Компьютер не включается, но вентиляторы системного блока работают: 5 причин и решений
Всем привет! Сегодня столкнулся с проблемой, когда компьютер не включается, кулеры работают, а я вижу черный экран без каких-то явных жизненных причин. Так как я на работе часто сталкиваюсь с такими проблемами, то решил написать более детальную инструкцию по решению этой проблемы в домашних условиях.
Сначала кратко о причинах:
- Сбой или поломка материнской платы.
- Проблема с монитором или кабелями.
- Сгорела видеокарта или выделенный видеовыход.
- Окисление контактов оперативной памяти или в цепях питания.
- Не работает кнопка включения – когда системник вообще не включается.
- Сгорел блок питания.
Аналогично могут быть разные симптомы, когда комп включается, вентиляторы крутятся, но он пищит, или наоборот не пищит. Бывает, когда комп вообще не работает и не падает признаки жизни. Обо всем этом мы поговорим ниже в статье.
Почему у MacBook шумит вентилятор
→ Статьи → Статьи → Ремонт → Почему у MacBook шумит вентилятор
В большинстве случаев шум вентиляторов является адекватной реакцией компьютера на нагрев в процессе работы, однако иногда сильный гул или неестественное дребезжание может говорить о неисправности системы охлаждения.
Почему шумит Макбук?
Несмотря на то, что разные модели MacBook имеют схожую компоновку, специфика работы их охлаждающего контура может отличаться:
- Если Ваш MacBook Air шумит во время использования, проблема может заключаться в перегреве процессора, поскольку именно на центральный чип ложатся все вычисления (включая графику);
- Если на MacBook Pro шумят вентиляторы, причиной проблемы может быть перегрев как процессора, так и дискретной видеокарты (кроме базовых моделей со встроенной графикой).
*Обратите внимание, что видеочип и видеопамять являются наиболее уязвимыми элементами системы, в связи с чем MacBook Pro 15” с дискретной графикой (в особенности классические модели) чаще подвержены неисправности.
Тем не менее если Ваш Макбук гудит в процессе работы, проблема не всегда связана с перегревом напрямую:
- Неисправность термодатчика или контроллера, программный сбой;
- Неисправность кулера;
- Повреждение термотрубки;
- Износ термопасты.
Как решить проблему и почему это важно?
Как мы уже успели отметить, перегрев как основная причина шума может привести к дефекту ключевых элементов материнской платы, таких как центральный и графический процессор, оперативная или видеопамять. Если на Вашем Макбук сильно шумит вентилятор, следует проверить показания термодатчиков (например, при помощи программы iStat Menus) — температура устройства должна оставаться в пределах 30-50 градусов в обычном режиме и 50-70 градусов под нагрузкой.
Далее мы более детально разберем основные причины шума, методы их устранения и возможные последствия.
1) Пыль
Спустя год-полтора активной работы система охлаждения ноутбука неизбежно забивается осевшей пылью, что препятствует нормальной циркуляции воздуха и, как следствие, охлаждению радиатора.
- При помощи специального оборудования специалисты сервисного центра проводят чистку и профилактику системы охлаждения с заменой термопасты и смазкой кулеров;
- Решить проблему можно и самостоятельно, однако проприетарные винты MacBook требуют специальной отвертки.
2) Дефект кулера
Нехарактерные шумы и дребезжания лопастей могут говорить о неисправности кулера вследствие брака или механических дефектов.
- Часто посторонние шумы можно устранить, выполнив смазку кулера, однако длительная работы с неисправным вентилятором может привести к его быстрому износу и, как следствие, более серьезным дефектам.
3) Неисправность термотрубки
Если у Вас сразу со старта системы гудит MacBook, проблему может заключаться в неисправности термотрубки, что приводит к неэффективному отводу тепла.
- Если элементы системы исправны, термотрубка MacBook поддается быстрой замене. В противном случае может потребоваться замена чипа.
Профилактика перегрева и неисправности
Если на Вашем MacBook постоянно работает вентилятор, убедитесь, что компьютер не перегревается и ничего не препятствует нормальному забору воздуха (например, если компьютер стоит на кровати).
