Глава 1. Путеводитель по человеко-компьютерному взаимодействию: вступление
Человеко-компьютерное взаимодействие (Human-computer interaction, HCI) — это сфера научной и практической деятельности, первоначально возникшая в ранних 80-х годах прошлого века как специализированная область информатики, охватывающая когнитивные науки и эргономику (Human-factors engineering). В течение трех последующих десятилетий HCI стабильно и неуклонно расширялась, привлекая внимание специалистов из множества других дисциплин и постоянно интегрируя в себя различные концепции и подходы.
В настоящее время HCI преимущественным образом представляет собой совокупность полуавтономных научных и практических областей, относящихся к сфере антропоцентрической информатики (Human-centered informatics, англ. «компьютерные науки, сфокусированные на человеческом факторе»). Однако продолжающийся в сфере HCI синтез разрозненных концепций и подходов к науке и практике показывает драматический пример того, как различные эпистемологии и парадигмы могут быть согласованы и интегрированы воедино в рамках живого и продуктивного интеллектуального проекта.
Виды программного обеспечения
Вычислительные машины в настоящее время не могут работать без соответствующего программного обеспечения (ПО). Т.е. для того, чтобы компьютер выполнял те или иные задачи, на него должны быть установлены программы, содержащие алгоритмы выполнения этих задач.
Бурное развитие программного обеспечения началось где-то в 80-х годах в связи с распространением персональных компьютеров (ПК). Сегодня многообразие программного обеспечения (ПО) как по назначению, так и по количеству потрясает воображение. Перед пользователями и программистами возникает задача выбора среды работы или среды разработки из предложенного компьютерной индустрией перечня. На выбор влияет качество ПО, его цена, перспективность развития, предоставление технической поддержки и др.
В настоящее время наряду с понятием программа используется понятие приложение. Между ними нет принципиальной разницы. Есть мнение, что программа – это одна единица, а приложение – это совокупность программ, решающих совместно одну или несколько близких задач. Однако данное деление может быть достаточно условным в связи с тем, что большинство даже очень простых программ обычно включают различные библиотеки и модули сторонних разработчиков. С другой стороны, вычленить из приложения какую-либо программу так, чтобы она работала самостоятельно, может быть невозможно.
Другое дело понятие программной системы, представляющей собой комплекс программ, решающих целую группу задач. Такими программными системами могут выступать операционные системы, офисные пакеты, объединенные наборы утилит для обслуживания или тестирования компьютера.
Развитие персональных компьютеров привело к тому, что вычислительные машины стали использоваться в основном для решения прикладных задач, а не задач обработки числовых данных (как это было на заре появления ЭВМ). Однако так исторически сложилось (и для этого были причины), что весь спектр прикладного ПО не может функционировать на голом аппаратном обеспечении. Работа прикладного ПО возможна лишь в среде предустановленной операционной системы, посредством которой это ПО может использовать ресурсы аппаратуры. Операционные системы и другие системные программы как бы являются этими программами-посредниками. Кроме того, чтобы любое программное обеспечение появилось на свет, нужны средства разработки. Поэтому все программное обеспечение можно разделить на три вида:
- Системное ПО
- Средства разработки
- Прикладные программы
Системное программное обеспечение – это не только операционные системы. Это также различные программы-утилиты для диагностики ресурсов компьютера (например, тестирования оперативной памяти), предоставления пользователю удобного способа работы взаимодействия с компьютером (например, командная строка), а также обслуживания ресурсов компьютера (например, разметка диска).
Операционная система, помимо других функций, обеспечивает интерфейс пользователя, основная задача которого – формирование удобной среды для работы. Интерфейс пользователя может быть графическим, а может быть текстовым. Понятие интерфейса вообще можно описать как набор методов для организации взаимодействия двух и более единиц. Интерфейс может быть между пользователем и программой, между программами, а также между программой и аппаратным обеспечением.
К средствам программирования относятся множество языков программирования, средства для автоматизации процесса создания программ, компиляторы и интерпретаторы.
Языки и системы программирования являются по своему назначению инструментами для создания действительно полезного ПО. С их помощью создается как прикладное так и системно программное обеспечение, а также новые средства разработки.
Огромную долю в ПО занимают прикладные программы, которые в свою очередь делят на универсальные и специализированные. Однако это деление в какой-то степени условно.
Кейлоггер
Пример: Backdoor.Coreflood (записывает каждое нажатие клавиши и отправляет эти данные злоумышленникам)
Кейлоггер — это программное или аппаратное устройство, предназначенное для скрытого мониторинга и записи всех нажатий клавиш. Он создает записи всего, что вы набираете на экране компьютера или смартфона. Каждая запись хранится в файле, который может быть извлечен позднее.
Большинство кейлоггеров записывают такие данные, как длительность нажатия клавиш и скорость нажатия, но некоторые записывают все, что находится в буфере обмена пользователя, GPS-данные, звонки, записи с микрофона и камеры.
