом «извне» на своего героя;
- руководительские игры.
Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.
Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.
При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином аддикт мы будем понимать зависимых пользователей), что является наиболее актуальной проблемой в настоящее время. Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (5-30 лет).
В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин («патологическое использование компьютера») употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер в целом, включая виды использования, не относящиеся к социальным. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.
Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:
чрезмерная увлеченность компьютерными играми.
У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.
Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
проблемы с работой или учебой.
синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
Патологическое использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же негативно влияет на личность человека.
Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IV для нехимических зависимостей:
использование компьютера вызывает дистресс;
спользование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу;
интернет-зависимость (Cyber Disorder) войдет в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями — гэмблингом, работоголизмом.
Впервые научный подход к изучению феномена «интернет-зависимости» продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются:
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
предвкушение следующего сеанса онлайн;
увеличение времени, проводимого онлайн;
увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости, которые выглядят следующим образом:
пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
навязчивая потребность в Сети — игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
игровая зависимость — навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.
В свою очередь, все более очевидным становится то влияние, которое оказывает на психику человека процесс его взаимодействия с глобальными информационными сетями:
1. фрагментарность и раздробленность информации ведет к увеличению когнитивной нагрузки при ее восприятии;
2. использование гипертекстового режима (HTML), поддерживаемого всеми WWW серверами, требует умения ориентироваться в сложной и, зачастую, запутанной системе ссылок;
3. все более широкое использование Java-апплетов в процессе интерактивной работы в Интернет, навигация между которыми отличается от навигации между WWW страницами, требует выработки специальных алгоритмов мышления, позволяющих оперировать многими объектами различной природы, связанными сложными логическими цепочками;
4. при длительной работе человек подвергается продолжительному воздействию “информационного шума”, в результате того, что форма представления информации на большинстве Web-страниц такова, что полезная и бесполезная информация (“шум”) перемешаны.
Но как и любая технология, Интернете также может быть использован как противоядие психопатологиям и инструмент психотерапии. Сегодня существует уже такое понятие как «Терапия в киберпространстве», «online психологи» и даже целые сетевые психотерапевтические сервисы в сети типа «Perspectives: A Mental Health Magazine», электронные издания типа Self-Help & Psychology Magazine, новостные сайты типа PsychNews International, а также множество центров, использующих технологии как средство защиты от них самих, и помогающих при «виртуальной зависимости» — в частности, при Интернет-зависимости.
Таким образом, чрезмерное увлечение “виртуальной реальностью” ведет к уменьшению опыта реального взаимодействия. Через Интернет люди способны получить практически бесконтрольный доступ к огромному числу материалов, носящих антиобщественный и антигуманный характер. В процессе общения через компьютерные сети люди могут стать, и зачастую, становятся, жертвами лиц, использующих эту среду в своих личных, корыстных или преступных целях, а также лиц, обладающих психопатическими наклонностями.