Во избежание серьезных дефектов, следует не допускать перегрева и по возможности выполнять регулярную чистку системы охлаждения (раз в 6-12 месяцев). Если Вы хотите сэкономить личное время и максимально продлить срок службы компьютера, следует доверить эту работу специалистам.
Позвоните нам — получите консультацию по вашей моделе макбука и ее неисправностей. Мы подскажем и подберем оптимальный вариант для вас.
Ремонтируем только Apple. Никогда не закрывались, нас знают десятки тысяч пользователей
Не нужно ждать! Крупный склад, актуальные запчасти в наличии, контроль качества
Нам доверяют Сервисные центры. Наш опыт, и репутация говорят сами за себя.
За качество! Правильно, профессионально и по технологии можно сделать только в СЦ.
У нас все прозрачно и честноСпросите любого:
КОМАНДА MACPLUS
Не знаете с чего начать? В первую очередь — не переживать! Признаки хорошего и качественного сервиса видны сразу. Мы подготовили инструкцию для тех, кто ищет мастерскую или сервисный центр по ремонту Apple
Евгений
07 апреля
Вопрос: Добрый день, макбук 2011 года про 17, начал гудеть как трактор.Скажите сколько в вашей мастерской будет стоить ремонт?
Ответ: Добрый день, Евгений! Для начала, нужно понять, в чем заключается проблема, почему аппарат начал сильно шуметь. Если проблема с вентиляцией и высохшей термопастой, потребуется чистка и ее замена. Стоимость чистки системы охлаждения с заменой темропасты 1500 рублей. Диагностика аппарата бесплатная в любом случае. После диагностики мы сможем назвать точную проблему. MacPlus!
Постоянно работает кулер на компьютере
В общем у меня старый проц (AMD 9550) и последнее время он начал сильно греться.
В состоянии покоя где то 30-40, в играх примерно 50-55, а при 100% тестами до 62. В общем решил поставить обороты кулера в BIOS на максимум.
Вредит ли самому кулеру постоянная работа на максимальных оборотах (3200об)? И вообще так можно делать, без вреда для системы?
Добавлено через 6 минут 44 секунды:
Забыл дополнить, можно ли так делать, при условии, что комп работает по 100-150 часов без выключения
Добавлено через 36 секунд:
Забыл дополнить, можно ли так делать, при условии, что комп работает по 100-150 часов без выключения
beril: В общем у меня старый проц (AMD 9550) и последнее время он начал сильно греться.
В состоянии покоя где то 30-40, в играх примерно 50-55, а при 100% тестами до 62. В общем решил поставить обороты кулера в BIOS на максимум.
Вредит ли самому кулеру постоянная работа на максимальных оборотах (3200об)? И вообще так можно делать, без вреда для системы?
Добавлено через 6 минут 44 секунды:
Забыл дополнить, можно ли так делать, при условии, что комп работает по 100-150 часов без выключения
Добавлено через 36 секунд:
Забыл дополнить, можно ли так делать, при условии, что комп работает по 100-150 часов без выключения
Ну а как это может повредить кроме того,что кулер просто быстрее исчерпает свой ресурс. Хотя наверно может навредить барабанным перепонкам
Почему часто включается вентилятор охлаждения двигателя
В отличие от бытового вентилятора, работающего в жаркие дни в квартирах и офисах, вентилятор автомобиля является не основным, а лишь вспомогательным механизмом системы охлаждения. Главную роль в водяных системах (а такими оснащено сегодня подавляющее большинство автомобиль) играет все-таки охлаждающая жидкость – антифриз, и состояние контура, в котором он находится. Вентилятор, как правило, подключается лишь тогда, когда другие узлы (термостат, радиатор) не в состоянии справиться с охлаждением двигателя.
ПРИНЦИП РАБОТЫ ВЕНТИЛЯТОРА
- Механический. Лопасти либо установлены на шкиве коленвала, либо имеют постоянный ременный привод. Наиболее надежная, но устаревшая схема, применяется сегодня преимущественно на спецтехнике или тяжелых грузовиках (хотя в прошлом ее оснащались и легковые автомобили). Существенный минус – постоянное охлаждение двигателя, приводящее к недостаточному прогреву при низких температурах.