В большинстве случаев кейлоггеры используются в законных целях, например, для обратной связи при разработке программного обеспечения и изучения динамики нажатия клавиш или взаимодействия человека и компьютера. Однако при использовании во вредных целях кейлоггеры могут служить в качестве вредоносного программного обеспечения.
Злоумышленники могут установить кейлоггеры на ваше устройство (без вашего ведома), чтобы украсть конфиденциальную информацию, пароли и финансовые данные. Независимо от того, используются ли кейлоггеры со злым умыслом или в законных целях, вы должны быть осведомлены о данных, которые кейлоггеры перехватывают с вашего устройства.
Тринадцать принципов дизайна дисплеев
Кристофер Викенс и др. определили 13 принципов дизайна дисплеев в своей книге «Введение в инженерию человеческого фактора» . [19]
Эти принципы человеческого восприятия и обработки информации можно использовать для создания эффективного дизайна дисплея. Уменьшение количества ошибок, сокращение необходимого времени обучения, повышение эффективности и повышение удовлетворенности пользователей — вот лишь некоторые из многих потенциальных преимуществ, которые могут быть достигнуты при использовании этих принципов.
Некоторые принципы могут не применяться к разным дисплеям или ситуациям. Некоторые принципы могут также показаться противоречащими друг другу, и нет простого решения сказать, что один принцип важнее другого. Принципы могут быть адаптированы к конкретному проекту или ситуации. Достижение функционального баланса между принципами имеет решающее значение для эффективного дизайна. [20]
Принципы восприятия
1. Сделайте дисплеи разборчивыми (или слышимыми) . Разборчивость дисплея критически важна и необходима для создания удобного дисплея. Если отображаемые символы или объекты невозможно различить, оператор не может эффективно их использовать.
2. Избегайте абсолютных пределов суждения . Не просите пользователя определить уровень переменной на основе одной сенсорной переменной (например, цвета, размера, громкости). Эти сенсорные переменные могут содержать множество возможных уровней.
3. Обработка сверху вниз . Сигналы, вероятно, воспринимаются и интерпретируются так, как ожидается, исходя из опыта пользователя. Если сигнал представлен вопреки ожиданиям пользователя, может потребоваться больше физических доказательств этого сигнала, чтобы гарантировать его правильное понимание.
4. Повышение избыточности . Если сигнал подается более одного раза, вероятность его правильного понимания выше. Это может быть сделано путем представления сигнала в альтернативных физических формах (например, цвет и форма, голос и печать и т. Д.), Поскольку избыточность не подразумевает повторения. Светофор — хороший пример избыточности, так как цвет и положение избыточны.
5. Сходство вызывает путаницу: используйте различимые элементы . Сигналы, которые кажутся похожими, скорее всего, будут ошибочными. Соотношение сходных характеристик к разным заставляет сигналы быть похожими. Например, A423B9 больше похож на A423B8, чем 92 на 93. Излишне похожие элементы следует удалить, а несходные элементы следует выделить.
Принципы ментальной модели
6. Принцип живописного реализма . Дисплей должен выглядеть как переменная, которую он представляет (например, высокая температура на термометре, показанная как более высокий вертикальный уровень). Если элементов несколько, их можно настроить так, как если бы они были в представленной среде.
7. Принцип подвижной части . Движущиеся элементы должны двигаться по шаблону и направлению, совместимому с ментальной моделью пользователя того, как он фактически движется в системе. Например, движущийся элемент на высотомере должен двигаться вверх с увеличением высоты.
Принципы, основанные на внимании
8. Минимизация стоимости доступа к информации или затрат на взаимодействие . Когда внимание пользователя переключается с одного места на другое для доступа к необходимой информации, возникают связанные с этим затраты времени или усилий. Дизайн дисплея должен минимизировать эту стоимость, позволяя размещать часто используемые источники в ближайшем возможном месте. Однако не следует жертвовать адекватной разборчивостью, чтобы снизить эту стоимость.
9. Принцип непосредственной совместимости . Для выполнения одной задачи может потребоваться разделение внимания между двумя источниками информации. Эти источники должны быть мысленно интегрированы и должны иметь непосредственную ментальную близость. Затраты на доступ к информации должны быть низкими, что может быть достигнуто разными способами (например, близость, связь с помощью общих цветов, узоров, форм и т. Д.). Однако близкое расположение дисплея может быть вредным, поскольку создает слишком много помех.
10. Принцип множественности ресурсов . Пользователь может более легко обрабатывать информацию на разных ресурсах. Например, визуальная и слуховая информация может быть представлена одновременно, а не вся визуальная или вся слуховая информация.
