Урок 3. «Мой помощник компьютер»
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Обобщить знания учеников о возможностях компьютера, познакомить с некоторыми техническими возможностями компьютеров.
Урок технологии в 3 классе (первый урок)
Тема урока: ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ! Как работать с учебником. .
Тип урока: Нестандартный урок- путешествие.
Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий).
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов.
Цель урока: познакомить учащихся с учебником и рабочей тетрадью для 3 класса; актуализировать знания, полученные в 1—2 классах.
Задачи урока:
образовательные: познакомить детей с понятием «стоимость», начать формировать умение вычислять стоимость изделия; познакомить на практическом уровне с составлением маршрутной карты.
развивающие: развивать умение работать в паре, группе.
воспитательные: бережного отношения к ресурсам, которые используются в курсе «технология»
Планируемые образовательные результаты:
предметные: уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса,
уметь составить маршрутную карту города Ижевска (свой район)
личностные: применять знания, полученные в 1—2 классах
формирование стремления к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
метапредметные: умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых в рамках образовательного процесса.
Основные понятия темы: современники, город, хаотично, экскурсия, маршрутная карта, экскурсовод.
Межпредметные связи: Русский язык (ребусы, кроссворд) Математика( понятие стоимости, расчёт стоимости)
Технологии: ИКТ технологии, игровые технологии.
Ресурсы: ПК учителя с доступом к локальной сети и Интернету,
раздаточный материал: слова ребусы, правила к уроку (разрезаны на фрагменты), кроссворд, увеличенная копия маршрутной карты
рабочая тетрадь 3 класс, фишка — автобус, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.
Урок 1. Информационная мастерская
Компьютер является главным помощником человека при работе с информацией. Мы используем компьютер для поиска, хранения, обработки и передачи информации. Компьютер состоит из нескольких взаимосвязанных частей – устройств. У компьютера некоторые устройства расположены снаружи. Такие устройства называются внешними (монитор, клавиатура, мышь, системный блок). Те устройства, которые находятся у компьютера внутри, называются внутренними (процессор и память). К компьютеру можно подключить дополнительные устройства. Например, принтер, который распечатывает на бумаге ту или иную информацию из компьютера. Работа на компьютере требует соблюдения правил безопасности.
Первый компьютер
Первый компьютер был очень большим и занимал целый класс. Использовался он, прежде всего, в военных целях. Корпорация IBM в 1981 году разработала первый персональный компьютер, который по сей день пользуется огромным спросом во всём мире. Современную жизнь вряд ли можно представить без компьютера. Распечатать текст или фотографии, обменяться полезной информацией на большом расстоянии – все это стало возможным благодаря использованию персональных компьютеров.
Кто быстрее: компьютер или человек? Сравнение объёма памяти компьютера и человека
Следуя инструкции, сравните объём памяти компьютера и человека:
- Положите на стол десять разных предметов.
- Посмотрите на них.
- Теперь отвернитесь и назовите соседу по парте предметы, которые запомнились.
Тяжело запомнить все предметы? А в памяти компьютера может храниться целая библиотека.
Урок модуля «Практика работы на компьютере» курса «Технология». 3-й класс
Используемый материал: презентация по теме урока (Приложение 1), мультимедиакурс “Мир информатики” под ред. А.В. Могилева (тема “Хранение информации на компьютере”), развивающие игры из курса элементарной компьютерной грамотности для начальной школы
Ход урока
I. Оргмомент
II. Разминка:
Задание 1 (Приложение 1, слайд 2):
Кто и что использует в своей работе?
Комментарий к заданию: ученики соотносят персонажи (людей разных профессий) с предметами, используемыми в их работе. (Примечание: для корректной “работы” анимации на слайде, называть людей разных профессий учащиеся должны по порядку.) Затем учитель просит детей рассказать для чего эти люди используют компьютеры. Далее делается вывод, что компьютеры используются во всех областях деятельности человека.
III. Актуализация знаний:
Задание 2 (Приложение 1, слайд 3):
Посмотри на свой компьютер. Можешь ли ты назвать устройства, которые ты видишь?
