Как долго ребенок может сидеть за компьютером?
Иногда родителям приходится чуть ли не силой выгонять своего ребенка из-за компьютера. Он необходим для учебы, но сидеть за ним целыми днями детям не рекомендуется. Это может отрицательно сказаться на здоровье. Остановимся на этом вопросе подробнее и узнаем, сколько времени ребенок может проводить за компьютером.
Этот вопрос давно волнует не только родителей. Им уже заинтересовались психологи, врачи и другие специалисты. Сегодня ни для кого не секрет, что компьютер может навредить здоровью человека, если проводить за ним все свободное время. Детям приходится использовать компьютер и во время учебы. Когда они отдыхают от уроков, они также берут в руки гаджеты и играют либо выходят в интернет и общаются. Все это неминуемо приводит к ухудшению зрения и другим серьезным проблемам со здоровьем. Дети реже бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом. Это сказывается на состоянии иммунитета. Ученые приходят к выводу, что компьютерные технологии становятся причиной различных недугов, включая психологические.
В связи с этим специалисты разработали инструкции, которые следует соблюдать, работая за компьютером.
В эти рекомендации входят и ограничения по времени. Они являются усредненными и зависят от возраста ребенка. При этом, когда говорят о контроле времени, которое ребенок может безопасно для здоровья провести за компьютером, имеются в виду не только ноутбуки и обычные компьютеры, но и планшеты, смартфоны и прочие гаджеты.
Также можно попробовать ответить на вопрос: стоит ли ограничить своего ребенка в просмотре телевизора?
Гаджеты: риск аддикции?
Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.
5 простых правил, которые помогут снизить вред работы за компьютером
Объясните ребенку, что важно иногда делать перерывы и выполнять несложные упражнения (например, наклоны и приседания), чтобы мышцы не затекали и в теле не возникало неприятной боли.
Также можно проводить «гимнастику» для кистей и пальцев: находясь в одном положении, они затекают. Справиться с этим можно с помощью вращения кистями или сжиманием-разжиманием пальцев. Это действительно просто, а во время упражнений даже можно посмотреть новый эпизод интересного сериала или попеть вместе с любимой группой.
Гимнастика для глаз
Как известно, зрение при работе за компьютером страдает больше всего. Врачи советуют каждые 20-30 минут проводить разминку для глаз: открывать и закрывать с разной скоростью, совершать вращения или хотя бы просто переводить взгляд на различные предметы, стоящие на расстоянии. Это поможет уменьшить нагрузку и снизить усталость.
Важно контролировать осанку (для этого выбирайте удобные стулья и кресла) и следить за положением рук: край стола не должен давить на запястье или предплечье.
Поместите компьютер ребёнка таким образом, чтобы экран монитора не отсвечивал и не создавал дополнительную нагрузку на зрение. Кроме того, расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50-60 см.
Комната, в которой ребенок работает за компьютером, должна быть хорошо освещена, а воздух в ней – чист и свеж. Обязательно проветривайте помещение и протирайте пыль, а сам компьютер чистите с помощью специальных салфеток.
Игры на компьютере или личное время?
Угроза зависимости, даже если в семье удалось воспитать культуру общения с гаджетами, может случиться, когда ребенок пойдет в школу (или перейдет в 5-6-й класс). У всех в школе есть гаджеты, и будет странно, если вы в качестве превентивной меры не купите ему смартфон. Потому что ребенку важно находиться в одном культурном поле с ровесниками. Как он будет его использовать без вашего контроля — большой вопрос.
Когда можно говорить о компьютерной зависимости? Если ребенок любого возраста:
- агрессивно реагирует на попытки отобрать планшет, проводит с ним все больше и больше времени;
- отказывается по утрам идти в сад или школу;
- не хочет гулять, потому что не доиграл в игру;
- играет тайно по ночам, у него нарушается аппетит и сон.
Родители-радикалы в таких случаях могут и совсем отобрать заветную игрушку. Я бы советовала начать с четких ограничений. Вы — взрослый. И можете исправить ситуацию. Утвердите правила: играем не более часа в день. Всегда следуйте этому правилу. Дайте ребёнку немного времени на закрепление привычки (истерик не избежать, но надо стоять на своем), и вы увидите положительный результат.
Многие родители настолько боятся гаджетов, что готовы набить каждый день ребенка кружками, секциями и развлечениями — а значит, не оставляют времени не только для игр, но и для себя. А ведь личное время, которым дети могут распоряжаться так, как их захочется, необходимо для формирования счастливого человека, который знает, чего хочет, и способен найти занятие по душе. Поэтому в войне со смартфонами давайте без перегибов.
Альтернатива – как отвлечь ребенка от компьютера.
Хобби – это важно.
Сейчас гаджеты часто используются в развлекательных целях. Избежать этого полностью очень сложно, наверное, даже невозможно. Однако, поните, что детям обязательно нужны дополнительные занятия. Те, которые им интересны. Спортивные секции — танцы, плаванье, боевое искусство, и другие. Здесь школьники могут общаться и совершенствовать навыки коммуникации, приобретать новые навыки, поддерживать здоровье и черпать позитивную энергию.