Принципы памяти
11. Замените память визуальной информацией: знания в мире . Пользователю не нужно сохранять важную информацию исключительно в рабочей памяти или извлекать ее из долговременной памяти. Меню, контрольный список или другой дисплей могут помочь пользователю, облегчив использование его памяти. Однако использование памяти иногда может принести пользу пользователю, поскольку устраняет необходимость ссылаться на некоторые знания в глобальном масштабе (например, опытный оператор компьютера предпочел бы использовать прямые команды из памяти, чем обращаться к руководству). Использование знаний в голове пользователя и знаний в мире должно быть сбалансировано для эффективного дизайна.
12. Принцип прогнозной помощи . Проактивные действия обычно более эффективны, чем реактивные. Дисплей должен устранять ресурсоемкие когнитивные задачи и заменять их более простыми задачами восприятия, чтобы уменьшить умственные ресурсы пользователя. Это позволит пользователю сосредоточиться на текущих условиях и рассмотреть возможные будущие условия. Примером средства прогнозирования является дорожный знак, показывающий расстояние до определенного пункта назначения.
13. Принцип постоянства . Старые привычки от других дисплеев легко перенесутся в поддержку обработки новых дисплеев, если они будут спроектированы последовательно. Долговременная память пользователя будет запускать действия, которые, как ожидается, будут уместными. Дизайн должен учитывать этот факт и обеспечивать согласованность между различными дисплеями.
Темы взаимодействия человека с компьютером включают следующее :
Инструментальное
Инструментальное ПО (системы программирования) предназначено для использования разработчиками в процессе проектирования и создания программ.
Элементами системы программирования являются:
- Текстовые редакторы помогают создавать, редактировать и объединять тексты.
- Транслятор преобразовывает алгоритмический язык программы в машинный (двоичные коды), создавая при этом объектный модуль. Интерпретатор осуществляет перевод построчно, не создавая объектный модуль.
- Средства отладки (отладчик) обеспечивают пошаговое выполнение программ с предоставлением данных о результатах исполнения.
- Библиотеки подпрограмм.
Невербальные средства общения
Средства общения людей, как говорилось выше, бывают вербальными, т.е. связанными с речевым аппаратом человека, и невербальными (несловесными). В ситуациях языкового недостатка (например, отсутствие универсальных языковых средств) межличностное взаимодействие может происходить с помощью невербальных средств. Ведь посредством их человечество общается испокон веков.
Невербальные средства общения появились намного раньше языковых систем. Именно поэтому их порой называют естественными, то есть данными человечеству от природы, а не изобретенным людьми.
Невербальными средствами общения являются: мимика, позы, различные жесты, стиль передвижения субъектов и пр. Они замещают и дополняют речь, передают эмоциональный настрой партнеров по общению. Главной деталью таких коммуникаций становится человеческое тело, которое имеет широкий диапазон средств и методов трансляции информации и содержит в себе все категории самовыражения индивида. Психологи утверждают, что верное толкование невербальных сигналов является основным условием эффективности общения.
Знание невербального «языка» помогает не только лучше узнавать и понимать партнера, но и предвосхищать, какое впечатление на него произведет услышанная информация, еще до момента ее озвучивания.
Мимика произошла от греческого слова mimikos, что в переводе означает подражающий. Мимикой называют движение лицевых мышц. Главным элементом мимики является мимический код, который заключается в особом сочетании элементов и составных частей лица. К таким элементам и частям относят: положение губ и бровей, форму и яркость глаз, передающих эмоциональные состояния, и др. Психологи выделили шесть главных кодов мимики и массу нюансов перехода от одного кода к другому. К основным мимическим кодам относят: страдание, гнев, страх, презрение, удивление, радость.
Дополнительным немаловажным источником данных о настрое и намерениях собеседника считается тело субъекта, его динамика или статическое состояние. Поза в переводе с французского языка означает положение тела. Она означает более или менее устойчивое пространственное положение человека. Сегодня насчитывается более тысячи таких положений, удовлетворительность или неприемлемость которых имеет зависимость от национальности, половой принадлежности, возрастной категории, культурных особенностей и религиозных предпочтений людей. Основная смысловая суть позы в качестве средства общения заключается в выражении открытости или закрытости, готовности к коммуникации или неготовности к ней.
Жесты делятся на ритмические, эмоциональные, указательные и изобретательные. С ритмикой речи связаны соответственно ритмические жесты. Они выделяют логическое ударение, ускорение или замедление темпа, места интервалов, то есть все то, что обычно индивид передает при помощи интонации. Например, это могут быть: отбивание музыкального такта ногой, покачивание корпусом или головой и т.д.
Разнообразные оттенки чувств передают эмоциональные жесты. Большинство из них закреплено в стойких сочетаниях – фразеологизмах. Например: хлопнуть себя по собственному лбу означает неожиданную догадку или вспоминание.
