Организация диалога пользователя с компьютером с помощью речевой команды характерна для
Если вы исполняли рассмотренные выше программы на компьютере, то почувствовали определенное неудобство при работе с машиной. Во-первых, непонятно, когда машина начинает ожидать ввода данных, какие данные и в каком порядке нужно вводить (это ведь можно и забыть). Во-вторых, результаты получаются в виде чисел на экране, без всяких пояснений их смысла. Ясно, что люди между собой так не общаются.
Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.
Прежде чем начать составление программы, нужно продумать сценарий такого диалога.
Например, составим сценарий работы программы, вычисляющей сумму двух целых чисел. На экране компьютера последовательно должны появляться следующие строки (для примера предположим, что будем вводить числа 237 и 658):
Введите первое слагаемое: А = 237
Введите второе слагаемое: В = 658
А + В = 895
Пока!
Здесь курсивом записаны символы, которые выводит компьютер по программе, а прямым жирным шрифтом — символы, вводимые пользователем.
Любой вывод на экран происходит по оператору вывода, записанному в программе.
Следовательно, с помощью оператора вывода на экран выносятся не только результаты решения задачи, но и все элементы диалога со стороны компьютера.
Вот программа, которая реализует наш сценарий:
Program Summa;
var А, В : integer;
begin write (‘Введите первое слагаемое: А = ‘);
readln(A);
write(‘Введите второе слагаемое: В = ‘);
readln(В);
writeln;
writeln(‘A + В = ‘, А+В) ;
writeln(‘Пока!’)
end.
В этой программе используется возможность включать в список вывода символьные строки, заключенные в апострофы, и арифметические выражения. Выражение А+В сначала вычисляется, а потом полученное число выводится на экран. Конечно, для вычисления суммы можно было написать отдельный оператор присваивания, но можно и так, как в этом примере.
Еще обратите внимание на оператор writeln без списка вывода. Он обеспечивает пропуск строки на экране.
Виды диалога. Типы организации диалога
Диалог представляет собой обмен информационными сообщениями между участниками процесса, когда прием, обработка и выдача сообщений происходят в реальном масштабе времени. Он может быть парным, когда число его участников равно двум, и множественным — при большем числе участников.
Если роли участников диалога заданы жестко, то такой диалог называется жестким, например, режим работы «вопрос — ответ» с указанием того, кому из партнеров принадлежит инициатива. Структура гибкого диалога задает множество предписанных вариантов диалога, представляемых пользователю в виде меню, как правило, иерархической структуры, из которого он выбирает направление решения задачи. Наконец, свободным называется диалог, позволяющий участникам общения обмениваться информацией произвольным образом.
Типы организации диалога
Для решения практических задач структура диалога включает различные возможные способы обмена информацией между пользователем и ЭВМ, т.е. диалоговая система содержит множество запросов и соответствующих им ответных сообщений. Каждому запросу соответствует несколько альтернативных ответных сообщений. Схема диалога разрабатывается обычно сразу на весь комплекс решаемых задач. Каждому пользователю выделяются отдельные части схемы диалога с целью автоматического контроля его полномочий и для предотвращения несанкционированного доступа.
Наиболее распространенными типами организации диалога являются меню, шаблон, команда, естественный язык.
Меню как тип диалога очень удобен для конечного пользователя. Реализация диалога типа «меню» возможна через вывод на экран видеотерминала определенных функций системы. Выбор конкретной функции пользователем может осуществляться:
— набором на клавиатуре требуемой директивы или ее сокращенного обозначения;
— набором на клавиатуре номера необходимой функции;
— подведением курсора в строку экрана с нужной пользователю функцией;
— нажатием функциональных клавиш, запрограммированных на реализацию данной функции.
При наличии различных вариантов ответов на ввод функций пользователем в последующих шагах производится детализация, или уточнение действий, например, какая информация должна вводиться, в каком виде или на какое устройство желательно осуществить вывод и т.д.
Частным случаем диалога типа «меню» является режим ответа ДА/НЕТ, т.е. пользователю предлагаются два альтернативных варианта ответа: ДА или НЕТ.
Шаблон — это режим взаимодействия конечного пользователя и ЭВМ, на каждом шаге которого система воспринимает только синтаксически ограниченное по формату входное сообщение пользователя. Варианты ответа пользователя ограничиваются форматами, предъявляемыми ему на экране видеотерминала. Диалог может быть реализован через:
— указание системой на экране дисплея формата вводимого пользователем сообщения;
— резервирование места для сообщения пользователя в тексте сообщения системы на экране терминала.
