Учитель информатики
2. Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером?
Следовательно, с помощью оператора вывода на экран выносятся не только результаты решения задачи, но и все элементы диалога со стороны компьютера.
Пример программирования диалога
Компьютерная программа совсем не обязательно должна иметь математическое содержание. Вот пример сценария, судя по которому, компьютер выполняет роль электронной няньки, заботящейся о здоровье школьника. Приводятся два варианта развития сценария, в зависимости от ответа ребенка.
Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!
Сообщи, какая у тебя температура: 36.5
Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.
Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!
Сообщи, какая у тебя температура: 37.3
Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.
Алгоритм этой программы содержит ветвление. Идея алгоритма состоит в том, что значение температуры ребенка сравнивается с величиной нормальной температуры человека: 36,6 °С. И если у ребен ка температура выше, то он нездоров. Вот соответствующий алгоритм на АЯ:
По этому алгоритму получается следующая программа на Паскале:
Обратите внимание на два момента: во-первых, перед словом else ни в коем случае нельзя ставить точку с запятой; во-вторых, в записи и при вводе вещественных чисел целая и дробная части числа отделяются десятичной точкой.
Составляя подобную программу, вы сами организуете интерфейс компьютера с пользователем вашей программы. Этот интерфейс обязательно должен быть дружественным. Содержание диалога должно быть понятным и удобным.
Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером
Учебник по Информатике 9 класс Семакин
of your page —>
Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером? С помощью оператора вывода, записанному в программе.
В Паскале выглядит так:
write (‘ ‘, );
или
writeln (‘ ‘, );
Пример программирования диалога
Компьютерная программа совсем не обязательно должна иметь математическое содержание. Вот пример сценария, судя по которому компьютер выполняет роль электронной няньки, заботящейся о здоровье школьника. Приводятся два варианта развития сценария, в зависимости от ответа ребенка.
Вариант 1:
Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру! Сообщи, какая у тебя температура: 36.5
Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.
Желаю успехов!
Вариант 2:
Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!
Сообщи, какая у тебя температура: 37.3
Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.
Поправляйся, дружок!
Алгоритм этой программы содержит ветвление. Идея алгоритма состоит в том, что значение температуры ребенка сравнивается с величиной нормальной температуры человека: 36,6 °С. И если у ребенка температура выше, то он нездоров. Вот соответствующий алгоритм на АЯ:
алг НЯНЬКА
вещ Т
нач вывод «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!»
вывод «Сообщи, какая у тебя температура:
ввод(Т)
если Т> 36.6
то вывод «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.»
вывод «Поправляйся, дружок!»
иначе вывод «Ты здоров, дружок!
Можешь идти в школу.»
вывод «Желаю успехов!»
кв
кон
По этому алгоритму получается следующая программа на Паскале:
Program NANNY;
Var T: real;
begin writeln( ‘Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру! ‘);
write ( ‘Сообщи, какая у тебя температура: ‘);
readln(T);
if T>36.6 then begin
writeln ( ‘Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель. ‘);
writeln( ‘Поправляйся, дружок! ‘)
end
else begin
writeln(‘Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу. ‘) ;
writeln( ‘Желаю успехов! ‘)
end
end.
Обратите внимание на два момента: во-первых, перед словом else ни в коем случае нельзя ставить точку с запятой; во-вторых, в записи и при вводе вещественных чисел целая и дробная части числа отделяются десятичной точкой.
Составляя подобную программу, вы сами организуете интерфейс компьютера с пользователем вашей программы. Этот интерфейс обязательно должен быть дружественным. Содержание диалога должно быть понятным и удобным.
1. Что обозначает понятие «диалоговый характер программы»?
2. Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером?
3. Что обозначает понятие «дружественный интерфейс»?
4. Выполните на компьютере все программы, приведенные в данном параграфе.
5. Постройте алгоритм и составьте программу, по которой будет реализован следующий сценарий: компьютер запрашивает номер дня недели, после ввода компьютер сообщает название этого дня. Например, если ввели 1, то выведется фраза «Это понедельник» и т. д.
Напишите в чем заключается принцип организации диалога компьютер пользователь с помощью меню
Подходы в организации диалога человек-компьютер
Компьютер сам по себе («hardware» — «железо» — аппаратные средства, аппаратура) без разработанных человеком для него программ («software» — программные средства, программное обеспечение) не может выполнить какой-либо работы. Компьютерной программой называют упорядоченную последовательность команд (инструкций) компьютеру для решения задач. Программное обеспечение (ПО) является логическим продолжением технических средств компьютера, создающим возможности применения компьютера в информационной деятельности человека.