Для выделения предметов из ряда однотипных, указания месторасположения их, порядка следования, служат указательные жесты. Часто речь без употребления указательного жеста становится абсолютно непонятной. Существуют фразы определенного типа, которые предполагают использование указательных жестов. Например, подайте мне, пожалуйста, эту книгу. Указать можно не только при помощи рук и пальцев, но и посредством взгляда, кивка головы, поворота туловища. Жесты указательного характера бывают многозначными, т.е. при разных условиях аналогичные жесты приобретают совершенно разное значение. Например, указание пальцами на запястье, где обычно носят часы, может означать вопрос о том, сколько осталось времени до конца лекции, семинара, пары и т.п. либо намек на то, что осталось мало времени или нужно поторопиться.
Когда недостаточно времени или нет возможности быстро выразить собственные мысли, можно изобразить предмет, явление или действие при помощи изобразительных жестов. Они усиливают воздействие на собеседника, при этом вызывая у него более четкое и ясное представление о теме разговора или предмете речи.
Типовые ситуации в общении обслуживаются символическими жестами. К примеру, поприветствовать коллегу можно кивком головы или взмахом руки. Каждый из символических жестов выбирается в соответствии с ситуацией и зависит от половой принадлежности, возрастной категории, социальной роли и статуса, уровня культурности коммуниканта.
Кинесическими средствами общения являются стиль передвижения субъекта и его походка. Исследования психологов демонстрируют, что эмоциональное состояние может влиять на походку индивида, вследствие чего, можно, не приближаясь к собеседнику, оценить потенциальную результативность общения.
К невербальным средствам коммуникаций относятся также и просодические средства, и экстралингвистические. Просодика в переводе с греческого языка означает ударение или припев. То есть просодика отвечает за ритмико-интонационные характеристики речи, такие как: громкость и высота голосового тона, сила ударения и тембр голоса. Индивидуальные просодические особенности в индивиде заложены природой, однако многое можно исправить при помощи систематической работы. Тесно взаимосвязаны с просодикой экстралингвистические средства общения. К ним относят: интервалы, вздохи, покашливание, смех, плач и др. Просодические и экстралингвистические невербальные средства коммуникаций регулируют речевые потоки. Они дополняют и одновременно экономят языковые коммуникации, замещают и предвещают речевые высказывания, демонстрируют эмоциональные состояния.
Динамические касания телом, в виде похлопываний по спине, плечу, колену, рукопожатий, поцелуев, носят название такесические средства общения. Выбор одной из форм такесических средств обусловливается множеством факторов, таких как: национальность, половая принадлежность, возраст, степень знакомства, социальный статус.
Проксемические средства коммуникаций заключаются в расстоянии, которое используют между собой собеседники. Антрополог Э. Холл ввел основные зоны комфортности межличностного взаимодействия. Их расстояние зависит от степени близости индивидов друг к другу.
Интимное расстояние предназначено для общения близких людей и родственников и составляет интервал от касания до 45 см.
Персональное расстояние предназначено для общения со знакомыми субъектами и составляет интервал от 45 см до 1,20 м.
Социальное расстояние предназначено для официального общения и коммуникаций с чужими людьми и составляет интервал от 1,20 до 4 м.
Публичное расстояние предназначено для общения с аудиторией и составляет интервал от 4 м до 7,5 м.
Нарушение установленных границ в тех или иных условиях общения может вызвать непонимание, недоразумение и даже привести к конфликтной ситуации.
Аннотация к презентации
Презентация для студентов на тему «Программный принцип работы компьютера» по информатике. Состоит из 63 слайдов. Размер файла 1.26 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.
Программный принцип работы компьютера
Хабибрахманова Алсу Ильгамовна pptcloud.ru Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Кафедра химической кибернетики
Слайд 2
Содержание
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Содержание
Слайд 3
Программный принцип работы компьютера
Компьютер – двуединая система, состоящая из аппаратной части (технических устройств) и информационной части (программного обеспечения): КОМПЬЮТЕР = АППАРАТУРА (hardware) + ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (software) Содержание
Слайд 4
Программное обеспечение (ПО)
ПО – это совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для массового использования. Использование компьютера человеком происходит по схеме: ЗАДАЧА ВЫБОР И ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАБОТА Содержание
Слайд 5
Программы и данные
Программное обеспечение – это не только собственно программы, но и данные, с которыми работают эти программы. Данные и программы хранятся на дисках, в отдельных файлах. Часто объем данных во много раз превышает размер программ. Содержание
Слайд 6
Классификация ПО
Среди всего многообразия программ можно выделить три основные группы: Прикладные программы. Системы программирования. Системное программное обеспечение.