Комментарии: На слайде поочередно появляются устройства компьютера, учащиеся их называют. Обратить внимание учащихся на направление стрелок и попросить объяснить, что они обозначают. Если дети затрудняются ответить, объяснение дает учитель. Особое внимание следует обратить на системный блок. Нужно сообщить им, что внутри этого “ящика” находится много различных устройств и с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Задание 3 (Приложение 1, слайд 4):
Выбери слова, которые можно вставить вместо многоточия
- раскрашивать
- хранить
- собирать
- использовать
- кушать
Комментарий: вместо многоточия можно вставить: хранить, собирать, использовать, получать, обрабатывать, передавать.
Это задание на повторение и, в тоже время, подводит к объяснению темы урока.
IV. Объяснение нового материала
1. Учитель напоминает, что значит хранить информацию. Рассказывает о значении сохранения информации для человека, о памяти человека, о её ограниченных возможностях.
Подводит детей к выводу, что компьютер – это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации. (Приложение 1, слайды 5,6).
Просмотр анимационного ролика из мультимедиакурса “Мир информатики” по теме “Хранение информации на компьютере”
2. Знакомство с оперативной памятью.
— Мы уже знаем, что процессор – это устройство компьютера, которое обрабатывает информацию. Работает он очень быстро. Да вот беда, процессор может запомнить только несколько слов или чисел. Для того чтобы запомнить большое количество информации, в компьютере есть специальное устройство – оперативная память. Процессор может обрабатывать данные по программе, если и программа, и данные загружены в оперативную память. Вся информация хранится в ОП в виде двоичных кодов: 0 и 1. Устройство оперативной памяти состоит из крошечных переключателей, каждый может быть в положении “Включено” или “Выключено”. Если переключатель включен, компьютер запомнил единицу, если выключен – ноль. В ОП компьютера может храниться от 1000 до 32000 и более страниц текста. Информация хранится в ОП, пока компьютер включен. (Приложение 1, слайд 7).
3. Учитель излагает сюжет задания, который на слайде 8 (Приложение 1), представлен в виде комикса:
— Незнайка рисовал на компьютере, но не успел закончить рисунок. Он выключил компьютер и решил продолжить позже. Но на следующий день он не смог найти рисунок в памяти компьютера. Почему это случилось?
— При выключении компьютера вся информация в ОП пропадает. (Приложение 1, слайд 9).
4. Учитель сообщает, что есть специальная память, которая сохраняет информацию и после выключения компьютера. Эта память называется внешней, а устройства внешней памяти называются дисками. Для записи информации на диск и чтения с диска нужно специальное устройство – дисковод. Учитель кратко характеризует устройства внешней памяти, их отличия. (Приложение 1, слайд 10).
V. Физкультминутка (Приложение 1, слайд 11).
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят,
Два – суставы не скрипят,
Три – прозрачен объектив,
Я исправен и красив.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно к делу приступать.
(Агафонов В.В. Твой друг Компьютер. – М.: Новая школа, 1997. – 16 с.)
VI. Закрепление изученного материала
Учащимся предлагается по рисункам устройств внешней памяти назвать их.
Выбери лишний предмет (предмет, не подходящий к остальным).
На слайде изображены книги, дискета, диск, оперативная память.
Комментарий: вариант ответа 1: книга предназначена для долговременного хранения информации, но не является устройством ПК; вариант ответа 2: оперативная память не является устройством внешней памяти ПК.
Задание 3 (Приложение 1, слайд 14):
Соедини названия устройств компьютера с описанием их действий:
Работа за компьютером
Учащимся предлагается открыть текстовый редактор, набрать текст (например: Сегодня на уроке мы узнали об устройствах хранения информации на компьютере.) и сохранить текст на жестком диске.
Компьютер и здоровье
«Компьютер для детей» — Справочники. Игры — приключения. Меня заинтересовало, что … Стратегии. Тесты. Я понял, что … Виды компьютерных игр. Постановка проблемы. Энциклопедии. Мораль сей басни такова… Полезные сайты. И наша с вами задача – сделать компьютер ПОМОЩНИКОМ ребенка! Игры. Компьютер и здоровье ребенка Как компьютер помогает в учебе?