По сфере использования программ различают три основные группы: системное, прикладное программное обеспечение и инструментальные средства, обеспечивающие создание новых программ для ЭВМ.
Системное программное обеспечение . Системное программное обеспечение — программы, предназначенные для обеспечения работы компьютера, объединения различных устройств вычислительной техники в единую вычислительную систему, организации диалога пользователь — ЭВМ и выполнения работ, связанных с обслуживанием вычислительных машин.
Системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например:
4 проверку работоспособности устройств компьютера;
4 управление ресурсами компьютера;
4 создание копий используемой информации;
4 выдачу справочной информации о компьютере и др.
К системным программам относят: операционные системы и операционные оболочки, всевозможные сервисные программы, облегчающие пользователю взаимодействие с компьютером (программы-драйверы обслуживания различных периферийных устройств компьютера, диагностические программы, антивирусные программы и др.), программы, обеспечивающие работу компьютеров в сети. Например, для обслуживания принтера используется программа-драйвер принтера.
Прикладное программное обеспечение . Прикладное программное обеспечение — программы для решения определенного класса задач обработки данных в конкретной сфере человеческой деятельности. Они непосредственно обеспечивают выполнение необходимых пользователям работ. Примеры прикладных программ: программа для обработки экспериментальных данных, программа бухгалтерского учета, игровые, обучающие программы и т.п. Текст данной книги создан с помощью прикладной программы — редактора текстов Microsoft Word, иллюстрации подготовлены с помощью прикладной программы — графического редактора.
Инструментальные средства . Инструментальные средства (системы программирования) — это программы, обеспечивающие процесс создания или изменения программ для ЭВМ. Современные системы программирования, поддерживая все технологические этапы процесса проектирования, программирования, тестирования и отладки, предоставляют программисту мощные и удобные средства для разработки программ.
Операционные системы . Главную роль в программном обеспечении компьютера играет операционная система. Операционная система — это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для того, чтобы управлять выполнением программ на компьютере и обеспечить управление ресурсами компьютера.
В функции операционной системы входят:
· ввод-вывод и управление данными;
· планирование и организация процесса обработки программ;
· распределение ресурсов (памяти, процессора, внешних устройств);
· запуск программ на выполнение;
· всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
· передача информации между различными внутренними устройствами;
· программная поддержка работы периферийных устройств(дисплея, клавиатуры, накопителей на дисках, принтера и
· осуществление диалога с пользователем.
Как любое техническое устройство, компьютер обменивается информацией с человеком посредством набора определенных правил, обязательных как для машины, так и для человека. Эти правила в компьютерной литературе называются интерфейсом. От интерфейса зависит технология общения человека с компьютером. Можно выделить следующие виды интерфейса: командный интерфейс, графический WIMP-интерфейс, SILK-интерфейс.
1. Командный интерфейс . Этот интерфейс называется так потому, что в этом виде интерфейса человек подает команды компьютеру, а компьютер их выполняет и выдает результат человеку. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки.
2. Графический WIMP-интерфейс (Window — окно, Image -образ, Menu — меню, Pointer — указатель). Характерной особенностью этого вида интерфейса является то, что диалог с пользователем ведется не с помощью команд, а с помощью графических образов — меню, окон, других элементов.
3. SILK-интерфейс (Speech — речь, Image — образ, Language -язык, Knowlege — знание). Этот вид интерфейса наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет речевое общение человека и компьютера. При этом компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь и находя в ней ключевые фразы. Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму.
Командный интерфейс
Общение человека и компьютера в виде пакетной технологии использовалось на релейных машинах Зюса и Цюзе (Германия, 1937 г.). Оно заключалось в том, что на вход компьютера подается последовательность символов, в которых по определенным правилам указывается последовательность запущенных на выполнение программ. После выполнения очередной программы запускается следующая и т.д. Машина по определенным правилам находит для себя команды и данные. В качестве этой последовательности может выступать, например, перфолента, стопка перфокарт, последовательность нажатия клавиш электрической пишущей машинки. Машина также выдает свои сообщения на перфоратор, алфавитно-цифровое печатающее устройство, ленту пишущей машинки.