Слайд 7
Структура программного обеспечения компьютера
Утилиты драйверы антивирусные для тестирования для диагностики для управления памятью для печати экрана и т. п. Системы программирования (языки Бейсик, Паскаль, СИ, и др.) компилятор или интерпретатор диалоговая среда редактор текста библиотека стандартных программ отладчики справочная служба и другие Инструментальные системы включают: редакторы компоновщики отладчики графические пакеты макроассемблеры загрузчики и другое Интегрированные пакеты программ включают: тестовые редакторы электронные таблицы системы управления базами данных другие Системы машинной графики: деловые научные учебные творческие анимационные и другие Системы управления базами данных Прикладные программы и пакеты: бухгалтерские обучающие издательские системы электронные таблицы системы автоматизированного проектирования и другие Программы управления файлами и планирования заданий Программа начальной загрузки Программы управления Вводом-Выводом Программа управления оперативной памятью Драйверы клавиатуры Драйверы монитора Драйверы принтера Драйвер жесткого диска Драйверы дисководов О п е р а ц и о н н а я с и с т е м а
Слайд 8
Прикладные программы
К прикладным относятся программы, предназначенные для решения задач в различных сферах деятельности человека.
Слайд 9
Виды прикладного программного обеспечения
Текстовые процессоры – позволяют вводить, редактировать и форматировать тест (Microsoft Word). Графические редакторы – предназначены для создания и (или) обработки графических изображений. Различают растровые и векторные редакторы и программные средства для создания и обработки трехмерной графики (3D-редакторы) (Adobe PhotoShop). Содержание
Слайд 10
Системы управления базами данных (СУБД) – предназначены для создания базы данных, централизованного управления данными (Microsoft Access, FoxPro, Oracle, Paradox). Табличные процессоры – для автоматизации числовых расчетов на основе использования электронных таблиц (Microsoft Excel).
Слайд 11
Системы автоматизированного проектирования – предназначены для автоматизации проектно-конструкторских работ (КОМПАС 3D, AutoCAD). Настольные издательские системы – предназначены для автоматизации процесса верстки полиграфических изданий (PageMaker, QuarkExpress). Содержание
Слайд 12
Браузеры – предназначенны для просмотра Web-документов, интернет-страниц (Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera). Экспертные системы – предназначены для получения рекомендаций, формирующихся на основе анализа данных, содержащихся в базах знаний; широко используются в медицине, фармакологии, химии, юриспруденции и других областях. Содержание
Слайд 13
Обучающие системы, электронные энциклопедии, игры. Банковские системы. Системы управления транспортными перевозками. Содержание
Слайд 14
Системы программирования
К средам программирования относятся инструментальные средства для создания новых программ (ЛОГО, QuickBASIC, Pascal, Delphi и т. д.) Содержание
Слайд 15
Системное программное обеспечение
К системным относятся программы, управляющие работой устройств компьютера: процессором, памятью, вводом-выводом. К системнымпрограммам относятся прежде всего программы, входящие составной частью в операционную систему (например, драйвера для различных устройств компьютера («drive» – управлять), т. е. программы, управляющие работой устройств сканера, принтера и т. д.). Содержание
Слайд 16
Операционные системы
Операционная система — набор специальных программ, обеспечивающих работоспособность компьютерной системы: управление аппаратурой и прикладными программами, интерфейс с пользователем. Операционная система — это посредник между компьютером (процессором, диском и другими имеющимися на материнской плате устройствами), пользователем и прикладными программами. Операционная система обычно хранится во внешней памяти компьютера — на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ. Этот процесс называется загрузкой операционной системы. Содержание
Слайд 17
Функции операционной системы
Управление аппаратурой. Управление процессами ввода/вывода и передача данных на внешние устройства. Поддержка файловой системы (обслуживание дисковых таблиц размещения файлов — FAT, поиск информации в них, выделение места для файлов и т.д.). Управление работой прикладных программ. Администрирование: защита информации, поддержка системы паролей в многопользовательских системах, учет использования ресурсов вычислительной системы. Поддержка сетевого взаимодействия. Содержание
Слайд 18
Состав системных программ
Анализ и исполнение команд пользователя, включая загрузку готовых программ из файлов в оперативную память и их запуск, осуществляет командный процессор операционной системы. Для управления внешними устройствами компьютера используются специальные системные программы — драйверы. Драйверы стандартных устройств образуют в совокупности базовую систему ввода-вывода (BIOS), которая обычно заносится в постоянное ЗУ компьютера. Сервисные программы (утилиты) — делают удобным и многосторонним процесс общения пользователя с компьютером. Содержание
Слайд 19
Действия, осуществляемые ОС при активизации прикладной программы