- Вискомуфта. Дальнейшее развитие механической схемы. Базовая часть вентилятора имеет постоянный ременной привод, а лопасти подключены через специальные биметаллические пластины, при нагреве которых обе части соединяются вязким гелем, передающим вращение наподобие гидротрансформатора АКПП. Главные недостатки – низкая точность температурного контроля и сложность конструкции. В настоящее время не применяется.
- От датчика температуры ОЖ, расположенного в радиаторе. Первый вариант электрической схемы подключения вентилятора. Применялся в карбюраторных автомобилях и первых поколениях инжекторных. Основной недостаток – нерелевантность контроля температуры, в особенности, при повреждении и последующем опустошении радиатора.
- От ЭБУ, блока управления двигателем. Наиболее точный и адекватный способ, применяется в современных автомобилях. На большинстве машин ЭБУ получает данные от нескольких датчиков, расположенных в разных частях двигателя, и на основе их показаний подает ток на электромотор вентилятора.Нагрев системы охлаждения происходит постепенно. Сначала нагревается малый контур: рубашка охлаждения двигателя и патрубки, идущие в салон и на некоторое навесное оборудование. По достижении в этом контуре температуры, близкой к рабочей, термостат открывает путь для жидкости в большой контур: радиатор и его патрубки. Соты радиатора, соприкасаясь с атмосферным воздухом, отдают ему тепло. Когда естественного обдува становится недостаточно, подключается принудительный при помощи вентилятора.Современные автомобили оснащаются преимущественно двумя (часто одинаковыми и взаимозаменяемыми) вентиляторами охлаждения. Но это далеко не всегда означает возможность двойного охлаждения: чаще всего один вентилятор несет ответственность за охлаждающую систему, а другой – за кондиционер, радиатор которого (конденсор) находится перед основным радиатором. Этот вентилятор включается тогда, когда нужно охладить фреон.
ПРИЧИНЫ СЛИШКОМ ЧАСТОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА
-
обдув не включается при нагреве двигателя;
- Термостат. Устройство, регулирующее прохождение жидкости по системе охлаждения, может заклинить либо в закрытом (тогда ОЖ будет циркулировать по внутреннему кругу, не попадая в радиатор), либо в полузакрытом положении – движение антифриза в этом случае замедлится, а теплоотвод ухудшится. Двигатель начнет быстрее перегреваться, соответственно, чаще будет включаться вентилятор.
- Водяной насос (помпа). Недостаточно эффективная работа помпы также способствует понижению скорости циркуляции охлаждающей жидкости,как следствие – перегреву двигателя. Кроме проблем с частым включением вентилятора это еще и очень серьезный симптом – как правило, таким образом насос подает знаки, предшествующие его скорой окончательной поломке.
- Радиатор. Пыль и грязь, летящие с дороги, засоряют пространство между сотами радиатора, что приводит к ухудшению охлаждения антифриза и перегреву системы. В этом случае необходима очистка радиатора, желательно, с его демонтажом.
- Засор каналов охлаждающей системы. Если все вышеупомянутые системы работают в штатном режиме, а вентилятор все равно слишком часто включается, возможно, дело в загрязнении каналов. Нужно поменять антифриз и обязательно промыть систему.
- Воздушные пробки в системе охлаждения. Они могут образоваться при неправильной замене охлаждающей жидкости, а также из-за утечек в системе. При наличии воздуха антифриз нагревается неравномерно, что влечет за собой нестабильную работу вентилятора.
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ НЕИСПРАВНОСТИ
Эксплуатировать автомобиль, у которого слишком часто включается вентилятор охлаждения, нельзя, даже если показания температуры при этом не доходят до критических значений. Ситуация может быть следствием локальных перегревов вне зоны ответственности датчиков температуры. Нужно как можно быстрее заняться выявлением проблем и их решением.