Особенностью этого типа интерфейса является то, что человек здесь имеет малое влияние на работу машины — он может лишь приостановить работу машины, сменить программу и вновь запустить ЭВМ. Впоследствии, когда машины стали мощнее и появились алфавитно-цифровые дисплеи, началась эра командной строки. При этой технологии в качестве единственного способа ввода информации от человека к компьютеру служит клавиатура, а компьютер выводит информацию человеку с помощью алфавитно-цифрового дисплея (монитора). Эту комбинацию (монитор + клавиатура) стали называть терминалом, или консолью.
Общение человека и компьютера в виде технологии командной строки заключается в том, что команды набираются в командной строке. Командная строка представляет собой символ приглашения и мигающий прямоугольник — курсор. При нажатии клавиши на месте курсора появляются символы, а сам курсор смещается вправо. Это очень похоже на набор команды на пишущей машинке. Однако в отличие от нее буквы отображаются на дисплее, а не на бумаге, и неправильно набранный символ можно стереть. Команда заканчивается нажатием клавиши Enter. После этого осуществляется переход в начало следующей строки. Именно с этой позиции компьютер выдает на монитор результаты своей работы. Затем процесс повторяется. Технология командной строки используется в стандартном приложении Windows Командная строка (рис. 1), а также при загрузке Windows 95/98 в режиме MS-DOS.
Примечание . MS-DOS — это сокращение : Microsoft Disk Operating System .
Рис. 1. Вид окна приложения Командная строка
Графический интерфейс
Идея графического интерфейса зародилась в середине 70-х годов XX в. На первом этапе графический интерфейс очень походил на технологию командной строки. Отличия от технологии командной строки заключались в следующем:
· При отображении символов допускалось выделение части символов цветом, инверсным изображением, подчеркиванием и мерцанием, благодаря чему повысилась выразительность изображения.
· В зависимости от конкретной реализации графического интерфейса курсор может представляться не только мерцающим прямоугольником, но и некоторой областью, охватывающей несколько символов и даже часть экрана.
· Нажатие клавиши Enter не всегда приводит к выполнению команды и переходу к следующей строке. Реакция на нажатие любой клавиши во многом зависит от того, в какой части экрана находился курсор.
· Кроме клавиши Enter, на клавиатуре все чаще стали использоваться «серые» клавиши управления курсором.
· Уже в этой редакции графического интерфейса стали использоваться манипуляторы (типа мыши, трекбола и т.п.).Они позволяли быстро выделять нужную часть экрана и перемещать курсор.
Первая система с графическим интерфейсом появилась в 1981 г. Первоначально графический интерфейс использовался только в прикладных программах, но постепенно он стал переходить и на операционные системы, используемые сначала на компьютерах Atari и Apple Macintosh, а затем и на IBM-совместимых компьютерах.
Процесс по унификации в использовании клавиатуры и мыши прикладными программами привел к созданию того пользовательского интерфейса, с помощью которого при минимальных затратах времени и средств на переучивание персонала можно работать с любым программным продуктом.
Подводя итоги, можно привести следующие отличительные особенности этого интерфейса.
1. Выделение областей экрана.
2. Переопределение клавиш клавиатуры в зависимости от контекста.
3. Использование манипуляторов и серых клавиш клавиатуры для управления курсором.
4. Широкое использование цветных мониторов.
Появление этого типа интерфейса совпало с широким распространением операционной системы MS-DOS. Типичным примером использования этого вида интерфейса является файловая оболочка Norton Commander и текстовый процессор Microsoft Word for Dos.
Вторым этапом в развитии графического интерфейса стал «чистый» интерфейс WIMP. Он характеризуется следующими особенностями.
1. Вся работа с программами, файлами и документами происходит в окнах — определенных очерченных рамкой частях экрана.
2. Все программы, файлы, документы, устройства и другие объекты представляются в виде значков — иконок. При открытии иконки превращаются в окна.
3. Все действия с объектами осуществляются с помощью меню. Хотя меню появилось на первом этапе становления графического интерфейса, оно не имело в нем главенствующего значения, а служило лишь дополнением к командной строке. В чистом WIMP-интерфейсе меню становится основным элементом управления.
4. Широкое использование манипуляторов для указания на объекты. С помощью манипулятора указывают на любую область экрана, окна или иконки, выделяют ее, а уже потом через меню или с использованием других технологий осуществляют управление ими.