Загрузка в оперативную память исполняемых программ. Передача им управления в начале их работы. Выполнение различных вспомогательных действий по запросу выполняемой программы. Освобождение занимаемой программами оперативной памяти при их завершении. Содержание
Слайд 20
Утилиты
программы контроля, тестирования и диагностики правильности функционирования устройств компьютера и для обнаружения неисправностей в процессе эксплуатации; программы-драйверы, которые расширяют возможности операционной системы по управлению устройствами ввода-вывода, оперативной памятью и т.д.; дают возможность подключения новых устройств или нестандартное использование имеющихся; программы-упаковщики (архиваторы), которые позволяют записывать информацию на дисках более плотно; Содержание
Слайд 21
антивирусные программы, предназначенные для предотвращения заражения компьютерными вирусами и ликвидации последствий заражения вирусами; программы оптимизации и контроля качества дискового пространства ; программы восстановления информации, форматирования, защиты данных ; коммуникационные программы, организующие обмен информацией между компьютерами; программы для управления памятью, обеспечивающие более гибкое использование оперативной памяти; программы для записи CD-ROM, CD-R; и многие другие. Содержание
Слайд 22
Виды операционных систем
MS DOS Microsoft Windows UNIX MacOS Linux OS/2 Содержание
Слайд 23
Операционная система MS DOS
MS-DOS – (Microsoft Disk Operations System, досл. дисковая операционная система фирмы Microsoft) достаточно проста в установке и конфигурации, не требует много ресурсов и поддерживает работу прикладных программ в однозадачном режиме. Содержание
Слайд 24
Операционная система Unix
Unix — многозадачная операционная система, способная обеспечить одновременную работу очень большого количество пользователей. Простой, но мощный модульный пользовательский интерфейс. Файловая система Unix — это не только доступ к данным, хранящимся на диске. Через унифицированный интерфейс файловой системы осуществляется доступ к терминалам, принтерам, сети и т.п. Содержание
Слайд 25
Операционная система Linux
Операционную систему Linux создал финский студент. Многие программисты стали поддерживать Linux, добавляя драйверы устройств, разрабатывая разные приложения и др. Атмосфера работы энтузиастов над полезным проектом, а также свободное распространение и использование исходных текстов стали основой феномена Linux. Linux — очень мощная система, но самое замечательное то, что она бесплатная (free). Содержание
Слайд 26
Операционная системаMicrosoft Windows
В настоящее время большинство компьютеров в мире работают под управлением операционной среды Windows фирмы Microsoft. Windows-ОС с графическим интерфейсом, со встроенной сетевой поддержкой и развитыми многопользовательскими средствами. Она предоставляет пользователю широкие возможности работы с мультимедиа, обработки текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Интегрированность подразумевает также совместное использование ресурсов компьютера всеми программами. Она предоставляет пользователям многозадачность, многопроцессорную поддержку, секретность, защиту данных и многое другое. Содержание
Слайд 27
Многозадачный режим работы
Режим работы ОС Microsoft Windows –многозадачный: Пользователь может запустить сразу несколько прикладных программ и работать с ними одновременно. Программы могут выполняться в фоновомрежиме. Для одновременного выполнения нескольких программ операционная система должна разделять между ними время работы процессора, следить за размещением этих программ и данных в памяти так, чтобы они не мешали друг другу (разделять память). Содержание
Слайд 28
Файлы и файловая система
Во всех операционных системах имеющаяся на компьютере информация хранится в виде файлов. Файл (англ. file —папка) – именованная область внешней памяти. Файл может содержать программу, числовые данные, текст, закодированное изображение и др. Файловая система — это средство для организации хранения файлов на каком-либо носителе. Содержание
Слайд 29
Имя файла
Полное имя файла состоит из его имени и типа (расширения), между которыми ставится точка. Примеры: abc.txt — текстовый файл; стихи.doc — текстовый файл пейзаж.bmp — рисунок; pr.bas — программа, написанная в паскале; Quake3.exe — исполняемый файл mus.wav — звуковой файл Тип файла характеризует вид информации, хранящейся в файле, назначение файла, определения программы, в которой файл создан или можно его редактировать. Содержание
Слайд 30
Характеристики файла
размер файла дата и время создания файла тип значок специальные атрибуты файла (только для чтения, скрытый, системный, архивированный). Содержание
Слайд 31
Папки
Для удобства хранения и поиска файлов они объединены в папки. Папка (каталог) – именованная часть внешней памяти, хранящая данные о файлах. Папки могут быть вложены друг в друга, образуя многоуровневую древовидную структуру. Содержание
Слайд 32
Логические имена устройств