Если частое включение вентилятора застало в пути, нужно принять меры, позволяющие двигателю охлаждаться в штатном режиме:
- двигаться на небольших оборотах, но с довольно высокой скоростью (по возможности, от 60 км/ч), на прямой или повышенной передаче;
- включить отопитель, радиатор которого также будет отбирать тепло у системы, и кондиционер – его вентилятор поможет основному;
- при наличии, следить за показаниями температуры при помощи сканера;
- при критичном повышении температуры остановиться, но не выключать сразу двигатель, дать ему поработать на холостых оборотах. Ни в коем случае не открывать крышку радиатора или расширительного бачка – это может привести к выплескиванию антифриза и ожогам. Также не рекомендуется открывать капот в жаркую погоду – это не будет способствовать охлаждению двигателя.
Оптимальным решением проблем с включением вентилятора будет визит на станцию технического обслуживания – лучше всего, на одну из СТО сети умных автосервисов Wilgood. Наши квалифицированные мастера оперативно выявят причину и устранят ее, не допуская перегрева и дорогостоящего ремонта двигателя.
Что делать если постоянно работает вентилятор охлаждения
Когда вентилятор охлаждения двигателя работает постоянно, то стоит искать неисправность сделав несколько несложных диагностических действий. Проверку нужно выполнять последовательно, исходя из наиболее вероятных причин.
- Проверить наличие ошибок в памяти ЭБУ. Например, код ошибки p2185 указывает, что на ДТОЖ отсутствует «минус», а ряд других (от p0115 до p0119) о других неисправностях его электрической цепи.
- Проверить целостность проводов. В зависимости от конструкции мотора отдельные провода, связанные с приводом вентилятора могут повреждаться (обычно перетирается изоляция), из-за чего происходит короткое замыкание. Поэтому нужно просто найти место, где повредился провод. Сделать это можно либо визуально, либо с помощью мультиметра. Как вариант — вставить в контакты фишки две иголки и замкнуть их между собой. Если провода целые — ЭБУ выдаст ошибку перегрева мотора.
- Проверить ДТОЖ. Когда с проводкой и питанием датчика все в порядке, то стоит выполнить проверку датчика температуры ОЖ. Вместе с проверкой самого датчика также нужно проверить контакты на его фишке и качество фиксации фишки (не поломан ли ушко/фиксатор). При необходимости почистить контакты на фишке от окислов.
- Проверка реле и предохранителя. Проверьте приходит ли питание от реле до вентилятора с помощью мультиметра (номер контакта можно узнать из схемы). Бывают случаи что оно «залипает», тогда нужно его менять. Если питания нет — нужно проверить предохранитель.
- Чистка радиаторов и системы охлаждения. Если основной радиатор или радиатор кондиционера покрыты мусором — их нужно почистить. Засор радиатора двигателя также может образовываться и внутри, тогда необходимо прочистить всю систему охлаждения специальными средствами. Либо демонтировать радиатор и мыть его отдельно.
- Проверить работу системы охлаждения. Вентилятор может работать постоянно при низкой эффективности работы системы охлаждения и отдельных ее элементов. Поэтому желательно проверить систему охлаждения, а при выявлении поломок — выполнить ремонт либо замену ее частей.
- Проверка уровня фреона и работы датчика давления хладагента. Для проведения этих процедур и устранения причины лучше посетить сервис.
- Проверка ЭБУ — это крайняя мера, когда уже проверены все другие узлы. В общем случае, блок управления нужно демонтировать и разобрать его корпус. Далее проверить состояние внутренней платы и ее элементов, при необходимости почистить ее спиртом от антифриза и мусора.
Летом ездить с постоянно включенным вентилятором нежелательно, но допустимо. Однако, если вентилятор крутит постоянно зимой, то рекомендуется как можно быстрее диагностировать и устранить поломку.
Заключение
Чаще всего вентилятор охлаждения радиатора крутит постоянно из-за замыкания в пусковом реле либо его проводке. Остальные проблемы менее частые. Соответственно, диагностику нужно начинать с проверки реле, проводки и наличия ошибок в памяти ЭБУ.