Диалог «шаблон» используется для ввода данных, значения которых или понятны (например, поле для записи даты, фамилии, названия предприятия и т.д.), или являются профессиональными терминами, известными пользователю по его предметной области.
Различают жесткий и свободный шаблон. Жесткий шаблон предусматривает, чтобы количество вводимых пользователем символов обязательно соответствовало числу разрядов, выделенных программой на экране дисплея. При свободном шаблоне задается предельно допустимое поле, в которое вносится конкретное значение, например фамилия работающего при формировании справочника.
Разновидностью данного типа диалога является простой запрос. Пользователю предоставляется возможность вводить массив, состоящий более чем из одного сообщения, по формату, заданному системой. Диалог в этом случае сводится всего лишь к одному шагу, а в качестве сообщений на экране компьютера могут быть выведены анкетные данные работающих, номенклатура материальных ценностей и т.п.
Диалог типа «команда» инициируется пользователем. При этом выполняется одна из допустимых на данном шаге диалога команд пользователя. Их перечень отсутствует на экране, но легко вызывается на экран с помощью специальной директивы или функциональной клавиши (обычно F1). При вводе ошибочной команды (нет в списке, не тот формат или синтаксис) выдается сообщение об ошибке.
Естественный язык — это тип диалога, при котором запрос и ответ со стороны пользователя ведется на языке, близком к естественному. Пользователь свободно формулирует задачу, но с набором установленных программной средой слов, фраз и синтаксиса языка. Система может уточнять формулировку пользователя. Разновидностью диалога является речевое общение с системой.
Обычно при решении управленческих задач используется сочетание нескольких типов диалога. Это дает возможность общаться с системой как пользователю-неспециалисту (должен знать свой пароль и свое меню), так и пользователю-специалисту (например, администратору системы) с более широким диапазоном выполняемых функций.
Для всех категорий пользователей программных средств, работающих в режиме диалога, обязательной является включаемая в них система помощи и средств обучения (HELP), ускоряющая как процесс освоения, так и процесс работы. Освоение основных функций любого пакета диалогового типа не должно требовать специальных знаний в области языков программирования, архитектуры ПК и пр.
Пользователь работает с различными диалоговыми программными системами, поэтому в них целесообразно закладывать некоторое единообразие. Например, использование функциональных клавиш F1 и F10 обеспечивает вызов помощи и выход из системы, применение управляющих клавиш или их комбинаций для управления состоянием процесса вычислений и т.д.
в чем заключается принцип организации диалога «компьютер-пользователь» с помощью меню?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «в чем заключается принцип организации диалога «компьютер-пользователь» с помощью меню? . » по предмету ? Информатика, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Написать программу, которая выводит на экран результаты следующих действий: 27-5= 11+21= 32/2= 2+2*2= (2+2) * 2= Написать программу, которая выводит на экран результаты следующих действий: 21-4= 21+11= 43/3= 3+3*3= (3+3) * 3=
Вариант 2 1. Даны три числа. Найдите сумму второго и третьего числа. Найдите квадрат первого числа. 2. Даны длины сторон прямоугольника. Найдите площадь прямоугольника. 3. Даны длины катетов прямоугольного треугольника. Найдите периметр треугольника.
2. Какое значение будет иметь переменная b после выполнения следующих операторов присваивания: a:=3; b:=a+9; b:=a+b; b:=a-b+b/a. 3.
Главная » ⭐️ Информатика » в чем заключается принцип организации диалога «компьютер-пользователь» с помощью меню?
Вопросы и задания
1. Что означает понятие «диалоговый характер программы»?
2. Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером?
3. Что означает понятие «дружественный интерфейс»?
4. Выполните на компьютере все программы, приведенные в данном параграфе.
5. Постройте алгоритм и составьте программу, по которой будет реализован следующий сценарий: компьютер запрашивает номер дня недели, после ввода компьютер сообщает название этого дня. Например, если ввели 1, то выведется фраза «Это понедельник» и т. д.
Следующая страница Уроки 36 — 37. Компьютерный практикум ЦОР. Программирование диалога с компьютером (Задание 1 — 6)
Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером
Учебник по Информатике 9 класс Семакин
of your page —>
Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером? С помощью оператора вывода, записанному в программе.