Родители – пример.
Если дома принято, что вечером все «сидят в телефонах» контролировать время проведённое за компьютером невозможно. Организовывать совместный досуг дома – необходимо. Вместе готовить ужин, читать книги, играть в настольные игры.
У ребенка должен быть опыт того, как развлекаться без помощи компьютера.
Школьник должен чётко знать, сколько он может провести за ноутбуком.
Важно, чтобы не родители, а он сам контролировал этот процесс.
Это не просто. Но только воспитывая у предростка осознанное отношение к своему здоровью и жизни в целом можно добиться реального эффекта. В тренинговом центре К.О.Т. есть курс «Я сам», где вопросы мотивации и осознанности детально разбираются с детьми.
Какие ограничения по времени для просмотра телевизора рекомендованы детям разных возрастов?
Существуют следующие ограничения для просмотра телевизора в сутки:
- Детям в возрасте от трех до семи лет рекомендуется смотреть ТВ не более, чем полчаса в сутки.
- Детям в возрасте от восьми до десяти лет рекомендуем смотреть телевизор не более, чем пятьдесят минут в сутки.
- Подросткам в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет можно смотреть телевизор до трех часов в сутки.
По поводу подростков можете не переживать. Для них проблема длительного просмотра телевизора не актуальна.
Современные тинейджеры уже не интересуются новостями. И зачастую не смотрят федеральные телеканалы. Соответственно, они практически не используют телевизор.
Главная проблема подростков — это чрезмерное использование компьютера.
Такой вредный компьютер
В первую очередь, конечно, приходит в голову мысль о компьютерной зависимости. Эта проблема подстерегает любого, кто много времени проводит над клавиатурой, однако дети перед ней особенно уязвимы. В силу особенностей психики они еще не могут сопротивляться тому потоку эндорфинов, который возникает при увлечении человека компьютерной игрой. Чем дальше — тем труднее себе отказать в этом удовольствии. К слову, то же самое происходит и при просмотре мультфильмов.
Увлечение компьютерными играми может привести ребенка к эмоциональной незрелости и агрессивности
Второй причиной ограничить ребенку доступ к компьютеру является быстрая утомляемость. Психоэмоциональное возбуждение, обостренное внимание и необходимость ускоренной реакции — все это приводит к тому, что ребенок очень устает, однако, в отличие от взрослого человека, он еще не может проконтролировать и идентифицировать свое состояние. Японские ученые не так давно пришли к выводу, что совокупное влияние этих состояний на детский мозг настолько критично, что его работа просто останавливается, а развитие — прекращается.
Другим поводом не допускать бесконтрольно использование ребенком компьютерных игр заключается в том, что такие игры имеют лишь два-три варианта развития сюжета, тогда как свободная детская игра может повернуть в любую сторону, а воображение диктует миру свои правила: покрывало на диване превращается в морские волны, пульт от телевизора становится кораблем, а прочие игрушки — волшебными островами. Согласно исследованиям, именно такая игра является самым лучшим способом развития ребенка.
Американские ученые связывают, помимо всего прочего, компьютерные игры с эмоциональной незрелостью и агрессивностью современных детей. Всем известны случаи, когда подростки приходили в школу с оружием, а то и палили в своих однокашников и учителей. Отчасти это явление, несомненно, связано и с компьютерными играми. Другим отрицательным фактором является то, что ребенок становится очень одиноким, хотя внешне вовсе не нуждается в обществе. Зачем ему, когда компьютер скрывает крайне привлекательный мир, полный игр и виртуального общения.
И наконец, зависимые от компьютера дети не могут правильно оценивать свое время, иначе говоря, они приучаются прокрастинировать. Вместо уроков и полезных занятий они просиживают перед экраном, отделываясь от родителей междометиями и обещаниями все сделать через пять минут.
Будьте примером
Дети часто копируют поведение родителей. И зависимость от компьютера и различных гаджетов у них выражена в такой же степени, как и у взрослых. А порой им даже труднее справиться со своими эмоциями, когда родители из благих целей ограничивают их в компьютерных играх и социальных сетях. Как быть? В первую очередь нужно начать с себя. Устраивать семейные дни без компьютера и гаджетов с альтернативой – поездками на природу, настольными играми, чтением перед сном. Чаще ставить телефон в авиарежим или убирать его подальше, если нет срочной необходимости в нем по работе или семейным делам. Виртуальная реальность все больше и больше поглощает нас, нужно вовремя остановиться и почувствовать себя в реальном мире.
К сожалению, или к счастью, технологии прочно вошли в нашу жизнь, и мы не представляем себя без них. Но к технике стоит подходить осознанно, а приоритетом оставлять реальный мир и живое общение.
Примечание: Общий интеллектуальный уровень, логическое и абстрактное мышление развивают курсы по информатике для школьников. Каждый ребенок должен уметь ориентироваться в области информационных технологий. Поэтому наш центр организует программирование со Scratch, Python, Arduino и т.д.