Для логических имен устройств (дисководов) используются латинские буквы: A: — дисковод для дискет 3,5 дюйма. Начиная с C: (D:, E: …) — разбивается жесткий диск (винчестер) на логические блоки. Следующие D: (E: …) — дисководы для лазерных (CD-ROM) дисков, DVD –дисков, записывающих устройств. Содержание
Слайд 33
Файловая структура жесткого диска
Жесткий диск имеет древовидную структуру. Пример: Содержание С: Мои документы Program Files Games Стихи.doc Рисунок.bmp … DOOM III GTA III …
Слайд 34
Полное имя файла
Полное имя файла состоит из пути к файлу и имени файла. Путь к файлу представляет собой перечень имен папок, которые нужно последовательно открыть, чтобы спуститься к файлу с самого высокого уровня дерева файлов. Пример: C:Program FilesBorlandDelphi7 project.exe Содержание
Слайд 35
Операции с файлами
Создание Сохранение Редактирование Переименование Перемещение Копирование Удаление Содержание
Слайд 36
Командное взаимодействие пользователя с компьютером
Каждая операционная система имеет свой командный язык, который позволяет пользователю выполнять те или иные действия: работать с файлами; выполнять разметку внешних носителей; запускать программы; и др. Содержание
Слайд 37
Графический интерфейс пользователя
Интерфейс (Interface) — досл. промежуточное лицо. Интерфейсом пользователя называется программно реализованные средства общения человека и компьютера. Интерфейс пользователя позволяет общаться с компьютером на уровне более-менее близких к человеческому мышлению категорий. Пользователь — это тот, для кого выполняет задачи компьютер. Содержание
Слайд 38
Интерфейс Microsoft Windows
В интерфейсе Microsoft Windows резко снижены требования к подготовке пользователя, упрощена работа с файловой системой, интерфейс в большой степени является документоориентированным. Объекты обработки снабжены наглядными значками, а техника манипуляции с файлами и папками основана, прежде всего, на аналогиях с бытовыми операциями. Содержание
Слайд 39
Рабочий стол
Основными объектами графического интерфейса операционных систем являются рабочий стол, занимающий весь экран монитора, и расположенные на нем значки, окна и панель задач. Значки (ярлыки) на рабочем столе соответствуют наиболее часто используемым программам, папкам и документам. В панели задач отображаются названия и значки всех запущенных приложений, а также информация операционной системы, например, время и используемый язык клавиатуры.
Слайд 40
Окно – прямоугольная область экрана, в которой выполняются различные программы, располагаются документы, ведутся диалоги с пользователем Ключевым элементом графического интерфейса операционной системы Microsoft Windows являются Окна. Содержание
Слайд 41
Операции с окнами
Активное окно обычно выделяется цветом своего заголовка. Для активизации окна достаточно щелкнуть по нему мышью. Окна можно перемещать по рабочему столу, сворачивать, разворачивать, закрывать. При закрытии окна приложения работа приложения завершается. У окон документов и приложений можно изменять размер, перемещая мышью границу окна. Одновременно может быть открыто много окон, но работать в каждый момент времени можно только с одним из них – активным окном.
Слайд 42
Многовариантность подачи команд
Для часто применяемых команд предусмотрена их подача через: строку меню: оперативное (контекстное) меню: панель инструментов: «горячие» клавиши клавиатуры: Ctrl + C (копирование) Содержание
Слайд 43
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Слайд 44
Компьютерный вирус
— это программа, которая может копировать себя в другие программы, чтобы продолжать размножение, выполняясь вместе с ними и, возможно, совершать некоторые побочные действия от безобидных шуток до действий, ведущих к потере информации и полной остановке работы компьютера. Содержание
Слайд 45
Признаки появления вирусов
неправильная работа нормально работавших программ; медленная работа компьютера; невозможность загрузки ОС; исчезновение файлов и каталогов; изменение размеров файлов; неожиданное увеличение количества файлов на диске; уменьшение размеров свободной оперативной памяти; вывод на экран неожиданных сообщений и изображений; подача непредусмотренных звуковых сигналов; частые зависания и сбои в работе компьютера. Содержание
Слайд 46
Авторами вирусов могут быть профессиональные программисты, студенты и даже дети школьного возраста. Написать работающий вирус не составляет большого труда. Сама угроза вирусов порождает многомиллиардный рынок соответствующих продуктов. Сейчас ситуация с вирусами и антивирусами напоминает гонку вооружений недавних времен. Почти каждый день появляются новые вирусы, а антивирусные компании выпускают дополнения к своим антивирусным базам данных. Этому не видно конца, но пока никто не придумал ничего лучше, чем регулярное обновление антивирусного ПО. Содержание
Слайд 47
Свойства программ-вирусов
способность к саморазмножению; скрытность; способность нести деструктивные действия. Содержание
Слайд 48
Классификация вирусов
Вирус может внедрится в файлы трех типов: командные файлы (файлы с расширением ВАТ); загружаемые драйверы (файлы с расширением SYS или BIN); выполняемые двоичные файлы (файлы с расширениями ЕХЕ, СОМ). Содержание
Слайд 49
Классификация вирусов по их алгоритмам