В Паскале выглядит так:
write (‘ ‘, );
или
writeln (‘ ‘, );
Выдержки из лекций
1. Согласовывайте способ взаимодействия программного изделия с пользователем, с его подготовкой и уровнем, а также с ограничениями, в условиях которых пользователь работает.
Нельзя, например, чтобы дата рождения выводилась в форме: 2.5Е1 -0.5Е1 -1.001ЕЗ.
2. Сообщения, вводимые пользователем, должны быть как можно короче, но не настолько, чтобы исчезла их осмысленность. Будет лучше, если ему будет дана возможность выбора ввода сообщения, например, из списка, что исключит ошибки ввода пользователем.
3. Старайтесь, чтобы пользователь вводил как можно меньше данных с клавиатуры. Величины, которые можно вычислить в программе, вводить не надо, их надо определять в программе.
В качестве отрицательного примера можно привести случай, когда программа просит ввести код сотрудника фирмы. Разве можно запомнить все коды сотрудников в большой организации? Код сотрудника не только не надо вводить, его даже не надо выводить. Инспектор кадров не должен знать о существовании кода сотрудника. Ведение кода сотрудника — внутреннее дело программы.
4. Обеспечьте концептуальную целостность для разных типов вводимых или выводимых сообщений. Например, все сообщения выдачи на экран дисплея, отчеты должны иметь одинаковые форматы, стиль и сокращения.
5. Обеспечьте средства «Помощи» — специальный набор функций (подсказки) по оказанию пользователю помощи, если он запутается или забудет какое-либо правило взаимодействия с программным изделием.
Средства помощи не должны содержать избыточную информацию: само собой разумеющиеся действия в подсказку не выносят (Например, «Отказ — Esc »). Но если описание какого-либо действия в подсказку попало, то это действие в данный момент времени обязательно должно работать.
6. Помните о дизайне экрана. С эстетично оформленным экраном приятнее работать. В художественном оформлении экрана не принято использовать более трех цветов.
7. Общайтесь с пользователем на его языке, а не на «тарабарском» жаргоне, программистов.
8. Старайтесь, чтобы программное изделие не рассердило пользователя, ибо это может привести к некоторым неожиданным ситуациям на входе.
Избегайте оскорбительных сообщений. Сообщение-просьба лучше, чем сообщение-приказ. Хорошо, если сообщение содержит «волшебные» слова типа «пожалуйста».
9. Обеспечьте концептуальную целостность интерактивного режима работы программного изделия. Во всех ветвях программы одинаковые действия должны инициализироваться одинаковыми клавишами. Например, переход в предыдущее состояние или отказ от предложения во всех ветвях программы всегда осуществляется нажатием клавиши Esc , выход из программы — F 10 и т. д.
10. Программное изделие должно принимать любые вводимые пользователем данные.
Если данные не являются тем, что система считает допустимым, то она все равно должна их принять, информировать об этом пользователя и обработать их соответствующим образом.
11. Старайтесь на каждое входное сообщение пользователя выдавать какое-либо уведомление. Без этого пользователь может засомневаться, правильно ли сообщение было введено, и попытаться повторить ввод, вследствие чего может возникнуть чреватая ошибками ситуация.
12. Спроектируйте программное изделие так, чтобы пользователь в любой момент работы с системой мог закончить эту работу или перейти в предыдущее состояние. Предполагается, что в первом случае система успешно завершит свою работу (закроет открытые файлы, очистит переменные памяти и т.д.).
13. Ошибки пользователя должны обнаруживаться немедленно.
14. Не стремитесь исправлять входное сообщение пользователя.
Например, в медицинской информационной системе пользователь случайно нажимает на лишнюю клавишу, вследствие чего входное сообщение принимает вид «Рэтиловый спирт» вместо входного сообщения «Этиловый спирт». Система исправляет: «Метиловый спирт». Известно, что этиловый спирт опьяняет, а метиловый спирт убивает.
15. Выходные данные должны выдаваться в требуемой форме, и обязательно прокомментированными. Нельзя, например, выдавать их в виде числа, или в виде набора цифр. Анкетные данные струдника фирмы, например, лучше вывести в привычной для инспектора отдела кадров виде — анкетной карточки и пр.
Материал сайта является электронным пособием
по дисциплине «Технология Программирования»
в помощь студентам ТУИТ.
tehprog.ru Copyright © 2009-2010
При использовании материалов с данного сайта
размещение активной ссылки на источник обязательно.