«Компьютер для школьника» — Вопросы анкеты… Запомните… КОМПЬЮТЕР И УТОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКА. Ноги согнуты. Время непрерывной работы за компьютером. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером? Компьютер и здоровье школьника. В компьютерные игры играют 80% учащихся, постоянно играют 68,6%, от 4 до 10 ч в день – 12% и от 6 до 10 ч – 6,1%.
«Компьютер сотовый телефон» — Насколько опасным для здоровья человека является ПК? Какой вред наносят человеку сотовые телефоны и компьютеры? Происходит сгущение крови, в результате чего клетки недополучают кислород. Как влияет излучение сотовых телефонов на организм человека. Что не защитит нас от излучения? Как защитить себя от воздействия электромагнитного поля?
«Виртуальная зависимость» — Физические симптомы: — Синдром карпального канала (поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц). — Сухость в глазах. — Головные боли по типу мигрени. — Боли в спине. — Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи. — Пренебрежение личной гигиеной. — Расстройства сна, изменение режима сна.
«Компьютер друг или враг» — +. Компьютер – друг и помощник. Для чего вам в первую очередь нужен компьютер? Компьютер — враг. Плохо стал соображать, Отчего вдруг? – не понять. -. И с глазами …Что со мною?! Ухудшение памяти и внимания. До чего же энергичный Электронный человек! Компьютер не может сам принести вред или пользу человеку.
«Компьютер и здоровье» — Научно обоснованные физиолого – гигиенические требования к режиму занятий и длительности общения с ПК. Выполнила студентка 636 гр. Персональный компьютер. Компьютер -. Здоровье -. Влияние. Как влияет компьютер на здоровье ребенка дошкольного возраста ? Компьютер. Проблемные вопросы: Продан М.И. И здоровье детей.
Презентация — Первое знакомство с компьютером
Компьютер не столовая! Лучше не подходить к нему с хлебом, орешками, конфетами, семечками, чаем. Крошки навредят компьютеру больше, чем пыль, а пролитый чай может испортить его окончательно.
начальная школа
8
Нажимая клавиши, не прилагайте больших усилий. Компьютер поймёт вас и при самом нежном прикосновении. Барабаня по клавиатуре, вы быстро выведете её из строя. Так же «нежно» нужно относиться к мышке и другим устройствам, подключаемым к компьютеру.
начальная школа
9
Не трогайте экран монитора даже чистыми пальцами — на нём всё равно останутся следы.
начальная школа
10
начальная школа
11
Основные составляющие компьютера
Системный блок Монитор Клавиатура Мышь
начальная школа
12
Системный блок
Системный блок – основной компонент любого персонального компьютера. В нём находятся: процессор («мозг» компьютера); устройства хранения информации («память» компьютера).
Если открыть системный блок, можно увидеть процессор
начальная школа
13
и компьютерную память.
Монитор
начальная школа
14
Он похож на телевизор. Компьютер выводит на его экран тексты и рисунки. Монитор — это устройство вывода.
начальная школа
15
Она служит для набора (ввода) текста, цифр, знаков. Клавиатура — это устройство ввода.
Клавиатура
начальная школа
16
Движение мышки повторяет стрелочка на экране монитора. Эта стрелочка — курсор. У мышки есть кнопки, которыми можно щёлкать — задавать (вводить) команды. Мышка — это устройство ввода.
Мышь
Устройства ввода и вывода информации
начальная школа
17
Устройства ввода
Устройство вывода
начальная школа
18
Проверка знаний
начальная школа
19
1. Укажите устройство, которое содержит процессор и «память» компьютера.
начальная школа
20
2. Назовите устройство, которое выводит из компьютера тексты и рисунки.
начальная школа
21
3. Назовите устройство, которое служит для ввода текста.
начальная школа
22
4. Назовите устройство, которое служит для ввода команд.