Важнейшей особенностью этого интерфейса является его понятность и простота в усвоении. Поэтому сейчас WIMP-интерфейс стал стандартом де-факто. Ярким примером программ с графическим интерфейсом является операционная система Microsoft Windows.
SILK-интерфейс
С середины 90-х годов XX в. в связи с появлением звуковых карт и широкого распространения технологий распознавания речи начинается активное развитие и применение «речевой технологии» SILK-интерфейса. При этой технологии команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов — команд. Такими основными командами (по правилам системы речевого ввода «Горыныч») являются:
· «Проснись» — включение голосового интерфейса.
· «Отдыхай» — выключение речевого интерфейса.
· «Открыть» — переход в режим вызова той или иной программы. Имя программы называется в следующем слове.
· «Буду диктовать» — переход из режима команд в режим набора текста голосом.
· «Режим команд» — возврат в режим подачи команд голосом
и некоторые другие.
Слова должны выговариваться четко, в одном темпе. Между словами обязательна пауза. Из-за неразвитости алгоритма распознавания речи такие системы требуют индивидуальной предварительной настройки на каждого конкретного пользователя. В состав Office XP уже вошла система распознавания речи, правда, она пока понимает лишь английский, китайский и японский языки.
Виды интерфейса и формы диалога пользователя с ПК.
ОС ПК – это комплекс программных средств, предназначенных для управления вычислительными ресурсами ЭВМ.
Классификация ОС:
Основные составные части ОС:
4) Внешние команды
Назначение и основные функции базовой системы ввода – вывода (BIOS).
BIOS — программа, находящаяся в ПЗУ
Функции BIOS:
1) Тестирование аппаратной части при включении компьютера
2) Инициализация векторов прерывания нижнего уровня
3) Поиск программы – загрузчика ОС и загрузку ее с диска в оперативную память
BIOS содержит специальные программы по управлению стандартными внешними устройствами, программу начальной загрузки ОС.
Назначение драйверов устройств. Типы драйверов Windows 2000/XP/7.
Драйверы – программы позволяющие организовать аппаратно-программный интерфейс.
Назначение драйверов:
1) Расширяют возможности ОС
2) С помощью драйверов возможно подключение к компьютеру новых устройств
Типы драйверов Windows 2000/XP/7:
ü драйверы реального режима MS-DOS (SYS-файлы);
ü 16-разрядные драйверы для Windows 3.x (DRV-файлы);
ü виртуальные 32-разрядные драйверы (VxD- драйверы).
13. Назначение утилит, программ – оболочек, операционных оболочек. Привести примеры.
Утилит – это программа, предназначенная для обслуживания и оптимизации работы системы
Большинство утилит предназначено для обслуживания файловой системы и дисков. Некоторые утилиты используются для ведения архивов данных, а специальные антивирусные программы обеспечивают защиту системы от компьютерных вирусов
Утилиты:
1) программы упаковщики
2) программы для создания резервных копий
3) антивирусные программы
4) программы для оптимизации дисков
Программы – оболочки – обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером
Функции программ – оболочек:
ü давать наглядное изображение содержания диска в виде дерева каталогов и файлов;
ü осуществлять создание, переименование, пересылку и удаление файлов и каталогов;
ü выполнять любые команды MS-DOS;
ü создавать, просматривать и редактировать текстовые файлы;
ü создавать пользовательские меню для быстрого запуска наиболее часто используемых программ;
ü осуществлять вход в компьютерную сеть и выходить из нее и др.
Операционные оболочки — в отличие от обычных программ-оболочек, они представляют новые возможности ОС
14. Определение и классификация прикладного программного обеспечения. Привести примеры.
Прикладное ПО — это программное обеспечение, которое предназначено для решения определенных классов задач пользователя.
Классификация прикладного программного обеспечения:
1) программные средства общего назначения
— системы компьютерной вёрстки
2) программные средства специального назначения
3) программные средства профессионального уровня
15. Назначение текстового процессора Microsoft Word. Технология работы с текстовым документом.
MS Word является многофункциональной программой обработки текстов, которая позволяет вводить, редактировать, форматировать и оформлять текст. При помощи этой программы пользователь может вставить в документ графику, таблицы, диаграммы, а так же автоматически исправлять ошибки.
К базовым приемам работы с текстами в текстовом процессоре относятся следующие:
1) создание документа
3) редактирование текста
4) рецензирование текста
5) форматирование текста
6) сохранение документа
7) печать документа
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
© cyberpedia.su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!