Вирусы-спутники Вирусы-черви Паразитические Студенческие Стелс-вирусы (вирусы-невидимки) Вирусы-призраки (полиморфные) Содержание
Слайд 50
Загрузочные вирусы
Загрузочные (бутовые) вирусы заражают загрузочный (ВООТ) сектор флоппи-диска и ВООТ-сектор или Мaster-Boot сектор (MBR) винчестера. При инфицировании диска вирус в большинстве случаев переносит оригинальный Boot-Sector (или MBR) в какой либо другой сектор диска (например, в первый свободный). Если длина вируса больше длинны сектора, то в заражаемый сектор помещается первая часть вируса, остальные части помещаются в других секторах (например, в первых свободных). Затем вирус копирует системную информацию, хранящуюся в первоначальном загрузчике в свои коды и записывает их в загрузочный сектор. Содержание
Слайд 51
Вирусы-спутники
Это вирусы, не изменяющие файлы. Алгоритм работы этих вирусов состоит в том, что они создают для ЕХЕ файлов файлы-спутники, имеющие такое же имя, но с расширением СОМ. Вирус записывается в СОМ файл и никак не изменяет ЕХЕ файл. При запуске такого файла операционная система первым обнаружит и выполнит СОМ файл то есть вирус, который затем запустит и ЕХЕ файл. Содержание
Слайд 52
Вирусы-черви
Это вирусы, которые распространяются в компьютерной сети и, так же как и вирусы спутники, не изменяют файлы или сектора на дисках. Они проникают в память компьютера из компьютерной сети, вычисляют сетевые адреса других компьютеров и рассылают по этим адресам свои копии. Содержание
Слайд 53
Паразитические вирусы
Это все вирусы, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое дисковых секторов или файлов. В эту группу попадают все вирусы, которые не являются червями или спутниками. Содержание
Слайд 54
Студенческие вирусы
Это крайне примитивные, часто не резидентные и содержащие большое число ошибок. Содержание
Слайд 55
Вирусы-невидимки
Вирусы невидимки (Stealth) представляют собой весьма совершенные программы, которые перехватывают обращения операционных систем к зараженным файлам или секторам и подставляют вместо себя незараженные участки информации. Такие вирусы, использующие приемы маскировки, нельзя увидеть средствами операционной системы. Например, если просмотреть зараженный файл, нажав клавишу F3 в системе Norton Commander, то на экране будет показан файл, не содержащий вируса. Это происходит потому, что вирус, активно работающий вместе с операционной системой, при открытии файла на чтение немедленно удалил свое тело из зараженного файла, а при закрытии файла заразил его опять. Содержание
Слайд 56
Полиморфные вирусы
Полиморфные вирусы или вирусы -«призраки». Достаточно трудно обнаруживаемые вирусы, не имеющие постоянных сигнатур (масок), т.е. не содержащие ни одного постоянного участка кода. В большинстве случаев два образца одного и того же вируса-призрака не будут иметь ни одного совпадения. Это достигается шифрованием основного тела вируса и модификациями программы-расшифровщика. Содержание
Слайд 57
«Троянские кони»
«Троянские кони» — программы, предназначенные для перехвата данных на чужом компьютере или получения контроля над ним. Троянские программы, попав на компьютер, глубоко проникают в систему, маскируются и ведут себя не совсем так, как другие типы вирусов. Как правило, троянца сложнее обнаружить и удалить. Содержание
Слайд 58
Антивирусные программы
Антивирусные программы включают антивирусные базы, содержащие средства против самых опасных вирусов. Содержание
Слайд 59
Архиваторы
Архиватор — специальная компьютерная программа, позволяющая архивировать файлы сжатием хранимой в них информации. Применяются для размещение информации на носителях внешней памяти в более компактном виде, что требует меньших объёмов памяти. Содержание
Слайд 60
Вопросы для самоконтроля
Что такое программа? Что включает в себя понятие «программное обеспечение»? Назовите и характеризуйте основные категории программного обеспечения. В чем отличие прикладных программ от системных и инструментальных? Что входит в системное программное обеспечение? В чем состоит назначение операционной системы? Характеризуйте основные классы операционных систем. Содержание
Слайд 61
Опишите процесс начальной загрузки операционной системы в оперативную память компьютера. Что такое файл? Как организована файловая система? Какой модуль операционной системы осуществляет обслуживание файлов? Приведите пример иерархической файловой структуры. Что такое базовая система ввода-вывода (BIOS), и в каком разделе памяти она размещается? Назовите основные разновидности программ-утилит и дайте им краткую характеристику. Содержание
Слайд 62
К каким категориям программного обеспечения относятся программные пакеты: Norton Commander; MS-DOS; Microsoft Windows XP; Microsoft Word; Adobe PageMaker; Turbo Bascal, Turbo Basic; Microsoft Excel, Microsoft Access? Содержание
Слайд 63
Какой вид интерфейса удобнее для пользователя — командный или графический? Что такое компьютерные вирусы, в чем состоят их вредные действия? Какие существуют средства борьбы с компьютерными вирусами? В чем суть процесса сжатия информации? Какие языки и системы программирования вы знаете и в чем их особенности? Содержание